Временные рамки: 17 – 18 вв.
Идейная основа. Антифеодальная направленность; идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, труда на благо общества, свободного развития личности
Доминанта: Безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию общества через просвещение людей, развитие и творческого начала; идеалы Свободы, Равенства, Братства
Основа эстетики: Принцип рационализма и «подражания природе»
Характерные черты: Культ разума; социальный идеализм; требование разрушения старого («неразумного») строя; попытка создать «царство разума»; обращение к широкой аудитории; демократический характер; интерес к повседневному быту заурядных людей
Идеальный герой: «Естественный человек», т. е. человек гуманный и образованный, не испорченный предрассудками и пороками, царящими в феодально-монархическом обществе
Основной конфликт: «Природа» и «цивилизация»
Основные жанры:
Эпос Роман-«робинзонада» Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Сатирический роман Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
Сатирическая повесть Вольтер. «Кандид»
Лирика: Лирика природы и чувства, народные мотивы
Дж. Томсон, Э. Юнг, Р. Бернс
Основные жанры: Драма, Трагедия И.В. Гете. «Гец фон Берлихинген»
Философская драма И.В. Гете. «Фауст»
Мещанская драма Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»
Сатирическая комедия Р. Шеридан. «Школа злословия»; П. Бомарше. «Женитьба Фигаро»
Особенности русского Просвещения:
Острота постановки крестьянского вопроса; участие в Просвещении выходцев из дворянства; воздействие на русское Просвещение противоречий послереволюционного буржуазного раз-вития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма, с другой стороны; критика нормативной поэтики классицизма; сатирическое изображение патриархально-феодального быта; углубление психологического начала; внедрение элементов автобиогра-физма
|
Литературные формы русского просветительского реализма: Эпос Философско-социальный роман А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Философский трактат А.Н. Радищев. «О человеке, о его смертности и бессмертии»;
Я.П. Козельский. Трактаты
Сатира Н.И. Новиков
Лирика Философская лирика Г.Р. Державин, декабристы
Драма Сатирическая комедия Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
КЛАССИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (б. Критический реализм)
Временные рамки 1840–90-е гг. (формируется в 1830-е годы)
Идейная основа Материалистический детерминизм; критика социальных порождений и противоречий самодержавно-крепостнического строя; обличительная направленность произведений
Доминанта Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах;
тяга к выдвижению на первый план типического в характерах и обстоятельствах
Основа эстетики Принцип верности действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни»; признание за художником права освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений
Характерные черты Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; исторически правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах;
выявление общественных законов бытия;
|
изображение диалектических взаимосвязей между человеком и миром, их глубокий социальный и психологический анализ;
объективность мотивировок поведения персонажей;
углубление индивидуализации образа-персонажа, психологизма в раскрытии его внутреннего мира;
социальный и психологический детерминизм;
историческая точка зрения на жизнь
Идеальный герой Деятельный человек прогрессивных убеждений
Основной конфликт Личность и общественный уклад (строй)
Основные жанры
Эпос Роман социально-философский, социально-бытовой, социально-психологический, исторический, сатирический, детективный Ф. Стендаль. «Пармская обитель»; О. Бальзак. «Человеческая комедия»; Г. Флобер. «Госпожа Бовари»; Э. Золя. «Жерминаль»; У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»; Ч. Диккенс. «Холодный дом», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Тайна Эдвина Друда»
Новелла Г. де Мопассан, П. Мериме
Лирика Лирика гражданская, революционная, интеллектуальная Г. Гейне, П.Ж. Беранже, Ш. Бодлер, Ш. Петефи
Драма Драма для чтения П. Мериме. «Театр Клары Гасуль»
Особенности русского критического реализма Отражение центральных исторических противоречий эпохи;
активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
ярко выраженный жизнеутверждающий характер;
глубокий гуманистический пафос;
обращение к истории русского народа;
особый динамизм;
синтетичность (тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями – Просвещением, сентиментализмом, романтизмом)