Литературные формы русского классического реализма




Эпос Роман И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» и др.

Роман-эпопеяЛ.Н. Толстой. «Война и мир»

Повесть И.С. Тургенев. «Ася»

Рассказ А.П. Чехов

Цикл рассказов И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Сказки М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, В.М. Гаршин

Лирика Песня Н.А. Некрасов

Элегия Ф.И. Тютчев

Сатира А.К. Толстой

Драма Трагедия А.К. Толстой

Комедия Н.В. Гоголь. «Ревизор»; А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся», «Лес» и др.

Драма (вид)А.Н. Островский. «Гроза», «Волки и овцы»

Исторические хроники, сцены А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Лиро-драматические жанры Драматические поэмы Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

Лиро-эпические жанрыПоэма А.С. Пушкин. «Медный всадник»; Н.В. Гоголь. «Мертвые души»; Н.А. Некрасов. «Саша»

Роман в стихахА.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

 

Социалистический реализм

Временные рамки 1920–80-е гг.

Идейная основа Опора на коммунистический общественно-поли­тический и эстетический идеал, пафос революционной перестройки мира, искренняя вера в социализм и коммунизм

Доминанта Концепция революционной романтики; утверждение тесной взаимосвязи судьбы общества и личности; провозглашение идеи ответственности личности перед историей

Основа эстетики Стилевая ориентация на жизнеподобные формы; основная задача – воздействие на читателя, активная пропаганда социалистических идей

Характерные черты Сочетание правдивого изображения действительности со стремлением к активной переделке как реальности, так и художественного мира, ее отражающего; при верности деталей «приукрашивание» натуры и психологическая немотивированность «революционного преобразования» психики персонажей и их действий; приоритет содержания над формой; социальный оптимизм и утопизм;

использование поэтики неоромантизма;

отрицание ценности человеческой жизни по сравнению с великой целью – мировой революцией;

концепция социалистического гуманизма

Идеальный герой Строитель социализма и коммунизма

Основной конфликт Коллективизм – индивидуализм; в основе конфликта лежит теория классовой борьбы

Литературные формы социалистического реализма

Эпос Роман социально-психологическийН. Островский. «Как закалялась сталь»; М.А. Шолохов. «Поднятая целина»; М.Горький. «Мать» социально-философский Л.Леонов «Соть», «Русский лес»

Повесть А.С. Серафимович. «Железный поток»

Рассказ Б.А. Лавренев. «Сорок первый»; А.Н. Толстой. «Гадюка»

Цикл рассказов И. Бабель. «Конармия»

Лирика Песня Д. Бедный

Поэма В. Маяковский

Сатира, басня

Драма Трагедия В.В. Вишневский. «Оптимистическая трагедия»

Комедия В. Маяковский. «Клоп», «Баня»

Драма (вид) Н. Погодин. «Человек с ружьем»

МОДЕРНИЗМ

Временные рамки Первая половина 20 в.

Идейная основа Отражение кризиса буржуазного мира и созданного им типа сознания;

ощущение отчужденности и абсурдности существования отдельного человека и мира в целом;

утверждение индивидуализма, субъективизма, интерес к проблеме личности

Доминанта Стремление художников нереалистического направления к обновлению устаревших художественных систем; тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей

Основа эстетики Принцип «от противного» (по отношению к традиционному искусству);

принцип синтеза искусств; слияние реального и фантастического; размывание границ между реальностью и искусством;

стремление к преобразованию мира средствами искусства – «через красоту» и пр.

Характерныечерты Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;

внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека;

представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства;

склонность к сложному формальному эксперименту;

обогащение системы изобразительно-выразительных средств («поток сознания», внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти с сиюминутными переживаниями и др.)

Идеальный герой Поэтическая, тонко чувствующая натура

Основной конфликт Глубокий и непреодолимый разрыв духовного опыта личности и тенденций общественной жизни

Основные течения

Символизм

«Старшие» символисты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб

«Младшие» символисты Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок, И. Анненский, Эллис

Акмеизм Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, Г.В. Иванов, Е.Ю. Кузьмина-Караваева

Футуризм Кубофутуризм В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых

Эгофутуризм И. Северянин, Грааль-Апрельский

«Центрифуга» С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак

Имажинизм С. Есенин, В. Шершеневич, Рюрик Ивнев, А.Б. Мариенгоф

 

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Временные рамки С 1950-х гг.

Идейная основа Отказ от рационализма и осененных традицией веры в общепризнанные авторитеты;

сомнение в достоверности научного познания;

разочарование в социалистических и коммунистических идеалах

Доминанта Специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, мира децентрированного, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов

Основа эстетики Попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения; скептическое отношение к любым авторитетам и, как следствие, – ироническая их трактовка, подчеркивание условности художественно-изобразительных средств литературы («обнажение приема»)

Характерные черты Отказ от поисков новых средств художественной выразительности и использование всего предыдущего культурного запаса, по-новому осмысленного и освоенного;

слияние исторических и художественных традиций и одновременно дистанцирование от них;

активное привлечение в свой арсенал аллегорий, символов, ассоциаций, мифологических мотивов, соотносенных с личным опытом писателя и переплавленных в мифы нового времени – неомифы;

цитирование (реминисценция) отдельных произведений прошлого, равно как и культурного наследия человечества в целом;

провозглашение принципов свободного движения смыслов, не образующих единого смыслового центра; произвольного комбинирования элементов; культурного коллажа

Теоретическая основа Теория и практика постструктурализма и деконструктивизма Ж.-Ф. Лиотар, И. Хассан, Ф. Джеймсон, Д.В. Фоккема, Дж. Батлер, Д. Лодж

Основные понятия «Мир как хаос» и постмодернистская чувствительность,

«мир как текст» и «сознание как текст»,

интертекстуальность,

«кризис авторитетов» и эпистемологическая неуверенность,

авторская маска,

двойной код и «пародийный модус повествования»,

пастиш,

противоречивость,

дискретность,

фрагментарность повествования (принцип нонселекции),

«провал коммуникации» (или в более общем плане – «коммуникативная затрудненность»),

метарассказ

Черты поэтики Объединение в рамках одного произведения тем, проблем, мотивов, художественных приемов, стилей, заимствованных из художественного арсенала различных времен, народов, культур и субкультур (множественность стилистики, цитатностъ, эклектизм)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: