Готовность к школе: физиологическая, социальная, пси-




хологическая. Понятие «дошкольный возраст» включает

идею подготовки к школе. В последнее время подготовка

к школе стала рассматриваться большинством родителей

и педагогов как освоение учебных программ и обучение про-

граммам раннего развития. Это принципиальная ошибка.

Интеллектуальная подготовка к школе, обучение навыкам

письма, счета, чтения зачастую тормозят формирование соб-

ственно готовности к школе. Понятие «школьная зрелость»,

или «готовность к школе», подразумевает собственно функ-

циональную готовность ребенка к новой социальной ситу-

ации развития, принятие на себя новой социальной роли,

способность освоения нового вида деятельности.

Под готовностью к школьному обучению понимается

определенный уровень морфофункционального и психи-

ческого развития ребенка, при котором систематическое

школьное обучение не приводит к ухудшению состояния

здоровья, срывам социально-психологической адаптации

и снижению успешности обучения.

Говоря о «школьной зрелости», принято выделять физио-

логический, интеллектуальный, эмоциональный и социаль-

ный аспекты.

Физиологическая зрелость — уровень развития функцио-

нальных систем организма ребенка и состояние его здоровья,

с которым он будет способен к произвольной деятельности,

сложным психическим операциям, готов выносить учебную

нагрузку и т.п.

Интеллектуальная зрелость — дифференцированное

восприятие (перцептивная зрелость, включая выделение

фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое

мышление (осознание связей между явлениями); логическое

запоминание; сенсомоторная координация; умение воспро-

изводить образец; развитие тонкой моторики руки.

Эмоциональная зрелость — саморегуляция эмоций; про-

извольность и концентрированность на задание.

Социальная зрелость — потребность в общении со сверстниками;

умение подчинять поведение законам детской

группы; способность исполнять роль ученика в ситуации

школьного обучения1.

Переход от дошкольного к младшему школьному воз-

расту психологически во многом связан с тем, что ребенок

«открывает для себя новое место в социальном простран-

стве человеческих отношений»2 (В. С. Мухина). К старшему

дошкольному возрасту ребенок в норме способен ориенти-

роваться среди ближайшего социального окружения, пони-

мая свое место в системе родственных отношений, умея

свободно общаться со сверстниками. Важным параметром

готовности к школе выступает психологическое принятие

ребенком понятия «я должен», а не действование только

по принципу «я хочу». Способность подчинять свое поведе-

ние требованиям со стороны взрослых и вести себя в соот-

ношении с условиями ситуации — важное психологическое

основание готовности ребенка к новой социальной ситуации

школы. Согласно В. С. Мухиной, «я должен» должно стать

преобладающим мотивом перед «я хочу».

К значимым параметрам психологической готовности

к школе относят:

— умение обобщать и дифференцировать предметы

и явления окружающего мира (Л. С. Выготский, Л. И. Божо-

вич);

— умение сознательно подчинять свои действия правилу,

обобщенно определяющему способ действия (Д. Б. Элько-

нин);

— умение ориентироваться на заданное требование (сло-

весное и зрительное) (Д. Б. Эльконин);

— умение соподчинять мотивы своего поведения и дея-

тельности, развитие волевых качеств (Л. И. Божович,

Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина и др.);

— качество речевого развития, сопряженное с развитием

интеллекта и логического мышления (Л. С. Выготский,

Ж. Пиаже);

— наличие познавательных и социальных мотивов уче-

ния (Л. И. Божович, В. С. Мухина);

— сформированность «внутренней позиции школьника»

(Л. И. Божович).

К ключевому качеству готовности к школе можно отнести

произвольную регуляцию действий, что задает психологиче-

скую основу для возможности освоения учебной деятельно-

сти. Д. Б. Эльконин как наиболее значимые выделял следующие

умения детей, которые формируются в первую очередь

в сюжетно-ролевой игре в старшем дошкольном возрасте

и на которые опирается способность к обучению в 1 классе:

• сознательно подчинять свои действия правилу, обоб-

щенно определяющему способ действия;

• ориентироваться на заданную систему требований;

• внимательно слушать говорящего и точно выполнять

задания, предлагаемые в устной форме;

• самостоятельно выполнять требуемое задание по зри-

тельно воспринимаемому образцу1.

В старшем дошкольном возрасте важно проводить диа-

гностику готовности к школе с целью профилактики затруд-

нений в адаптации к школе. Н. И. Гуткина выделяет сле-

дующие задачи диагностики психологической готовности

к школе:

понимание особенностей психического развития

ребенка с целью определения индивидуального подхода

к нему в учебно-воспитательном процессе;

— выявление детей, не готовых к школьному обучению,

с целью проведения с ними развивающей работы;

— распределение по классам в соответствии с зоной бли-

жайшего развития;

— отсрочка на год начала обучения для детей, не готовых

к школе1.

К значимым параметрам готовности к школе также отно-

сят (Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова) степень развития ком-

муникативной сферы ребенка. К таким показателям отно-

сится уровень развития общения ребенка со взрослыми

и со сверстниками по параметрам способности сотрудниче-

ства и кооперации с ними. Дети с высокими показателями

сотрудничества и кооперации в большей степени готовы

принять новую социальную ситуацию школы. Эти свойства

также обычно соотносятся с более высоким интеллектуаль-

ным уровнем развития ребенка.

Следует отметить, что в современной социальной ситу-

ации при поступлении в школу дети стали сильно разли-

чаться по параметру опыта и навыка общения со взрослыми

и сверстниками. Это зависит от различных факторов — ходил

ребенок в дошкольное образовательное учреждение или нет;

имел он возможность разнопланового общения со сверстни-

ками или нет; имел он вариативный опыт общения со взрос-

лыми (близкими и чужими) или нет.

Готовность к школе во многом связана с развитием

волевой сферы, что определяется как системой требова-

ний и норм, предъявляемых ребенку со стороны взрослых,

так и опытом участия в играх со сверстниками, в которых

усваивается необходимость достижения цели по правилам.

У разных детей уровень волевого развития «оказывается

различным, но типичной чертой, отличающей семилетних

детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку

возможность управлять своим поведением и которое необхо-

димо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться

в общую деятельность, приняв систему требований, предъ-

являемых школой и учителем»2.

 

Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Божович Л. И., 1968; Эльконин Д. Б., 1981, 1989; Кравцова Е. Е., 1991; Гуткина Н. И., 2000).

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л. И., 1972, с. 23).

Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И., 1972, с. 23-24).

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (БожовичЛ. И., 1968).

Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287).

Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;

♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999).

Существуют исследования, в которых степень готовности к школе определяется в зависимости от степени развития сферы общения

В концепции Е.Кривцовой (1991) существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

Ц.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала.

Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.

Практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе.

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.

Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: