РАЗДЕЛ V. ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ




Занятие 5.26. Корь, краснуха.

Ранние диагностические признаки. Дифференциально-диагностические критерии. Лечение, профилактика, прогноз. Закрепление умений осмотра кожи и слизистых оболочек и оценки состояния лимфатических узлов при изучаемых заболеваниях.

Занятие 5.27. Скарлатина. Псевдотуберкулез. Дифференциальная диагностика.

Скарлатина. Курация больных. Выявление основных клинических признаков в разгар заболевания и в период реконвалесценции. Дифференциальный диагноз с псевдотуберкулезом. Лечение и профилактика.

Занятие 5.28. Дифтерия. Инфекционный мононуклеоз.

Дифтерия. Диагностические признаки при различных формах дифтерии. Курация больных с подозрением на дифтерию, работа с копиями историй болезни. Составление плана противоэпидемических и лечебных мероприятий. Значение вакцинации, как основного метода управления инфекцией.

Инфекционный мононуклеоз.

Закрепление умений осмотра состояния зева, пальпации и оценки состояния лимфатических узлов, печени и селезенки.

Занятие 5.29. Менингококковая инфекция. Эпидемиологический паротит.

Менингококковая инфекция. Ранние диагностические критерии. Демонстрация больного с менингитом, либо разбор истории болезни. Инфекционно-токсический шок, неотложная терапия.

Эпидемиологический паротит: этиология, клиника, специфическая профилактика. Дифференциальный диагноз вирусного и бактериального менингита.

Занятие 5.30. Ветрянная оспа. Коклюш.

Ранние диагностические признаки. Дифференциально-диагностические критерии. Лечение, профилактика, прогноз. Коклюш. Важнейшие диагностические и лабораторные критерии. Лечение и профилактика. Составление плана профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очаге скарлатины и коклюша.

Занятие 5.31. Вирусные гепатиты у детей.

Современное представление об этиологии. Особенности эпидемиологии вирусных гепатитов. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Схемы лечения.

Занятие 5.32. Национальный график прививок России.

Правила проведения вакцинации. Альтернативная вакцинация. График прививок. Вакцинация декретированных групп населения.

2.4. Программа самостоятельной работы студентов:

Тема Цель, задачи, содержание
Преемственность служб охраны материнства и детства. Знакомство с работой детской больницы (отделения, режим, порядок направления ребенка в стационар). Организация медицинской помощи детям. Связь между женской консультацией, родильным домом, детской поликлиникой, детским стационаром.
Общий осмотр здорового и больного ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования кожи, подкожной клетчатки, костной и мышечной систем у детей. Анатомо-физиологические особенности, методика обследования кожи, подкожной клетчатки, костной и мышечной систем у детей. Семиотика основных поражений. Методика исследования кожи, подкожной клетчатки, тургора ткани, лимфатических узлов, костно-мышечной систем у детей.
Физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на процессы роста и развития ребенка. Связь состояния физического развития и соматической патологии у ребенка. Оценка физического и нервно-психического развития детей. Анатомо- физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Развитие психических и статических функций. Роль среды, воспитания и режима для правильного развития детей. Оценка нервно- психического и физического развития детей.
Особенности кроветворения у детей. Нормативы периферической крови у детей различного возраста. Анатомо-физиологические особенности систем кровообращения, пищеварения, мочеобразования. Методика исследования органов кровообращения, пищеварения, мочеобразования, семиотика основных поражений. Самостоятельная оценка анализов крови, мочи и кала у больных. Заключение по анализам. Анатомо- физиологические особенности систем кровообращения, пищеварения, мочеобразования, семиотика основных поражений. Методика исследования органов пищеварения и мочеобразования в связи с их Анатомо- физиологическими особенностями у детей.
Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания. Меры по предупреждению гипогалактии и стимуляции лактации. Время и техника введения прикорма. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания. Курация детей первого года жизни при различных видах вскармливания. Составление карт кормления курируемым детям. Виды вскармливания. Преимущества естественного вскармливания. Гипогалактия и меры по ее предупреждению. Разновидности молочных смесей. Время и техника ведения прикорма. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Особенности вскармливания недоношенных детей.
Неонатология. Доношенный и недоношенный ребенок. Врожденные безусловные рефлексы. Транзиторные состояния. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка. Особенности вскармливания недоношенных детей. Демонстрация новорожденных детей различной степени доношенности и зрелости. Терминология и основные показатели перинатального периода. Критерии доношенного и недоношенного ребенка. Врожденные безусловные рефлексы. Транзиторные состояния периода новорожденности. Факторы, способствующие невынашиванию беременности. Морфо- функциональные признаки недоношенности.
Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных. Понятие о сепсисе. Этиология, клиника, диагностика, отдаленные последствия внутриутробных инфекций. Понятие о внутриутробном, интранатальном и постнатальном инфицировании. Значение перинатальных факторов риска в генезе реализации инфекционного процесса. Понятие об гипоксическом и травматическом перинатальном поражении ЦНС. Демонстрация больных. Роль социально- биологических факторов, предшествующих абортов, состояния здоровья родителей, патологического течения беременности и родов в невынашивании беременности, гипоксии плода. Гнойно-воспалительные заболевания. Сепсис. Внутриутробное инфицирование. Этиология. Клиника. Диагностика. Отдаленные последствия. Перинатальное поражение ЦНС (головного и спинного мозга) гипоксически- травматического генеза.
Рахит. Факторы риска развития рахита, клиника, классификация. Лечение и профилактика рахита. Составление плана лечения (профилактики) для курируемых больных. Понятие о рахитоподобных заболеваниях. Гипервитаминоз Д. Причины развития. Диагностика и лечение основных синдромов.   Основные регуляторы фосфорно- кальциевого обмена, обмен витамина Д. Причины и предрасполагающие факторы развития рахита. Классификация рахита (по периоду, остроте, тяжести процесса). Клиника рахита в различные периоды заболевания, при различной степени тяжести, различной остроте процесса, у детей раннего возраста. Лечение и профилактика рахита. Клинические признаки и лечение гипервитаминоза Д.
Дефицитные состояния у детей раннего возраста. Хронические расстройства питания, гипотрофии. Составление плана лечебно-диагностических мероприятий на примере курируемого больного. Железодефицитные анемии: понятие о латентном дефиците железа. Диагностика. Дифференциальный диагноз с другими видами анемий. Составление плана лечения и профилактики. Традиционные способы оценки нутритивного статуса ребенка. Факторы риска развития гипотрофии и сидеропении у детей. Клиника гипотрофии в зависимости от степени тяжести. Основные принципы выведения ребенка из гипотрофии. Клинические проявления латентного дефицита железа и клиника железодефицитной анемии. Лечение и профилактика железодефицитных состояний.
Аномалии конституции. Роль наследственных факторов в формировании диатезов. Экссудативно-катаральный, аллергический, нервно-артритический и лимфатико-гипопластический диатезы: течение, риск развития хронической патологии. Курация больных. Закрепление умений по оценке данных анамнеза; физического развития; осмотра кожи, подкожно-жировой клетчатки. Составление плана диспансерного наблюдения, рекомендации родителям по созданию режима антигенного щажения. Клинические проявления аномалий конституции (экссудативно-катаральный, аллергический, нервно- артритический и лимфатико-гипопластический диатезы). Возрастные особенности клинических проявлений аномалий конституции. Методы диагностики и методы коррекции аномалий конституции.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Этиология, эпидемиология, клиника, лечение и профилактика гриппа, парагриппа, адено-вирусной, респираторно-синтициальной инфекции. Ведущие синдромы при ОРВИ. Неотложная синдромальная терапия. Анатомо- физиологические особенности дыхательной системы у детей раннего возраста. Эпидемиологические и клинические особенности ОРВИ. Критерии диагностики гриппа, парагриппа, аденовирусной, респираторно- синцитиальной инфекции. Клинические проявления крупа, гипертермического, судорожного и бронхообструктивного синдромов и меры неотложной помощи. Осложнения ОРВИ, общие принципы лечения и профилактики ОРВИ. Неотложная синдромальная терапия.
Пневмонии у детей. Этиология, патогенез, классификация пневмоний. Клинические признаки пневмонического токсикоза и дыхательной недостаточности. Оценка степени дыхательной недостаточности. Принципы этиотропной и синдромальной терапии пневмоний. Демонстрация больных, обсуждение. Этиология и патогенез пневмоний. Классификация острых пневмоний у детей. Клинические проявления острых пневмоний и осложнений в детском возрасте. Методы диагностики острых пневмоний. Принципы лечения острых пневмоний. Неотложная помощь синдромов дыхательной и сердечной недостаточности.
Острые расстройства пищеварения. Виды диарей. Роль инфекционного фактора. Особенности течения кишечных инфекций в детском возрасте: эшерихиозов, сальмонеллеза, дизентерии, ротавирусная инфекция. Принципы лечения и профилактики острых кишечных инфекций. Особенности водно-электролитного обмена у детей. Понятие о токсико-эксикозе и регидратации. Демонстрация больного. Этиология и эпидемиология кишечных инфекций у детей. Водно-электролитный обмен у детей раннего возраста. Синдромы токсико-эксикоза и регидратации. Синдромальная и этиотропная терапия кишечных инфекций.
Организация работы детской поликлиники. Патронаж новорожденных и грудных детей. Принципы диспансеризации детей, группы здоровья. Работа на «грудничковом» приеме совместно с врачом – педиатром. Закрепление умений по измерениям параметров тела, взвешивания, оценки физического и психического развития детей, оформлению документации. Структура детской поликлиники. Принципы диспансеризации здорового и больного ребенка. Преемственность наблюдения за здоровыми детьми. Основные моменты лечебной, противоэпидемической, санитарно-просветительской работы на амбулаторно-поликлиническом этапе. Организация проведения профилактических прививок.
Контроль уровня знаний по всем темам пропедевтики: написание статуса курируемого больного с оценкой состояния по всем органам и системам.  
Бронхиальная астма и дифференциальный диагноз с бронхообструктивным синдромом. Курация больных в приступном и послеприступном периодах бронхиальной астмы. Физикальное обследование органов дыхания. Оценка данных рентгенограмм, результатов эндоскопического и аллергологического обследований. Неотложная терапия при приступе бронхиальной астмы. Составление плана базисной терапии и профилактических мероприятий. Рекомендации для родителей. Потенциальные факторы риска бронхиальной астмы. Клинические особенности бронхиальной астмы у детей при сенсибилизации различными аллергенами. Клиническая картина, диагностика, лечение бронхиальной астмы (базисная терапия, фармакотерапия острого периода, немедикаментозные методы лечения). Особенности течения бронхиальной астмы у детей раннего возраста, у подростков. Профилактика бронхиальной астмы.
Острая ревматическая лихорадка у детей. Этиология и ведущие патогенетические механизмы. Курация больных с острой ревматической лихорадкой, хореей, инфекционно-аллергическим миокардитом и вегетососудистой дистонией. Дифференциально-диагностические критерии острой ревматической лихорадки. Определение степени недостаточности кровообращения. Острая ревматическая лихорадка у детей. Этиология и патогенез. Роль наследственности в развитии заболевания. Классификация и номенклатура. Клиника. Понятие о первичной атаке. Лечение. Первичная и вторичная профилактика.
Заболевания, сопровождающиеся кровоточивостью: геморрагический васкулит, тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия. Решение вопросов дифференциальной диагностики по ведущим клинико-лабораторным синдромам. Курация больных. Оценка результатов анализов периферической крови, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставление с клиническими проявлениями. Этапы гомеостаза. Первичные и вторичные состояния, связанные со снижением тромбоцитов. Этиология. Клинические проявления. Разновидности геморрагической сыпи. Роль наследственного фактора. Лечение заболеваний, сопровождающихся кровоточивостью.
Хронические воспалительные заболевания верхнего отдела пищеварительного тракта: гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь. Понятие о хеликобактериозе, методах его выявления. Схемы эррадикационной терапии. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей: дискинезия желчевыводящих путей. Виды дискинезий. Составление плана диагностики, лечения и профилактики. Этиопатогенез ХВЗ ВОПТ, клиника гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни ДПК. Методы диагностики ХВЗ ВОПТ. Причины и виды дискинезий желчевыводящих путей, их клинические проявления. Принципы лечения и профилактики дискинезии желчевыводящих путей.
Пиелонефриты у детей. Роль врожденной патологии, обменных нарушений, дисбактериозов в развитии заболеваний. Курация больных с различными формами пиелонефритов и дисметаболическими нефропатиями. Составление плана лечения и диспансерного наблюдения. Этиология и патогенез пиелонефрита. У детей в детском возрасте. Факторы, предрасполагающие к развитию инфекции мочевых путей. Классификация хронического пиелонефрита у детей. Клиника и осложнения пиелонефрита у детей. Диагностика поиелонефрита. Диф. диагноз пиелонефрита, цистита и дисметаболических нефропатий. Принципы лечения и профилактики пиелонефритов.
Острые и хронические гломерулонефриты у детей. Дифференциальный диагноз с пиелонефритами. Принципы лечения. Прогноз. Понятие об острой и хронической почечная недостаточность. Меры неотложной помощи. Показания к гемодиализу. Демонстрация больного с почечной недостаточностью. Факторы риска развития гломерулонефрита. Клинико- лабораторные признаки острого и хронического гломерулонефрита. Патогенез нефротических и нефритических отеков, гипертензии. Принципы лечения острого гломерулонефрита. Причины острой и хронической почечной недостаточности. Принципы консервативного лечения и эфферентной терапии ОПН и ХПН.
Корь, краснуха, ветряная оспа. Ранние диагностические признаки. Дифференциально-диагностические критерии. Лечение, профилактика, прогноз. Закрепление умений осмотра кожи и слизистых оболочек и оценки состояния лимфатических узлов. Дифференциальная диагностика экзантемных заболеваний. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Патогномоничные признаки. Возможные осложнения. Лечение, профилактика, прогноз
Скарлатина. Курация больных. Выявление основных клинических признаков в разгар заболевания и в период реконвалесценции. Дифференциальный диагноз с псевдотуберкулезом. Лечение и профилактика. Коклюш. Важнейшие диагностические и лабораторные критерии. Лечение и профилактика. Составление плана профилактических и противоэпидемиологических мероприятий в очаге скарлатины и коклюша. Этиология и патогенез скарлатины. Клиника, классификация, особенности течения экстрабуккальной скарлатины. Дифференциальный диагноз скарлатины и псевдотуберкулеза. Лечение, профилактика, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Дифтерия. Диагностические признаки при различных формах дифтерии. Курация больных с подозрением на дифтерию либо с копиями историй болезни. Составление плана противоэпидемических и лечебных мероприятий. Значение вакцинации, как основного метода управления инфекцией. Инфекционный мононуклеоз. Закрепление умений осмотра состояния зева, пальпации и оценки состояния лимфатических узлов, печени и селезенки. Этиология дифтерии, свойства возбудителя, обуславливающие патогенез и особенности клинической картины заболевания. Классификация дифтерии. Клиника дифтерии в детском возрасте. Осложнения дифтерии. Лечение дифтерии. Клиника и лечение мононуклеоза.
Острый вирусный гепатит. Особенности течения на современном этапе в разных возрастных группах (в т.ч. у подростков контингента «высокого риска»). Лечение. Специфическая и неспецифическая профилактика. Этиология и эпидемиология на современном этапе. Механизм возникновения основных синдромов: цитолиза, холестаза, печеночной недостаточности. Критерии их клинико- лабораторной диагностики. Принципы лечения острых вирусных гепатитов. Показания к интерферонотерапии. Профилактика. Активная иммунизация.
Менингококковая инфекция. Ранние диагностические критерии. Демонстрация больного с менингитом, либо разбор истории болезни. Инфекционно-токсический шок, неотложная терапия. Эпидемиологический паротит: этиология, клиника, специфическая профилактика. Дифференциланый диагноз вирусного и бактериального менингита. Этиология и патогенез менингококковой инфекции. Особенности эпидемиологии на современном этапе. Классификация. Клиника локализованных и генерализованных форм. Этиотропная терапия. Неотложная терапия инфекционно- токсического шока. Этиология, клиника, осложнения. Специфическая профилактика.
Поликлиника. Работа в прививочном кабинете. Изучение плана прививок для здоровых детей и детей из «групп риска». Посещение детей с острыми детскими инфекциями на дому (коклюш, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит). Составление плана лечения осмотренного больного, противоэпидемические мероприятия. Фиксация данных объективного статуса в карту развития ребенка. Календарь вакцинации. Составление плана вакцинации для детей «групп риска».
Заключительное, зачетное занятие, где проводится часть комбинированного экзамена: индивидуально, на больном оцениваются знания, умения, полученные во время прохождения дисциплины.  

2.5 Контроль результатов изучения дисциплины.

Контроль и учет результатов усвоения материала предмета осуществляется на основании оценки тестов исходного уровня знаний (входящий тестовый контроль), на каждом занятии (текущий тестовый контроль по теме занятия), промежуточного и заключительного итогового тестового контроля, сдачи практических навыков, защиты истории болезни и теоретического собеседования.

Перечень обязательных практических навыков и умений:

1. Сбор и оценка анамнеза жизни и заболевания:

- ребенка периода новорожденности, ребенка грудного возраста, ребенка раннего возраста,

ребенка старшего возраста и подростка

2. Общий осмотр и оценка состояния ребенка в различные возрастные периоды

3. Оценка физического развития ребенка в различные возрастные периоды

4. Оценка новорожденного по шкале Апгар

5. Пеленание новорожденного, купание новорожденного

6. Первичный туалет новорожденного

7. Обработка кожи и слизистых у новорожденного ребенка

8. Проверка и оценка врожденных безусловных рефлексов у новорожденного

9. Определение массы тела, длины, окружности головы и грудной клетки у детей в различные возрастные периоды

10. Осмотр кожных покровов и слизистых у детей в различные возрастные периоды

11. Особенности перкуссии и аускультации у детей в различные возрастные периоды

12. Оценка показателей: числа дыханий, числа сердечных сокращений, пульса и артериального давления

13. Особенности пальпаторного обследования органов брюшной полости у детей

14. Оценка данных крови и мочи, проб Зимницкого, Ничипоренко и Аддиса – Кановского

15. Оценка показателей: гематокрит, сахар крови, время свертывания, время кровотечения, количество тромбоцитов, билирубин, АЛТ, АСТ

16. Оценка концентрации в сыворотке крови электролитов и щелочной фосфатазы, содержание белка и белковых фракций

17. Оценка содержания в крови креатинина и мочевой кислоты

18. Оценка крови на стерильность (степень бактериемии)

19. Оценка анализа кала на дисбактериоз

20. Оценка данных копрологического исследования

21. Оценка характера стула у детей (в т.ч. новорожденного и грудного ребенка в зависимости от вида вскармливания)

22. Оценка результатов микроскопического и бактериологического исследования ликвора

23. Оценка результатов рентгенологического и бронхологического исследования грудной клетки

24. Определение и оценка уреазного дыхательного теста

25. Оценка результатов фиброгастроскопии

26. Расчет дозы гепарина при геморрагическом васкулите

27. Расчет дозы криопреципитата при гемофилии

- Оказание неотложной помощи при синдромах: крупа у детей раннего возраста, нейротоксическом синдроме, кардиоваскулярном синдроме, бронхообструктивном синдроме, анафилактическом шоке, синдроме токсикоза с обезвоживанием

28. Знать и рассчитать объем питания, составить карту кормления детям до года при различных видах вскармливания и детям раннего возраста

29. Рассчитать дозу антибиотика ребенку с инфекционным заболеванием

32. Уметь составить план диспансеризации для детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, дефицитными состояниями, ОРЛ, заболеваниями мочевыделительной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: