Что может дать обществу человек с ограниченными возможностями?




 

Из воспоминаний о старце Паисии Свтогорце:

"Однажды к старцу Паисию привезли человека,

прикованного к инвалидной коляске.

Подвижник обнял его парализованные,

недоразвитые ноги и стал целовать их, приговаривая:
- Ножки вы, ножки... Ведь они приведут тебя в рай, а ты этого не понимаешь...

Послушай меня, сынок. Бог не хочет, чтобы ты когда-нибудь выздоровел.

Твое состояние будет все хуже и хуже - лучше не будет.

Но знай: те люди, которые собираются вокруг тебя и тебе служат,

спасают таким образом свои души.

Оказывая помощь тебе, они получают помощь сами,

хотя этого не понимают. Так ты становишься средством спасения душ.

Бог хочет от тебя именно этого."

 

«Милости хочу, а не жертвы»

(Ос., 6:6)

 

1. Что может дать обществу человек с ограниченными возможностями? Непривычная постановка вопроса, не правда ли? Мы привыкли много и подробно рассуждать на тему: как помочь инвалидам – и это прекрасно, что здоровые люди ищут и находят и материальные, и духовные ресурсы для помощи немощным физически и ментально людям – это дело богоугодное. Однако, ответ на вопрос, вынесенный в заглавие настоящей работы, - это вопрос мотивации здоровой части общества оказывать помощь инвалидам. Да, на уровне государства, церковной общины и общества немало делается для людей с ограниченными возможностями. Но если здоровые люди поймут, зачем Господь посылает им встречи с людьми, обделенными здоровьем, возможно, физически здоровая часть общества сумеет не только больше помогать своим немощным собратьям, но, самое главное, станет считать их не явлением, существующим само по себе и обособленным, а составной частью всего общества - своими братьями и сестрами. Освещению этих вопросов и посвящена настоящая работа.

 

Нравственный климат в обществе во многом определяется его отношением к самым слабым своим представителям, одними из которых являются инвалиды. Общество не должно смотреть на поддержку таких людей как на обузу и тяготу, а между тем, это самое распространенное в нашей стране мнение. Очень часто можно услышать о том, что эти люди – балласт для общества, и поэтому мы не имеем права тратить на них государственные деньги, а должны вкладывать их в тех людей, которые принесут обществу пользу.
С точки же зрения христианства, нельзя признать полноценным общество, которое не отличается от животного мира и живет по законам эволюции. И даже если общество понимает и признает, что нужно заботиться об этих людях, этого недостаточно. Оно не должно считать, что это просто некое одолжение инвалидам - когда мы некий излишек своих благ отдаем людям, хоть и «бесполезным», но зависящим от нас.

Определяющим сознание должен быть вопрос: что же люди с ограниченными возможностями могут дать обществу, не в материальном плане, конечно, а в плане исполнения заповедей Христовых?

 

На сегодняшний день, одной из болезней общества является атрофировавшееся чувство милосердия и сострадания – то самое апокалиптическое «оскудение любви». Об этом настойчиво говорят все, начиная от воспитателей и учителей и кончая работниками правоохранительных органов. Если современное общество будет сориентировано на помощь немощным людям, то, начав заботиться о них, возможно, люди постепенно придут и к повышению «уровня милосердия» в целом. Таким образом, люди, встающие на путь помощи ближним, в первую очередь нравственно возрождают себя.

Всячески ратуя за повышение нравственного климата среди населения, православное сообщество считает данное дело христианского милосердия полезным не только инвалидам, но, может быть даже в большей степени, полезным «здоровым» членам общества. Оказывается, что не только здоровые помогают немощным, а в большей степени, люди с ограниченными возможностями помогают здоровым людям; помогают своей искренностью, своею добротой, своей любовью донести до нас идеал человека, описанный в Евангелии: «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Помогают понять, что любая встреча с немощным человеком, который нуждается в твоей помощи и которому ты эту помощь можешь оказать – это милость Божия. Ибо Господь такой встречей дает тебе возможность исполнить Слово Божие: милости хочу, а не жертвы, - оказывая милость немощным людям – добрым словом, материальной помощью, да и просто утешением. В этом свете слова Паисия Святогорца, вынесенные в эпиграф настоящей работы, приобретают особый смысл: оказывая милость немощному человеку, здоровый спасает себя. Кроме того, на примере многих угодников Божиих мы видим, что именно люди физически немощные наделены Господом даром молитвы за наш многогрешный мир.

Кто еще, как не немощные физически, но сильные духом в Господе люди могут вымолить грешное человечество!

В этой связи очень интересен взгляд на людей с ограниченными возможностями иеромонаха Мелитона (Присады), окормляющего Сергиево-Посадский интернат для слепоглухонемых детей: «У слепого ребенка, тем более слепоглухого, ограниченное восприятие мира. Но ему дана возможность более тонко чувствовать свою внутреннюю духовную жизнь, а потому и путь к святости для него не так сложен. Вспомните, как много в истории Церкви было святых из числа людей с ограниченными возможностями… Предрасположенность к святости есть у всех. Но у малышей из этого интерната на пути в рай гораздо меньше препятствий, нежели у обычного человека…" (иером. Мелитон, "Фома"). «Предрасположенность к святости» - это совершенно новый взгляд на людей с ограниченными возможностями!

Таким образом, физические или умственные недостатки ни в коем случае не затрагивают достоинства человеческой личности, более того: человек с каким-либо увечьем может жить полноценной духовной жизнью и часто бывает гораздо ближе к спасению, чем здоровый. Потому что ему приходится сталкиваться с множеством трудностей самого разного рода, с непониманием, унижениями, искушениями… А все это дает человеку прекрасный повод не превозноситься над окружающими, не полагаться на физическую силу и здоровье (как полагаются многие), а значит — подвигает его к более трезвому взгляду на себя, что само по себе уже является добродетелью.

В современном мире царит культ здоровья и внешней красоты. Люди тратят огромные материальные и, что самое печальное, душевные ресурсы, на поддержание «статуса кво»: армия диетологов, косметологов, боди-тренеров служит нашему тщеславию и гордыне. В избавлении от этого культа собственного здоровья и внешней красоты современный человек, на наш взгляд, очень нуждается.

Вообще, кичиться своим здоровьем — немудрое и духовно опасное занятие. Все мы — смертны, и значит, наши возможности ограниченны. Мы стареем, мы подвержены болезням. Когда человек много времени проводит в заботе о своем теле и о его физических возможностях, он попросту обманывает себя — и рано или поздно этот обман для него неизбежно откроется. Несмотря на все свои старания, он никак не сможет избежать старости, связанных с нею болезней, последующей за ними смерти. И даже если такой человек скоропостижно скончается молодым и здоровым, не дожив до старческой немощи, это ровным счетом ничего не меняет. После перехода в иной мир ему будет лишь еще тяжелее осознавать всю тщетность и бессмысленность своего упования на здоровье тела и физическую силу, которые окажутся для него тогда совершенно бесполезными. Этот обман человеческой самодостаточности неизбежно откроется для каждого из нас, и хорошо еще, если это произойдет в земной нашей жизни. Внезапная тяжелая болезнь может стать для человека настоящей духовной катастрофой в том случае, если до этого он привык полагаться только на себя и свои силы. Вот почему люди с ограниченными возможностями являются для нас, пока еще здоровых, — примером, напоминанием о собственной нашей немощи, притаившейся в нашем естестве и лишь до поры не дающей о себе знать.

Глядя на больных, увечных людей, мы невольно задумываемся: а что было бы со мной, окажись я на их месте? Не случайно Жан Ванье, один из самых известных в мире христианских деятелей, занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, говорил, что немощные люди действительно учат нас смирению. Когда ты всерьез задаешься вопросом о том, что делал бы я, если бы сам оказался в таком положении, то с твоей души как-то очень быстро слетают гордыня и спесь, связанные с физическим здоровьем, острым умом, обширными знаниями, внешней красотой… Не случайно современный человек так панически бежит от любого напоминания о болезни и смерти, в том числе и от общения с инвалидами.

Или вот еще один феномен нашего общества – чувство страха и неловкости при встрече с инвалидами. Связан он с тем, что человек сам боится стать таким же - немощным. Он как бы подсознательно проецирует на себя это состояние, приходит в ужас и хочет побыстрее уйти, чтобы не испытывать больше этого гнетущего чувства. Подобная реакция прежде всего показывает, что человек попросту не готов увидеть себя слабым, лишенным здоровья и физической силы. Такой страх свидетельствует о духовной незрелости. А вот участие, желание помочь человеку с ограниченными возможностями — это как раз очень позитивное чувство. Это значит, что человек при виде страданий другого хочет их облегчить и готов в какой-то степени понести тяготы своего брата или сестры во Христе, разделить с ними их проблемы. Очень часто при виде человека с ограниченными возможностями у нас возникает побуждение просто откупиться: дать такому человеку немного денег и поскорее уйти прочь, как бы снимая с себя свой страх, свое малодушие. То есть здесь приблизительно такое же отношение, как и у черствого чиновника, по принципу: я исполнил свой долг, а все остальное меня не касается. Но подобное поведение иначе как опрометчивым назвать нельзя. Потому что духовная проблема, толкающая нас на такое бегство, находится в нас самих. А от себя, как известно, никуда не убежишь и ничем не откупишься. Это — тупиковый путь. Не для инвалидов, разумеется, а для физически здоровых.

 

Кроме того, общение с людьми с ограниченными возможностями помогает взглянуть на мир не с позиций своего эгоцентрического мирка, а с позиций бед и несчастий другого человека. У митрополита Антония Сурожского есть замечательный пример на эту тему. Как-то раз он шел по мосту и увидел человека, который хотел броситься вниз. Если бы владыка Антоний сказал, что самоубийство будет не полезно для его души, человек бы ответил, что у него вообще нет никакой души, и вряд ли это остановило бы его. И он сказал этому человеку: «Скажите, мужчина, у Вас есть при себе какие-то деньги?» «Есть», - ответил тот. «Ведь Вам они все равно не нужны, раз Вы хотите броситься вниз. Но знаете, здесь рядом находится бедняцкий квартал, пойдите туда и сотворите милостыню нуждающимся людям, а потом придете и броситесь вниз». Человек смутился, но не нашел, что возразить. И вот, посетив тот квартал и подав милостыню, он увидел другую жизнь, других людей и другие проблемы. Он понял, что в мире есть сотни людей, живущих гораздо хуже него, терпящих б о льшие скорби и бедствия, чем его собственные, те, кому он нужен и может быть полезен. И у него пропало желание покончить собой.

 

2. Во второй части работы нам хотелось бы рассказать о проблемах воцерковления людей с ограниченными возможностями.

 

Люди с ограниченными возможностями поначалу охотно откликаются на приглашения войти в «ограду Христову» и стать частью Церкви. Почему? Один из ответов прост — это физически недужные люди, и они хотят физического же исцеления. Они надеются, что Церковь поможет им избавиться от болезни, да и родственники, которые приводят больных к мощам, к иконам, зачатую ведут их в храм расчете на физическое исцеление.

Итак, больные приходят в Церковь за исцелением, но вылечивает ли их Церковь? Это может показаться странным, но прямой ответ на этот вопрос будет отрицательным. Церковь не лечит, хотя называется лечебницей. Точнее — Церковь лечит, но речь идет о лечении души от греха. Церковь не занимается лечением физических или психических заболеваний, также как не занимается лечением желудочно-кишечных заболеваний и сердечно-сосудистых. Церковь исцеляет душу. Вернее, душу в Церкви исцеляет Господь. Хотя чудеса, конечно, по воле Божией, случаются, никто их не отменял. И исцеления, парадоксальные, с точки зрения медицины — бывают.

Но чудотворные исцеления случаются не так часто, чтобы мы могли на них рассчитывать. Чудо на то и чудо, нашим расчетам оно не подчиняется. Мы имеем дело с обыденностью, с реальностью. А она заключается в том, что физически больные люди поначалу с удовольствием ходят в Церковь, исповедуются, причащаются, молятся, прикладываются к чудотворным иконам и к мощам, однако, клиническая картина их болезни не меняется.

И вот здесь в своих ожиданиях от воцерковления люди с ограниченными возможностями мало чем отличаются от своих физически здоровых собратьев: «Дай нам, Господи, здесь и сейчас! Но не смирения и терпения, а жениха богатого, машину новую квартиру просторную, крепкого здоровья!». Не получив желаемого, многие покидают Церковь. Все мы инвалиды в очах Господа, и излечение от своей духовной немощи – эту цель должен ставить перед собой и физически здоровый, и немощный.

 

3. В третьей части данной работы мы хотели бы рассказать из первых уст инвалида-колясочника о том, что может помочь десяткам таких же, как он, людей помочь комфортно чувствовать себя в храме.

Воцерковление Александра Кислякова (житель с.Чибирлей, 28 лет, инвалид с детства, ДЦП) началось 10 лет назад после посещения источника иконы Смоленской Божией Матери что близ села Второе Тарлаково.

Вот что он говорит о себе: «Милость Божия и помощь Божия привели меня Храм, в день Успения Божией Матери. В храме я впервые стал понимать, что моя болезнь – это не наказание, а промысел Божий. Когда стал читать святых угодников Божиих и Божие Слово, я впервые в своей жизни плакал не от боли или отчаяния, а от радости - от духовной обновляющей силы Слова Божия. Потом стал учиться молиться, поститься - все с Божией помощью, по молитвам угодников Божиих, с помощью батюшек, которые все объясняли и помогали. После того, как я пришел в Храм, я даже стал лучше понимать людей и события, даже мыслить стал яснее. Это все только с помощью Божией! И мне сейчас даже представить невозможно, что если бы Бог не просветил меня своей неизреченной милостью, то я бы никогда в жизни не понял, что такое вера православная, как прекрасно Слово Божие и как милостив Господь. Я езжу летом по святым местам Кузнецкой епархии и всей России, тружусь по мере сил, учусь дистанционно. Самое главное, что появилась радость и желание жить во Христе. Я общаюсь с инвалидами-колясочниками, создал группу в «Контакте», стараюсь поддержать таких же, как я, ребят добрым словом, рассказываю им о Господе. Очень важно изменить их отношение к себе и болезни.

Мне посчастливилось побывать во многих храмах и в Кузнецкой епархии, и в епархиях России.

Хотелось бы поделиться своими мыслями о том, как сделать доступнее для инвалидов всех категорий среду в храме – то, что сейчас называется обеспечением безбарьерной среды.

Что же поможет инвалидам всех категорий комфортно чувствовать себя в храме:

- обеспечение удобного доступа колясочникам (в том числе учитывать их интересы при проектировании или реконструкции церковных зданий, а также при согласовании готовой проектной документации);

- для слепых и слабовидящих неплохо бы предусмотреть в храмах рельефные иконы с надписями по Брайлю, тактильные схемы, напольные дорожки;

- адаптировать подход к храму (оснастить системой тактильной и световой навигации – для слепых и слабо видящих);

- выделить контрастом первую и последнюю ступени лестниц;

- оснастить входные ступени поручнями; пандусами; ступенями высотой не более 12-15 см;

- дверными ручками контрастными по сравнению в дверью по фактуре и цвету;

- доводчиками с функцией задержки закрывания и т.д.;

- низкими подсвечниками (самые безопасные – прикрепленные к стене);

- очень огорчает, что не всякий инвалид может приложиться к иконам – высоко висят.

Интересный факт: самые первые специальные приспособления для инвалидов на западе появились не в супермаркетах и не в «Макдоналдсах», а в храмах.

Если вы спросите меня, пойду ли я в храм, если он не оборудован пандусом или если в нем слишком высоко висят иконы. Конечно, пойду. Очень хорошо ответила на вопрос о том, что же нужно немощному человеку в Храме, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия матушка Елисавета (Позднякова) милосердия: «Не стоит ничего наша работа с немощными, обездоленными людьми, если мы только накормим, напоим, оденем, установим пандус в храме. От нас страждущий человек должен узнать о Боге. Наша с вами задача − показать Христа. Это можно сделать по-разному: или говорить о Нем, или молчать, но показывать Христа своими действиями, делами». И тут трудно не согласиться с матушкой – Церковь, помогая инвалидам, не должна становиться еще одним негосударственным собесом. Гораздо важнее нести Слово Христово и воцерковлять людей с ограниченными возможностями.»

4. В заключение хочется сказать: люди, потерявшие зрение, имеющие синдром Дауна или Аспергера, страдающие церебральным параличом или прикованные к коляске, равны перед Чашей и с министром, и с кочегаром или учителем. Но многим из «людей с ограниченными возможностями» приходится за это равноправие, в отличие от «неограниченных», побороться.

Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам — поддерживать их с детства и до конца жизни. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:20-22). Забота об инвалидах, людях с особенностями помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании. «Нуждающимся мы даем гораздо меньше, чем сами от них приобретаем,» − говорит монахиня Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители – и мы с нею полностью согласны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: