Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.
Школьный культурно-этнографический музей может стать тем местом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.
Цели создания музея:
- воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за своих соотечественников;
- познакомить с предметами быта XIX-XX века;
- использовать экспонаты на уроках и внеклассных мероприятиях;
- сохранить старинные вещи.
Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея:: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели и становится основой музейно-педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.
2 ) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее -не формальность и добровольность. Особенностью обучения в музее-мастерской является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея. При нашем музее работает изостудия «Истоки».
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.
4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в
форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.
Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник, ярмарка, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, и пр.).
Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.
Наш музей находится в стадии развития. Официально открыт январе 2008 года (приказ № 235 от 23.01.08 г.), но собирался и оформлялся уже около 10 лет. Расположен он в кабинете декоративно-прикладного искусства и занимает четверть класса. Площадь всего класса 45 кв. м.
Актив музея составляют ребята из изостудии «Истоки» и 3 класса «Б», которые на протяжении последних лет изучают народную культуру на основе сказок, обрядов; знакомятся с приёмами традиционной росписи, учатся выполнению куколок, писанок, пряников и т. д. Так же ребята помогали при оформлении экспозиции и по мере появления приносят предметы для музея. Много экспонатов принесено родителями учащихся.
Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.).
В экспозиции есть ряд интересных и оригинальных предметов: люлька токарной работы, привезённая из деревни Костешио Тверской области, копия последней матрёшки, разработанной Сергиево-Посадской артелью, полочка абрамцевской резьбы, повойник-«сорока», кованые гвозди, найденные при строительстве Делового центра в Москве.
Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна, швейка,).
Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.
Музей хорошо вписывается в общую систему дополнительного образования. Здесь могут проходить дополнительные уроки по Москвоведению для учащихся начальной школы, а также факультативы других предметов, по желанию педагогов. На базе музея организуются кружки по народной культуре и декоративно-прикладному искусству.
Большое место в работемузея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям.
Развитие нашего музея-мастерской будет проходить в несколько этапов:
1 этап - создание экспозиции, сбор экспонатов.
2 этап - изучение подлинных предметов быта, их описание.
3 этап – может идти параллельно со вторым - проведение экскурсий для учащихся и их родителей, проведение занятий изостудии.
4 этап- перспективный. Планируется выполнить проект по созданию коллекциикукол в различных национальных костюмах; изучение различных способов росписи пасхальных яиц; знакомстводетей с обрядовой выпечкой и традиционной кухней. Большим и долгосрочным проектом является создание виртуального варианта музея.