Матиаи.
Если родзи не разделён на внутренний и внешний, то матиаи представляет собой место, где гости, вошедшие в сад из хакамацукэ, ждут приглашения хозяина. Если родзи разделён, то и матиаи две – внешняя скамейка и внутренняя, где гости ждут начала чайной церемонии. Матиаи – это не просто скамейка, а небольшая трёхстенная конструкция с навесом, где лежат круглые циновки, поднос с курительными принадлежностями и т. п., а иногда делается и вешалка. Матиаи устраивается поодаль от хакамацукэ, причём туалет может либо примыкать к нему, либо стоять отдельно. Если территория маленькая, лучше использовать туалет главного дома.
Колодец.
Издавна для чайной церемонии была важна вода, поэтому в родзи копался колодец. О значении воды можно судить по тому, что часто павильон строился после поисков места, где можно было бы получить воду высокого качества. «Сруб» колодца выкладывался из плоских камней, и к нему подводилась дорожка из тобииси. Рядом устанавливались камни для черпанья воды и для бадьи. Колодец накрывался крышкой, сплетённой из бамбука с помощью пальмовых верёвок. В наше время, конечно, удобнее брать воду из водопровода, но лучше, по возможности, сделать колодец и брать воду именно из него.
Внутренние ворота, накакугури.
Внутренние ворота расположены на границе между внешним и внутренним родзи, и хозяин встречает гостей, стоя с их внутренней стороны. Эти ворота делаются двустворчатыми или подъёмными, типа жалюзи. Между двумя родзи может устанавливаться также накакугури – преграда в виде стенки с небольшим проёмом, перед и за которой положены «камень гостя» и «камень для перелезания». Эта своеобразная калитка, как и нидзиригути – низкий вход в чайный павильон, через которые можно пролезть, только согнувшись, были сделаны специально, чтобы уравнять гостей разных сословий, ибо перед такими проходами должен был склониться как простолюдин, так и князь. Гость попадает через накакугури во внутренний родзи, ополаскивает руки и рот у цукубаи и через нидзиригути попадает в чайную комнату, но в случае большого расстояния между входом в родзи и павильоном на этом промежутке располагаются и внутренние ворота, и накакугури. Предполагается, что тогда гость сможет сохранить до нидзиригути настрой на чайную комнату, полученный им во время пролезания в накакугури. Можно сказать также, что благодаря наличию таких функционально сходных элементов, как накакугури и нидзиригути осмысляется взаимосвязь пространства родзи и чайного павильона. Конструкция ворот и форма накакугури может быть различной и подбирается в соответствии с обликом сада.
|
Фонарь.
Основной функцией фонаря является освещение, но и другая его функция, заключающаяся в дополнении пейзажа родзи, имеет немаловажное значение. Более того, с появлением электрического освещения фонарь обычно выполняет чисто декоративные задачи.В старинных руководствах рекомендуется устанавливать фонари в каких-нибудь двух местах, расположенных у накакугури, скамейки, нидзиригути, цукубаи или подставки для мечей, которая тоже может иметься в чайном саду. Но такое место может быть и одно, и три – в зависимости от вида родзи. Однако рядом цукубаи его ставить весьма желательно, если не из практических, то из эстетических соображений. Это ключевое место сада, которое трудно пропустить.Что касается материала, то почти все фонари делаются из камня, хотя в зависимости от пейзажа они могут быть и деревянными, и металлическими, поставленными на каменный цоколь или деревянную раму.Форм фонарей тоже существует довольно много, и выбираются они в соответствии с назначением, местом установки, чтобы фонарь органично вписывался в ландшафт и выглядел в нём естественно.
|
Ограда.
Она отделяет внутренний сад от внешнего или основной сад от родзи и, кроме того, выполняет важную декоративную функцию. Существует много видов оград и много способов их изготовления. Чаще всего применяются бамбуковые ограды, и первая среди них – решётчатая. Она больше всего подходит для мест, где необходимо выявить очарование простоты, таких, как граница между двумя родзи. Высота такой ограды равна примерно 120 см.
Деревья.
Виды деревьев для каждого случая подбираются отдельно, но главное – следует избегать неестественного выбора, когда, скажем, дерево, живущее в глубине гор, сажает-ся рядом с водой. Кроме того, следует заботиться о том, чтобы деревья не заслоняли друг друга и не выстраивались в ряд. Существует также правило, согласно которому нежелательна посадка цветущих деревьев, таких, как слива, вишня и т. п., чтобы родзи не был излишне ярок. Так или иначе, важно дорожить естественностью и всё делать в соответствии с духом ваби-саби.
Сад камней.
Основные принципы использования камней.
1. Камни – объект поклонения. Камни всегда были связаны с жизнью людей независимо от части света, но представления о них в разных районах земли не всегда совпадали. Во многих странах Запада камень в больших количествах использовался для строительных работ, но в Японии камень для этих целей использовался редко. Он играл особую роль в культовой практике, где он одухотворялся, становился объектом веры и эстетического наслаждения естественной красотой, не меняющейся с калейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целые скалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками с вплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитания божества, а не просто минералами. Отголосок культового значения камней сохранился в расстановках сухих пейзажей более позднего времени. Например, можно установить камни в саду такими способами, как «Гора Хорай», «Гора Сюми» (гора Сумэру), «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха). При расстановке «Гора Хорай» посреди водоёма ставится один большой камень, символизирующий эту гору. Гора Сюми изображается расстановкой из группы сурового вида камней в центре водоёма или на искусственной горке. «Три драгоценности» тоже является расстановкой, основанной на буддистских представлениях. Используются также постановки, основанные на народных поверьях и мифологических сюжетах, такие, как «Остров журавля» и «Остров черепахи». Все эти расстановки продолжают существовать и в наше время. На их основе создаётся всё больше типов островов, причём «Остров журавля» предпочитают формировать, сажая на нём деревце, что чрезвычайно оживляет вид. (рис.2)
|
2. Выбор камней.
Форма.
На форму внимание обращается прежде всего. Камни лучше использовать в группах, тогда даже при наличии в форме одного из них дефекта, в целом возникает гармония. Однако для пейзажных камней, которыми любуются по отдельности, выбор подходящей формы чрезвычайно важен. При выборе камня необходимо также учитывать характер места, где этот камень будет установлен.
Естественный характер камня.
Камни, обретшие свой облик в результате долгого пребывания под ветром и дождём, размытые течением или волнами лучше подходят для сада, чем камни со свежими сколами, обнажающими их структуру. Часть камня, выступающая из земли и подвергающаяся климатическому воздействию, окисляются, мелкие включения растворяются, камень стирается. Острые углы исчезают, и тогда он выражает покой. Обычно любят замшелые камни и, вообще, камни, имеющие старый вид.
3. Баланс при расположении камней.
Место и способ установки камней меняются в зависимости от цели, преследуемой при разбивке сада, поэтому нельзя сказать, что то, что хорошо в одном месте, наверняка подойдёт и в другом. Но в любом случае для сохранения динамики и баланса следует избегать фронтальных композиций. Это относится также и к камням для водопадов, и к тем, что устанавливаются рядом цукубаи. У водоёмов и потоков камни часто устанавливаются в ключевых точках. В случае моделирования с помощью камней гор и островов, важным моментом обычно является сбалансированное распределение камней, осуществляемое при отсутствии горизонтальной симметрии.
4. Количество расставляемых камней.
Общей основой расстановки камней является использование их нечётного числа, т. е. три, пять и семь, хотя могут составляться и два камня. В Японии любят нечётность, поскольку число 753 считается счастливым. В принципе, камней может быть сколько угодно, но, как правило, они составляются группами из двух-трёх штук или берётся просто один камень. Например, расстановка пяти камней может состоять из групп 2-2-1 или 3-2, из семи камней – 3-2-2 или 2-3-2. При этом расстановка не должна обладать горизонтальной симметрией.
5. Запрещённые расположения камней.
Плохо устанавливать рядом камни одинаковой высоты. Не ставятся рядом камни одинаковой формы и объёма. Не используются вместе горные, речные и морские камни. Не составляются камни из разных цветов. Кисэй (сила духа, дух) камней не должна работать в разных направлениях. Нельзя игнорировать включения.
Избегают расположения камней на одной линии параллельно постройке.
Камни не располагают на одной линии по вертикали. (рис.3)При создании композиций из камней необходимо использовать основной композиционный приём, всегда применяемый при планировке японского сада. Он заключается в том, что любые композиционно связанные объекты сада должны образовывать воображаемый разносторонний треугольник. Во многом именно благодаря этому приёму японский сад, даже самый абстрактный, вызывает ощущение некоей скрытой внутренней энергии, сдерживаемой динамики. Для сада камней простейший случай такой композиции – группа из трёх камней, вершины которых, соединённые друг с другом, образуют треугольник. В более сложных случаях в одной или нескольких вершинах могут находиться группы камней, связанные своими внутренними треугольниками. В случае группы из двух элементов одна из вершин остаётся пустой, но эта пустота должна быть обыграна так, чтобы третий элемент там как бы подразумевался, сохраняя баланс композиции.Среди садовых камней есть горизонтальные, плоские, вертикальные, наклонные, ступенчатые. Есть угловатые и округлые камни. При расстановке они группируются определённым образом, но способы установки каждого отдельного камня, в принципе, одни и те же, только круглые камни и камни в форме игрального кубика в расстановках не используются.
При установке камня, прежде всего, необходимо, чтобы возникало чувство устойчивости. Камни, которые выглядят валяющимися или опрокинутыми, не годятся. Чрезвычайно устойчивы камни, закопанные в землю. Считается хорошим способ, при котором камень закапывается наполовину или на две трети, но на это требуется особое настроение, поэтому, как правило, закапываемая часть незначительна. Если основные правила установки выполнены верно, камень выглядит устойчиво. Когда в земле тянутся корни, и есть опасность их обрыва, важнее думать не об устойчивости камня, пропадающей из-за плохого контакта с землёй, а скорее о том, чтобы камень был поменьше и полегче. Лучше, чтобы подземная часть камня имела форму, позволяющую сохранить эти корни. Даже если камень особенно ценный, и хочется, чтобы он выглядел большим и высоким, всё равно возникает неприятное ощущение от мысли о повреждённых корнях. Камни, найденные стоящими вертикально в естественных условиях, обычно устанавливаются вертикально и в садах. Существует и наклонная установка, но и при ней камень не должен казаться падающим. Для выражения силы и движения, как правило, применяется ступенчатая расстановка. В случае обрыва корней или наличия дефекта у камня лучше посадить траву или кустарник, скрыв эти недостатки. Труднее всего правильно установить главный камень, остальные же как бы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень, который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане, чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание. Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой, располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоваться с большой осторожностью.
Песчаные узоры.
Не исключено, что началом создания рисунков, называемых «песчаные узоры» или «след метлы», послужил красивый вид двора после его уборки. Наверное, беспорядочным следам подметания стали придавать вид узора, чтобы они выглядели прилично. С давних времён служители синтоистских храмов вызывали ощущение чистоты, посыпая площадки белым гравием или мелкой щебёнкой. То же делали и в эпоху Хэйан, посыпая белым гравием широкий двор перед святилищем и дно водоёма. Однако белый гравий хорош не всегда, на солнечных участках он утомляет глаза, а вот на северных участках, в тенистых садах и т.п. белый песок или гравий создаёт ощущение освещённости. Если нужно, чтобы от площадки исходило чувство покоя, лучше использовать коричневый или другие тёмные тона. Этот приём применяется в сухих садах и в настоящее время, причём при создании узоров, безусловно, привлекают, прежде всего, образы, связанные с водой, такие, как морские волны и речные потоки. Узор из прямых линий обычно символизирует стоячую воду, из волнистых – проточную, а концентрические окружности – волны, бьющиеся о берег острова.
1 – клетчатый узор; 2 – узор из изогнутых линий; 3 – узор в виде морских волн; 4 - спиральный узор; 5 – плетёный узор; 6 – растительный узор; 7 – узор из изогнутых линий (2); 8 – узор в виде мостовой; 9 – узор из прямых линий; 10 – спиральный узор (2); 11 – узор в виде переплетающихся волн. (рис.4)
Узор наносится с помощью специальных тяжёлых грабель, форму зубьев которых можно менять в зависимости от создаваемого узора. Узор выбирается не только исходя из личных пристрастий. Необходимо, чтобы он гармонировал с остальными элементами сада и, при необходимости, нёс функциональную нагрузку. Например, линии, расположенные горизонтально по отношению к точке обзора, уводят взгляд в глубину и способствуют зрительному расширению пространства.
Мощёные дорожки.
В качестве материала для мощения дорожек используются обработанные природные камни, кирпичи, различные изделия из бетона и др., но в любом случае должен присутствовать декоративный узор, образуемый камнями. В случае камней неправильной формы ширина швов между ними неодинакова. При использовании округлых камней в местах, где сходятся три камня, могут образоваться свободные промежутки треугольной формы. Когда промежутки слишком велики, возникает ощущение пропуска, и если заполнять эти промежутки мелкими камнями как попало, вид будет весьма неприглядный.
При любой форме камней, неправильной или обработанной симметрично, в садах в японском стиле нежелательны четыре шва, сходящиеся в одной точке. Укладку надо производить так, чтобы при составлении камней не образовывались четырёхугольники. При этом длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению дорожки. Ширина шва различается в зависимости от размеров материала и окончательной отделки, но плохо и когда он слишком узок, и когда слишком широк. Например, для кирпичей подходит ширина около 10 мм. В случае больших камней зазоры делаются широкими, и можно, заполнив их землёй, посадить туда траву и цветы. Кроме того, впечатление, создаваемое дорожкой, зависит и от глубины шва. Если материал толстый, лучше делать глубокий шов. При тонких камнях, укладываемых с использованием строительного раствора, он должен быть достаточен для заполнения раствором. При всей прелести дорожек из естественных камней они неровны, и ходить по ним трудно. Дорожки же, составленные из плоских обработанных камней – это и классика, и современность, поэтому они с успехом используются в наше время.(рис.5)
Тобииси.
В японских садах существует вид дорожек, укладываемых особым образом из отдельных камней. Эти камни называются тобииси – «взлетающие камни». Очевидно, они названы так потому, что могут довольно сильно, до 8 см, возвышаться над поверхностью земли. В отличие от мощёных дорожек, основной целью которых является обеспечение удобства передвижения, дорожки из тобииси в значительно большей степени служат эстетическим целям. Боле того, зачастую они сознательно делаются неудобными для быстрой ходьбы. Поэтому чаще всего дорожки такого типа создаются в чайных садах с их неспешной, спокойной, медитативной атмосферой. Великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, фактически определивший её ритуал, полагал, что дорожка из тобииси только на 60% должна служить практическим целям, а на 40% - эстетическим. Другой же мастер, Фурута Орибэ, считал, что эстетическая нагрузка должна быть основной. По тобииси посетитель идёт, внимательно глядя под ноги, пока не дойдёт до обзорного камня большей величины. Дойдя до него, посетитель останавливается, поднимает голову и замирает, очарованный чудесным видом или особой деталью сада, на которую хотел обратить его внимание хозяин. Если сад достаточно большой и дорожка разветвляется, то хозяин может управлять движением посетителя с помощью сэкимори иси («камень – страж»). Это небольшой, 8 – 10 см в диаметре камушек, красиво перевязанный чёрной верёвкой и закрывающий проход по дорожке, в начале которой лежит. Всё это служит для того, чтобы доставить посетителю наибольшее эстетическое удовольствие и настроить на чайную церемонию. Благодаря своим эстетическим достоинствам тобииси стали использоваться не только в чайных садах. В садах, не рассчитанных на прогулки по ним, такие дорожки могут быть чисто декоративными или служить садовнику для ухода за растениями. Там, где тобииси предназначены, всё-таки, прежде всего для хождения, они могут подвергаться обработке, придающей им более удобную форму, поскольку найти много естественных камней, удобных для хождения, довольно сложно. Могут использоваться и искусственные тонированные камни. Лучше, если с помощью тонирования создаётся впечатление старого камня. Размеры тобииси определяются удобством ходьбы и составляют обычно 40 – 60 см. Обзорные камни несколько больше.
Существует несколько традиционных способов расположения камней в дорожке: 1 – клин («гусиный строй»); 2 – четыре с тремя; 3 – три через два; 4 – зигзаг («тысячи птиц»). (рис.6)
Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI веке. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.).
Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественного, но образ природы положен в его основу.Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:VI—VIII века — период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-Чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой -— горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна — долголетие, бамбук — стойкость и др.).
|
5 билет Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики малого сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и т.п. Регулярный стиль
В саду, выполненном в регулярном стиле, все подчинено геометрии, которая является главным источником красоты и гармонии. Для регулярного стиля характерны строгость, симметрия, торжественность, парадность, стремление к высшему порядку. В таком саду человек стремится подчинить себе природу, навести идеальный порядок
Основные особенности регулярного стиля:
- наличие оси симметрии в саду;
- прямые дорожки;
- геометрические формы (круг, квадрат, шестигранник, прямоугольник) газонов, клумб, водоемов;
- использование античной скульптуры и фонтанов;
- стриженые формы деревьев и кустарников.
Регулярный стиль в садовом искусстве имеет богатую историю, насчитывающую не одну тысячу лет: он зародился еще в Древнем Египте и Вавилоне (висячие сады Семирамиды), получил свое развитие в античной Греции и Риме. Даже в эпоху Средневековья регулярные сады были в моде, но своего расцвета они достигли в эпоху Возрождения: именно в это время сады создавались с роскошными фонтанами и скульптурой, а также гротами (вилла д’Эсте в Италии). Появилось топиарное искусство – фигурная стрижка деревьев и кустарников.Позднее, когда пришла мода на регулярный классицизм, появились такие жемчужины садово-паркового искусства, как Версаль во Франции, Петергоф в России и многие другие парки. Для них характерны: наличие водных и цветочных партеров геометрической формы со скульптурами, роскошных золоченых фонтанов, раскрытие дальней перспективы, использование диагональных лучевых дорог, закрытые пространства, ограниченные высокими стрижеными изгородями («зеленые залы»), фигурная стрижка деревьев и кустарников. При этом используются контейнеры в виде античных вазонов или строгой кубической формы, штамбовые деревья, кованые скамьи, а также арки, перголы, обелиски, берсо, трельяжи для вьющихся растений. В таких садах-парках устанавливаются беседки и небольшие павильоны.Раньше, создавая сады в регулярном стиле, человек стремился показать свое превосходство над природой, подчеркивал свою власть над ней. Сейчас уже нет в этом необходимости. Поэтому регулярные сады являются памятниками садово-паркового искусства и служат источником вдохновения для создания новых стилей. Нужен ли сегодня регулярный стиль в современном саду и в современной жизни с ее стремительными ритмами? О вкусах, как говорится, не спорят. Регулярный стиль часто используется там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность, – перед общественными зданиями и правительственными резиденциями, в парадной части парков и т.д.В частных садах регулярный стиль встречается значительно реже. Выбор садового стиля часто зависит от архитектурного стиля дома на участке. Если дом выстроен в классическом стиле (с колоннами, вазонами, скульптурой), то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне оправданно и уместно. Регулярный сад требует большого пространства, чтобы показать перспективу. Но и в малом саду он будет вполне уместен: можно, например, создать в нем небольшой партер из четырех квадратных клумб, окаймленных низкой живой изгородью, с небольшим фонтаном, вазоном с цветами, скульптурой или солнечными часами в центре. Иногда вместо цветов в клумбы высаживают пряно-ароматические травы. В этом случае дорожки между клумбами хорошо засыпать мелким гравием.Регулярный стиль часто применяется для оформления въездной зоны, даже если остальная часть выполнена в другом стиле. Здесь будут уместны большой прямоугольный или круглый партер, или клумба с однолетниками или розами одинаковой высоты, или газон, окаймленный узкой рабаткой из цветущих растений. Иногда в парадной зоне перед домом используется скульптура. Модульные сад или огород тоже нередко выполняются в регулярном стиле – в них должна быть обязательно ось симметрии, а дорожки между модулями иметь твердое мощение (гравий, плитка, натуральный камень)К сожалению, регулярный стиль возник в странах с мягким климатом, где хорошо растут и зимуют вечнозеленые растения, пригодные для живых изгородей и топиарной стрижки (тисы, самшиты, лавры). В садах Петербурга и его окрестностей они заменены на альтернативные растения. Для высоких живых изгородей используется липа, для создания пирамид, спиралей, шаров и садовой скульптуры – туя западная. Для фигурной живой изгороди – кизильник, боярышник. Штамбовые вечнозеленые деревца (лавры, фикусы) применяются в подстановочной культуре (убираются на зиму в отапливаемые теплицы).В регулярном стиле используются античная скульптура, солнечные часы, фонтаны в виде чаш и раковин, гроты, поилки для птиц, разнообразные вазоны для цветов классической формы, а также беседки и различные павильоны для отдыха. Для мощения чаще всего применяется мелкий гравий светлых оттенков. Водоемы имеют строгую геометрическую форму (круг, квадрат, многогранник) и располагаются симметрично относительно главной оси.
Пейзажный стиль
Все в этом мире имеет свою противоположность, поэтому нет ничего удивительного в появлении отличного от регулярного стиля пейзажного направления в садово-парковом искусстве. Он возник и сформировался в начале восемнадцатого века в Англии как отражение социально-политических и философских представлений эпохи Просвещения. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.
Принято считать, что пейзажный стиль пришел в Европу с Востока, из Китая и Японии, поскольку в этих странах сады всегда создавались исключительно в ландшафтном стиле. Однако европейцы скорее заимствовали внешнюю сторону восточного дизайна: в садах и парках устанавливались беседки, павильоны, пагоды в китайском стиле, сады украшались японскими мостиками. Восточный сад с его философским смыслом, глубоким символизмом и лаконичностью появился в Европе значительно позже – только в начале двадцатого века. Поэтому возникновение пейзажного стиля было скорее не подражанием восточным традициям, а естественным результатом развития общества.
Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение сначала в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, обилие туманов, обширные луга и пастбища, невысокие холмы, живые изгороди из высокорослых кустарников, разделяющие сады, поля, группы деревьев. Позднее пейзажные парки с элементами романтизма начали создаваться и в других странах Европы (во Франции, Германии, России). Некоторые из них сохранились до сих пор как памятники ландшафтного искусства: парк Стоу в Великобритании, Малый Трианон в Версале, парки Багатель и Бют-Шомон в Париже, парк Вертлиц в Германии, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом, Александровский сад в Москве и другие. Для них характерны выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.В усадьбах и загородных имениях устраивались аллеи с плавно изгибающимися дорожками, которые обсаживались хвойными и лиственными породами деревьев (липа, дуб, ясень, вяз, клен, лиственница). Высаживались группами местные породы кустарников. Такие парки и усадьбы хорошо вписывались в окружающий природный ландшафт, как бы являясь его продолжением.
Особенности пейзажного стиля:
- свободная планировка;
- отсутствие симметрии в расположении объектов;
- тесная связь сада с окружающим природным ландшафтом;
- чередование плоских форм с возвышенностями и оврагами;
- использование особенностей рельефа местности;
- извилистые дорожки;
- включение в композицию таких объектов, как альпинарии, природные или искусственные водоемы, каскады, холмы, подпорные стенки;
- постепенное открытие перспективы сада по мере продвижения по дорожкам;
- произвольные очертания цветников, водоемов;
- использование в оформлении природных материалов (натуральный камень, кора, щепа, гравий и галька, деревянные спилы и т.д.);
- отсутствие растений с искусственной формой кроны;
- использование разнообразных природных форм растений;
- наличие миксбордеров – композиций, включающих деревья, кустарники, многолетние травянистые растения;
- отсутствие пышной скульптуры, фонтанов.
Сад в пейзажном стиле наиболее часто встречается в оформлении современных участков. Это связано со стремлением человека иметь кусочек нетронутой природы у своего дома. В таком саду создаются «райские уголки» – композиции, близкие к природным. Для этого подходят как большие пространства, так и малые сады. Человек как бы немного подправляет и слегка облагораживает природу, сглаживая ее недостатки и подчеркивая достоинства. Сад в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.Существует множество вариантов планировки садов в пейзажном стиле, во многом это зависит от особенностей рельефа, но обычно сад такого типа лучше соответствует семейным нуждам, потому что каждая семья создает его «под себя». Часто при этом используют такой прием: в центральной части участка размещают большой газон свободных очертаний, по периметру которого размещают группы деревьев и кустарников, цветники, альпинарии, водоемы, беседки. Ближе к дому делают площадки для отдыха с твердым покрытием, иногда под навесами, где устанавливают садовую мебель.Важно продумать расположение объектов разной величины и дорожек в саду – это поможет оптически увеличить пространство, усилить его глубину. Тогда даже средний по размеру сад будет казаться большим и просторным.Природный, или ландшафтный, сад часто включает в себя различные объекты: стриженый газон, цветущую лужайку, миксбордер, пруд-купальню, декоративный водоем с прибрежно-водными растениями, ручей или каскад, террасированный склон или овраг, зеленый холм, альпинарий, живые неформованные изгороди, группы деревьев и кустарников, цветники и извилистые бордюры. Все это должно гармонично вписываться в существующий природный ландшафт.Вполне уместными в саду пейзажного стиля станут плодовый сад и огород, а также баня, теплица. Но размещение таких объектов должно обязательно проводиться с учетом функционального зонирования территории, то есть выделения основных функциональных зон (зона отдыха, детская, зона сада-огорода, хозяйственная и т.д.). Затем прокладывается дорожно-тропиночная сеть, которая связывает эти зоны, отделенные друг от друга деревьями, кустарниками, решетками с вьющимися растениями. В ландшафтном стиле может быть оформлена и въездная (или парадная) часть участка. Иногда здесь размещают миксбордер из карликовых хвойных или высокодекоративных кустарников (розы, рододендроны) либо парадный цветник с фактурными многолетниками.
53.стиль рококо Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм,
Слабо упорядоченные элементы пейзажности в садовом искусстве стали впервые организовываться в определенный стиль в эпоху Рококо. Эпоха Рококо была очень кратковременной, и, по существу, стиль рококо был только разновидностью великого стиля барокко. Однако в садовом искусстве стиль рококо сыграл значительную историческую роль, явившись непосредственным предшественником стиля романтизма и как бы связующим элементом между регулярными садами барокко и садами романтизма.
Сад Рококо в Пэйнсвике
Лучшие и наиболее полно раскрывающие стиль "rococo garden" в Англии. Сад в его картине объединял различные архитектурные стили. Регулярная планировка переходила в удлинённые перспективы, геометрические узоры из растений сочетались с неформальными извилистыми дорожками, элементы ландшафта, при этом, были ассиметричны - истинный сад Rococo