Цель и задачи ВКР: Выполнение и защита ВКР является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников исторического факультета кафедры политологии и права КГПУ им. В.П.Астафьева.
Главная задача при написании ВКР - представить самостоятельное исследование, выполненное по определенным правилам и не ограниченное простым изложением отдельного вопроса учебной программы, какой-либо концепции либо отдельного случая из практики деятельности организации без попытки собственного анализа.
При подготовке ВКР студенты дополнительно изучают и критически анализируют подобранную литературу; изучают и характеризуют исследуемые проблемы и их практическое состояние в реальных условиях своей профессиональной деятельности; дают четкую характеристику объекта, предмета, цели, задач и методов исследования; описывают и анализируют лучшие практики решения схожих проблем; обобщают результаты, и оформляют выводы и практические рекомендации.
Ответственным моментом является выбор темы ВКР, поскольку это может повлиять не только на процесс написания ВКР, но и на будущую карьеру студента - тема ВКР вписывается в диплом об окончании Вуза.
Вопросы для выбора темы ВКР
Попробуйте представить, как бы вы отнеслись к такой теме на месте вашего нынешнего или будущего работодателя?
Ваша тема ВКР будет вашим конкурентным преимуществом или недостатком?
Позволит ли вам сделать карьеру или помешает?
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, конкретной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики.
Организация работы над ВКР и её устной защиты: Этапы выполнения ВКР – от выбора темы до выхода на устную защиту - имеют строгие временные рамки, прописанные в Приложении 4 настоящих методических рекомендаций.
|
Выполнение ВКР включает следующие этапы:
· Утверждение темы ВКР и научного руководителя (за 8 месяцев до Государственной итоговой аттестации (ГИА), составление рабочего плана студента.
· Работа над темой: изучение научной литературы по теме выпускной квалификационной работы; сбор данных и материалов статистики; проведение собственного исследования динамики изучаемых процессов за последние три-пять лет, систематизация собранных материалов, анализ полученных данных.
· Подготовка текста, его техническое оформление и сдача работы научному руководителю на первую проверку.
· Доработка текста по замечаниям научного руководителя.
· Прохождение предварительной защиты с полностью оформленной ВКР при наличии отзыва научного руководителя.
· Устранение замечаний, высказанных на предварительной защите, доработка текста.
· Сдача текста ВКР на кафедру. Получение допуска к защите.
· Подготовка к защите (составление текста вступительного слова и наглядных материалов).
· Процедура защиты.
Основные критерии оценивания ВКР:
· соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;
· логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
· наличие элементов самостоятельного научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных проблем, самостоятельный характер изложения материала, самостоятельная формулировка выводов по результатам проведенного исследования;
|
· использование оригинальных и переводных источников аналитического и статистического характера;
· корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии, научный стиль написания;
· достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
· оформление работы в точном соответствии с существующими правилами;
· утвержденность темы кафедрой.
Рекомендуемый объем ВКР бакалавра, специалиста - от 40 до 60 страниц печатного текста без учета приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящего положения.
Выпускная квалификационная работа проверяется по системе «Антиплагиат». Утвержденная степень оригинальности текста – 60%.
Для получения справки Антиплагиат студент должен выслать свою дипломную работу своему научному руководителю, который самостоятельно проверяет работу на степень оригинальности. После проверки, научный руководитель отправляет готовую справку на почту студенту, справку необходимо распечатать, подписать у научного руководителя и вложить в готовую работу перед прохождением процедуры защиты дипломной работы.
Допустимыми формами ВКР бакалавра в КГПУ им. В.П. Астафьева являются исследовательская работа (для академического бакалавриата) и проектная работа (для прикладного бакалавриата).
ВКР по образовательным программам бакалавриата рецензированию не подлежит.
|
IV. Структура, содержание и оформление курсовой и выпускной квалификационной работы: общие требования и рекомендации
Структура:
Исследовательская работа (как курсовая, так и ВКР) должна представлять собой целостное, завершенное по внутренней структуре произведение.
Текст работы (курсовой и ВКР) оформляется по установленному образцу и имеет следующую структуру:
· Титульный лист (Приложение 3 - курсовая работа и Приложение 5 - ВКР)
· Содержание (1 стр.)
· Введение (10% текста)
· Основная часть работы (70-80% текста, состоящего из 2 или 3 глав, разбитых на параграфы)
· Заключение (5-6% текста)
· Библиографический список (использованные источники и литература)
· Приложения
Во введении должны быть представлены:
– Обоснование актуальности выбранной темы;
–Анализ степени изученности проблемы в научной литературе обзор литературы);
– Постановка цели и конкретных задач (минимум 3-4 задачи);
– Определение объекта и предмета исследования;
– Формулирование гипотезы (если необходимо);
- Формулирование тезисов, выносимых на защиту (если необходимо);
– Описание источников исследования;
– Описание методологии и методов проведения исследования.
В основной части исследования должно содержаться:
– Поэтапное решение поставленных во введении задач, достижение цели исследования;
- Анализ собранной информации (источников и литературы);
– Анализ эмпирических данных;
– Формулирование промежуточных выводов.
В заключении должно содержаться:
– Оценка полученных результатов;
– Формулирование выводов и практических предложений (если необходимо).
В библиографическом списке содержатся ссылки на источники и литературу, использованные в тексте. Данная часть оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008. Список должен содержать не менее 30 источников для ВКР и не менее 15 для курсовой работы.
Содержание:
Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящено исследование.
Актуальность выбранной темы: обоснование актуальности темы должно занимать примерно одну страницу введения и содержать объяснение целесообразности, научной и практической необходимости обращения к данной теме, отражение того, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.
Актуальность – это востребованность той или иной проблемы в настоящий момент. Научная актуальность может быть связана с введением в исследовательский оборот новых источников, появлением концептуальных теоретических работ, наличием малоизученных аспектов проблемы и т.д. Общественно-политическая актуальность – это связь исследуемой проблемы с современными общественными и политическими процессами.
Степень научной разработанности проблемы: Актуализация проблемного поля студенческого научного исследования базируется на анализе библиографического материала (степени изученности темы), который позволяет продемонстрировать знание тех подходов, которые были предложены различными авторами, отечественными и зарубежными, в изучении проблемного поля, связанного с заявленной темой. Все это дает понять, насколько глубоко исследуемая тема изучалась другими авторами.
Обзор научной литературы основывается на принципах проблемного или хронологического анализа в соответствии с логикой изложения материала, соответствующей выбранной теме, целям и задачам исследования.
Если принят проблемный принцип, то обзор проводится так, чтобы литература по исследуемому вопросу была сгруппирована по основным проблемам курсового исследования. В ряде случаев более логично будет следование хронологическому принципу, предполагающему выделение этапов развития научных взглядов на рассматриваемые проблемы, противостояние концепций и школ. Но и в данном случае анализируемые работы группируются по направлениям. Принципиально важно анализировать особо значимые работы.
Анализ имеющейся по теме литературы позволяет определить собственный ракурс ее рассмотрения. Оценка степени разработанности проблемы должна быть краткой и емкой, так как она подчинена задаче определения объектно-предметной области исследования. Более подробный и конкретный анализ различных точек зрения и мнений по тем или иным вопросам, присутствующим в научной литературе, должен найти отражение в тексте соответствующих глав и параграфов.
Поиск необходимой литературы начинается с библиотечных каталогов (в том числе и электронных), библиографических указателей, научно-информационных бюллетеней и электронных баз данных, содержащих полнотекстовые журналы и книги.
Среди библиографических указателей наиболее полезным являются выпуски Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам», издаваемый по сериям: «Правоведение. Политология», «История. Археология. Этнология», «Философия и социология», «Экономика», «Религиоведение»
Среди библиографических указателей особое место занимает государственный библиографический указатель «Книжная летопись», который выходит еженедельно и информирует о книгах и брошюрах всех видов и типов. Также значима «Летопись журнальных статей» - это государственный библиографический указатель, который информирует о материалах, опубликованных в журналах и сборниках, выходящих в Российской Федерации на русском языке. «Летопись газетных статей», как еженедельный государственный библиографический указатель максимально оперативно информирует о статьях и документальных материалах, опубликованных в газетах, выходящих в Российской Федерации на русском языке. Также в «Летопись газетных статей» включены сведения о материалах из общероссийских, региональных и некоторых городских газет. Эти издания выпускаются как в печатном, так и в электронном виде.
Существуют электронные базы данных, как с русскоязычными, так и англоязычными научными журналами:
- EAST VIEW – 79 российских журналов в открытом доступе по гуманитарным наукам;
- eLIBRARY - российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 19 млн. научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 3900 российских научно-технических журналов, из которых более 2800 журналов в открытом доступе;
- УИС Россия – университетская информационная система Россия. База электронных ресурсов для учебных программ и исследовательских проектов в области социально-гуманитарных наук, а также социально-экономической статистики;
- ЖЗ – журнальный зал. Литературный интернет-проект, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом;
- JSTOR - база данных междисциплинарного характера, включающая более тысячи научных журналов по гуманитарным, социальным наукам и математике с их первого выпуска;
- EBSCO - полнотекстовые и многопрофильные базы данных на платформе EBSCO;
- Sage - доступ к полнотекстовой коллекции журналов издательства Sage (текущая подписка и архив);
- Web of Science - интегрированная веб-платформа, Web of Science предоставляет доступ к библиографической научной информации по всем отраслям знания, сочетая в себе возможности получения научной информации, её анализа и оценки;
-Oxford University Press - доступ к полнотекстовым коллекциям журналов издательства Oxford University Press (текущая подписка и архив).
Поиск литературы также может дополняться изучением последних номеров журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году.
Цель и задачи исследовательской работы предполагает формулирование в общем виде желаемого результата, который будет получен в ходе исследования.
На основе выдвинутой цели определяются задачи исследования - теоретические, методические и организационно-эмпирические средства, которые будут использованы для достижения поставленной цели. Задачи задают план и внутреннюю логику текста всей работы. Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то главное внимание уделяется изучению источников и научной литературы по данному вопросу, построению общей концепции исследования, четкой смысловой интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и ее логическому анализу.
Цель - чего хотите добиться. Это ваш ответ на вопрос: «Зачем проводится исследование»?
Формулировка цели исследования должна быть краткой и точной, а также реально достижимой в пределах данной исследовательской работы.
Задачи - каким путем будете идти к цели. Задачи исследования представляют собой логически взаимосвязанные «шаги» для достижения цели, отражающие хронологическую последовательность исследования.
Как правило, ставят не более трех задач, их формулирование начинается с глаголов в инфинитивной форме: «Определить...», «Выявить...», «Разработать...», «Установить...», «Проверить», «Выяснить...», «Обосновать...» и др.
Важной частью введения является определение объекта и предмета исследования.
Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это своего носитель проблемной ситуации. Это некто (или нечто), заключающее в себе информацию об интересующей исследователя проблеме.
Предмет – это то, что находится в границах объекта. «Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования». Предмет - это те стороны, характеристики объекта, которые вы намерены изучить, чтобы реализовать задачи исследования и достичь цели.
Именно на предмет и направляется основное внимание в работе, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Объект - это «что/кто».
Предмет - это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом.Предметисследования является частью объекта исследования.
В ряде случаев необходимым, но не обязательным для работ будет формулирование научной гипотезы исследования.
Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования, и формулируется в виде предположения. Выдвинутую научную гипотезу необходимо доказать или опровергнуть, используя источники разного характера. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
2) гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методов.
В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.
В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез:
1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...
2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
3. Что-то будет успешным, если...
4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.
Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
К наиболее часто используемым методам относят абстрагирование, анализ, синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов при одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования – анализом и синтезом. Анализ предполагает разложение целого на составные части, а синтез – соединение полученных при анализе частей в единое целое.
Методы дедукции – это умозаключения, ведущие «от общего к частному», при которых использование общих научных положений реализуется для исследования конкретных явлений.
Методы индукции представляют собой рассуждения «от частного к общему», когда на основании знания о части предметов делается вывод об их общих свойствах. Метод индукции в более широком смысле слова можно рассматривать как метод познания, как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к положениям более общим.
В процессе научно-исследовательской работы для решения поставленных задач возможно использовать следующие группы методов исследования:
1. Методы теоретического анализа:
- научно-теоретический анализ источников литературы;
- анализ документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.);
- анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов.
2. Диагностические методы:
- анализ нормативно- правовых актов, положений, стандартов, программ;
- анкетирование, опрос;
3. Экспериментальные методы, обеспечивающие опытную проверку гипотезы, предполагают запланированное вмешательство исследователя в реальный процесс деятельности исследуемой организации.
- в зависимости от цели исследования: констатирующей и формирующей (преобразующей);
- по условиям проведения: естественный, лабораторный и модельный;
- по направленности: абсолютный и сравнительный;
- по логической схеме доказательства сравнительный эксперимент может быть последовательным и параллельным.
4. Методы математической обработки и анализа результатов исследования.
Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпретации информации, предполагающие два вида анализа: количественный и качественный.
Выбор объема и методов исследования определяются целью работы и теми задачами, которые в работе будут решаться.
При выборе теоретической темы курсовой или ВКР используют теоретические методы исследования: методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирование, индукцию и дедукцию, аналогию, сравнение, классификацию, моделирование, обобщение, прогнозирование и т.п.
В случае использования эмпирических методов выполняются наблюдение, практическое изучение, эксперимент, оценка и т.п.
При выборе метода главное, что следует учесть – это использование методов, обеспечивающих максимальный и наиболее убедительный результат.
Во введение необходимо указать логику научно-исследовательской работы - описание структуры работы и ее кратное обоснование (обычно от 1-3 абзацев). Например: "Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются вопросы... Во второй главе проводится анализ... Третья глава посвящена разработке..."
Естественно, в этом перечислении должна наблюдаться логика и преемственность рассматриваемых вопросов.
Источниковедческая база политологического исследования - это весь комплекс (массив) источников, вовлеченных в исследовательский оборот.
В настоящее время большое распространение получила классификация, определяющая следующие виды источников, используемых в политологических исследованиях:
- законодательные акты;
- делопроизводственная документация;
- статистика;
- материалы интервью, наблюдения, изучения биографий;
- периодическая печать;
- документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
- публицистика и политические сочинения;
- научные труды предшествующих периодов.
Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые принимаются верховной государственной властью и имеют высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства.
Делопроизводственные материалы – это текущая документация, издаваемая различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью. Делопроизводственные материалы делят, прежде всего, по принадлежности к тому или иному субъекту управления: ими может быть государство, общественное или частное учреждение. Материалы государственного делопроизводства делят по отраслям управления и по направлению движения документов в иерархии управляющих.
Статистические материалы (результаты выборов, данные переписи, экономические показатели и т.д.) используются для анализа количественных характеристик изучаемых процессов.
Данные, полученные в результате качественных методов исследования – материалы интервью, включенного наблюдения, анализ биографий, устная история.
Периодическая печать подразделяется на государственные и общественные издания. Издания общественно-политических групп разделяют по их общественно-политической направленности.
Документы личного происхождения фиксируют личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Источники личного происхождения несут на себе ярко выраженную функцию социокультурного общения (переписка, мемуары), сохранения и передачи социокорпоративных и семейных ценностей последующим поколениям (мемуары и дневники).
Публицистика и политические сочинения - это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержащие и пропагандирующие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения. Они выражают политические интересы разных групп. Публицистика отличается большей злободневностью, поверхностью суждений. Она апеллирует к чувствам и рассчитана на широкий круг читателей. Политические сочинения характеризует более глубокая, научная аргументация. Они рассчитаны на руководителей государства, специалистов управления и представителей элиты.
Научные труды предшествующих периодов - это группа источников, отражающая научные представления прошлых исторических эпох.
Следующим обязательным разделом работ является Методология исследования – общетеоретическая конструкция, представляющая собой своеобразный каркас исследования, определяющая методы сбора и способы обработки теоретического, эмпирического материала. При написании курсовой и ВКР необходимо ориентироваться на определенные подходы, существующие в политической науке.
Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы.
Первая группа - общие методы (подходы) исследования политики: субстанциальный подход, исторический, критически-диалектический метод, социологический, системный, институциональный, функциональный, структурно-функциональный анализ, сравнительный (компаративистский) подход, культурологический, нормативно-ценностный, деятельностный, бихевиористский, антропологический, психологический подход.
Вторую группу методов составляют те, что относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами, это: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; моделирование; классификация; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализов; мысленный эксперимент.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований: статистическая обработка данных, социологические методы политического анализа, контент-анализ, ивент-анализ, методики когнитивного картирования, экспертные оценки, ситуационный анализ и других технологий прикладной политологии.
Основная часть курсовой и выпускной квалификационной работы: Как в курсовых, так и в ВКР, основная часть должна составлять примерно 70-80% всего объема работы.
В основной части подробно излагаются ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Основная часть делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему.
Главы исследовательской работы - это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не дублировало и не оказалось шире темы работы, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему. В главе должно быть не менее двух параграфов.
Один из разделов работы обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Следующие разделы посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его особенностей, ранжированию и обоснованию проблем. В связи с этим, логично, чтобы главы с теоретическим и эмпирическим анализом были разделены. При этом важно сохранить логическую связь между главами и параграфами, последовательность раскрытия темы.
Принципиальными требованиями к основной части являются четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения основных результатов и выводов, их научная и/или практическая значимость, обоснованность личных предположений и рекомендаций автора.
Заключительная часть работы (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам всей работы и иметь объем не менее 3 страниц печатного текста.
В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы.
Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода.
Библиографический список – самостоятельная часть курсового и дипломного исследования, позволяющая автору работы документально подтвердить достоверность и точность приводимых цитат. Он должен включать лишь ту литературу, которая была в ходе исследования. Данная часть оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008. Список должен содержать не менее 30 источников для ВКР и не менее 15 для курсовой работы.
Оформление текста курсовой и выпускной квалификационной работы:
Курсовая и выпускная квалификационная работа оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самостоятельным исследованиям.
1.Текст работы набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word (межстрочный интервал 1,5);
2. 14 размер шрифта Times New Roman;
3. Абзацный отступ 1 см;
4. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое - 15 мм и печатается на одной стороне стандартного (А4) листа белой бумаги.
5. Работа распечатывается на листах А4. Курсовая помещается в папку со скоросшивателем. Выпускная квалификационная работа подшивается путем брошюровки листов в жесткий переплет (специальный для выпускных квалификационных). Отзыв научного руководителя на выполнение выпускной квалификационной работы не подшивается, а вкладывается в отдельный файл до титульного листа.
6. Нумерация страниц, глав и разделов.
Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа (но номер страницы проставляется только со второй страницы введения). Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем поле колонтитулов в середине.
В содержании курсовой и ВКР напротив введения, заключения, всех глав, параграфов, библиографического списка проставляются соответствующие номера страниц, на которых они находятся в тексте работы.
Нумерация глав и разделов в основной части могут нумероваться римскими цифрами - I, II, III и т. д., а параграфы в них арабскими:
для главы I - 1.1, 1.2, 1.3;
для главы II - 2.1, 2.2, 2.3;
для главы III – 3.1, 3.2, 3.3.
Номер подраздела состоит из порядкового номера главы или раздела (первая цифра в обозначении) и порядкового номера подраздела (вторая цифра в обозначении).
Каждый раздел (введение, разделы основной части, заключение) должен начинаться с новой страницы.
7. Цитаты и сноски.
В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается библиографической ссылкой (сноской) на источник. Не допускается ссылаться на неопубликованные источники. Расположение сносок в тексте оформляется в квадратных скобках. Например, [Иванов: С.34], где Иванов – автор, на которого ссылаются, 34 – страница, откуда взята цитата или материал.
Все цитаты и другие заимствования должны сопровождаться сносками. Сноски печатаются в конце каждой главы, в которой они приводятся. В сносках нужно указывать фамилию и инициалы автора (или авторов), название публикации и ее выходные данные: место и год издания (для книг), год издания и номер журнала / сборника (для статей), номера страниц, откуда приводится цитирование.
Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить оригинальную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается.
Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник. Например, по мнению М.Вебера; как подчеркивает И.И..Иванов, и т.д. В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.
Необходимость в сносках появляется также, если в процессе освещения какого-либо вопроса возникает необходимость сделать определенные пояснения. В этих случаях, чтобы не отвлекаться от изложения основной идеи, в сноске поясняется значение термина, содержится историческая справка и др. Изложение в сносках дополнительного материала свидетельствует о широте кругозора автора, о его познаниях в других науках.
8. Список источников и литературы (библиографический список) – органическая часть работы. Здесь указываются как источники и издания, на которые сделаны ссылки в тексте работы, так и те, на которые ссылки не делались, но они были изучены автором при написании работы.
Составляется он в алфавитном порядке (источники, литература, Интернет-ресурсы): по первой букве фамилии автора (инициалы пишутся после фамилии) или названия публикации (коллективных монографий, сборников, справочников). В этом списке указываются все выходные данные: фамилия и инициалы автора (или авторов), название публикации, место и год издания, год и номер журнала или сборника, количество страниц (или номера страниц в журнале или сборнике). Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнительное, уточняющее смысл основного. В таком случае перед дополнительным заглавием, а также перед другими сведениями, относящимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ставится двоеточие.
Если книга имеет более трех авторов, сведения о них (а также о редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. В этом случае перед фамилиями авторов, редакторов, составителей ставится косая черта. При числе авторов более четырех после косой черты приводятся фамилии первых трех авторов с добавлением «и др.».
Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия следующих городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.) или Ленинград (Л.).
Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него - запятая и год издания.
Таким же образом оформляется и библиографический список литературы на иностранных языках, который помещается после библиографии на русском языке.
Список литературы должен составлять:
· в курсовой работе не менее 15 наименований источников и литературы на бумажных носителях и в виде электронных ресурсов;
· в выпускной квалификационной работе должен содержать в совокупности не менее 30 наименований источников и литературы на бумажных носителях и в виде электронных ресурсов.
Источники формируются в следующем порядке:
– Нормативно-правовые акты: законы, распоряжения, указы, протоколы, уставы, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратном хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее);
– Статистические материалы;
– Исторические источники: архивные документы, рукописные материалы, мемуары, дневники, письма
При формировании списка использованной литературы не следует отделять книги от статей. Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе. Там, где приведена статья из сборника или журнала, необходимо указать страницы (начало – конец) публикации.
Литература группируется следующим образом:
– Научная литература;
– Публикации СМИ;
– Иностранная литература (помещается после работ на русском языке через пробел);
– Электронные ресурсы.
Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие работы без кавычек, место издания. Описание статей из сборников приводится в следующем порядке:
– фамилия и инициалы автора,
– название статьи, книги,
– место и год издания,
– страницы.
В описании статей из журналов после фамилии пишется название журнала, год издания, номер журнала со знаком № страницы, а из газет - год, число и месяц издания газеты.
В случае если использован ряд работ одного автора, они размещаются в хронологическом порядке, начиная с более ранних.
В работе над ссылками и списком литературы необходимо следовать правилам библиографического описания - ГОСТ 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
9. Приложения (таблицы, графики, диаграммы, фотодокументы, карты и т.д.) в работе помещаются в Приложение после заключения, нумеруются (например, Приложение 1, табл. 1 и т.д.) в тексте работы. Приложения не входят в нормативный объем работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
10. Курсовая и ВКР должны быть сброшюрованы в следующей последовательности:
– титульный лист;