Характерные особенности и принципы садово-паркового искусства Китая




КИТАЙ

Парк Ихэюань

В 20 км к северо-западу от центра Пекина находится огромный (площадь 290 кв.км) Летний дворец - просторный парковый ансамбль с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися по берегам искусственного озера Куньмин.Ихэюань состоит из трех частей: гора Долголетия («Ваньшоушань»), занимающая примерно четверть площади, лежащее к югу от горы озеро Куньмин (три четверти) и сам дворцовый комплекс, насчитывающий более 3 тысяч строений.Центр дворцового ансамбля - павильон Жэньшоудянь («Дворец человеколюбия и долголетия»), отсюда императоры управляли государственными делами. По обеим сторонам поставлены два черных камня, символизирующих караул. Внутри павильона на возвышении воздвигнут трон, обрамленный ширмой, длинными веерами, рядом треножники и фонари в форме журавля. На ширме вырезаны 9 драконов и написаны 226 иероглифов «долголетие», отличающиеся один от другого. На западе от павильона Лэшоутан через ворота Яоюемэнь выстроена галерея протяженностью 728 метров, она является длиннейшей галереей в китайских архитектурных ансамблях. и соединяет разные архитектурные сооружения, расположенные на северном берегу озера. На выходе из галереи находятся Ворота облаков («Пайюрьмэнь») и Павильон облаков («Пайбньдянь»), построенный у подножья горы Долголетия. Поднявшись на 114 ступеней вверх, мимо Храма Сияния Добродетели («Дэхуэйдянь»), можно полюбоваться Дворцом воскуривания благовоний в честь Будд («Фосянгэ»), который расположен на высоте 58 метров и представляет собой трехъярусный архитектурный ансамбль с четырьмя слоями карнизов. Внутри Фосянгэ – статуя Будды. В свое время в первый день каждого месяца по китайскому лунному календарю императрица Цыси приходила сюда совершать молитвы. Сегодня храм Фосянгэ является своеобразным символом парка Ихэюань.

Типы садов Китая

Традиционно в Китае сложилось два типа садов: императорские и частные. Императорские, или северные, расположены в районе Пекина и Чэндэ (провинция Хэбэй). Частные, или южные, занимают район дельты реки Янцзы (провинция Цзяннань).В древнем философском трактате II века до н.э. есть описание парка с висячими садами сяньпу, который уподоблялся раю, подобному библейскому Эдему.Развитие даосизма в Китае и его учения о возможности достижения человеком бессмертия поменяли представление о рае и саде. Сад стал местом обитания бессмертных. В императорских садах возводили искусственные горы, которые были символом сакрального пространства. В садовых террасах ставили чаши для сбора росы – напитка бессмертных.Возможности владельцев частных садов были меньше, и райский образ сада они отражали в других формах. Например, в названии сада – Юйян дунтянь – «Небесный грот яшмового солнца». Дунтянь, или «небесный грот» – синоним рая в даосизме. Или название очаровательного уголка парка Чжуочжэъюань (Сад скромного чиновника) – «Зал далекого благоухания» – цитировало китайского философа и литератора Чжоу Дуньи.Облик частного сада определялся как тайное убежище. Связано это с философией даосизма. Даосы верили, что, только отказавшись от светской жизни и комфорта, можно обрести духовное спокойствие. Императорские чиновники, оказавшись не у дел, возвращались на родину и устраивали прекрасные частные сады.В императорских садах нередко проводили официальные церемонии. Императорские сады отражали идеологию государства, основанную на философии конфуцианства. Идеальная симметрия сада ассоциировалась с порядком, справедливостью, которые должны господствовать в государстве и в семье.

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей — романтический — навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

характерные особенности и принципы садово-паркового искусства Китая

История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.Китайский ландшафт - это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски - сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка. Парки разделяются обычно на несколько комплексов с центральным ансамблем, доминирующим над всем парком. Характерно, что архитектурные ансамбли имеют регулярную планировку и строятся на южных склонах по строгой оси, направленной с севера на юг таким образом, чтобы фасады зданий были ярко освещены солнцем.Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки. При создании ландшафта китайские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);

2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);

3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке – то и нужно выделить);

4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);

5. В малом добиваться большего;

6. Использовать постепенное раскрытие видов;

7. Использовать гармонию пропорций;

8. Учитывать время восприятия пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства в Китае неотделимо от общего развития национальной архитектуры. Особое влияние на этот вид искусства оказали религиозно-философские представления китайцев, с древнейших времен одухотворявших силы и явления природы.

Появление парка связано с развитием архитектуры жилища. Простейшая форма парка - дворик в небольшом жилом комплексе. Увеличение размеров такого комплекса закономерно привело к увеличению числа двориков и площади парков, что позволило создавать более богатых по композиции пространств. Появляется парковая группа, соединяющая в себе водоемы, камни, деревья и травы с архитектурными сооружениями. В процессе развития паркового строительства были определены соотношения различных частей парка, сочетания форм различных элементов, место каждой составляющей в общем ансамбле. Было принято располагать в парках с разнообразным рельефом маленькие равнины, горы, поля, водоемы. В равнинных районах в парках устраивали павильоны, закрытые кабинеты и т.п.Особую красоту придавали необычные камни, ставившиеся отдельно и "каменные горы". Благодаря им создавался многоплановый каменный ландшафт. Иногда камни приобретали ключевое значение в системе сада, и растительность как будто бы отодвигалась на второй план. Замощенные, лишенные растительности дворики в садах "южного" стиля производят впечатление именно благодаря строгой организованности пространства. Использовались также камни своеобразной, несколько фантастичной формы - "ху ши", получаемые из местного красного и серого известняка, пролежавшего в воде 100-150 лет; особенно ценились те из них, что напоминали своей формой волшебных животных, например дракона или феникса. Такой камень сливается со средой и выступает в роли парковой скульптуры.

Зрительно увеличивали пространство маленького парка сильно изрезанные берега небольших водоемов. Часто вдоль берегов пруда или искусственной речки строили галереи, чтобы наблюдать движение рыб и любоваться на водные глади. Иногда в парке даже устраивались водопады, подчеркивавшие сложный и многоуровневый ландшафт.Парковая архитектура представлена в основном разнообразными беседками, павильонами, галереями, террасами, а порой и жилыми зданиями. Все постройки в парках подчеркнуто воздушны, легки и изящны.Обильная растительность формировала пейзаж, а ее отдельные элементы выполняли декоративные функции, иногда образуя своеобразные кулисы, которые скрывали широкий горизонт, выделяя отдельный уголок сада.К эпохе Цин окончательно сложились два основных направления в парковом искусстве Китая. Первое, распространенное в основном на юге страны, отличается компактными размерами самих парков, которые входили в состав жилого комплекса и были непосредственно связаны с ним. Второе направление, возникшее на севере Китая, определило появление огромных императорских парков и загородных резиденций. Отдельной группой стоят парки при монастырях и храмах, стилистически являя собой промежуточное звено между первым и вторым направлением.Южное направление паркового искусства характеризуется стремлением к созданию интимной уютной обстановки, места для работы, отдыха и раздумий. Здания в этих садах не пестрят богатством отделки и яркими красками, напротив, используются только белый, черный, серый и коричневый цвета. Сады обычно обнесены стенами, которые отделяют их от внешнего мира. Эти парки почти полностью созданы руками человека, хотя и стремятся к наибольшей естественности и близости к природе. Почти тысячу лет центром паркового искусства Китая был Сучжоу. Самые знаменитые сады этого города - Ваньшиюань, Июань, Чжоучженьюань, Лююань. Интересны названия этих парков, например название парка Чжоучженьюань означает "пока невежды управляют, другие разводят сады. Императорские парки севера - это обычно не только сады, но и загородные резиденции монаршего двора. Здесь располагаются дворцы, покои императора и придворных, храмы. Возводятся триумфальные большие и малые ворота "пай лоу". Уголки сада украшаются вазами и скульптурами, а водоемы - большими и маленькими мостами и знаменитыми арочными "горбатыми мостиками". Северный сад значительно превосходит южный не только размерами, но и пышностью, и парадностью. При планировке этих парков, как и при строительстве столичных дворцовых комплексов, использовалась ориентация всех сооружений по оси север - юг. Наиболее известные сады севера находятся в округе Пекина. Здесь располагаются парки Юанъминьюань, Жэхэсингун, при постройке которых был обобщен весь прежний опыт садово-паркового строительства.Архитекторы при планировке парков пользовались большим количеством специфических китайских строительных принципов. В том числе - "фэн шуй", "инь" (действовать в зависимости от местных условий), "цзе" (определить главное и второстепенное, общее и частное). Для создания удачной объемно-пространственной композиции сада использовались такие сопоставления, как "большое и малое", "светлое и темное", "широкое и узкое", "высокое и низкое", и такие принципы, как гармония пропорций и "в малом добиваться большого".

ЯПОНИЯ

Сначала в Японии парки обустраивались по типичному китайскому образцу – с рукотворными холмами, павильонами и характерной пейзажной трактовкой композиции. Но постепенно основные идеи Китая трансформировались в собственное направление садово-паркового искусства, с целой системой канонов.История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта. Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников. Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость. Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.А лотосы на прудах — в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука — «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями. Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы — мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы. Японский сад (или парк) существует трех видов:

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

 

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания — 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или парка —30%;

3) под закрытые пространства — 30%.

 

Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил — активной и пассивной. Высокий камень — господствующее, активное начало, камень лежащий - пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. В Японии существовали в основном четыре типа садов:

1} императорские;

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

Первые сады появились в VII в.

По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажем в живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы - "скелет" природы, вода - ее "кровь". Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал - инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало - водой.

Сад камней

Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.

В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высоты воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов.

 

Японский сад чайной церемонииСад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях как часть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:

- дорожка, ведущая к Чайному домику;

- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;

- сосуд для омовения рук – Тсукубаи;

- каменный фонарь – Орибе.

Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом. Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.

НАПРИМЕР Сад Тэнрюдзи

Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композиции из камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озером поднимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склоне горы Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательность сада Тэнрюдзи - группа камней, символизирующих водопад.

Сад Кэнрокуэн (Канадзава). Сад Кэнрокуэн является одним из прекраснейших образцов японского паркового искусства. Кэнрокуэн входит в тройку лучших ландшафтных садов страны, деля славу с парками Кайракуэн (в Мито) и Коракуэн (в Окаяме). Задуманный в 70-х годах XVII века как внешний сад замка Канадзава, он долгое время оставался частной собственностью клана Маэда. На претворение в жизнь всех задумок архитекторов ушло более 200 лет. Сад был открыт для посетителей в 1871г. Кэнрокуэн означает «сад шести качеств»: простора, уединения, духа древности, изобретательности, текущей воды и видов. В раскинувшемся на 10 га парке каждое дерево, ветвь, камешек в ручье были продуманы и художественно выверены. Каждый сезон парк встречает в новом наряде, меняя их, как актер театра Кабуки свои костюмы. Весной это пастельные облака цветов сливы и сакуры, как бы зацепившиеся за голые ветви деревьев, летом — все оттенки зелени, служащей изящным обрамлением для цветущих азалий, орошаемых самым древним в Японии фонтаном, осенью — пурпур увядающей листвы кленов и дзельквы, зимой — пышность снежного покрывала, сквозь которое прорываются укутанные соломой от мороза свечки растительности. В естественный пейзаж вкраплены изделия рук человеческих — каменные фонари, изящные мостики над водными потоками, чайные домики. Так, на берегу озера находится двуногий каменный фонарь, который называется Котодзи за его форму кобылки струнного инструмента кото. Но они не разрушают природного очарования, а лишь придают ему законченность.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома Дворцовые сады появились в Хейанский период (IX— XII вв.), который характеризуется утонченностью, небывалым развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных празднеств, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Искусство дворцовых садов сформировало специфический жанр со своими признаками и канонами. Сад при дворце имеет свою типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Дворцовые сады отличаются художественной завершенностью и лаконичностью.
Сады при дворцах, как правило, занимали достаточно большую площадь и предназначались для прогулок. В связи с этим неотъемлемой частью таких садов являлись следующие сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Все в этих садах располагало к созерцательности и размышлению. В дворцовых садах обычно имелись небольшие арочные мостики, пагоды, композиции из естественного камня. Как правило, важное значение в них имел эффект текущей воды. Лучшим вариантом был журчащий ручей, впадающий в озеро. Переходом через ручей служили дорожки из плоских камней или несколько деревянных мостиков. Материал и конструкция обязательно соответствуют функциональному назначению, способствуя формированию зрительного впечатленияСады при храмах создавались по принципу монохромной картины, все элементы которой соответствовали одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной. Главной целью и задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались по саду, проникаясь меланхолическим настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.Если вы живете в коттедже или в частном доме, то можете создать сад у жилого дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как бы расширял границы дома. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открывались новые перспективы, каждое растение и каждый камень занимали свое точно найденное место. Основным принципом создания сада у жилого дома была гармония всех элементов. Но при этом они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии. Существовали сады, где главными элементами являлись мхи, камни или водоемы, определяющие цвет и композицию всех остальных составляющих. Б создании сада у жилого дома важную роль играет вода. Несколько водоемов могут соединяться водопадами или мостиками из толстых прямых досок, а также крупных камней, положенных на дно ручья. Как правило, в саду у жилого дома сажались лиственные и хвойные растения: сосна, слива, вишня, камелия, азалия, бамбук, клен, жимолость.
Хорошо, если сад будет иметь замкнутые контуры, например расположите его между стеной и забором. Во-первых, это будет соответствовать традиции, а во-вторых, не возникнет проблема стилевой связи с окружающей местностью. Такой садик может служить буфером между интерьером дома и участком. В таких случаях можно использовать характерные текстуры: плетеные бамбуковые изгороди, мох, гравий.
При создании сада у жилого дома помните, что светлые поверхности строений очень хорошо сочетаются с темными деревьями. В этом проявляется один из основных принципов в создании японского сада — принцип контраста: светлое и темное, большое и малое, широкое и узкое. Существует еще два не менее важных принципа, о которых полезно помнить: в малом добиваться большого, отличать главное от второстепенного.

Чайный сад.

Способы разбивки сада можно подразделить на четыре сильно различающихся категории: естественный пейзаж, подражающий природе, пейзаж, суть которого – уединение, сухой пейзаж, позволяющий ощутить воду там, где её нет, и сад плоский - сад хиранива. Для чайного сада хороша любая категория, если главное в ней - ваби. В слове родзи, которым по-японски называют чайный сад, присутствует иероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному павильону. При этом родзи должен состоять из двух садов с различными по характеру пейзажами, называемых «внутренним родзи», расположенным перед павильоном, и «внешним родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи. Если одна часть сада представляет собой, скажем, густую рощу, то желательно, чтобы другая часть расстилалась подобно полю, отображая прелесть сельской природы. Правда, современные чайные сады редко разделяются на внутренний и внешний, за исключением тех случаев, когда чайный сад устраивается в одной из зон большого парка. Ворота, расположенные на границе между внутренним и внешним родзи, являются традиционным элементом чайного сада, как и фонарь, и цукубаи («сидеть на корточках»), каменный сосуд для ритуального омовения, мати-аи – скамейка, на которой гости ожидают хозяина, устраивающего чайную церемонию. Эти элементы помогают погрузиться в чайное самадхи. Кроме того, проходя мимо них, люди невольно любуются садовым пейзажем.На самом деле, тяною начинается уже с момента вхождения в родзи, поэтому при его устройстве следует обратить самое пристальное внимание на создание в нём атмосферы естественности, являющейся необходимым признаком ваби. Тем или иным образом надо сделать так, чтобы при довольно большой фактической затрате труда не чувствовалось искусственности. Главным является то, что вообще свойственно для тяною – воздержание от роскоши, почитание мира и покоя, а отнюдь не пышное великолепие и состязание в оригинальности. Чрезвычайно важно и то, что родзи отделяет чайный павильон от обычного жилого пространства, становясь «дорогой вне бренного мира». Вход в павильон устраивается отдельно от жилых комнат, и гость, проходя по родзи, оценивая его прелесть, отряхает мирскую пыль, успокаивает своё сердце, погружается в состояние тяною. По-видимому, в этом покое суть чаепития.В настоящее время из-за тесноты земельных участков и высокой стоимости такого предприятия стало всё труднее устраивать традиционные родзи с обязательным чайным павильоном и скамейкой. Тем не менее при его создании нельзя пренебрегать старыми приёмами и знаковыми элементами сада, такими, как фонари, цукубаи, тобииси, которые специально укладываются неравномерно, чтобы сделать прохождение тесного садового пространства неспешным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: