СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Нетрадиционные техники рисования,аппликации, лепки для детей 6-7лет..18
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А……………………………………………….… 19
Используемые материалы……………………………………………………..22
Учебный план программы «Страна фантазий»…………..………..………….23
Тематический план кружковой работы: «Страна фантазий»…………………24
Список используемой литературы…….……………………………………….32
Пояснительная записка
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
|
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.
|
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации.
Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:
•Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, деятельностью.
•Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
•В детском саду необходимо создавать эстетическую среду. Широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
•Включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.
|
Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
Задачи
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования, аппликации и способам изображения с использованием различных материалов
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства.
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
6. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы построения программы.
· Принцип наглядности
Данный принцип один из основных дидактических принципов, требующий опоры на зрительное восприятие изучаемого материала.
Обучение по программе обеспечивается дидактически наглядным материалом: иллюстрации, схемы, детские работы прошлых лет, выполненные разнообразными техниками и приемами. Этот принцип реализуется также в следующих формах работы с воспитанниками: экскурсии на природу, «занятие любования».
· Принцип доступности
Данный принцип требует тщательного отбора изучаемого материала согласно возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников. Обучение по программе ведется на доступном для понимания воспитанников уровне, способствует повышению интереса и желания учиться и получать новые знания в области изобразительного искусства.
· Принцип единства обучения и воспитания
Процесс обучения основам изотворчества требует внимания, сосредоточенности и погружения в образ, что дает положительные результаты в области накопления знаний, умений, навыков для дальнейшего развития ребенка и самовыражения его чувств и душевных состояний.
Программа учит видеть прекрасное вокруг себя, бережно относиться к природе, ценить красоту.
· Принцип систематичности и последовательности
В программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень, следуя логике «от простого к сложному».
· Гуманистические принципы
Реализация поставленных целей осуществляется посредством личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Образование в рамках этой педагогической технологии предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком вида деятельности, помощь в самоопределении и поиске своих интересов и способностей, педагогическую поддержку.
· Принцип свободы выбора
Свобода выбора реализуется в самостоятельности воспитанника при разработке той или иной темы, цветового решения, композиционного построения, в выборе материала. Он может трактовать тему, исходя из своего понимания и восприятия, при поддержке педагога, по желанию спрашивая совета. Педагог обязательно предлагает несколько возможных вариантов на выбор.
· Принцип самореализации
Создание творческих условий, способствующих проявлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Педагог дополнительного образования способен вывести ребенка на результат через показ веера вариантов, в процессе которого демонстрируется привлекательность материалов (краски, уголь, тушь, цветные карандаши, пастель, воск и др.), техник, разнообразие приемов. В результате ребенок делает свой индивидуальный выбор, непосредственно близкий только ему и выходит на следующий виток развития и духовного самовыражения.
· Принцип эмоциональной отзывчивости
Данный принцип предполагает подбор содержания материала с условием раскрытия понятия красоты и эмоционального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, эмпатию.
· Принцип безграничной веры в возможности ребенка
Согласно этому принципу педагог постоянно создает ситуацию успеха для каждого ребенка и поддерживает его, опираясь на индивидуальность ребенка, педагог стимулирует способность ребенка творить со свойственной только ему непосредственностью, манерой,
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия), практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук
Использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы).
Применение нетрадиционных техник и материалов; рисование пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из разноцветного теста с последующим раскрашиванием.
Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики.
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей.
Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.
Данная программа включает системное планирование из 58 занятий по рисованию, лепке, аппликации для реализации задач художественно-творческого развития детей 3-4лет. Все занятия взаимосвязаны, содержательны, на близкой и любимой детьми тематике. Рисование «вооружает» графическими и живописными техниками для передачи своих впечатлений об окружающем мире. Лепка позволяет моделировать объемные предметы («как настоящие»). Аппликация через силуэты позволят увидеть обобщенную форму предметов в их разнообразии.
Метод сотворчества способствует организации обучения в игровой форме и получению эффективного радующего результата.
Ручной труд (художественная деятельность «нетрадиционные техники») развивает умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Формирует интерес к работе, готовность взяться за нее.
На занятиях с помощью применения нетрадиционных техник и материалов: рисование способом тычка, штампами, ватными палочками, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из цветного теста с последующим раскрашиванием. Дети на опыте осваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал превращается в различные поделки.
Работая с различным материалом, воспитатель знакомит с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью и т. д. Ребенок творит, фантазирует, создает образы, используя в своих работах соленое тесто, пластилин цветную бумагу, салфетки, бросовый и природный материал и т.д. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
План чаще всего предлагается педагогом, так как основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги), электронные (сетевые ресурсы), аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи), наглядные (иллюстрации, картины), демонстрационные (макеты, муляжи, модели).
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки
Режим занятий:
Количество занятий в неделю 1раз, в месяц 4 занятия. Занятия начинаются в ноябре, 28 занятий в год. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин.