После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу.
№ п/п | ИК | Плавание S мили | V (уз) | Вре-мя На кур-се | Точки поворота | Ориентир, ИП (Д) в момент поворота | ||
Т оп. Т суд. | φс.(N) | λc(Е) | ||||||
Выход из порта | 12.00 18.01. | 44° 06,1 | 39° 04,2 | Мк Кодошский 87°(2,1) | ||||
52.13 | 16.13 20.01. | 41 °20,0 | 29° 10,0 | Мк Анадолу176° (6,6) | ||||
194° | 6,0 | 00.40 | 16.53 | 41°14,1 | 29° 08,0 | Мк Румели270° (0,9) | ||
208° | 2,0 | 00.13 | 17.06 | 41°12,3 | 29°07,5 | Мк Филь 122°(0,4) | ||
223° | 1,9 | 00.12 | 17.18 | 41° 10,9 | 29 °05,0 | Мк Кавак131° (0,2) | ||
217° | 1,9 | 00.12 | 17.30 | 41°09,4 | 29°03,5 | Мк Бююкдере 303° (0,6) | ||
180 ° | 0,5 | 00.04 | 17.34 | 41°08,9 | 29°03,5 | Мк Киреч 247° (0,2) | ||
145° | 1,9 | 00.12 | 17.46 | 41°07,4 | 29°04,8 | М.Гюмюшсую 69° (0,8) | ||
226° | 1,2 | 00.08 | 17.54 | 41°06,3 | 29°03,6 | Мк Канлыджа104° (0,3) | ||
180° | 1,2 | 00.08 | 18.02 | 41°05,0 | 29°03,6 | Мк Ашиян 270° (0,1) | ||
226° | 0,5 | 00.04 | 18.06 | 41°04,5 | 29°03,0 | Мк Кандили 114° (0,3) | ||
180° | 0,4 | 00.03 | 18.09 | 41°04,1 | 29°03,0 | Мк Арнавуткей 270° (0,2) | ||
207° | 1,3 | 00.09 | 18.18 | 41°03,0 | 29°02,3 | Мк Дефтердар316(0,2) | ||
232° | 2,3 | 00.16 | 18.34 | 41°01,6 | 28°59,7 | Мк Салыпазары 303° (0,4) | ||
184° | 1,9 | 00.09 | 18.43 | 40°59,6 | 28°59,5 | Мк Ахыркапы344°(0,9) | ||
182° | 6,7 | 00.45 | 19.28 | 40°55,2 | 28°52,8 | Мк Емилькей 322 ° (3,0) | ||
255° | 78,0 | 08.40 | 04.08 21.01. | 40°46,2 | 27°37,0 | Мк Домуз 170.5° (6,0) | ||
245° | 31,0 | 03.27 | 07.35 | 40°25,9 | 26°44,6 | Мк Гелиболу 246°(3.0) | ||
233° | 3,3 | 00.22 | 07.57 | 40°23,9 | 26°41,2 | Мк Гелиболу 348° (0,8) | ||
219° | 6.4 | 00.43 | 08.40 | 40°18,2 | 26°36,0 | Мк Каракова 300° (0,6) | ||
230° | 8,2 | 00.55 | 09.35 | 40°13,6 | 26°22,8 | Мк Акбаш 258° (1,8) | ||
243° | 4.2 | 00.28 | 10.03 | 40°11,6 | 26°22,8 | Мк Эджедбад 244° (1.4) | ||
174° | 3.3 | 00.22 | 10.25 | 40°08,5 | 26°23,2 | Мк Намазгях 312° (0.4) | ||
226° | 5.8 | 00.39 | 11.04 | 40°04,2 | 26°17,8 | Мк Каранфиль 26° (1.6) | ||
236° | 7,2 | 00.48 | 11.52 | 40° 01,9 | 26 °12,5 | Мк Кумкале 194/°1,5 | ||
268° | 9,9 | 01.06 | 12.58 | 40° 01,5 | 26 °00,0 | Мк Тавшан 150°/6,0 | ||
208° | 15.33 | 04.31 22.01. | 37° 55,0 | 24 °33,0 | Мк Мандилли 318°/1,4 | |||
225° | 20,0 | 02.13 | 06.44 | 37° 41,7 | 24° 17,1 | Мк Айос-Николайос 140°/2,1 | ||
211° | 90,0 | 10.00 | 16.44 | 36° 25,5 | 23° 17,4 | Мк Малеас 290/°4,5 | ||
264° | 39,5 | 04.23 | 21.07 | 36° 20,0 | 22° 18,0 | Мк Тенарон 76°/12,0 | ||
304° | 84,0 | 09.20 | 06.27 23.01. | 37°09,0 | 20° 48,0 | Мк Строфадес 39°/14,6 | ||
336° | 23.33 | 06.00 24.01. | 40° 22,0 | 18° 56,0 | Мк Гюхеза 46°/18,3 | |||
21° | 60,0 | 06.40 | 12.40 | 41° 18,0 | 19° 27,4 | Мк Пр 5с2М 4°/1,5 |
∑S=1299.6миль ∑T=144.40ч ∑V=9.0уз
Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.
Таблица №2.3.1 – Приливы
Дата | Утренние воды | Вечерние воды | ||||||
ПВ | МВ | ПВ | МВ | |||||
Тс | h | Тс | h | Тс | h | Тс | h | |
21.01 | 09.20 | 0,0 | 04.27 | 0,1 | 21.04 | 0,2 | 16.37 | -0,1 |
22.01 | 10.08 | 0,0 | 05.21 | 0,0 | 21.44 | 0,3 | 17.36 | 0,0 |
23.01 | 10.49 | 0,1 | 06.04 | -0,1 | 22.26 | 0,4 | 18.42 | 0,0 |
24.01 | 11.29 | 0,2 | 06.42 | -0,2 | 23.06 | 0,5 | 19.57 | -0,1 |
25.01 | 12.08 | 0,2 | 07.21 | -0,3 | 23.43 | 0,5 | 20.35 | -0,2 |
Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М. Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1 -№2.4.6. Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица№2.4.1 -Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.
Зона судна | плавания | Радиальная СКП определения места | Частота обсерваций | Допустимое время обработки параметров |
Зона стеснённого плавания | - акватория портов, гаваней | 5¸20 м | непрерывно | мгновенно |
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры | 0,15 их ширины | 1¸5 мин | 0,5¸1 мин | |
Прибрежная зона | -фарватеры шириной 2¸20кб | 0,2 их ширины | 1¸5 мин. | 0,5¸1 мин. |
- СРДС | 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) | 10¸30 мин. | 1¸3 мин. | |
- рекомендованные пути до 25 миль от берега | 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль | 20¸30 мин. | 1¸3 мин. | |
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега | не > 2 миль | 1¸2 часа | 5¸10 мин. | |
Зона открытого моря | 2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль | 2¸4 часа | 10¸15 мин. |
Таблица №2.4.2 -Допустимое время плавания по счислению (мин.).
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) | Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) | Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили. | |||||
< 0,1 | 0,1 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | ||
0,4 | - | - | - | ||||
0,8 | - | - | |||||
1,2 | - | ||||||
1,6 | - | ||||||
2,0 | - | ||||||
2,4 | |||||||
2,8 | |||||||
3,2 | |||||||
3,6 | |||||||
4,0 |
Таблица №2.4.3 -Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.
СКП места, М (мили) | Дальность обнаружения буя (мили) | |||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | |
0,5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
1,0 | 0,956 | 0,989 | 0,9982 | 0,9997 | ![]() | ![]() |
1,5 | 0,753 | 0,865 | 0,934 | 0,973 | 0,989 | 0,9963 |
Таблица №2.4.4 -Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей.
Рзад. | 0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 | 0,999 |
Кр2 | 1,73 | 2,15 | 2,23 | 2,41 | ![]() |
Таблица№2.4.5 – Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров.
Навигационный параметр (НП) | Средства измерения Н.П. | СКП Н.П. (из опыта плавания) | Навигационная функция | Навигационная изолиния | Направление и модуль градиента Н.П. |
Высота светила (h°) | Навиг. секстан (СНО) | ±0,4 ¸ 0,8¢ ±0,6 ÷ 1,2¢ | sin h = sinjxsinδ+cosjx cosδxcos (tгр-λ) | Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h | τ = Ac
g = 1 ![]() |
Горизонтальный угол (α°) | Навиг. cекстан | ±1,1 ÷ 2,1' | cos α = = ![]() ![]() | Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α» | τ =П g=1.85 H D Или g=0.54 β2 D Где Н - высота ориентира |
Вертикаль-ный угол (β) | Навиг. секстан (СНО) | ±0,5÷1,0' | Нxctgβ= √ ((х-х0)2 + + (у-у0)2) х, у - рямоугольные координаты точки места измерения | Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β» | τ =П1+δ±90° - на центр изогоны g= 3438xD D1xD2 δ – угол между П1 и П2 |
Визуальный пеленг (ИП) | ПГК-2 сопряжён-ный с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК | ±0,5÷1,6° ±0,8÷1,9° | ctg П = = ![]() ![]() | Прямая, проходящая через ориентир под углом «ИП» к меридиану | τ = ИП -90° g = 57.3 D |
Радиолокационный пеленг (РЛП) | НРЛС | ±0,7÷1,9° ±1°-точ.ор. ±2÷3°- мин. | |||
Радиопеленг на радиомаяк (РП) | Радиопе-ленгатор (АРП) | День ±0,9÷2,2° Ночь ±1,1÷3,0° D≤100 миль ±1÷±1,5° D100÷200 миль: ±2,0° |
Расстояние до ориентира (Dр) | НРЛС | Ориентир точечный: ±0,5÷±1% от D Береговая линия: ±0,5÷3% от D | D2=Δφ2+ Δλ2xcos2φ Δφ=φс -φор Δλ=λс -λор | Окружность с центром в точке ориентира и радиусом D. При больших D- изостадия | τ = П ± 180° «+»-П<180° g = 1 мили мили |
Сигналы РНС «Лоран-С» в импульсном варианте | КПИ | ±0,8÷1,7 мкс. ±1,0÷1,5 мкс. С фиксацией фазы ±0,4÷0,5 мкс ±2,0÷3,0мкс | Δ D=2 sin ω x Δn | Плоская гипербола уравнение которой:
![]() ![]() | ![]() |
Сигналы среднеорбитальных СНС | СНС «ГЛОНАСС» СНС «GPS» Диф. режим | ±20÷35м ±36м ±3÷5м | cos φq x cosλq – A2 cos2φq = 1 B2 φq, λq -квазикоординаты А2= К2 + tg2α 2К В2 = К2 xcos2 α – sin2 α К - расстояние от центра Земли до НИСЗ | След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения | α - угол раствора кругового конуса, в вершине которого НИСЗ на t зам |
Таблица №2.4.6 – Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна.
Характеристика места судна | Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна | Примечание |
Счислимое место судна | Мсч= ![]() | Мо-СКП последней обсервации (мили) Мсt –СКП счисления (мили) |
СКП счисления пути судна | Мсt =0,7 x Кс x tч(мили), при t<2ч
Мсt = Ксx ![]() | Кс -коэффициент счисления в районе t - время плавания по счислению (час.) |
Обсервованое место по двум пеленгам | Мо = ![]() | mn° -CКП измерения пеленга (град.); θ -разность пеленгов на ориентиры; D1,D2 -расстояния до ориентира (мили) |
Обсервованое место по трём пеленгам | Мо = ![]() | mn°- СКП измерения пеленга (град.); D1,2,3- расстояния до ориентира (мили); α, β -углы между пеленгами (град.) |
«Крюйс-пеленг» | Мсо = ![]() | Мо -СКП в определении места по двум пеленгам Мot -СКП с счислениями за время между П1 и П2 θ -разность пеленгов |
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира | Мо = ![]() | mno - СКП измерения пеленга (град) mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб) D – расстояние до ориентира (кб) |
Обсервованое место по двум дистанциям | Мо = ![]() | θ – угол между направлениями на ор-ры (град) mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили) При mD1 = mD2 = mD – М0 = 1,4mD sin θ |
Обсервованое место по трём дистанциям | Мо = ![]() | mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (мили) θ – угол между направлениями на ор-ры (град.) |
«Крюйс-расстояние» | МCо = ![]() | Мo -СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили): (х). МСt -СКП счисления за время между D1 и D2 (+) θ – угол между Л.П.1 и Л.П.2 в точке пересечения D1 и D2 |
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров | Мо = ![]() | D1,2,3 -расстояния до ориентиров (мили) mά - СКП измерения углов (угл. мин.) d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами (мили) θ - угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров | Мо = ![]() | α- измеренный горизонтальный угол (град.) m α - СКП измерения угла (угл. мин.) mn°- СКП измерения пеленга (град.) D2- расстояние до закрытого ориентира (мили) d1-2 - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров | Мо = ![]() | mα - СКП измерения горизонтального угла (угл. мин.) m2D - СКП измерения дистанции (мили) D1, D2 - расстояние до ориентиров (мили) d - расстояние между ориентирами (мили) |
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h) | Мо = ![]() | mh - СКП измерения высоты светила (угл. мин.) mn - СКП измерения пеленга на ориентир (град.) D - расстояние до ориентира (мили) θ – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт | Мо = ![]() | mзн - СКП в определении Орт.П (знаки) mv - СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц…..) Δ –разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц…..) L -расстояние в милях |
Обсервованное место по спутниковой РНС | Мо = mp x sec hср x ![]() | mp - CКП определения расстояния до НИСЗ hcp - средняя угловая высота НИСЗ ΔA -разность азимутов между парами НИСЗ Г- геометрический фактор |
Заключение
В настоящей курсовой работе рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту порт Туапсе - порт Дуресс. Общая протяжённость маршрута 1299,6 мили. Переход осуществляется в январе месяце. Сложными участками на переходе являются: проливы Босфор и Дарданеллы, районы между островами в Эгейском море. Произведён обзор навигационных гидрографических условий с последующей оценкой точности определения места. На сложных участках наиболее точными способами определения места являются: «по трём пеленгам», «по трём дистанциям». Кроме традиционных способов определения места на маршруте возможна обсервация по РНС «Лоран С» и СНС «НАВСТАР» и «ГЛОНАСС».
Маршрут перехода проходит через территориальные воды Турции и Греции, Италии. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
Список использованной литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.-186 с.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986-247 с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982.-392 с.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. - М.: Транспорт, 1986.-254 с.
5. Ермолаев Г.Г Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988.-143 с.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989.-169 с.
7. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия – 3-е изд. –М: Транспорт, 1986.-302 с.
8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация – 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С.-П. Лань 1997.-512 с.
9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. – Одесса: ДМРФ МТ 1994.-124 с.
10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков – 1978-М: ЦРИА «Морфлот» 1982.-145 с.
11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. – М: Транспорт. – 1986.-236 с.
12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. – М: в/о «Мортехинформ-реклама», 1984.-264 с.