Различия политических режимов новых независимых государств 7 глава




Оглашенные представителями Центризбиркома итоги голосования были неоднозначны. На первом месте по числу мандатов была поддерживающая президента партия «Вперед, Киргизия!». Однако было признано, что в парламент прошли несколько кандидатов от оппозиционного блока «Ата-Журт» («Отечество»), возглавляемого бывшим министром иностранных дел Розой Отумбаевой. Неожиданностью стало поражение на юге страны поражение бывшего премьер-министра страны Курманбека Бакиева и некоторых других оппозиционных деятелей, по итогам первого тура имевших хорошие шансы на победу. В нескольких округах выборы были признаны несостоявшимися.

Несмотря на то, что правящие круги, подводя итоги выборов, очевидно, стремились расколоть оппозицию, волна выступлений протеста в стране усилилась. В отдельных случаях митингующие захватывали государственные учреждения и брали в заложники высокопоставленных чиновников, требуя пересмотра итогов выборов. Все чаще появлялись требования отставки Акаева. Лидеры оппозиции объединили свои усилия.

Кульминацией событий стали массовые выступления протеста в Бишкеке 23-24 марта, в ходе которых демонстранты захватили Дом Правительства. Акаев вместе с семьей бежал из страны сначала в Казахстан (по матери он дальний родственник президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, его сын одно время был женат на дочери Назарбаева), а затем в Россию. Силовые структуры оказались парализованными, в столице Киргизии началось массовое мародерство и грабежи. Остановить их смог еще один популярный лидер оппозиции, бывший министр внутренних дел и глава правительства Феликс Кулов. По требованию протестующих и решению парламента он был освобожден из тюрьмы, куда был посажен во времена Акаева по обвинению в злоупотреблении служебным положением, и сразу же назначен «куратором силовых структур».

4 апреля Акаев в посольстве Кыргызстана в Москве в присутствии парламентской делегации своей страны подписал заявление о своей отставке с поста президента. В ряде случаев на местах образовывалось сразу несколько конкурирующих центров власти. Нарастающие в стране хаос и анархию на какое-то время остановил союз двух наиболее популярных деятелей оппозиции один из которых (К.Бакиев) представлял Юг, а второй (Ф.Кулов) Север.

В дальнейшем Бакиев занял пост президента страны, а Кулов стал премьер-министром. Одним из итогов происшедшей революции (названной «революцией тюльпанов» по аналогии с событиями в Грузии и в Украине) стало соглашение о проведении конституционной реформы, приводящей к смене президентской формы правления парламентской. Однако ход этой реформы, так же, как и другие преобразования осложнился противоречиями в стане победителей. В стране вновь стали происходить массовые выступления протеста, организуемые различными вооруженными группировками. В декабре 2006 г. правительство Кулова ушло в отставку, в дальнейшем парламент отказался вновь утвердить Кулова на посту премьер-министра.

Как и в отношении «оранжевой революции» можно говорить о том, что «революция тюльпанов» не закончилась единичной сменой власти. Логика революционной борьбы продолжает определять ход политических процессов в Киргизии. При этом «революция тюльпанов» имеет ряд особенностей по сравнению с другими «цветными революциями». Одной из них является отсутствие антироссийской направленности. Российскую карту пытаются разыгрывать различные политические силы. Ф.Кулов даже выступил с инициативой о проведении референдума по вопросу образования конфедерации России и Кыргызстана.

Провозглашение независимости и гражданская война в Таджикистане

31 сентября 1991 г. под давлением оппозиционных сил с поста президента республики Таджикистан был смещен поддержавший ГКЧП первый секретарь ЦК республиканской компартии Каххор Махкамов. Новое руководство приняло указ о запрещении компартии и национализации ее имущества. 9 сентября того же года Верховный совет Таджикистана принял Декларацию о независимости республики и выходе ее из СССР.

В Таджикистане развернулась борьба между Исламской партией возрождения, опорой которой стали восточные районы страны, и прежней партийной номенклатурой, в которой быстро оказались отодвинуты на задний план немногочисленные представители демократического движения в республике. Однако отсутствие сильного лидера и единого центра управления в Таджикистане привело к тому, что развернувшаяся в стране борьба приобрела характер столкновения различных региональных и этнических группировок. Фактически сразу страна оказалась в огне гражданской войны, в ходе которой погибло около 100 тысяч человек и около 700 тысяч бежали за ее пределы.

Э.Рахмонов (Рахмон) и его политика

В ноябре 1992 г. в Душанбе вошли вооруженные отряды ополчения южной Кулябской области, и взяли власть в свои руки. Главой Таджикистана был провозглашен лидер кулябцев, бывший директор совхоза Эмомали Рахмонов (весной 2007 г. он заявил, что меняет свою фамилию на Рахмон). Вступив в союз с северянами из ходжента, Кулябцам удалось стабилизировать ситуацию. В 1994 г. Рахмонов был избран первым президентом Таджикистана (на какое-то время пост президента был упразднён).

Однако бои на территории страны продолжались. Только в июне 1997 г. руководство республики и лидеры Объединенной таджикской оппозиции подписали в Москве мирные соглашения. Представители оппозиции были включены в состав правительства, им была предоставлена треть мест в парламенте страны. Вернувшиеся из Афганистана и Пакистана боевики могли влиться в ряды таджикской армии. В том же году Рахмонов совершил хадж в Мекку. Однако соглашения эти выполнялись с трудом, и та, и другая сторона имели немало претензий друг к другу. Периодически вновь вспыхивали военные столкновения, иногда перекидывавшиеся и на территорию соседних республик. Сдерживающим фактором проникновения боевиков извне было присутствие российских войск, прикрывавших границу с Афганистаном.

В 2001 г. правительственным войскам удалось разоружить большую часть неподконтрольных отрядов оппозиции. Стабилизации политической ситуации в немалой степени способствовало свержение режима талибов в соседнем Афганистане. Однако до настоящего времени Рахмонов не контролирует всю территорию Таджикистана. Особым остается, например, положение в бывшей Горно-Бадахшанской автономной области, население которой последние годы жило в основном за счет средств главы секты исмаилитов Карима Ага-хана IV. Таджикистан по-прежнему входит в число беднейших стран мира.

В 1998 г. Рахмонов возглавил Народно-демократическую партию Таджикистана. На бойкотируемых оппозицией президентских выборах, состоявшихся 6 ноября 1999 г., Рахмонов, имея только одного, формального соперника, получил, согласно официальным данным 97% голосов избирателей и был избран уже на семилетний срок. В последующий период степень официальной политической конкуренции в Таджикистане несколько возросла. На состоявшихся в феврале-марте 2005 г. парламентских выборах (по пропорциональной системе избираются 22 из 63 депутатов нижней палаты) по официальным данным Народно-демократическая партия Таджикистана набрала 64,5% голосов, коммунисты – 20,6%, исламисты – 7,5%. В ноябре 2006 г. Рахмонов на президентских выборах имел уже четырех соперников – либерала, агрария, коммуниста и социалиста – и победил их, собрав 79,3% голосов.

Стремясь ослабить позиции исламистов в обществе и создать альтернативу их идеологии, Рахмонов в последние годы стремится акцентировать внимание на древних зороастрийских истоках таджикской нации и государственности. По этому поводу он выпустил ряд книг под своим именем и объявил 2006 г. в Таджикистане Годом арийской цивилизации.

Специфика экономической и политической ситуации в Туркменистане, С.Ниязов

Туркменистан являет собой пример бывших имперских владений, для которых распад прежней экономической системы империи изначально принес больше позитивных, чем негативных последствий. Богатые месторождения газа (третьи или четвертые по запасам в мире) принесли Туркменистану если не такое же точно благосостояние, как нефтяные запасы бывшим британским владениям на берегу Персидского залива, то, по крайней мере, обеспечили экономическую стабильность и доходы, достаточные как для обогащения власть придержащих, так и для проведения ими политики социального маневрирования. Газ, электричество, вода и соль были объявлены бесплатными для жителей республики.

На этом фоне верхушке партийно-хозяйственной элиты республики во главе с первым секретарем ЦК компартии Туркмении Сапармурадом Ниязовым удалось не только сохранить свою власть, но и, избавившись от контроля союзного центра, сосредоточить в своих руках абсолютно все рычаги управления. В короткий срок Ниязову, принявшему имя Туркменбаши – «отца всех туркмен» – удалось устранить всех своих конкурентов в борьбе за влияние в республике – начиная от лидеров преступных группировок (все туркменские «воры в законе» были расстреляны, а их казнь показана по телевидению) и кончая бывшими соратниками, многим из которых пришлось укрыться в эмиграции.

В 1992 г. Ниязов одержал победу на безальтернативных выборах, получив, по официальным данным, 98,3% голосов. На референдуме, состоявшемся в январе 1994 года срок его полномочий был продлен до 2002 г. В 1999 году парламентом было принято решение о том, что Туркменбаши должен быть президентом пожизненно. Именем Туркменбаши были названы около ста самых разнообразных объектов в республике, включая крупный город и залив Каспийского моря. День рождения президента был объявлен национальным праздником. Написанная Ниязовым книга «Рухнама» (впервые издана в 2001 г.) стала обязательной для изучения во всех учебных заведениях и трудовых коллективах. В стране был введен новый календарь, первый месяц которого также был назван в честь Туркменбаши.

Единственной политической силой в стране стала возглавляемая президентом Демократическая партия Туркменистана. Членами ее являлись все депутаты туркменского парламента (меджлиса) и все высшие должностные лица в стране. Парламент контролируется также высшим представительным органом республики – Народным советом (Халк Маслахаты), состоящим из 2507 человек. Члены правительства и другие высшие чиновники Туркменистана находились под постоянной угрозой ареста, обвинения могли быть самые разные: начиная от злоупотребления служебным положением и кончая сотрудничеством с иностранными спецслужбами (в 2002 г. широкая волна репрессий последовала вслед за объявлением о «неудавшемся покушении» на Ниязова). Многие государственные деятели в разное время были осуждены на 20-25 лет лишения свободы, в отношении некоторых появлялись сообщения, что, отбывая наказание, они якобы кончали жизнь самоубийством.

Установленный в Туркменистане режим представляет собой жесткую диктатуру авторитарного, а по многим оценкам даже тоталитарного типа. Мелочной регламентации и контролю со стороны государства в Туркменистане стали подвергаться самые разные стороны повседневной жизни. Молодым мужчинам запретили носить длинные волосы, усы, бороды, проводилась кампания против ношения золотых зубов, жители Ашхабада не должны были иметь дома больше одного домашнего животного. Балет, опера, цирк, филармония в стране были упразднены. На государственном уровне выдвигались и начинали реализовываться самые нелепые проекты, вроде строительства в пустыне Каракумы гигантского зоопарка, причем в нем обязательно должны были быть поселены и пингвины, которым, по мнению Туркменбаши угрожало вымирание в Антарктике. В 2005 г. было объявлено о закрытии всех больниц и библиотек, за исключением расположенных в столице. Все эти мероприятия не имели иной основы, кроме причуд диктатора. Подтверждением тоталитарного характера сложившегося в Туркменистане режима стали и обстоятельства, сопровождавшие неожиданную смену власти в стране.

Смена власти в Туркменистане зимой 2006-2007 гг. Современная политическая ситуация в стране

В конце декабря 2006 г. было объявлено о смерти Туркменбаши, последовавшей от внезапной остановки сердца. Сразу же стало известно имя его преемника – Гурбангулы Бердымухаммедов, занимавший до этого посты вице-премьера, министра здравоохранения и председателя Государственного совета безопасности. Председатель меджлиса, к которому власть должна была перейти по Конституции, в тот же день был обвинен в злоупотреблениях, смещен со своего поста и арестован. Оперативно были внесены изменения в конституцию, позволившие Бердымухаммедову исполнять обязанности президента, и назначены выборы главы государства, которые должны были пройти на альтернативной основе. Однако всех пятерых соперников Бердымухаммедова и его самого кандидатами назначили депутаты народного совета (Бердымухаммедов был единственный, за кого проголосовали единогласно). Живущие в эмиграции оппозиционеры к участию в выборах допущены не были. В результате прошедшего 11 февраля 2007 г. голосования Бердымухаммедов, по официальным данным, получил 89,23% голосов. По тем же данным в выборах приняли участие 98,65% избирателей. Характерно, что еще до начала подсчета голосов, несмотря на теоретически сохранявшуюся возможность проведения второго тура, была назначена дата инаугурации нового президента. Вскоре в государственном аппарате Туркменистана начались новые масштабные чистки, а на утвержденного главу государства посыпались новые почести.


Тема 10

Казахстан

Казахстан в составе советской империи: становление государственности, «переселение народов», освоение целины

Через обширные степные и полупустынные пространства Казахстана на протяжении многих веков на Европу и Среднюю Азию накатывались волны кочевников. Из их разных племен и сформировался казахский этнос, говорящий на языке тюркской группы и разделенный на несколько племенных групп (жузов). На юге население вело в основном оседлый образ жизни и занималось земледелием. В других районах основой хозяйства оставалось кочевое скотоводство. Часть казахских племен попала в зависимость от России еще в XVII-XVIII веках. Однако основная часть территории Казахстана вошла в состав Российской империи только в 1840-70-е гг.

В августе 1920 г. была образована Киргизская АССР с центром в Оренбурге, позже она была переименованная в Казахскую, а центр перенесен сначала в Кзыл-Орду, а затем Алма-Ату (бывший Верный – российский форпост в Семиречье, у границ Средней Азии). По советской Конституции 1936 г. Казахстан получил статус союзной республики. В составе республики оказались ряд районов уже подвергшихся русской колонизации. В частности весьма произвольно была проведена граница, разделившая Казахстан и Сибирь.

Расположенная вдали от наиболее неспокойных границ, обширная и малонаселенная, богатая ресурсами территория наилучшим образом подходила для перемещения реальных и потенциальных врагов империи. В 1930-40-е гг. в Казахстан отправляли не только многочисленных уголовных и политических заключенных, но и переселяли основную часть самых разных «репрессированных народов» – корейцев с Дальнего Востока, немцев из Поволжья, крымских татар, различные народы Северного Кавказа и др.

Новая волна миграции на территорию Казахстана пришлась на 1950-е годы и была связана с кампанией по освоению «целинных и залежных земель». Большая часть намеченных к освоению территорий составляли степные районы Северного и Центрального Казахстана. Поток же переселенцев шел преимущественно из Центральной России и из Украины.

Но данным переписи 1959 г. казахи составляли лишь 30% населения республики, по данным переписи 1989 г. – 39,7%. Это был самый низкий показатель доли титульной нации среди союзных республик. На территории Казахстана проживали представители самых различных национальностей. Официальная пропаганда именовала республику «лабораторией дружбы народов».

Помимо сельского хозяйства, в Казахстане в последние десятилетия существования СССР активно развивалась промышленность, прежде всего горнодобывающая. На территории республики располагались ряд важнейших стратегических объектов Советского Союза, в т.ч. космодром Байконур и полигон для проведения подземных ядерных испытаний близ Семипалатинска.

Апрельские события 1986 г. в Алма-Ате

Несмотря на то, что Казахстан рассматривался как один из самых стабильных и благополучных регионов, в т.ч. и с точки зрения национальных отношений, первые масштабные выступления против действий московских властей, имевшие националистическую окраску, в период Перестройки произошли именно в Казахстане.

В апреле 1986 г. был отстранен от своего поста и отправлен на пенсию член Политбюро ЦК КПСС, близкий соратник Л.И.Брежнева Динмухамед Кунаев, многие годы возглавлявший ЦК компартии Казахстана, а, следовательно, и всю республику. Вопреки существующей традиции и установившемуся порядку на пост нового руководителя республики был назначен не представитель титульной нации, а русский Геннадий Колбин – выходец из Нижнего Тагила, партийный функционер успевший поработать в различных регионах СССР. На следующий день, после того, как это стало известно, на центральную площадь Алма-Аты, еще носившую в тот момент имя Брежнева, с протестом вышло несколько тысяч человек, большей частью студенческой молодежи. Официально было признано, что при разгоне демонстрации погиб один человек (позже была признана гибель еще, по меньшей мере, одного).

Г.Колбин утвердился на посту руководителя Казахстана и, проводя гибкую политику, сумел удержать Казахстан от дальнейшего развития конфликтов на национальной почве и в целом поддерживать ситуацию стабильной. В то же время он никогда так и не стал «своим» для казахской элиты и в 1989 г. она поспешила избавиться от него, благословив на формальное повышение – Колбин был назначен Председателем вскоре потерявшего свое значение Комитета Народного Контроля СССР.

Н.Назарбаев

Новым руководителем республики после ухода Колбина стал Нурсултан Назарбаев. Назарбаев родился в 1940 г. в Алма-Атинской области. Окончил завод-втуз при Карагандинском металлургическом комбинате – с этим комбинатом связано начало его трудовой биографии, здесь же он потом занимал должность секретаря парткома. Назарбаев успешно делал карьеру в качестве «национального» представителя советской номенклатуры. В 1979-84 гг. занимал пост одного из секретарей ЦК компартии Казахстана. В 1984- 89 гг. – председатель Совета министров Казахской ССР. В 1989 г. Назарбаев стал первым секретарем ЦК компартии Казахстана, в феврале 1990 г. после избрания нового Верховного Совета республики, его председателем, а в апреле того же года был избран депутатами президентом Казахской ССР. Имеются свидетельства, что в декабре 1990 г. Назарбаев отказался от предложенного ему поста вице-президента СССР (в отличие от В.Ивашко за полгода до того согласившегося стать заместителем Генерального секретаря ЦК КПСС и в результате потерявшего все посты и все влияние на Украине).

Укрепление у власти в Казахстане Назарбаева означало успех сформировавшейся в республике из представителей номенклатуры советских времен национальной политической элиты. В этом смысле политические процессы в Казахстане развивались во многом так же, как и в большинстве республик Средней Азии. В то же время политические амбиции Назарбаева простирались за пределы своего геополитического региона. Будучи сторонником по своему понимаемых им идей евразийства, Назарбаев активно выступал за развитие интеграционных процессов с участием как азиатских, так и европейских республик бывшего СССР - при условии, что Казахстану в этих процессах будет отводиться особая роль.

Провозглашение независимости Казахстана

В условиях распада Союза Назарбаев приступил к реформированию политической системы Казахстана. Было объявлено о проведении всенародных выборов президента республики, которые состоялись 1 декабря 1991 г. (одновременно с референдумом и президентскими выборами на Украине). По новому законодательству глава государства в Казахстане наделялся полномочиями на семилетний срок. Назарбаев получил 98,7% голосов избирателей, назвав этот результат «мандатом народного доверия».

Заключение Беловежских соглашений вызвало крайнее неудовольствие Назарбаева, но прежде всего потому, что он не был даже проинформирован о том, что готовится их подписание. Реакция Назарбаева и лидеров среднеазиатских республик заставила инициаторов ликвидации Союза, собрать новую встречу, уже с их участием, в Алма-Ате, на которой было подтверждено участие Казахстана и республик Средней Азии в СНГ. При этом фактически Казахстан, как и другие республики бывшего Союза превращался де-факто и де-юре в полностью независимое государство.

Тенденции изменения этнополитической ситуации в Казахстане

После обретения Казахстаном независимости интересы русскоязычного населения при проведении кадровой, образовательной, языковой, культурной политики оказались ущемлены. Уровень жизни в ряде городов и районов после прекращения союзного финансирования заметно понизился, оказались закрыты многие объекты ВПК. В силу этих причин многие представители русскоязычного населения стали выезжать в Россию. Процесс этот продолжается в течение всего периода независимости Казахстана. Уезжали в массовом порядке из страны и представители других народов (например, немцы – в Германию). Отток неказахского населения и более высокий уровень рождаемости у казахов постепенно меняют соотношение титульной нации и других основных этносов в Казахстане. Кроме того, шел процесс переселения на «историческую родину» нескольких сот тысяч этнических казахов из Узбекистана, Монголии, Туркменистана и Китая. (т.н. «оралманов»). Численность казахов в Казахстане возросла до восьми миллионов человек, что составило более половины населения страны. В то же время по существующим оценкам около трех миллионов казахов не знают родной язык.

Учитывая сохраняющийся многонациональный характер общества и сознавая особую значимость для Казахстана межнациональных отношений, Назарбаев в середине 1990-х инициировал создание Ассамблеи народов Казахстана, объединявшей через десять лет своего существования 470 национально-культурных центров. Так называемые «малые ассамблеи» были созданы на региональном уровне. Формально в стране формировалась параллельная структура представительных органов, строящихся по национальному принципу. Однако в реальности система ассамблей все больше становилась частью централизованного государственного аппарата управления, инструментом контроля за процессами в национальной сфере и влияния на них.

Проблемой для казахского руководства остается также то, что при полном преобладании казахов на юге страны, русскоязычное население компактно расселено в северных, восточных и, частично, центральных районах. Отсюда опасения появления и роста сепаратистских и ирредентистских движений. Это приводит к определенным гонениям на ряд национальных организаций (например, на казаческих). В ноябре 1999 г. в областном центре Восточно-Казахстанской области г. Усть-Каменогорске спецслужбы арестовали группу граждан России и Казахстана, которые якобы готовили вооруженный мятеж с цель провозглашения области Русской автономией и последующего присоединения ее к России. Во главе группы стоял прибывший из Москвы руководитель организации «Русь» Виктор Казимирчук («Пугачев»). Большинство членов этой группы были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.

Проблема «Севера и Юга» в Казахстане и перенос столицы

Различия в соотношении представителей титульной нации и русскоязычного населения дополнялись также различиями и противоречиями между отдельными казахскими жузами. Критику в северных районах страны вызывало то, что в Алма-Ате карьеру делали преимущественно южане. Неоднородность состава населения порождала и в какой-то мере продолжает порождать до сих пор опасность раскола страны на степной Север и тяготеющий к Средней Азии Юг.

В этих условиях Назарбаевым было принято беспрецедентное для постсоветского пространства решение о переносе столицы. Местоположением нового средоточия управления страной был определен находящийся в центральной части Казахстана областной город Целиноград. Ему было уже возвращено старое название – Акмола (Акмолинск). Однако его посчитали неблагозвучным (в буквальном переводе оно означает «Белая могила») для нового главного города страны и снова заменили: на этот раз просто словом «столица» – Астана. Процесс перевода столицы Казахстана был завершен к 2000 г.

Одновременно во второй половине 1990-х гг. была проведена реформа административно-территориального деления Казахстана, наиболее значимой частью которой стало укрупнение областей на северо-востоке и севере республики. В результате доля казахского населения почти во всех областях страны стала преобладающей.

Формирование партийной системы Казахстана. Президентские и парламентские выборы 1999 г

В Казахстане, как и в ряде других азиатских республиках бывшего Советского Союза, была сформирована пропрезидентская «партия власти». В Казахстане она получила наименование «партии Отечества». В то же время в республике были созданы ограниченные возможности для деятельности других партий – коммунистического и либерального толка. Аналогично Киргизии, в Казахстане по партийным спискам избиралось небольшая часть депутатов нижней палаты парламента (10 из 77)

В январе 1999 г. Назарбаев пошел на проведение президентских выборов на альтернативной основе. При этом наиболее весомые потенциальные соперники действующего главы республики различными способами были выведены из борьбы. По результатам голосования Назарбаев получил 79,8% голосов избирателей. Его ближайшим конкурентом оказался лидер местной компартии, собравший 11,7%.

В октябре того же года прошли выборы в нижнюю палату парламента, которые принесли победу партии власти. На втором месте с большим отрывом вновь оказались коммунисты, На третьем – аграрии, на четвертом, не намного отстав от них, – Гражданская партия. Почти половину избранных депутатов составили беспартийные.

В сентябре 2004 г. партия «Отечество» получила на новых парламентских выборах более 60% голосов и абсолютное большинство депутатских мест. В парламент прошли также еще две партии, связанные с президентом (одна из них была основана одной из его дочерей). Либеральной оппозиции при поддержке 12% избирателей удалось провести в новый состав парламента только одного своего представителя.

В декабре 2005 г. Назарбаев на президентских выборах, имея четырех соперников, набрал, по официальным данным, более 91% голосов избирателей при 77% их явке.

Современная политическая ситуация в Казахстане

Казахстан являет собой яркий пример «контролируемой демократии». Как и во многих других бывших союзных республиках, политический режим в Казахстане персонифицирован, на его черты накладывают очень большой отпечаток характерные особенности находящегося у власти лидера. Опираясь на экономическую независимость своей, богатой ресурсами страны и проводя гибкую политику, в т.ч. и в кадровых вопросах, Назарбаеву в большинстве случаев удается избегать острых конфликтов и конфронтации как на международной арене, так и внутри Казахстана. В настоящее время в республике нет политических сил сопоставимых по весу с действующим президентом. В то же время казахстанское общество остается очень неоднородным и несет в себе множество противоречий, способных найти свое проявление в политической сфере. Обостряется и борьба в ближайшем окружении Назарбаева, которая на какое-то время приобрела форму «противостояния двух принцев» (супругов дочерей президента).

Весной 2007 г. Н.Назарбаевой выступил с инициативой усилить роль парламента Казахстана, в частности при формировании правительства. Состав нижней палаты парламента был увеличен с 77 до 107 депутатов, 98 из которых теперь должны были избираться по пропорциональной системе, а 9 делегироваться ассамблеей народов Казахстана. Одновременно срок президентских полномочий предлагалось сократить с 2012 г. с семи лет до пяти. Все эти предложения, как и прочие, исходящие от президента, были приняты депутатами. И буквально вслед за этим последовала инициатива, согласно которой для первого президента Казахстана должно быть сделано исключение из конституционных правил и дано разрешение занимать пост главы государства больше двух раз подряд. Данное предложение также сразу получило одобрение казахстанских парламентариев. После этого палата была распущена Назарбаевым и на август 2007 г. назначены выборы по новой схеме. К ним же приурочены выборы в местные представительные органы.


Тема 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: