Мёд
I. Как можно понять из контекста, евр. слово деваш означает пчелиный М. (Суд. 14:18; 1Цар 14 и след. Пс. 18:11; Мф. 3:4; Мк. 1:6). Можно предположить, что и в других местах Библия также упоминает М. пчелиный, а не фруктовый (см. ниже, III).
II. М. заменял жителям Палестины не известный в то время сахар. Обычно М. ели в чистом виде (3Цар. 14:3), но нередко и вместе с сотами (Суд. 14:9; Песн. 5:1). Чаще в Библии говорится о чистом М., откачанном из сотов (Пс. 18:11; Притч. 5:3; Притч. 24:13).
III. В более поздние времена в Палестине был известен и т.наз. фруктовый М., в т.ч. виноградный, который получали, сгущая виноградный сок. Долгое время этот продукт был важной статьей экспорта. Так, еще прим. 250 лет назад из Палестины в Египет шли караваны – до 300 верблюдов – с фруктовым М. Этот продукт получали также из фиников и плодов рожкового дерева.
IV. С М. сравнивается сладость Божьего слова (Пс. 118:103; Иез. 3:1–3; Откр. 10:9), Его мудрость (Притч 24 и след.). Но М. могут «источать» и «уста чужой жены» (Притч. 5:3).
V. М. приносили в ⇒ жертву Богу в качестве приношения начатков, но сжигать его на жертвеннике запрещалось (Лев 2 и след.).
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)
Библейская Энциклопедия Брокгауза
МЕД (HONEY)
В библейские времена мед был известен своим сладким вкусом (Суд. 14:14; Пс. 18:11, 118:103; Притч. 24:13; Иез. 3:3; Откр. 10:9–10) и целебными свойствами (Притч. 16:24). Он считался деликатесом и иногда вручался в качестве ценного подарка (Быт. 43:11; 3Цар. 14:3; 2Пар. 31:5; Иез. 16:13, 19, 27:17). По этим причинам мед служил показателем или символом изобилия и благоденствия (Втор. 32:13; Иов. 20:17; Пс. 80:17; Иер. 41:8). По меньшей мере двадцать раз (напр., Исх. 3:8, 17, 13:5) земля обетованная в Палестине названа в Ветхом Завете «землей, где течет молоко и мед». Это обычный символический образ земли, богатой пастбищами и цветущими растениями. Вполне возможно, что в данном случае имеется в виду нектар финиковых пальм, а не мед, собираемый дикими пчелами (см. КВ3, 213 и Borowski, 127). Если это так, мед символизировал изобилие сельскохозяйственных продуктов (Втор. 8:8; 4Цар. 18:32).
|
Исаия иронически изменяет смысл этой символики на обратный, когда пророчествует, что родившийся как знамение ребенок Еммануил будет скоро питаться молоком и медом (Ис. 7:15). Поначалу может показаться, что пророк ободряет Ахаза и его двор предсказанием времени благоденствия и Божьего благословения, но Исаия быстро дает понять, что это не так. На землю вторгнутся иноземные народы, которые уничтожат урожай и вынудят Еммануила и других переживших нашествие питаться тем, что осталось на земле (Ис. 7:22). В таких тяжелых условиях мед становится символом лишений и суда. Питаясь диким медом на полях, Еммануил осознает последствия бунта против Бога и значение послушания. (Ис. 7:15 можно перефразировать так: «Он будет питаться молоком и медом, чтобы научиться отвергать зло и избирать добро».) С лишениями мед связывается также в Мф. 3:4 (см. также Мк. 1:6), где говорится, что Иоанн Креститель питался акридами и диким медом. Как и Илия до него, Иоанн являл собой пример самоотречения в обществе, отчаянно нуждавшемся в покаянии и в духовном обновлении.
|
Образом вкушения меда библейские авторы иногда пользуются для изображения приятного времяпровождения. Мудрый отец в Притчах наставляет сына умерять радости жизни (символом которых служит мед) мудростью (Притч. 24:13–14) и предупреждает о необходимости быть сдержанным в своих удовольствиях (питании «медом») (Притч. 25:13–16, 27, 27:7). В любовной песне, автором которой считается Соломон, вкушение меда символизирует сексуальное наслаждение (Песн. 4:11, 5:1; ср. Притч. 5:3). Найдя мед в трупе льва, Самсон, возможно, счел его предзнаменованием сексуального удовольствия, которое он вскоре получит (Суд. 14:8–9). Он, вероятно, отнесся к меду как к возбуждающему средству, которое придаст ему силы в брачной спальне. (О стимулирующих физические силы свойствах меда см. 1Цар. 14:26, 29; 2Цар. 17:29.) Получение откровения свыше Божьи пророки сравнивали с вкушением меда (Иез. 3:3; Откр. 10:9–10; ср. Пс. 118:103).
См. также: ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД, СЛАДОСТЬ.
Библиография:
O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987);
S. D. Water-house, «А Land Flowing with Milk and Honeys», AUSS 1 (1963) 152–166.
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
Словарь библейских образов
В культуре
Происхождение слова
Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. Древнейшим ареалом пчеловодства является Средиземноморье. Мёд был известен индоевропейской общности ещё до её распада. Восстанавливают два древних корня, обозначавших мёд в праиндоевропейском языке: *melith и *madhu. Первый употреблялся для собственно мёда, а второй — помимо мёда ещё и для «хмельного медового напитка» (позже в некоторых языках этот корень стал обозначать «вино»). От второго корня — *madhu — произошло и славянское *medъ, др.-рус. медъ и рус. мёд — слово, обозначающее как собственно мёд, и как медовый хмельной напиток (мёд или медовуха). Мёд в индоевропейской традиции нередко ассоциируется с божественным напитком бессмертия (амрита, амброзия и т. д.)
|
Существует предположение, что индоевропейцы заимствовали название мёда *madhu из семитских языков, однако эта гипотеза не разделяется учёными по фонетическим причинам.
Финно-угры заимствовали название мёда, как и саму технологию пчеловодства, у своих южных соседей индоевропейцев, а именно — из тохарских и индоиранских языков.
Символика
Мёд — продукт, имеющий широкое ритуальное применение, символ бессмертия, плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья, «сладости» жизни; его называют пищей богов и эликсиром жизни. Используется в похоронной, свадебной, родинной, календарной обрядности и в народной медицине. Благодаря семантической связи с пчёлами и воском мёд имеет также христианскую символику. Медовые соты были пищей Иоанна Крестителя в пустыне, являются его атрибутом.
В античные времена, мёд считался у древних даром неба, поскольку считалось, что пчелы собирают его из утренней росы. В Ветхом Завете утренняя сладковатая роса на некоторых деревьях называлась «диким мёдом». Использовался в качестве жертвы божествам в похоронных обрядах. Мёд играл у древних гораздо большую роль, чем в современное время, так как заменял для них сахар. Из него приготовляли и вино, которое так высоко ценилось римлянами, что им угощались победители во время триумфа.
Морализаторская притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда пытался украсть мёд из улья. Он изображён стоящим рядом с Венерой, весь в слезах, с сотами дикого мёда в руках, а вокруг него летают пчёлы. Мать строго говорит ему, что раны, которые он наносит другим, гораздо болезненнее.
В раннехристианской церкви существовала традиция причащать новокрещёных молоком и мёдом. Это причастие должно было напоминать о сладости рая, который осмыслялся к категориях обетованной земли, «где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:8). 57-е правило VI Вселенского собора (680 год) осудило эту традицию, запретив приносить к алтарю мёд и молоко.
Упоминания в религиозных текстах
Множество упоминаний о мёде содержится в Библии, где мёд и медовые соты обретают аллегорическое значение. Выражение «уста, источающие мёд» употреблялось в значении «речь, приятная для слуха». Например, в Книге притч Соломоновых говорится о том, что приятная речь похожа на сотовый мёд, который сладок для души (Прит. 16:24).
Бог подает его людям. Пс. 80, 17. Иез. 16, 19.
Его собирают пчелы. Суд. 14, 18.
Находят его:
в скалах. Втор. 32, 13. Пс. 80, 17.
в лесах. 1Цар. 14, 25–26. Иер. 41, 8.
в скелетах животных. Суд. 14, 8.
Сладость его. Суд. 14, 18.
Весьма сладок и приятен. Притч. 16:24, 24: 13.
Изобиловал в:
Египте. Числ. 16, 13.
Ассирии. 4Цар. 18, 32.
Ханаане. Исх. 3, 8. Лев. 20, 24. Втор. 8, 8.
Считается здоровою пищею. Притч. 24, 13.
Умеренность нужна в потреблении его. Притч. 25, 16, 27.
Сытый пренебрегает им. Притч. 27, 7.
Его вкушали:
без приправы. 1Цар. 14:25–26, 29.
с сотом. Песн. 5, 1; Лк. 24, 42.
с молоком. Песн. 4, 11.
с маслом. Ис. 7, 15, 22.
с акридами. Мф. 3, 4. Марк. 1, 6.
с мукою. Исх. 16, 31. Иез. 16, 13.
Не полагалось смешивать с жертвоприношением. Лев. 2, 11.
Начатки приносились Богу. 2Пар. 31, 5.
Часто посылался в дар. Быт. 43, 11; 3Цар. 14, 3.
Вывозился из Ханаанской земли. Иез. 27, 17.
В переносном смысле:
о слове Божием. Пс. 18:10, 118:103.
о мудрости. Притч. 24, 13–14.
о речах святых. Песн. 4, 11.
о приятных словах. Притч. 16, 24.
уста чужой жены. Притч. 5, 3.
В Коране, сура «Пчёлы»: «Из брюшков пчёл исходит питьё разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих».
Пророк Мухаммад призывал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: мёду и Корану» (хадис от Ибн Масуда; св. х. Ибн Маджа (№ 3452) и аль-Хакима).
Народные (языкъ) традиции
В русском языке существует множество фигур речи, связанных с мёдом. Согласно старинным апокрифам, райские реки текут молоком и мёдом; от корня мирового древа исходят 12 молочных и медовых источников. По сербским верованиям, мёд получается из утренней росы и зари как дар богов, он разлит по цветам и листьям, и его собирают пчёлы. Как божественный напиток его, так же, как и молоко, никогда не одалживали, поскольку это опасно для обеих сторон, но давали даром или продавали; запрещалось давать мёд и воск цыганке, разливать его и бросать на землю воск (хорв.). Бытует убеждение, что дьявол ест всё, кроме мёда, и не терпит запаха воска (Хомолье, Сербия).
Мёд считается любимой пищей душ умерших. В похоронной обрядности мёд едят как самостоятельное блюдо, с ним готовят кутью, коливо, канун (хлеб, накрошенный в воду, подслащённую мёдом), сыту (разведённый в воде мёд), кисель, мажут мёдом блины, ритуальные хлебы и лепёшки, добавляют мёд в пиво и брагу. У восточных славян первый горячий блин, смазанный мёдом, клали на лавку в головах умершего, на окно или божницу. После похорон старухи всю ночь караулят душу умершего, поставив на стол сыту; верили, что душа прилетит в образе мухи и будет пить приготовленный для неё напиток.
Общств.энциклопед.
Мед (Втор. XXXII, 13, Пс. LXXX, 17). Моисей говорит, что Господь вознес свой народ на высоту земли и кормил произведениями полей и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы. Мед отделяется пчелами не из пищи, которой они питаются, но собирается ими только с пыли душистых цветов, которую они уносят в свои ульи и кладут в соты. Об обилии меда в стране Иудейской указывается во многих местах Свящ. Писания, равно как в сочинениях многих новейших путешественников. Палестина поистине была страной, текущей молоком и медом (Исх. III, 8, 17). Дикий мед, которым питался Иоанн Креститель в пустыне, по всей вероятности, был мед, собираемый в отверстиях скал и в древесных дуплах. Иногда под словом мед разумеется та сахаристая жидкость, которая получается с виноградных гроздий и других медоносных растений и которая по-еврейски называется debbesh (II Пар. XXXI, 5). По словам Д. Робинсона, лучшие кисти винограда сушатся как изюм, а прочие кладутся в пресс, выжимаются в нем и сок оных кипятят в каком-либо сосуде, пока он не сделается сиропом. Этот сироп в большом употреблении между всеми классами, где только есть виноградники, как приправа к кушаньям. Он походит на патоку, но гораздо приятнее на вкус. В некоторых частях Востока нередко встречается также особое дерево, с листьев и ветвей которого арабы собирают в сосуды сладкую, употребляемую в пищу, жидкость, которая с первого раза очень походит на мед. Аллегорические указания свящ. писателей на мед и медовые соты поистине поразительны и прекрасны (Пс. XVIII, 11, Притч. V, 3, XXVII, 7). Молоко и мед у древних народов, как в настоящее время у бедуинов, составляли главную и ежедневную пищу. Масло и мед также упоминаются в Свящ. Писании между предметами пищи (II Цар. XVII, 29). В Южной Африке пчелы кладут свой мед на поверхности утесов и скал и для сохранности покрывают его темноватым воском. Этот воск от действия времени и погоды твердеет и делается как бы каменным. Путешественник делает на этой твердообразной массе надрез и, приложив к отверстию рот, высасывает жидкий мед в потребном для себя количестве (Втор. XXXII, 13). В приношениях Господу на жертвенник мед не допускался (Лев. II, 11), вероятно, с целью сделать различие между религиозными обрядами евреев и язычников, в жертвенных приношениях которых мед нередко занимал одно из главных и первых мест (Иез. XVI, 13, 19).
архимандрит Никифор (Бажанов)- Библейская энциклопедия