хологическая. Понятие «дошкольный возраст» включает
идею подготовки к школе. В последнее время подготовка
к школе стала рассматриваться большинством родителей
и педагогов как освоение учебных программ и обучение про-
граммам раннего развития. Это принципиальная ошибка.
Интеллектуальная подготовка к школе, обучение навыкам
письма, счета, чтения зачастую тормозят формирование соб-
ственно готовности к школе. Понятие «школьная зрелость»,
или «готовность к школе», подразумевает собственно функ-
циональную готовность ребенка к новой социальной ситу-
ации развития, принятие на себя новой социальной роли,
способность освоения нового вида деятельности.
Под готовностью к школьному обучению понимается
определенный уровень морфофункционального и психи-
ческого развития ребенка, при котором систематическое
школьное обучение не приводит к ухудшению состояния
здоровья, срывам социально-психологической адаптации
и снижению успешности обучения.
Говоря о «школьной зрелости», принято выделять физио-
логический, интеллектуальный, эмоциональный и социаль-
ный аспекты.
Физиологическая зрелость — уровень развития функцио-
нальных систем организма ребенка и состояние его здоровья,
с которым он будет способен к произвольной деятельности,
сложным психическим операциям, готов выносить учебную
нагрузку и т.п.
Интеллектуальная зрелость — дифференцированное
восприятие (перцептивная зрелость, включая выделение
фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое
мышление (осознание связей между явлениями); логическое
запоминание; сенсомоторная координация; умение воспро-
изводить образец; развитие тонкой моторики руки.
Эмоциональная зрелость — саморегуляция эмоций; про-
извольность и концентрированность на задание.
Социальная зрелость — потребность в общении со сверстниками;
умение подчинять поведение законам детской
группы; способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения1.
Переход от дошкольного к младшему школьному воз-
расту психологически во многом связан с тем, что ребенок
«открывает для себя новое место в социальном простран-
стве человеческих отношений»2 (В. С. Мухина). К старшему
дошкольному возрасту ребенок в норме способен ориенти-
роваться среди ближайшего социального окружения, пони-
мая свое место в системе родственных отношений, умея
свободно общаться со сверстниками. Важным параметром
готовности к школе выступает психологическое принятие
ребенком понятия «я должен», а не действование только
по принципу «я хочу». Способность подчинять свое поведе-
ние требованиям со стороны взрослых и вести себя в соот-
ношении с условиями ситуации — важное психологическое
основание готовности ребенка к новой социальной ситуации
школы. Согласно В. С. Мухиной, «я должен» должно стать
преобладающим мотивом перед «я хочу».
К значимым параметрам психологической готовности
к школе относят:
— умение обобщать и дифференцировать предметы
и явления окружающего мира (Л. С. Выготский, Л. И. Божо-
вич);
— умение сознательно подчинять свои действия правилу,
обобщенно определяющему способ действия (Д. Б. Элько-
нин);
— умение ориентироваться на заданное требование (сло-
весное и зрительное) (Д. Б. Эльконин);
— умение соподчинять мотивы своего поведения и дея-
тельности, развитие волевых качеств (Л. И. Божович,
Д. Б. Эльконин, Н. И. Гуткина и др.);
— качество речевого развития, сопряженное с развитием
интеллекта и логического мышления (Л. С. Выготский,
Ж. Пиаже);
— наличие познавательных и социальных мотивов уче-
ния (Л. И. Божович, В. С. Мухина);
— сформированность «внутренней позиции школьника»
(Л. И. Божович).
К ключевому качеству готовности к школе можно отнести
произвольную регуляцию действий, что задает психологиче-
скую основу для возможности освоения учебной деятельно-
сти. Д. Б. Эльконин как наиболее значимые выделял следующие
умения детей, которые формируются в первую очередь
в сюжетно-ролевой игре в старшем дошкольном возрасте
и на которые опирается способность к обучению в 1 классе:
• сознательно подчинять свои действия правилу, обоб-
щенно определяющему способ действия;
• ориентироваться на заданную систему требований;
• внимательно слушать говорящего и точно выполнять
задания, предлагаемые в устной форме;
• самостоятельно выполнять требуемое задание по зри-
тельно воспринимаемому образцу1.
В старшем дошкольном возрасте важно проводить диа-
гностику готовности к школе с целью профилактики затруд-
нений в адаптации к школе. Н. И. Гуткина выделяет сле-
дующие задачи диагностики психологической готовности
к школе:
понимание особенностей психического развития
ребенка с целью определения индивидуального подхода
к нему в учебно-воспитательном процессе;
— выявление детей, не готовых к школьному обучению,
с целью проведения с ними развивающей работы;
— распределение по классам в соответствии с зоной бли-
жайшего развития;
— отсрочка на год начала обучения для детей, не готовых
к школе1.
К значимым параметрам готовности к школе также отно-
сят (Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова) степень развития ком-
муникативной сферы ребенка. К таким показателям отно-
сится уровень развития общения ребенка со взрослыми
и со сверстниками по параметрам способности сотрудниче-
ства и кооперации с ними. Дети с высокими показателями
сотрудничества и кооперации в большей степени готовы
принять новую социальную ситуацию школы. Эти свойства
также обычно соотносятся с более высоким интеллектуаль-
ным уровнем развития ребенка.
Следует отметить, что в современной социальной ситу-
ации при поступлении в школу дети стали сильно разли-
чаться по параметру опыта и навыка общения со взрослыми
и сверстниками. Это зависит от различных факторов — ходил
ребенок в дошкольное образовательное учреждение или нет;
имел он возможность разнопланового общения со сверстни-
ками или нет; имел он вариативный опыт общения со взрос-
лыми (близкими и чужими) или нет.
Готовность к школе во многом связана с развитием
волевой сферы, что определяется как системой требова-
ний и норм, предъявляемых ребенку со стороны взрослых,
так и опытом участия в играх со сверстниками, в которых
усваивается необходимость достижения цели по правилам.
У разных детей уровень волевого развития «оказывается
различным, но типичной чертой, отличающей семилетних
детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку
возможность управлять своим поведением и которое необхо-
димо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться
в общую деятельность, приняв систему требований, предъ-
являемых школой и учителем»2.
Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Божович Л. И., 1968; Эльконин Д. Б., 1981, 1989; Кравцова Е. Е., 1991; Гуткина Н. И., 2000).
Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л. И., 1972, с. 23).
Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И., 1972, с. 23-24).
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.
Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (БожовичЛ. И., 1968).
Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287).
Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;
♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999).
Существуют исследования, в которых степень готовности к школе определяется в зависимости от степени развития сферы общения
В концепции Е.Кривцовой (1991) существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.
Ц.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала.
Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.
Практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе.
Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.
Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.