Отчёт по психолого-педагогической практике
Исполнитель: студентка 4 курса ФФКиС
Белова Евгения Евгеньевна
Место прохождения практики:
ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ
Руководитель: доцент психологии и
педагогики Бусыгина Т.А.
Оценка_____________________
Самара 2018
План психологической характеристика 5 класса
1. Общие сведения о классе:
Количество учеников, и их возраст: В 5 классе ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ обучаются 7 учащихся, из них 3 мальчиков и 4 девочек. Все учащиеся 2011 года рождения, т.е. всем 11 лет. Второгодников нет. Класс общеобразовательный.
Жилищно-бытовые условия: У всех собственный дом.
Полных | |
Неполных | |
Многодетные | |
Малообеспеченная | |
Неблагополучная |
Категория семьи:
Образование | Мать | Отец |
Высшее | 14% | 0% |
Средне-специальное | 14% | 0% |
Среднее | 72% | 67% |
Неполное среднее | 0% | 33% |
Образование родителей:
Благоприятная | |
Неблагоприятная |
Морально-психологическая
обстановка в семье:
Состояние здоровья учащихся:
I группа | |
II группа | |
III группа | |
IV группа |
2. Учебная мотивация:
С 5 классомбыло проведено тестирование, по определению уровня учебной мотивации.
Результаты исследования представлены на рис. 1
Анализ результатов, представленных на рис 1, показал, что 30% (2 чел) учащихся этого класса имеют уровень учебной мотивации выше среднего. Подобные показатели имеет большинство учащихся 5 классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
50% (4 чел) показатели среднего уровня мотивации. Таких учеников школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
30% (1 чел) учащихся показали низкий уровень мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Низкая школьная мотивация была не выявлена у ребят (0%). Что не может нас не порадовать.
Таким образом, говоря об учебной мотивации школьников, она соответствует у большей части в классе положительному уровню. Многие учащиеся имеют внутреннюю мотивацию учения, проявляют заинтересованное отношение к школьным дисциплинам. Но не все учащиеся добросовестно готовятся к урокам, на что нужно обратить внимание и исправить эту ситуацию. К требованиям классного руководителя и учителям-предметникам учащиеся относятся ответственно и в большинстве случаев положительно.
3. Познавательная деятельность:
Внимание среди 5 класса, демонстрирует произвольное. Учащиеся сосредотачиваются не на том, что представляет для них интерес, и то, что доставляет им удовольствие, а над тем, чем им нужно заниматься в данный момент. Более устойчиво на таких предметах как физическая культура, музыка и математика. Отлично развита у них зрительная и слуховая память. Увидеть это можно также на занятиях физкультуры.
У школьников хорошо развит кругозор. Большинство имеют представление как пользоваться спорт инвентарем, даже если они им не разу не испытывали и это может свидетельствовать о том, что дети любознательные. Некоторые ребята умеют грамотно выражать свои мысли.
Большая часть класса преобладает высокой степенью творческих и физических способностей, а остальные чуть меньше. Замечаем мы это на школьных конкурсах, праздниках и других учебных мероприятиях, когда детям нужно приготовить сценки, плакаты и т.п.
4. Особенности личности школьников:
Типы темпераментов | всего | Процент(%) |
флегматик | ||
меланхолик | ||
холерик | ||
сангвиник |
Таблица 2. Типы темпераментов
Из таблицы видно, что преобладают флегматики(57%) и холерики(29%), после идёт сангвиники(14%) и меланхолик(0%). Проведя тестирование, исследование на выявление типа темперамента у класса, мы можем сделать вывод о том, что дети спокойные даже в сложнейших ситуациях, невозмутимы, стабильны и последовательны в стремлениях и отношениях. Придерживаются выработанного распорядка, стремятся к системе, неторопливые и основательны. Вместе с тем ониинтроверты, медленно переключается с одной работы на другую, но не на физкультуре.
Поэтому степень выраженности эмоциональных проявлений в классе средняя. Высокая тревожность достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители хотят большего и тем самым предъявляют завышенные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Завышенная самооценка у 14% класса, они преувеличивают свои заслуги и успехи. Адекватная самооценка, у остальных 86%, они объективно оценивают свои личностные качества. Самооценка зависит от развитости у школьника рефлексии, критичности к себе и окружающим.
5. Межличностные отношения:
Количество баллов | Количество учеников | Группы (сплоченность) |
от 5 до 8 баллов | 0 человека | самая неблагоприятная |
от 9 до 11 баллов | 5 человек | нормальная |
от 12 до 15 баллов | 1человек | благоприятная |
от 16 до 18 баллов | 1 человек | самая благоприятная |
Таблица 3. Индекс групповой сплоченности Сишора.
Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне нормальные и благоприятные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Нет учащихся, которые претендуют на лидерство. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка.В классе преобладает сотрудничество, ученики стараются помочь друг другу, это особенно заметно, когда один из учеников попадает в ситуацию затруднения на уроке. Отношение детей к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Конфликты возникают редко, чаще всего причины их не очень важны.
6. Общение школьников со взрослыми:
Ученики 5 класса выстраивают со всеми учителями взаимоотношения уважительного и доверительного характера. В основном учителя используют демократический стиль общения с учениками, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников.С классным руководителем у учеников сложилось доброжелательные взаимоотношения. Учащиеся слушаются Надежду Алексеевну, весьма активно идут на общение. Родители для детей, являются авторитетом. Ребятам нравится осознавать заинтересованность родителей в их учебной и в большую степень внеурочной деятельности.
7. Трудовая деятельность:
Учащиеся активно занимаются общественным трудом. Каждую неделю дежурный класс помогает в столовой. С большим интересом и ответственностью подходят к задаче по благоустройству своего классного кабинета: тематически украшают класс перед праздниками. Также активно участвуют в субботниках на прикрепленной школьной территории, работают на пришкольном участке, они выполняют свою работу добросовестно и организованно.Из этого можно сделать вывод, что у детей сформированы трудовые навыки.
8. Формы досуга, увлечения:
Ребята посещают секции от организации «Прометей» и «ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ». Мальчики отдают предпочтение такому вида спорта, как лыжи, футбол и легкая атлетика. Девочки очень любят играть, в футбол с мальчишками и посещать теннисную секцию. Есть дети, которые не посещают секции, они читают дома книги и играют в компьютер.
9. Выводы и рекомендации:
По результатам проведенных методик исследования, можно сказать, что 5класс, сплоченный и дружный коллектив.Главное проводитькомандные игра, так как -это веселые, динамичные командные соревнования, которые им очень нравятся потому, что они позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Нельзя не отметить, что положительным аспектом этого класса является наличие своих собственных традиций, например празднование «День рождение». Психологический климат в классе большая часть учащихся оценивает как благоприятный, что еще раз доказывает то, что ученикам нравится проводить время со своими одноклассниками, участвовать в жизни класса.На уроках учащиеся, как правило, активны, почти всегда дисциплинированны, внимательны, всегда относятся к учителям с уважением. В классе есть девочка, которая пришла к ним с другой школы и к удивлению они её приняли и она очень комфортно чувствует себя в классе.