РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 4 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
«_____» _________ 20___ г.
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Хасаншина Ф.Х.
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена учащимся 4 класса и рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа составлена на основе Федерального государственного Образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МO и Н РФ от 06 октября 2009 г. №373, базисного учебного плана МБОУ «Большенуркеевская СОШ», утвержденного приказом №94 от 23.08.2016г.
Цель обучения:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
|
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Особенности преподавания курса.
Уровень образования – базовый.
На обучение предмета «Русский язык» отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Для реализации Рабочей программы используется авторская программа Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой «Русский язык».
• Учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 4 класс», издательство «Просвещение», 2013 г.;
Примечание: в соответствии с учебным планом школы программа откорректирована по количеству часов и содержанию. На основании решения педсовета №1, от 22.08.2016 года, приказа №94от 23.08. 2016 года о выполнении учебных программ, если уроки совпадают с праздниками, будут использованы часы выделенные на повторение или объединены планируемые уроки по данной теме
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Повторяем – узнаём новое. | Формы общения. Различные типы текстов. | Использоватьзнаки препинания при обращении. Составлять текст на заданную тему. Различные типы текстов. Составлять план текста простой и развёрнутый. Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки | Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета | Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении. |
Язык как средство общения. | Способы варажения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Виды лингвистических словарей. . | Выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Состав слова. | Значимые части слова, единообразное их написание. Правописание суффиксов –ек, -ик. | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
Слово как часть речи. | Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Постоянные и изменяемые признаки имён существительных. Варианты падежных окончаний имён существительных. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Склонения имён прилагательных. Способы их проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Правило правописания личных местоимений с предлогами. Находить начальную форму глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Глаголы – исключения. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Служебные части речи. | Грамотно писать: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Использовать в речи несклоняемые существительные. Определять безударные окончания имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Определять число, лицо и падеж личных местоимений. Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение. Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять написание – тся и – ться с помощью вопроса к глаголу. Образовывать наречия от имён прилагательных. Писать служебные части речи с другими частями речи | Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Содержание учебного предмета
|
|
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Повторяем – узнаём новое. | Речевое общение. Речь устная и письменная. Содержание речи и её словесное оформление. Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. Цель речевого общения. Речевая культура. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения. Различные типы текстов. План текста простой и развёрнутый. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. | 13 часов |
Язык как средство общения. | Средства общения. Роль языка в общении. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктационное оформление однородных членов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Слово и его значение. Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения и план содержания. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей. Их устройство и назначение. | 26 часов |
Состав слова. | Состав слова. Однокоренные слова. Орфограммы корня. Значимые части слова, единообразное их написание. Значение, которое привносит в слово каждая морфема Разбор слов по составу. Правописание суффиксов –ек, -ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | 12 часов |
Слово как часть речи. | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Имя существительное. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имён существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки). Три склонения имён существительных. Склонения имён существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имён существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имён существительных. Разбор имёни существительного как части речи. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Имя прилагательное. Склонения имён прилагательных. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе и способы их проверки. Образование имён прилагательных. Разбор имёни прилагательного как части речи. Местоимение Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. Глагол. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на тся и ться. Определение написания – тся и – ться с помощью вопроса к глаголу. Глаголы – исключения. Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения Разбор глагола как части речи. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи. Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении. | 51 часа |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольный диктант | |||||
Контрольное списывание | - | - | |||
Изложение | - | - | |||
Словарный диктант | |||||
Тест |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку.