НЕТРАДИЦИОННЫЕ И ИГРОВЫЕ УРОКИ по литературе




Юлия Викторовна Долбилова

 

 

Ростов-на-Дону

Феникс, 2010

 

УДК 372.016:82

БВК 74.268.3

КТК 430

Д64

 

Книга подготовлена совместно с ООО «Златоуст»

 

Долбилова Ю.В.

Д64 Нетрадиционные и игровые уроки по литературе / Ю. В. Долбилова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 285 с. — (Библиотека учителя).

ISBN 978-5-222-16005-3

 

Данная книга является практическим пособием для учителей, помогающим разнообразить уроки литературы в современной общеобразовательной школе и сделать их более интересными и занимательными для детей. Достигаются эти цели благодаря представленным игровым материалам и подробно описанным планам-сценариям и планам-конспектам нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по конкретным темам. Эти уроки предназначены для учащихся средних классов общеобразовательных школ и специализированных учебных заведений гуманитарного направления. В книге содержатся основные приемы и методы изучения литературы, отдельные задания в игровой форме, а также конкретные методические рекомендации и комментарии для учителей.

 

УДК 372.016:82
ISBN 978-5-222-16005-3

ББК 74.268.3

 

 

© Долбилова Ю.В., 2010

© ООО «Феникс»: оформление, 2010

 

 


Введение

 

Перед непосредственным началом разговора о нетрадиционных уроках в игровой форме необходимо подчеркнуть, что литература как учебный предмет в рамках современной традиционной школьной программы занимает особенное место среди других общеобразовательных дисциплин. Ведь она является предметом, который изучает искусство слова. Именно в прозаических и поэтических произведениях многих авторов содержится опыт нескольких поколений людей. Кроме того, литература помогает каждому индивидууму увидеть его субъективные жизненные цели и объективное предназначение.

На протяжении XX столетия среди исследователей была довольно популярной дискуссия о том, к какой сфере надлежит относить литературу: к одной из разновидностей искусства или науки. Последние труды и работы в области методики преподавания литературы подтверждают, что литература одновременно является как наукой, так и искусством. Более того, в данное понятие входят такие составляющие части, как изучение художественного произведения и основ теории литературы, а также постоянное стремление к совершенству в процессе использования литературного языка.

Литература как один из учебных предметов в современной общеобразовательной школе имеет свои цели и задачи, которые предельно ясно и отчетливо сформулированы специальным Государственным стандартом по литературе. Например, главной целью литературного образования является формирование и последующее постепенное развитие духовного мира людей. Однако ее достижение становится невозможным тогда, когда не сформирована читательская грамотность, основывающаяся на знании хотя бы основных понятий из области теории литературы как науки, и отсутствуют умения и навыки для того, чтобы подробнейшим образом проанализировать прочитанный текст, сопоставить его с жизненными событиями, фактами и явлениями, после чего, на заключительном этапе анализа, сформулировать собственное мнение о нем.

Основополагающим фундаментом любого урока литературы является непосредственная работа с текстом художественного произведения, т. е. его анализ. Анализ литературного произведения может быть последовательным, образным, мотивным. Помимо всего прочего, анализ практически любого из известных произведений может носить проблемный характер. За последнее время содержание и структура литературного курса в школьной программе претерпели существенные изменения, что напрямую связано с введением новейших стратегических целей образовательного, воспитательного, развивающего и обучающего процессов в целом.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вполне закономерный вывод о том, что изучение литературы является главнейшим, обязательным и основополагающим условием учебного процесса в целом.

 


Глава 1

 

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫУРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Что такое нетрадиционные уроки литературы

 

Общеобразовательная школа вовсе не принадлежит к числу явлений, изолированных от общества в широком смысле этого слова, поэтому все происходящее в общественной жизни на территории нашей страны, да и в зарубежных государствах, также неизбежно оказывает свое непосредственное влияние на обучающий и образовательный процессы. Например, появление телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров, DVD-плееров, развитие средств массовой информации, т. е. прогресс технических средств обучения, постепенно, медленно, но верно приводит к потере интереса к учебе у школьников.

Довольно часто из уст современных учеников можно услышать такие высказывания и рассуждения, как: зачем читать книгу, когда можно просто посмотреть фильм, снятый по какому-нибудь предусмотренному школьной программой художественному произведению, записанный на видеокассету или компакт-диск? К большому сожалению, подобные утверждения учащихся средней школы уже перестали быть редкостью. Единицы школьников перечитывают, так сказать, «от корки до корки», оригинальные экземпляры художественных произведений различных авторов которые им задают на уроках или в качестве домашнего задания учителя. В лучшем случае учащиеся ограничиваются чтением и изучением сокращенных вариантов или пересказов данных сочинений. Именно поэтому учителя, сталкиваясь в реальной действительности с такой проблемой в ходе педагогического процесса на уроках литературы, начинают бить тревогу. Прямым следствием данной ситуации является то, что они постоянно ищут и придумывают новые формы, предназначенные для того, чтобы увлечь учеников, вызвать у них интерес и воспитать любовь и бережное отношение к литературе в целом и книге в частности. Поиск таких новых форм заставляет обращаться к игровым материалам, приемам и методам, а также к внеклассной работе по литературе.

Такие уроки, в ходе которых используются формы внеклассной работы, а также внесены элементы внеклассных мероприятий, в методике преподавания литературы условно называются нестандартными. Методика преподавания литературы все нестандартные уроки подразделяет на несколько типов.

Во-первых, к ним относятся уроки, носящие состязательный характер, например, викторина, конкурс, марафон, КВН, олимпиада и многие другие.

Во-вторых, театрализованные уроки, проходящие и организованные в форме литературных гостиных, журналов, вечеров или кафе и пр.

В-третьих, к ним принадлежат уроки контроля, осуществляемые в форме творческих отчетов.

В-четвертых, к нестандартным, или нетрадиционным, разновидностям уроков относятся уроки вводного типа, рассказывания (или устного рисования), уроки-лекции, семинары, диспуты, экскурсии, путешествия, ролевые и деловые игры, конференции, конгрессы, консультации, уроки-праздники, аукционы, ярмарки, исследования, уроки словесности, зачеты, интегрированные уроки и многие другие.

В сетке учебного года нетрадиционных уроков не должно быть слишком много, так как для их проведения требуется дополнительная подготовка. Обычно учителя заранее предупреждают школьников об их организации, приблизительно за 1-2 недели. Однако определяющим фактором введения их в учебный процесс является то, что они не выполняют главнейшее предназначение уроков — осуществление обучающей функции.

По мнению многих исследователей, наиболее эффективным и результативным представляется использование нестандартных форм либо на вступительном этапе в качестве уроков вводного типа (например, здесь возможно подготовить викторину по сказкам А.С. Пушкина или конкурс на лучшего знатока устного народного творчества), либо на заключительном этапе контроля (например, можно провести КВН по поэтическим произведениям русской литературы, зачет по творчеству Н.В. Гоголя).

Кроме того, что нетрадиционные уроки формируют устойчивый интерес к литературе как к учебному предмету, они обладают еще одним немаловажным достоинством — развивают творческие способности и образное мышление школьников. Учащиеся в ходе таких уроков получают возможность заниматься тем, что им нравится, основываясь при этом на своих желаниях, чувствах, эмоциях и ощущениях. Следовательно, педагоги общеобразовательных школ не должны отказываться от уроков, основанных на творческом подходе к обучению.

 

Виды нетрадиционных уроков

 

Урок-викторина

 

Как уже было сказано, данная разновидность нетрадиционных уроков относится к состязательному типу, поэтому главным его элементом является наличие нескольких участвующих в процессе команд, например, двух и даже более. Эти команды будут соревноваться между собой за право называться лучшими в какой-либо области знаний, умений и навыков, отвечая на задаваемые поочередно разнообразные вопросы и выполняя различные задания на изученные ранее темы.

Теперь подробнейшим образом остановимся на уроках данного типа. Например, на заключительном этапе в пятых классах в качестве обобщающего урока можно провести игровую викторину под названием «Литература— наш любимый предмет», призванную обобщить и систематизировать знания, полученные по данной учебной дисциплине в течение учебного года, полугодия или четверти. Кроме того, будет уместным ее проведение и в самом начале учебного года, в шестых классах, для того чтобы помочь школьникам вспомнить то, что уже известно и изучено, а также вызвать новую волну интереса к литературе.

План-сценарий игры-викторины «Литература — наш любимый предмет»

Возрастная категория: для учеников пятых классов.

Цель урока: пробуждение интереса к литературе как учебной дисциплине; развитие логического и образного мышления, памяти, познавательных и творческих способностей; расширение кругозора; приведение в систему полученных учащимися знаний по литературе.

Оборудование: рисунки учеников, иллюстрирующие любые художественные произведения русской или зарубежной литературы, предусмотренные школьной программой по литературе для пятого класса; мелки белого цвета.

 

План игры-викторины.

1. Вступительное слово учителя.

2. Проверка домашнего задания под названием «Конкурс иллюстраций».

3. Основной этап (вопросы учителя — ответы учеников).

4. Литературоведческий орфоэпический конкурс.

5. Подведение итогов викторины.

 

Ход урока

 

Предварительно, незадолго до непосредственного начала викторины, весь класс делится на две команды с одинаковым количеством человек в составе каждой. Учителю отводится роль ведущего данного мероприятия. Заранее, приблизительно за неделю до проведения этой викторины, ребятам дается домашнее задание следующего характера: нарисовать при помощи красок, цветных карандашей или фломастеров одну или даже несколько иллюстраций к любому из художественных произведений, изученных в течение этого учебного года, которые потом сдаются учителю. Затем педагог начинает урок.

1. Вступительное слово учителя. Учитель произносит:

— Ребята, сегодня мы с вами проведем игру-викторину под названием «Литература — наш любимый предмет», которая покажет, насколько хорошо вы изучали литературу, насколько внимательными читателями и слушателями вы были. Начнем наш необычный урок с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания «Конкурс иллюстраций». Далее учитель показывает каждой команде по очереди их рисунки. Учащиеся же должны как можно быстрее и правильнее определить и ответить, к какому из произведений художественной русской или зарубежной литературы выполнена конкретная иллюстрация. За каждый правильный ответ команде присуждается 3 балла, за неверный вариант — 0 баллов. В том случае, если команда ответила неправильно, право угадывать переходит к другой команде. Учитель фиксирует результаты, подсчитывая затем количество набранных баллов.

3. Основной этап. Учитель задает каждой команде в порядке очередности вопросы, касающиеся изученных произведений, их героев и авторов. Ученики должны дать ответы на них как можно быстрее, правильнее и полнее. В случае неверного ответа вопрос или задание переходят к команде соперников. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 1 баллу. Предлагаемые вопросы и задания могут быть следующими:

1) учитель задает вопрос ученикам:

— Ребята, все вы прекрасно знаете сказочного героя Кощея Бессмертного. Он злой, страшный, жадный, ленивый, лживый. А всеми вами любимая Василиса Премудрая из русской народной сказки «Царевна-лягушка» обладает абсолютно противоположными качествами. Расскажите, какая она? Для этого нужно использовать слова-антонимы к вышеперечисленным именам прилагательным, перечисляющим характерные особенности Кощея.

Ответ учеников:

— Василиса Премудрая добрая, красивая, щедрая, трудолюбивая, честная;

2) вопрос учителя:

___ Какие задания давал царь женам своих троих сыновей из русской народной сказки «Царевна-лягушка»?
Ответ учеников:

___ Царь хотел проверить их способности в умении рукодельничать, поэтому сначала попросил жен своих сыновей испечь ему по караваю хлеба, выткать по ковру, а затем явиться к нему на пир для того, чтобы выяснить, кто лучше умеет танцевать;

3) вопрос учителя:

— В кого превратилась Василиса Премудрая после того, как Иван-царевич тайно сжег ее лягушачью кожу, когда пораньше вернулся с пира?

Ответ учеников:

— Василиса Премудрая сначала рассказала Ивану-царевичу обо всем, затем превратилась в белую лебедь и улетела в окно;

4) вопрос учителя:

— Кто помогал Ивану-царевичу в поисках пропавшей Василисы Премудрой из русской народной сказки «Царевна-лягушка»?

Ответ учеников:

— Ивану-царевичу помогали следующие сказочные герои: старичок, который дал ему волшебный клубочек, показывающий дорогу; Баба-Яга, рассказавшая, где находится смерть Кощея Бессмертного; а также медведь, заяц, селезень и щука;

5) вопрос учителя:

— Где находится смерть Кощея, и в чем заключается ее тайна?

Ответ учеников:

— В дремучем лесу растет старый дуб, на вершине которого находится кованый ларец, внутри него сидит заяц. В нем находится утка, а в ней — яйцо, внутри которого лежит иголка, а на конце иглы — смерть Кощея;

6) вопрос учителя:

— Сколько голов было у каждого Чуда-юда из русской народной сказки под названием «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»?


Ответ учеников:

— У первого появившегося Чуда-юда было шесть голов, у второго — девять, а у третьего — двенадцать;

7) вопрос учителя:

— Как называлась река, около которой происходили все три битвы между Иваном — крестьянским сыном и Чудо-юдами?

Ответ учеников:

— Река Смородина;

8) вопрос учителя:

— Во что превращались три чудо-юдовы жены, когда Иван — крестьянский сын со своими братьями возвращался домой?

Ответ учеников:

— Первая жена превращалась в колодец, вторая — в яблоню, третья — в ковер с шелковыми подушками;

9) вопрос учителя:

— Кто является автором повести «Му-му»? Ответ учеников:

— Иван Сергеевич Тургенев;

10) вопрос учителя:

— Назовите фамилию, имя и отчество известного русского поэта-баснописца конца XVIII — первой половины XIX столетий. Какие его произведения вам известны?

Ответ учеников:

— Иван Андреевич Крылов, который является автором следующих басен: «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Волк и

Ягненок», «Осел и Соловей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Крестьянин и работник», «Лиса и виноград», «Петух и Жемчужное Зерно», «Обезьяна и зеркало», «Стрекоза и Муравей» и многих других;

11) вопрос учителя:

— Из какого произведения В.А. Жуковского процитированы следующие строки:

 

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет...

Не море ль из моря извергнуться хочет?

 

(ВА. Жуковский. «Кубок»)

Ответ учеников:

— Эти строки процитированы из баллады Василия Андреевича Жуковского под названием «Кубок»;

12) вопрос учителя:

— Перечислите названия сказок А.С. Пушкина, которые вы знаете.

Ответ учеников:

— Александр Сергеевич Пушкин является автором следующих сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

13) вопрос учителя:

— Внимание! Вопрос из теории литературы. Что такое рифма? На какие разновидности она подразделяется? Приведите примеры на каждый из видов рифмы.

Ответ учеников:

— Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк. Существует три способа рифмовки стихотворного текста: парная рифма, когда первая строчка рифмуется со второй, а третья — с четвертой, например:

 

Давно-давно, в такой же час,

Его услышав в первый раз,

Я был испуган, оглушен.

Я знать хотел, что значит он... (НА. Некрасов. «На Волге»)

Также рифма может быть опоясывающей в том случае, когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая — с третьей, например:

 

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели тихо камыши...

(НА. Некрасов. «На Волге»)

Кроме того, рифма бывает перекрестной, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой, например:

 

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

(Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

14) вопрос учителя:

— Еще один вопрос из области теории литературы, предназначенный уже для другой команды. Назовите основные стихотворные размеры и приведите их примеры.


Ответ учеников:

— Основными стихотворными размерами являются ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий.

Ямб — это двусложный стихотворный размер, в котором под ударением оказываются второй, четвертый, шестой и восьмой слоги. Например:

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

 

(А.С. Пушкин. «Зимнее утро»)

Хорей — это двусложный стихотворный размер, в котором под ударением оказываются первый, третий, пятый и седьмой слоги. Например:

 

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой...

 

(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Анапест — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на третий, шестой и девятый по счету слоги, в то время как остальные являются безударными. Например:

 

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

 

(М.Ю. Лермонтов. «Русалка»)

Дактиль — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый, четвертый, седьмой и десятый по счету слоги, в то время как второй и третий, пятый и шестой, восьмой и девятый, одиннадцатый и двенадцатый оказываются безударными.


Например:

 

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужного

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

 

(М.Ю. Лермонтов. «Тучи»)

 

Амфибрахий — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй, пятый и восьмой по счету слоги.

Например:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко...»);

15) вопрос учителя:

— Как звали главных героев — мальчика и курицу — из произведения Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Ответ учеников:

— Мальчик Алеша и курица Чернушка;

16) вопрос учителя:

— Как называлась усадьба бабушки, где прошли детские годы русского поэта М.Ю. Лермонтова?

Ответ учеников:

— Усадьба носила название Тарханы и располагалась на территории Пензенской губернии;

17) вопрос учителя:

— Назовите профессию барина Жилина, главного героя произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Ответ учеников:

— Жилин был офицером;

18) вопрос учителя:

— Назовите настоящую фамилию русского писателя первой половины XX столетия, который известен под литературным псевдонимом Андрей Платоно-вич Платонов.

Ответ учеников:

— Климентов — настоящая фамилия Андрея Платоновича Платонова;

IQ) вопрос учителя:

___ Под каким именем известен всему миру зарубежный писатель Самюэл Клеменс?
Ответ учеников:

___ Марк Твен — его литературный псевдоним;

20) вопрос учителя:

_ Какие сказки известного датского писателя девятнадцатого столетия Х.К. Андерсена вы знаете? Перечислите некоторые из них.

Ответ учеников:

_ Ханс Кристиан Андерсен является автором следующих сказок: «Огниво», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Новое платье короля» и многих других.

4. Литературоведческий орфоэпический конкурс. Заранее, незадолго до непосредственного начала игры-викторины, учителем, выступающим в роли ведущего, при помощи белого мела школьная учебная доска разделяется на две половины, на каждой из которых записываются для каждой команды литературоведческие термины. Например, для первой команды могут быть выбраны следующие понятия: афоризм, бестселлер, гротеск, интервью, литературоведение, строфа, фольклор, эпиграф, риторика, псевдоним.

Для второй команды записываются на доске такие слова: хорей, амфибрахий, анапест, аллегория, гипербола, гротеск, инверсия, интерпретация, метафора, подтекст.

Смысл данного задания заключается в следующем: к доске выходят по одному человеку — представителю от каждой команды, которые по очереди должны будут правильно прочитать вслух, громко и отчетливо записанные на доске термины из области теории литературы, которые были изучены ранее. При этом необходимым условием выполнения является верная постановка ударения в них. За каждое правильно произнесенное участником викторины литературоведческое понятие соответствующей команде присуждается 1 балл, а за неверную постановку ударения — 0 баллов.

4. Подведение итогов викторины. Затем, на заключительном этапе, учитель подводит итоги викторины, суммируя баллы, набранные каждой из команд в отдельности, и объявляет победителей, которыми будут считаться участники команды, набравшей большее количество очков. Соответственно, противоположная команда, у которой оказалось меньшее количество баллов, признается проигравшей.

 

Комментарий для учителя

 

Как показывает педагогическая практика, учащиеся пятых классов с большим удовольствием и готовностью принимают участие в игровых викторинах различного рода. Также им очень нравится участвовать в непосредственной подготовке к ним, поскольку многие рисуют и приносят в класс даже не по одной иллюстрации к произведениям, а несколько. Наверное, поэтому такой конкурс не вызывает у них каких-то особенных затруднений и проходит, как правило, весело и оживленно.

Основной этап данной игры-викторины, состоящий из вопросов учителя и ответов учеников, также требует предварительной домашней подготовки и дополнительного повторения ранее изученного материала, так как участие в нем предполагает хорошее знание текстов художественных произведений, литературных героев и авторов. Поэтому он и является наиболее трудным и самым значительным и всеобъемлющим. Чаще всего именно этот конкурс и может вызывать затруднения.

Последующий этап можно условно назвать литературоведческим, так как он основан на знании основных понятий и терминов из области теории литературы, которые активно начинают вводиться в речевой обиход учеников уже в пятых классах средней общеобразовательной школы. При правильном подходе и регулярных тренировках на уроках литературы конкурс не представляет особой сложности и часто вызывает оживленный интерес учащихся, а также готовность помочь товарищу по команде в случае неправильно произнесенного слова либо неверной постановки ударения в нем.

Система устных вопросов и ответов также является основным фактором, требующим концентрации внимания и памяти слухового типа. Исходя из личных практических наблюдений, можно сделать вывод о том, что учащиеся пятых классов обычно особенно активно отвечают на задаваемые им вопросы, даже пытаясь выкрикивать с места, не дожидаясь разрешения учителя.

В шестых классах средних общеобразовательных школ также уместно будет проведение нетрадиционных уроков в форме игры-викторины. Например, вполне возможны их организация и проведение на обобщающем этапе после окончания изучения разделов «Произведения русских писателей XIX века» либо «Произведения русских писателей XX века».

Эта нетрадиционная форма поможет учителю не только развивать и повышать интерес, воспитывать любовь учащихся к литературе как одному из важнейших школьных предметов, но и выявить имеющиеся пробелы в знаниях.

 

План-сценарий игры-викторины «Я люблю русскую литературу»

 

Возрастная категория: для учеников шестых классов.

 

Цель урока: развитие памяти, образного и логического мышления, познавательных, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей, повышение уровня эрудированности; формирование и дальнейшее последовательное закрепление интереса к литературе как к одному из важнейших учебных предметов; расширение кругозора; воспитание любви и бережного отношения к русской литературе.

Оборудование: несколько школьных мелков белого цвета; класс украшается портретами русских писателей и поэтов XIX столетия, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой, а также цветными и черно-белыми иллюстрациями, нарисованными к их произведениям различными художниками.

 


План игры-викторины.

 

1. Письменная разминка под диктовку учителя.

2. Основная часть игры (вопросы учителя — ответы учащихся).

3. Выделение смысловых частей и составление плана (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

4. Подведение итогов урока-викторины.

 

Ход урока

 

Учащиеся не подразделяются на команды, а представляют собой одну большую, дружную и слаженную команду, цель которой — как можно более быстро, точно, полно и правильно ответить на поставленные учителем вопросы и задания.

1. Первый этап данной игры-викторины представляет собой своеобразную разминку, в ходе проведения которой учащимися еще раз повторяются сведения, термины и понятия, полученные ими в области теории литературы, а также проверяются качество, процент и степень их усвоения. Для этого учитель вызывает к доске двоих или даже троих учеников, которые записывают на ней под диктовку литературоведческие термины и самые основные понятия, знание которых предусмотрено школьной программой по литературе для шестых классов. Задача школьников — по возможности наиболее грамотно, не допуская при этом орфографических ошибок, записать их.

Учитель диктует, а ученики записывают на доске: антитеза, дактиль, амфибрахий, ямб, хорей, анапест, юмор, аллитерация, фольклор, псевдоним, стихотворение, метафора, метонимия, олицетворение, поэзия, пословица, притча, интонация, баллада, аллегория, гипербола.

Затем записи каждого ученика проверяются путем зачитывания вслух, громко и отчетливо. Потом совместными усилиями исправляются орфографические ошибки в том случае, если таковые имеются. Далее работа учащихся оценивается учителем по традиционно принятой пятибалльной системе. Наиболее активным участникам исправления ошибок также присуждаются в качестве поощрения дополнительные очки.

Кроме того, будет особенно интересно для ребятишек организовать соревнование в процессе данного конкурса следующим образом: выходящие к доске дети меняются друг с другом местами в порядке строго установленной очередности (например, записывая по два или три слова, а затем уступая свое место другому участнику викторины). Следующий игрок проделывает те же самые действия.


2. Второй этап — это основная часть игры-викторины. Здесь школьники в устной форме должны отвечать правильно, полно и точно на сформулированные учителем вопросы и задания по разделу «Произведения русских писателей XIX века»:

1) учитель задает вопрос:

— Вспомните, где находился лицей, в котором учился великий русский поэт XIX столетия А.С. Пушкин.

Ответ учеников:

— Лицей, где учился Александр Сергеевич Пушкин, находился в Царском Селе, расположенном недалеко от города Петербурга;

2) вопрос учителя:

— Кто был самым лучшим другом А.С. Пушкина в годы его обучения в Царскосельском лицее?

Ответ учеников:

— Иван Пущин;

3) вопрос учителя:

— Сколько лет А.С. Пушкин получал образование в лицее, расположенном в Царском Селе?

Ответ учеников:

— Шесть лет;

4) учитель задает ученикам следующий вопрос:

— Какие стихотворения великого русского поэта XIX века А.С. Пушкина вы знаете? Вспомните и назовите самые известные из них.

Ответ учеников:

— Нам известны следующие стихотворения А.С. Пушкина: «Узник», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Няне», «Вольность», «Деревня», «КЧаадаеву», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.;

5) учитель задает вопрос:

— Какие произведения, написанные в прозаической форме, входят в цикл под одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», автором которых является А.С. Пушкин?

 

Ученики отвечают на поставленный вопрос:

— «Станционный смотритель», «Выстрел», «Гробовщик», «Метель», «Барышня-крестьянка»;

6) учитель задает следующий вопрос:

— Вспомните название стихотворения, за которое написавший его русский поэт XIX века М.Ю. Лермонтов впервые был сослан на Кавказ.

Ответ учеников:

— Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова называлось «Смерть поэта»;

7) вопрос учителя:

— Перечислите, кто является главными героями повести А.С. Пушкина «Метель».

 

Ответ учеников:

 

— Главными героями повести А.С. Пушкина «Метель» являются помещик по имени Гаврила Гаврилович Р..., его жена Прасковья Петровна, их дочь Марья Гавриловна, «бедный армейский прапорщик» Владимир Николаевич и гусарский полковник Бурмин;

8) учитель задает вопрос:

— С кем стрелялся поэт А.С. Пушкин на дуэли, которая закончилась тяжелым ранением и трагической смертью поэта?

Ответ учеников:

— С бароном Жоржем Дантесом;

9) учитель задает другой вопрос:

— Какие стихотворные произведения М.Ю. Лермонтова вам понравились больше всего? Перечислите их названия.

Ответ учеников:

— «Утес», «Парус», «Три пальмы», «Листок», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко...», «Бородино», «Прощай, немытая Россия...», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», автором которых является М.Ю. Лермонтов;

10) учитель задает школьникам вопрос:

— Какую чудесную работу проделал Левша из произведения Николая Семеновича Лескова под названием «Левша»?

Ответ учеников:

— Левша вместе с другими тульскими мастерами подковал английскую блоху, приделав подковы с гвоздиками к каждой ее ножке, которые были видны только в самый сильный микроскоп;

11) учитель задает школьникам вопрос:

— Перечислите имена и фамилии русских поэтов XIX в., которые в своих стихотворениях писали о родной природе. Назовите хотя бы некоторые из их произведений.

Ответ учеников:

— Родную природу в своих стихотворениях описывали, например, Федор Иванович Тютчев «Весенние воды», «Листья», «Неохотно и несмело...»; Яков Петрович Полонский «Посмотри, какая мгла...»; Афанасий Афанасьевич Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»; Евгений Абрамович Баратынский «Чудный год порой сольется...», «Весна, весна! Как воздух чист!»; Аполлон Николаевич Майков «Пейзаж», «Осень», «Рассвет»; Иван Саввич Никитин «Встреча зимы», «Ярко звезд мерцанье...» и др.

Учитель, завершая второй этап игры-викторины, подводит его итоги, анализируя и давая краткую рецензию ответам учащихся, последовательно суммируя набранные ими баллы.

3. Третий этап. Учитель раздает каждому из детей по одному листку белой бумаги, затем просит их взять шариковые ручки и подробно объясняет задание.

Учитель:

— Ребята, всем вам хорошо известно стихотворение М.Ю. Лермонтова под названием «Бородино». Вы

все когда-то учили его наизусть и рассказывали выразительно на оценку. Сейчас вы должны будете его вспомнить и мысленно прочитать про себя для того, чтобы затем разделить на смысловые части и составить план. Я даю вам на данный вид работы 5 минут.

После сказанных слов учитель засекает время. Школьники работают каждый в отдельности. У шестиклассников может получиться приблизительно такой план, состоящий из двух смысловых частей:

1) Вопрос молодого племянника.

2) Рассказ умудренного опытом дяди о Бородинском сражении.

По истечении положенного и установленного правилами данного конкурса времени учитель предлагает детям проверить их планы. Каждый ученики зачитывают вслух свой план, после чего планы рецензируются и оцениваются остальными участниками викторины, которые выбирают самые лучшие из них.

5. После этого учитель, суммируя набранное каждым из участников количество баллов, подводит итоги данного мероприятия, выделяя троих лучших игроков, распределяя между ними соответственно первое, второе и третье места. Кроме того, победителей игры-викторины можно наградить какими-нибудь небольшими подарками.

 

Комментарий для учителя

 

Как показала педагогическая практика, учащиеся шестых классов чаще всего очень охотно и с большим удовольствием принимают участие в подготовке и проведении подобного рода мероприятий, поэтому известие об организации игры-викторины встречают с особенным восторгом в связи с ожиданием чего-то нового.

Данное мероприятие полезно для детей прежде всего тем, что, сочетая в себе элементы литературы и русского языка, позволяет выполнить двойную задачу: повторить основные литературоведческие термины, а также проверить лишний раз грамотность учащихся, записывающих эти понятия на доске.

Второй этап, основной, является абсолютно стандартным для любой викторины. Он представляет собой устный опрос учителя и ответы учащихся, однако и в нем, как правило, ребятишки принимают участие с большим удовольствием.

На третьем этапе преимущественно развивается логическое мышление. Ребята учатся мыслить, правильно и точно выражать свое мнение, видеть логические части в произведении, а также членить стихотворный текст на логические отрезки или части. Дети также постепенно учатся видеть главное, чтобы, основываясь на полученном опыте, суметь дать верное название каждой логической части.

 

План-сценарий игры-викторины по разделу «Произведения русских писателей XX века»

 

Возрастная категория: для учеников шестых классов.

 

Цель урока: развитие памяти, образного и логического мышления, эрудиции, познавательных, творческих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: