Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.




Лекция 2

Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Изменение социальной ситуации развития в мл шк воз

К концу дошкольного возраста ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

В период дошкольного детства в отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.

Когда ребёнок приходит в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью, как говорил Д.Б. Эльконин. У дошкольника имеется 2 сферы социальных отношений: «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – дети» и эти системы связаны игровой деятельностью. Причём результаты игры не влияют на отношения ребёнка со взрослыми, с детьми, с родителями. Эти отношения существуют параллельно. У школьника возникает новая структура социальных отношений. Система «ребёнок – взрослый» дифференцируется:

Ребёнок - учитель

Ребёнок – взрослый

Ребёнок – родители

Также сохраняется система «ребёнок – дети». Система «ребёнок – учитель» начинает уже определять отношения с родителями и отношения ребёнка с детьми. Если в школе хорошо, то, как правило, и дома хорошо, и в отношениях с детьми – тоже.

Это экспериментально показали Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и И.С. Славина. Хорошее, «пятёрочное» поведение и хорошие отметки – это то, что конструирует отношения ребёнка и взрослых и отношения со сверстниками. Первое что спрашивают взрослые у ребёнка: «Как ты учишься?». Поэтому система «ребёнок – учитель» становится центром жизни ребёнка, от которой зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:

Ребёнок – учитель

Ребёнок – родители ребёнок – сверстники (дети).

 

Впервые отношения «ребёнок – учитель» становятся отношением «ребёнок – общество» (ребёнок же к этому стремился, что проявлялось с кризиса 6-7 лет). В школе действует принцип «все равны перед законом», который реализуется в оценочной системе знаний. Поэтому ребёнок, как отмечал Д.Б. Эльконин, становится чуток к тому, как и к кому, относится учитель: плохо, если у учителя есть «любимчики», «нелюбимчики», так как это влияет на систему отношений «ребёнок – сверстники»: появляются «ябеды», «доносчики» среди детей.

Такая ситуация и является социальной ситуацией развития младшего школьника, которая, опосредована ведущей деятельностьюучебная деятельностью – учебной деятельностью, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития ребенка.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.

 

"Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия

Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Однако эти предметы (наука и культура) абстрактны, с ними необходимо научиться действовать, а для этого должна быть сформирована учебная деятельность. В этом и задача начальной школы.

Парадокс учебной деятельности для ребёнка состоит в том, что, действуя, он (обучаясь) сам ничего в этих знаниях изменить не может (как ранее в игре, манипулируя предметами). Предметом изменений становится сам ребёнок, сам субъект деятельности. Т.е. в процессе учебной деятельности происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии - оценки того, «чем я был» и «чем я стал». (Обухова, с.261-264). Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Поэтому, всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнок оценивается. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребёнке.

Осуществление учебной деятельности возможно в том случае, если ребёнок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требованиям учителя и правилам школьной дисциплины, «надо», а также способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов(она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий).

Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных оценок и отчётов формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагает у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии, как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. (Сапогова Е.Е.).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.

2. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3. Действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Кроме учебной деятельности как ведущей, значительное место в развитии младшего школьника занимают игра, труд. (Обухова, с. 269-270).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: