Особенности натюрморта, как вида изобразительного искусства




Графика. Натюрморт.

Введение

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально.

Натюрморт (от франц. nature morte - «мертвая природа») - жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Графика (от гр. «grapho» - «пишу, рисую») – самый древний вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства. Так, с помощью графических средств можно в полной силе раскрыть своеобразие, неповторимые качества, красоту мира вещей. Графика натюрморта является не только одним из самых распространенных учебных упражнений, но и формой наиболее острого отвлеченно-философского поиска. Философия, как сказал Аристотель, началась с удивления. И чудо искусства рождается от удивления. Практически искусство существует в конкретных разновидностях. Лист бумаги и карандаш, фиксирующий облик вещей, позволяют создать произведения высокой художественной правды, не уступающие по силе воздействия живописи.

В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Представленный стихии течения времени натюрморт никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой.

Натюрморт – это не только художественная задача, но и целое мировоззрение. До сих пор в искусствознании говорили о психологии жанра, о культе пейзажа, о логике портрета, но всегда забывали о том, что должна быть философия натюрморта. Через материальную сущность конкретных предметов можно в образной форме отобразить существенные признаки того или иного времени.

Особенности натюрморта, как вида изобразительного искусства

Натюрморт как никакой другой жанр позволяет увидеть структуру художественной формы в динамике и возможности ее развития. Мир вещей не только отзывается рисующему проникновенной открытостью своей формы и фактуры, но и открывает богатство зрительно-изобразительных возможностей, тонкие нюансы светотеневой моделировки объемов и разумной выверенности линейно-конструктивного построения, а также художественную выразительность штриха и целостное видение всей изобразительной формы.

В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы.

Именно рисунок натюрморта является начальным в рисовальной практике художника.

Процесс исполнения натюрморта в своих основных частях близок этапами исполнения любого рисуночного жанра, но не идентичен им полностью. Здесь важны как навыки построения формы от «части к целому», так и умение «целым строить целое», что зависит, конечно, от владения на достаточном уровне техникой рисунка, степени развития объемно-пространственного мышления. Последовательность и верный порядок исполнения служит залогом удачного решения натюрмортной композиции.

В начале работы над натюрмортом рекомендуется выполнить несколько кратковременных композиционных набросков натюрморта в различных ракурсах, один из них послужит в дальнейшем эскизом для более длительного рисунка.

Рисунок натюрморта требует точной передачи формы сразу нескольких предметов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, поэтому так важны в поэтапном исполнении выдержка масштаба и тональных закономерностей постановки предметов в целом. Здесь требуется умение передавать различия предметов в пропорциональном соотношении, в их форме и размере, разность в тоне и фактуре, характер освещенности предмета.

Следовательно, как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события. В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления. Другое назначение натюрморта - служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: