Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019.С. 27-33.




Сцена встречи Марии с Елисаветой связывает две истории о зачатии и рождении великого пророка Иоанна и Спасителя Христа.

Ангел уже прежде указал Марии на чудо, свершившееся с Елисаветой: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:36). Теперь она поспешно отправляется в путь, чтобы поскорее увидеть сообщенное ей ангелом знамение. Ею движет святое воодушевление той благодатью, которая дарована ей и ее родственнице. Мария и Елисавета названы родственницами. Но о степени их родства ничего не говорится. Предполагается, что Елисавета была теткой Марии по материнской линии. Следует рассказ о встрече обеих избранных Богом женщин. Елисавета, сама беременная, узнаёт, что Мария зачала Мессию. Обе женщины, мать великого пророка Елисавета и мать Мессии Мария, славят Бога. Елисавета - за крепкую веру Марии, Мария - за Божье действие на ней.

Итак, Мария из Назарета через Самарию отправилась в путь, чтобы навестить свою родственницу Елисавету, которая жила в некоем городе в нагорной Иудее, то есть недалеко от Иерусалима. Дорога должна была занять 3-4 дня пути. Традиция указывает на селение, в которое прибыла Мария, - Эйн-Карем, в нескольких километрах западнее Иерусалима[1]. - Православные паломники в Святую землю знают и часто посещают это место, в котором расположен Горненский женский монастырь. С горы, на которой находится монастырь, открывается вид на Иерусалим. И когда, придя, Мария приветствовала Елисавету, младенец «взыграл» (а буквально - «стал прыгать») во чреве Елисаветы, потому что исполненный Духа младенец (то есть Иоанн) почувствовал приближение Мессии (Иисуса) и от радости начал двигаться. То есть еще до рождения Иисуса еще не родившийся Предтеча и Креститель бессознательно чувствует мессианское достоинство того младенца, который во чреве Марии. Мы употребили слово «бессознательно», потому что другие евангельские сообщения говорят о том, что до крещения в Иордане Иоанн не знал Иисуса[2]. Действие Святого Духа в младенце передается и Елисавете. Она тоже исполнилась Святого Духа и, цитируя Книгу Иудифи[3], пророчески изрекла, что Мария «благословенна между женами», то есть самая благословенная из всех женщин, потому что Дитя в ней - «Господь», и потому Мария «Матерь Господа моего». Это пророческое откровение так потрясло Елисавету, что она сознает себя недостойной великого посещения: «И откуда это мне?» Далее она называет Марию «блаженной» за ее совершенную веру, за то, что она поверила, «что совершится сказанное Ей от Господа». Таким образом «Уверовавшая» Мария становится образцом верующего человека и как бы противопоставляется медлительному в своей вере Захарии.

Как эхо на пророческое приветствие Елисаветы теперь звучит знаменитый гимн Девы Марии, который мы так часто слышим, да и сами поем во время церковного богослужения. По форме гимна и по его поэтической красоте можно судить, что он изначально был составлен именно для литургического пения. Знакомым с западной церковной музыкой он известен по латинскому слову Magnificat. В нем Мария говорит о тайне той благодати, которой она была удостоена. И делает это она в форме прославления Бога. Это глубоко личный и в то же время богословский, эсхатологический благодарственный гимн, настоящий мессианский псалом благодарения. По своей форме он подобен известным нам ветхозаветным псалмам. Как и они, он построен из отдельных строф. Каждая строфа состоит из двух параллельных строк, которые совпадают по содержанию или противоположно направлены по содержанию. Вспомним всем нам хорошо знакомые псалмы.

Например, 50-й:

Строфа 1-я, в ней две параллельные строки:

Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей,

и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое.

Строфа 2-я, в которой тоже две параллельные строки, совпадающие по содержанию:

Наипаче омый мя от беззакония моего

и от греха моего очисти мя.

Строфа 3-я:

Яко беззаконие мое аз знаю,

и грех мой предо мною есть выну.

Затем строфа 4-я - везде та же структура:

Тебе единому согрегиих

и лукавое пред тобою сотворих.

Абсолютно то же самое мы видим и в гимне «Величит душа Моя»:

Строфа:

Величит душа Моя Господа,

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...

Или любые другие строфы; например, с противоположным содержанием строк:

...низложил сильных с престолов,

и вознес смиренных;

алчущих исполнил благ,

и богатящихся отпустил ни с чем...

Песнь Богоматери составлена на языке Септуагинты, греческого перевода Писания, и состоит из многочисленных ветхозаветных элементов как образцов гимнической поэзии. Прежде всего, следует упомянуть в качестве образца Песнь Анны, матери Самуила (1 Цар 2:1-10). Достаточно вслушаться в некоторые строки гимна Анны, чтобы уловить связь и по форме, и по содержанию:

И молилась Анна и говорила:

Возрадовалось сердце мое в Господе;

вознесся рог мой в Боге моем...

Лук сильных преломляется,

а немощные препоясываются силою.

Сытые работают из хлеба,

а голодные отдыхают...

Господь делает нищим и обогащает,

унижает и возвышает....

Да не хвалится мудрый мудростью своею,

и да не хвалится сильный силою своею,

и да не хвалится богатый богатством своим...

Господь будет судить концы земли,

и даст крепость царю Своему

и вознесет рог помазанника Своего.

Но не только эта Песнь Анны легла в основу гимна Девы Марии, но и многие другие ветхозаветные псалмы и пророческие изречения, перечислять здесь которые не стоит. Это всё тексты и обороты, которые были на слуху у всех верующих, сразу узнавались и пробуждали соответствующие религиозные чувства и мысли.

В псалме Богородицы прославляется и уже свершившееся спасительное деяние Божье, и спасительное эсхатологическое будущее. То и другое имеет причину в милости Божьей. Эта милость дважды упоминается в гимне.

Дева Мария благодарит Бога за то, что «призрел Он на смирение Рабы Своей». «Смирение» - кроткая позиция верующего перед Божьей силой и премудростью, даже если человеческий ум не проницает замыслов Божьих. Такая кротость веры свойственна «смиренным», которые представлены в контрасте к «сильным», то есть к тем, кто не сознают в себе полной зависимости от Бога Творца. Мария пророчески восклицает: «Отныне будут ублажать Меня все роды». «Все роды», все поколения людей будут прославлять Марию как блаженную («будут ублажать») за ее образцовую веру, потому что Бог именно ее избрал и нашел ее достойной сотворить на ней «великое» (или «свои великие дела», но не «величие», как в Синодальном переводе), то есть через нее ввести в мир и во время Господина истории, Мессию и Сына Божьего.

В этом универсальном, преобразующем историю, спасительном деянии Бога осуществляется Его «милость к боящимся Его», то есть к верующим в Бога, богобоязненным людям. За сим следует прославление этой милости Божьей к миру и человечеству.

«Надменных», которые гордятся своей властью и независимостью от людей и от Бога, Он «рассеял», «расточил», то есть сделал бездейственными, бессильными. «Сильных» лишил их престолов. И этому Суду и наказанию гордым противопоставлена милость и награда «смиренным», которых Бог «вознес». Голодных, «алчущих», Он «исполнил благ», то есть насытил. А богачей - «богатящихся отпустил ни с чем». Таков суд справедливости Божьей. Его ожидают от будущего, но надеются на него и в настоящем, ибо этот справедливый суд неоднократно свидетельствовал о себе в прошлом.

Особенным образом вспоминается милость Бога в отношении Израиля, который назван «отроком Божьим». Разумеется, здесь намек на пророчество Исаии: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего» (Ис 41:8), и обетование Божье, данное праотцу Аврааму и его «семени», то есть его потомкам: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт 17:7). О том, что Бог творит милость семени Авраама, в том числе царю Давиду, а также его потомку - Помазаннику Иисусу, а также Его потомству, то есть Церкви Христовой, и о том, что эта милость будет простираться «до века», говорится во Второй книге Царств, где Бог назван как «Творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки» (2 Цар 22:51). Этим «во веки» завершается прекрасный восторженный гимн Девы Марии.

Мария оставалась с Елисаветой около трех месяцев, оставив ее незадолго до рождения Иоанна. Она возвратилась «в дом свой», то есть пока еще не к праведному Иосифу-обручнику.

 


[1] Впервые это место упоминается в Протоевангелии Иакова (250 г. ΡΧ).

[2] Например, Ин 1:31, где Иоанн говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить

в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

[3] «Озия сказал (Иудифи): Благословенна ты, дочь, Всевышним Богом более всех жен на Земле» (Иудифь 13:18).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: