Три определения художественного реализма
Рассмотрим наиболее характерные определения художественного реализма.
(1) Реализм — это художественное направление, «имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимальному правдоподобию. Реалистическими мы объявляем те произведения, которые представляются нам близко передающими действительность» [Якобсон 1976: 66]. Это определение дал Р. О. Якобсон в статье «О художественном реализме» в качестве наиболее расхожего, вульгарно-социологического понимания.
(2) Реализм — это художественное направление, изображающее личность, действия которой детерминированы окружающей ее социальной средой. Это определение профессора Г. А. Гуковского [Гуковский 1967].
(3) Реализм — это такое направление в искусстве, которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма, где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста, осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст. Это определение Ю. М. Лотмана [Лотман 1966].
Сам Р. Якобсон стремился определить художественный реализм функционалистски, на стыке двух его прагматических пониманий:
1. [...] Под реалистическим произведением понимается произведение, задуманное данным автором как правдоподобное (значение А).
2. Реалистическим произведением называется такое произведение, которое я, имеющий о нем суждение, воспринимаю как правдоподобное» [Якобсон 1976: 67].
Далее Якобсон говорит, что в качестве реалистической может быть рассмотрена как тенденция к деформации художественных канонов, так и консервативная тенденция к сохранению канонов [Якобсон 1976: 70].
|
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Временные рамки 7-6 вв. до н.э. – 5 в. н.э.
Идейная основа Мифологический тип духовного освоения жизни, сложившийся на базе рабовладельческих общественных связей
Доминанта Абсолютизация чувственно-материального и внеличностного космоса, а следовательно, и материального начала в человеке
Основа эстетики Космологизм: в миропонимании античности космос отличается гармоничностью, соразмерностью и правильностью происходящего в нем движения и потому выступает воплощением наивысшей красоты
Характерные черты Освоение реальной жизни как заданной в своей сущности богами и героями или как отступление, отклонение от этой сущности;
воплощение реальной жизненной характерности в образах, заимствованных из мифов; нерасторжимое единство практического, утилитарного и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям;
понимание идеи красоты как объективной, безличной, существующей реально и вечно идеи, выступающей как своего рода принцип, образец, модель, порождающая прекрасные вещи; идея гражданского служения
Идеальный герой Гармонически развитый, разумный человек, умеющий заставить служить себе стихии моря и земли
Основной конфликт Космос – хаос, человек – космос
Основные жанры и литературные формы
Эпос Героический эпос Гомер. «Илиада», «Одиссея»
Дидактический эпос Гесиод. «Труды и дни»
Философская и ораторская проза Ксенофонт, Платон, Сократ
Лирика Декламационная; Песенная (мелос)
Драма Трагедия с мифологическим сюжетом Эсхил. «Орестея», «Семеро против Фив», Софокл. «Антигона», «Царь Эдип»; Еврипид. «Медея», «Ифигения в Авлиде»
|
Комедия Аристофан. «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ
Временные рамки: Середина 15 (для Италии – с 14 в.) – конец 16 в.
Идейная основа: Сознание эпохи перехода от Средневековья к Новому времени, соотносимой с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального
Доминанта: Абсолютизация человеческой личности в ее целостности; представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями
Основа эстетики: Антропоцентризм, принцип «Человек – мера всех вещей»
Характерные черты: Гиперисторизм идеалов, связанный с концепцией родового человека; стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма; синтетический способ типизации воссоздаваемых характеров, порождающий образ всесторонне развитого героя-титана; диалогические отношения с предшествующими философско-эстетическими и художественно-творческими традициями; тесная связь с народной смеховой карнавальной культурой; синтетизм художественного мышления, выражающийся в тенденции к философизации поэтического языка и мифотворчеству.
Идеальный герой: Универсальный человек, герой-титан
Основной конфликт: Человек – мир
Основные жанры и литературные формы:
Эпос Новелла комическая, антиклерикальная, антифеодальная Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти
Поэма рыцарская, сказочно-героическая, буффонная, «конкистадорская» М. Боярдо, Л. Ариосто, Т. Фоленго, Л. Камоэнс
Роман философско-сатирический, пасторальный Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»; М. Сервантес. «Дон Кихот»
Лирика Любовная Петрарка, Ронсар, дю Белле
Философская Микеланджело
Драма Трагедия У. Шекспир. «Гамлет», «Король Лир» Философская драма Шекспир «Буря» Комедия «Двенадцатая ночь»