При подготовке к практическому занятию




ТЕМА. БОТУЛИЗМ.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений и знаний по теме «Ботулизм. ПТИ.», научить ранней диагностике инфекций, тактике обследования и ведения больных в стационаре, лечебным мероприятиям, правилам выписки и диспансерного наблюдения.

ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности этиологии, патогенеза, клиники, течения исходов Ботулизма. ПТИ, изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия, обучить студентов работе с больными.

Актуальность проблемы:

Проблема ботулизма, ПТИ в России остается достаточно актуальной до настоящего времени. В последние 2 года увеличение числа больных в России. Это связанно со значительным снижением уровня жизни большей части населения РФ, ведением локальных войн. Данные факторы создают реальные предпосылки для ухудшения эпид.обстановки по заболеваемости ботулизмом, ПТИ. Таким образом, все вышеперечисленные причины указывают на актуальность и необходимость углубленного изучения каждым студентом данных заболеваний.

Студент должен уметь:

До изучения темы (базовые знания)

1. Микробиологическая характеристика возбудителя, его свойства (микробиология).

2. Патофизиологические изменения в организме. Патофизиологическая характеристика изменений в ЖКТ, внутренних органах при ботулизме (пат.физиология и нормальная физиология).

3. Бактериологические и серологические методы лабораторной диагностики ботулизма, ПТИ (микробиология).

После изучения темы:

I. Ботулизм, ПТИ.

1. Достижение медицинской науки в изучении заболевания.

2. Особенности эпидемического процесса при Ботулизме, ПТИ в России на современном этапе.

3. Основные патогенетические механизмы развития симптомов и синдромов при заболевании.

4. Клиническую картину заболевания, современную классификацию.

5. Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения диагноза ботулизм, ПТИ.

6. Принципы лечения больных.

7. Правила выписки и диспансерное наблюдение.

8. Профилактику ботулизма.

Студент должен уметь:

1. Соблюдать основные правила поведения у постели больных, ботулизмом, ПТИ, правильно размещать больных в стационаре.

2. Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания, жизни, эпидемиологический анамнез.

3. Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и синдромам (схема обследования больного.

4. Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обоснованием предварительного диагноза.

5. Наметить план обследования (бактериологическое, серологическое, микроскопическое, лабораторные и инструментальные методы исследования) для подтверждения клинического диагноза.

6. Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.

7. Записать обоснование окончательного диагноза с учетом клинико – лабораторных данных.

8. Назначить адекватную терапию больному.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные морфологические и биологические свойства возбудителя ботулизма?

2. Какова антигенная структура возбудителя и чем определяется патогенность возбудителя?

3. Укажите источники инфекции и их эпидемиологическую значимость?

4. Перечислите пути и факторы передачи инфекции?

5. Какова сущность патоморфологических изменений, возникающих при ботулизме?

6. Укажите основные симптомы ботулизма и их продолжительность?

7. Укажите основные клинические симптомы продромального периода?

8. Дайте характеристику клинических симптомов болезни в период разгара?

9. Укажите особенности температурной реакции при ботулизме?

10. Перечислите основные характеристики изменений со стороны крови при ботулизме, ПТИ в различные периоды заболевания?

11. Назовите показатели тяжести при ботулизме, ПТИ?

12. Осложнения при ботулизме специфического и неспецифического характера?

13. В чем заключаются клинико – эпидемические особенности ботулизма, ПТИ на современном этапе?

14. Какие показания к ИВЛ при ботулизме?

15. Принципы лечения ботулизма, ПТИ?

16. Дайте характеристику методов лабораторной диагностики?

17. Каковы правила выписки больных из стационара?

18. Назовите методы специфической и неспецифической профилактики ботулизма?

19. Перечислите основные мероприятия в очаге?

20. Перечислите основные клинические симптомы ПТИ?

21. Укажите особенности течения ботулизма в сравнении с ПТИ?

22. Осложнения. Прогноз?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практическое занятие проводится по следующему плану:

1. Оценка готовности студентов к занятию (устный и письменный опрос). 8:30 – 9:00

2. Устный опрос по теме занятия 9:00 – 10:00

3. Инструкция преподавателя по работе у постели больного 10:00 – 10:30

4. Курация больных 10:30 – 11:00. Перерыв 5 мин.

5. Разбор больных по теме занятия 11:05 – 11:25

6. Демонстрация наглядных пособий 11:25 – 11:30

7. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме (решение клинических задач) 11:30 – 11:45

8. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 11:45 – 11:48

9. Задание на дом 11:48 – 11:50

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

1. Провести обследование больного ботулизмом или больного ПТИ, выявить жалобы.

2. При сборе эпид.анамнеза обратить внимание на начало заболевания, наличие группового заболевания и связи заболевания с приемом консервированной пищи.

3. При осмотре определить характерные признаки заболевания (вялость, адинамию, бледность кожи, наличие диплопии, нарушения функций ЧМН.

4. При обосновании диагнозавыявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), бактериологические и серологические методы исследования.

 

 

клиническая задача.

Больной А., 23 г., заболел остро, когда ночью внезапно повысилась температура тела до 38,5ºСпоявились озноб, потливость, головокружение, тошнота, многократная рвота остат­ками накануне съеденной пищи. Стула не было. Больной живет в благоустроенной квартире с родителями и братом (здоровы). Контакт с инфекционными больными отрицает. Накануне за­болевания,ужинал в ресторане «Зимняя вишня.», ел: салат «Сельдь под шубой», тушеную ка­пусту с отбивным, пирожное «птичье молоко»; пил: 50 г. водки «Немиров», кофе. Через 5 ча­сов после ужина появились выше указанные симптомы. Объективно: состояние средней сте­пени тяжести, кожные покровы бледные, тургор и эластичность сохранены. В ротоглотке спо­койно. Дыхание в легких везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ясные, с ЧСС-86 уд.в мин. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, резко болезненный в эпигаст­ральной области. Стула не было. Диурез не нарушен.

Ваш диагноз? Дифференциальный диагноз?

1. Обоснование диагноза?

2. План обследования больного?

3. Лечение: препараты, длительность их применения

4. Тактика дальнейшего ведения больного.

 

клинический диагноз:

Пищевая токсикоинфекция, гастритическая форма, средней степени тяжести.

Обоснование диагноза:

Диагноз ПТИ выставлен на основании острого, внезапного начала заболевания; по­вышения температуры тела, тошноты, многократной рвоты. На основании данных эпид. Анамнеза: накануне заболевания питался в ресторане, один; данных объективного осмотра: кожные покровы бледные, ЧСС-86, язык сухой, обложен; живот резко болезненный в эпигаст­ральнойобласти.

Диагностика.

1. ОАК, ОАМ,, ЭКГ.

2. Бак.посев, промывных вод желудка или рвотных масс.

3. бак.посев кала №2

4. б/х анализ крови - креатинин, мочевина, диастаза.

5. Сопрограмма, кал на яйца глистов.

 

Лечение:

1. Постельный режим на лихорадочный период.

2. Стол №4 (щадящая молочно-растительная диета).

3. этиотропная терапия: не проводится.

4. Патогенетическая терапия:

5. Регидрагация оральная.

6. Дезинтоксикация(гемодез 400 мл № 3, раствор глюкозы 5% - 200 - 400 мл, раствор хлорида натрия 0,89% 200-400 мл.).

7. Антиоксиданты: токоферол,аевит, витамин U.

8. Сорбенты: смекта на 2 дня.

9. Ферменты: мезим форте во время еды, на 10 дней.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература:

1. Лекции по инфекционным болезням кафедры.

2. Е.П. Шувалова. Инфекционные болезни, М.: Медицина, 2005. Дополнительная литература:

1. Иммунологические аспекты сальмонеллезной инфекции в эксперименте и клинике /Смолягин А. И., Чайникова И. II., Лившиц Н. М. и др. - Оренбург. 2005. - С. 143-149. //Актуальные вопр. теорет. и клин, медицины: сб. науч. тр. ученых Оренбургской мед.акад. (Том XXXI).

2. Пак С. Г. Ботулизм /Пак С. Г., КокореваJI. П., Шуба Л. И. //Мед.помощь. - 2005. - № 1. - С. 43-45.

3. Трунилина Р. А. Нозокомиальный сальмонеллез у больных с хирургической патологией /'Трунилина Р. А., Шахлин Е. В., Акимкин

В. Г. //Эпидемиология и инфекц. болезни. - 2006. - № 3. - С. 42-47.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры инфекционных Лолезпей с курсами эпидемиологии, детских инфекций и инфекционных болезней ИПО:СГМА (протокол № от “ ” 20 г.).

Зав. кафедрой инфекционных болезней с курсами эпидемиологии, детских инфекций

и курсом инфекционных болезней ИПО Кировской ГМА, д.м.н., профессор

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра инфекционных болезней

 

 

М Е ТОДИ Ч ЕСК А Я Р А 3 Р А Б ОТК А

для студентов

(5 курс лечебного факультета, 5-6 курсы педиатрического факультета)

к практическому занятию по теме

«Гепатиты А и Е, Острая печеночная энцефалопатия. Дифференциальный диагноз желтух»

 

 

КИРОВ - 2011


Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, как в ауди­торное, так и в неаудиторное время.

В ней представлены:

1) введение;

2) мотивация изучения темы (актуальность проблемы);

3) цели проводимого занятия (знания, умения);

4) задачи проводимого занятия;

5) перечень знаний, необходимых студентам для изучения темы занятия (базовые), а также знаний, получаемых и закрепляемых на занятии, в процессе его проведения;

6) перечень практических навыков и умений, получаемых и закрепляемых студентами во время проведения занятия;

7) контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию по изучае­мой теме;

8) методические указания по проведению практического занятия;

9) практические задания, выполняемые студентами в процессе проведения занятия;

10) ситуационная клиническая задача по теме занятия;

11) эталон решения ситуационной клинической задачи по теме занятия;

12) перечень литературы для самостоятельной подготовки студентов к практическому заня­тию по изучаемой теме.

При подготовке к практическому занятию

· студент должен: повторить базисные разделы;

· прочитать рекомендуемую литературу по исходным базовым знаниям (если требуется);

· прочитать рекомендуемую литературу по теме предстоящего занятия (основную в обя­зательном порядке);

· после завершения подготовки к занятию проверить свои знания, используя для этого приводимый ниже перечень соответствующих вопросов для самоподготовки.

Практические занятия проводятся по следующему плану.

1. Освещение актуальности изучаемой темы. Определение цели и задачи проводимого за­нятия

2. Оценка готовности студентов к занятию: проведение письменного тест-контроля I уровня сложности и устного опроса.

3. Инструкция преподавателя по работе у постели больного.

4. Курация больных.

5. Детальный разбор одного-двух клинических случаев по теме занятия на примере реаль­ных больных и/или клинических историй болезни.

6. Демонстрация наглядных материалов: таблиц, слайдов, пленок для оверхеда, фотогра­фий, видеосюжетов.

7. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме: решение тест-контроля II и III уровней сложности, ситуационных клинических задач. Обсуждение результатов про­верки итогового уровня знаний.

8. Подведение итогов занятия, оценка уровня и качества знаний студентов по изученной теме.

9. Выдача задания для подготовки к следующему занятию.

II.

Актуальность

Проблема гепатитов А и Е остается актуальной на протяжение многих десятилетий для многих стран мира, в том числе и России. Отличительными чертами распространения гепатита А в нашей стране на современном этапе являются высокая заболеваемость (очередной подъем зарегистриро­ван в 2000-2002 гг.); частое вовлечение в эпидемический процесс подростков и лиц молодого (15-29 лет) возраста; увеличение числа случаев инфекции с неблагоприятным течением (в виде тяжелых форм, формирования стойких остаточных явлений, затягивания патологического процесса); возраста­ние удельного веса микст-гепатитов (А+В, А+С, А+В+С и др.). Принципиальная возможность завоза гепатита Е в российские регионы с умеренными климатическим условиями (к которым относятся так­же Кировская область), особо тяжелое течение инфекции у беременных с высокой летальностью (20- 40%) обуславливают большую значимость данной патологии. Перечисленные обстоятельства в соче­тании с отсутствием широкомасштабной вакцинации против HAV и HEV в нашей стране позволяют охарактеризовать эти инфекции как заболевания, имеющие высокую актуальность для отечественно­го здравоохранения. Это, в свою очередь, определяет изучение данных заболеваний как одно из не­обходимых и важных составляющих учебного процесса в медицинских ВУЗах.

III.

Цель

Способствовать формированию умений и знаний по теме «Гепатиты А и Е», научить ранней диагностике гепатитов А и Е, тактике обследования и ведения больных в стационаре, лечебным ме­роприятиям, правилам выписки и диспансерного наблюдения.

IV.

Задачи

Рассмотреть особенности этиологии, патогенеза, клиники, течения и исходов гепатитов А и Е; изучить методы диагностики и лечения, противоэпидемические мероприятия; обучить студентов рабо­те с больным гепатитом А и Е.

V.

Студент должен знать

До изучения темы (базисные знания)

1. Микробиологическая характеристика возбудителей (HAV, HEV), их свойства (микробио­логия).

2. Основные эпидемиологические закономерности при гепатитах А и Е (эпидемиология).

3. Патофизиологические изменения в организме. Патоморфологическая характеристика

изменений в печени (патологическая физиология и анатомия).

4. Серологические и молекулярно-биологические методы лабораторной диагностики гепа­титов А и Е (микробиология).

После изучения темы

1. Достижения медицинской науки в изучении гепатитов А и Е.

2. Особенности эпидемиологического процесса при гепатитах А и Е в России, Кировской области на современном этапе.

3. Основные патогенетические механизмы развития синдромов и симптомов при гепатитах А и Е.

4. Клиническая картина заболеваний (гепатитов А и Е), современная клиническая класси­фикация гепатитов А и Е.

5. Основные лабораторные исследования необходимые для подтверждения гепатитов А и Е.

6. Принципы лечения больных гепатитами А и Е. Неотложная терапия острой печеночной энцефалопатии у беременных при гепатите Е.

7. Правила выписки и диспансерное наблюдение за реконвалесцентами

гепатитов А и Е.

8. Сроки карантинных мероприятий относительно контактных лиц. Основные положения приказа М3 СССР №408 от 12.07.1989.

9. Неспецифическая и специфическая профилактика гепатитов А и Е.

VI.

Студент должен уметь

1. Соблюдать основные правила поведения у постели желтушных больных, пациентов с гепатитами А и Е, правильно размещать больных в стационаре.

2. Выявить жалобы, собрать подробные анамнезы заболевания и жизни, эпидемиологиче­ский анамнез.

3. Провести полный осмотр больного, выявить и дать оценку основным симптомам и син­дромам (схема обследования больного).

4. Отразить данные осмотра больного и собранного анамнеза в истории болезни с обосно­ванием предварительного диагноза.

5. Наметить план обследования (серологические, молекулярно-биологические, лаборатор­ные и инструментальные методы исследования) для подтверждения клинического диаг­ноза.

6. Правильно интерпретировать полученные результаты лабораторного обследования и обосновать окончательный клинический диагноз согласно существующей современной клинической классификации.

7. Записать обоснование окончательного диагноза с учетом клинико-лабораторных дан­ных.

8. Назначить адекватную терапию больному.

VII.

Контрольные вопросы

1. Дайте микробиологическую характеристику возбудителей гепатитов А и Е (таксономия, особенности строения, устройство генома, цикл репликации, патогенность, вирулент­ность и ее факторы, иммуногенность).

2. Какова антигенная структура HAV и HEV? Чем определяется их патогенность?

3. Укажите источники HAV и HEV, их эпидемиологическую значимость.

4. Перечислите пути и факторы передачи инфекции. Назовите основной ведущий путь за­ражения при гепатитах А и Е

5. Какова сущность патоморфологических изменений, возникающих в печени при гепатитах А и Е?

6. Укажите клинические формы гепатитов А и Е, периоды болезни и их продолжительность.

7. Укажите основные клинические симптомы продромального периода.

8. Дайте характеристику клинических симптомов болезни в периоде разгара.

9. Перечислите основные изменения в общем анализе крови при гепатитах А и Е.

10. Укажите биохимические изменения в крови при гепатитах А и Е.

11. Назовите показатели тяжести вирусных гепатитов.

12. Перечислите исходы гепатитов А и Е.

13. Осложнения при гепатитах А и Е специфического и неспецифического характера.

14. В чем заключаются клинико-эпидемиологические особенности гепатитов А и Е на со­временном этапе?

15. Какие особенности гепатитов А и Е у пожилых людей, у ослабленных лиц, при наличии сопутствующей патологии?

16. Принципы лечения гепатитов А и Е.

17. Врачебная тактика при фульминантном гепатите Е у беременных.

18. Дайте характеристику методов лабораторной диагностики вирусных гепатитов. Перечис­лите серологические и молекулярно-биологические маркеры HAV и HEV.

19. Каковы правила выписки больных из стационара?

20. Назовите методы специфической и неспецифической профилактики гепатитов А и Е.

21. Перечислите основные мероприятия в очаге HAV- и HEV-инфекций.

VIII.

Методические указания

Практическое занятие по теме «ВИЧ-инфекция» проводится для студентов 5 курса лечебного и 6 курса педиатрического факультетов медицинских ВУЗов в течение 3 часов 15 минут (195 минут). Практические занятия проводятся по следующему плану.

1. Освещение актуальности изучаемой темы. Определение цели и задачи проводимого за­нятия (08.30-08.45).

2. Оценка готовности студентов к занятию: проведение письменного тест-контроля I уровня сложности (08.45-09.00)

3. Устный опрос по теме занятия (09.00-10.00).

4. Инструкция преподавателя по работе у постели больного (10.00-10.15).

5. Курация больных (10.15-10.45). Перерыв (05 мин.).

6. Детальный разбор одного-двух клинических случаев по теме занятия на примере реаль­ных больных и/иликлинических историй болезни (10.45-11.15).

7. Демонстрация наглядных материалов: таблиц, слайдов, пленок для оверхеда, фотогра­фий, видеосюжетов (11.15-11.30).

8. Заключительная проверка знаний студентов по данной теме: решение тест-контроля II и III уровней сложности, ситуационных клинических задач. Обсуждение результатов про­верки итогового уровня знаний (11.30-11.45).

9. Подведение итогов занятия, оценка уровня и качества знаний студентов по изученной теме (11.45-11.48).

10. Выдача задания для подготовки к следующему занятию (11.48-11.50).

IX.

Практические задания для студентов

1. Провести обследование больного с гепатитом А или больного с желтухой неясной этио­логии, выявить жалобы.

2. При сборе эпидемиологического анамнеза обратить внимание на начало заболевания, наличие контакта с больными гепатитом А или пожелтевшими больными.

3. При осмотре определить характерные признаки вирусных гепатитов: слабость, адина­мия, сниженный аппетит, тошнота, рвота, тяжесть или боли в правом подреберье, жел­туха, холурия, ахолия, гепатомегалия, иногда спленомегалия. Выполнить оценку функ­ций ЦНС, провести пробы на выявление геморрагического синдрома («щипка», «жгута», «банки» и др.), оценить выполнение координационных проб, провести пальпацию и пер­куссию печени, селезенки.

4. Выставить развернутый клинический диагноз согласно современной классификации. При обосновании клинического диагноза выявить и интерпретировать лабораторные па­раметры (общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи), ре­зультаты инструментальных исследований (ультразвуковых), данные серологических (ИФА) и молекулярно-биологических методов исследования (ПЦР).

5. Провести дифференциальный диагноз с 2-3 самостоятельными нозологиями, наиболее близкими по своей клинике к проявлениям гепатита А у конкретного больного. Обратить внимание на патогномоничные признаки HAV-инфекции.

6. Назначить адекватное состоянию больного лечение.

7. Определить критерии выписки больного с гепатитом А, характер его диспансеризации.

8. Оценить прогноз для пациента с HAV-инфекцией (по трудоспособности, жизни и пр.).

X.

Ситуационная клиническая задача

Больная Б., 30 лет, поступила в инфекционное отделение на 7-ой день болезни. Заболевание началось остро, когда после озноба температура тела повысилась до 38,5°С, появилась головная боль, першение в горле. На 2-й день болезни наблюдалась участковым терапевтом. Назначенное ле­чение улучшения не приносило. На 7-ой день болезни потемнела моча, больная заметила истерич­ность склер, сохранялась слабость, появилась тяжесть в области печени, тошнота, однократная рво­та, температура тела нормализовалась.

Из эпидемиологического анамнеза известно, что муж 4 недели назад перенес желтушную форму вирусного гепатита А.

При поступлении в стационар - состояние средней степени тяжести. Беспокоит слабость, не­домогание, тяжесть в области печени. При осмотре определяется желтушность склер и кожи, язык обложен белым налётом, влажный. Пульс = 68 ударов в минуту, ритмичный, среднего наполнения, АД = 110/80 мм Hg. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Живот мягкий, умеренно безболезненный в эпигастрии и правом подреберье. Печень выступает на 3 см из-под края ребра, чувствительна при пальпации, селезенка (-).

ОАК: НЬ = 120 г/л, эр. = 4,0x1012/л, ЦП = 0,9, тр. = 280x109/л, лейк. = 3,6x109/л, п. = 1%, с. = 49%, э. = 2%, лимф. - 41%, СОЭ = 4 мм/ч.

Биохимический анализ крови: общий билирубин = 90 мкмоль/л, прямой = 69 мкмоль/л, непря­мой = 21 мкмоль/л, АЛТ = 392 ЕД/л, ACT = 242 ЕД/л, тимоловая проба = 11,2 ЕД S-Н, протромбин = 65%.

ИФА: анти-HAVIgM (+).

Вопросы:

1. Сформулируйте развернутый клинический диагноз и обоснуйте его.

2. Выделите синдромы и симптомы.

3. Назначьте необходимое дополнительное обследование.

4. Назначьте адекватное лечение: укажите терапевтические мероприятия и их последова­тельность, дозы и методы введения лекарственных препаратов.


Эталон решения ситуационной клинической задачи

1. Клинический диагноз и его обоснование

Вирусный гепатит А, желтушная форма, средней степени тяжести.

Диагноз гепатита А выставлен на основании острого начала заболевания; короткого преджелтушного периода (около 7 дней), протекавшего по смешанному варианту (гриппоподобный + диспеп­сический), появление желтухи, ахолии, холурии, гепатомегалии, умеренной гипотонии в конце пред- желтушного периода. Этиологический диагноз подтверждается характерным эпид. анамнезом (3 не­дели назад гепатитом А болел муж), высокой тимоловой пробой, маркёрами анти-HAVIgM. Средняя степень тяжести: уровнем протромбина - 65% и билирубина 90 мкмоль/л за счёт прямой фракции.

2.Синдромы и симптомы

1) холестаза(общего билирубина за счёт прямой фракции, желтуха кожи и склер, холурия, ахолия);

2) печёночной диспепсии (тошнота, однократная рвота, тяжесть в эпигастрии);

3) гепатомегалии.

3. Дополнительная диагностика

1) ОАК, ОАМ, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости;

2) для подтверждения диагноза необходимо провести исследование методом ИФА сероло­гических маркёров гепатитов А, В, С, D;

3) общий билирубин, ферменты, протромбин, ЩФ, ГГТП, амилаза, диастаза, сахар крови;

4) ВИЧ, RW.

4.Лечение

1) постельный режим (на первую неделю желтушного периода, до улучшения общего со­стояния и исчезновения астении и слабости);

2) стол общий или №5 (щадящая молочно-растительная диета, исключение жирной, жаре­ной, солёной пищи);

3) дезинтоксикация:

- при средней степени тяжести необходимо проводить её преимущественно peros, 1 л жидкости в виде соков, морсов + 500-700 мл в/в;

- (гемодез 200 мл № 3, раствор глюкозы 5% - 400 мл + рибоксин 2%-10 мл, раствор хлорида натрия 0,89% 200 мл + аскорбиновая кислота 5% -10 мл; контроль диуреза;

4) антиоксиданты: токоферол, аевит.

XI.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Лекции по инфекционным болезням кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии, детских инфекций, ФПК и ППС Кировской ГМА.

2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. - 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 624 с.

Дополнительная литература

1. Болезни печени и желчевыводящих путей: Руководство для врачей / Под ред. В.Т. Ивашкина. - 2-е изд. - М.: ООО «Издат. Дом «М-Вести», 2005. - 536 с.

2. Бондаренко А.Л. Вирусные гепатиты у подростков. - Киров,

2002. -372 с.

3. ' Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение / Под ред. А.В. Калинина, А.И. Хазанова. - М.: Миклош, 2007. - 602 с.

4. Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Иоанниди Е.А. Вирусный гепатит.

- М.-Элиста: АПП «Джангар», 2002. - 160 с.

5. Инфекционные болезни: руководство для врачей общей прак­тики [CD-ROM] / Рахманова А. Г., Неверов В. А., Пригожина В. К. - Спб., 2004.

6. Краснов В.В. Инфекционные болезни в практике педиатра: учеб.пособие - Н. Новгород. 2002. - 222 с.

7. Руководство по инфекционным болезням / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Ю.В. Лобзина. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: “Издательство Фолиант”, 2003. - 1040 с.

8. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Чередниченко Т.В. Вирусные гепа­титы от А до TTV. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»,

2003. -432 с.

9. Ющук Н. Д. Инфекционные болезни / Ющук Н. Д., Венгеров Ю. Я. - М.: Медицина, 2003. - 544 с.

10. Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Дифференци­альный диагноз основных синдромов заболеваний внутренних органов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Деан, 2002. - 408 с.

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры нфекцион­ных болезней с курсами эпидемиологии, детских инфекций, ФПК и ППС КГМА (прото­кол № ОТ “”20 г.).

Зав. кафедрой инфекционных болезней с курсами эпидемиологии, детских инфекций

и курсом инфекционных болезней ИПО Кировской ГМА, д.м.н., профессор ^4 А.Л. Бондаренко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: