Глава 10. СОЗДАНИЕ СМЫСЛА




Способность испытывать состояние потока в одной области вовсе не означает, что человек сможет достигать его всегда и во всём. Однако, до тех пор пока занятия и увлечения, приносящие нам удовлетворение, не связаны воедино высшим смыслом, мы не защищены от вторжения хаоса.

Жизнь не имеет смысла, если под ним мы подразумеваем некую высшую цель, встроенную в природу и человеческий опыт и истинную для каждого индивида. Но это не значит, что жизни нельзя придать смысл.

Что такое смысл. «Смысл» — это понятие, которому довольно непросто дать определение, не попав в замкнутый круг. Нам необходимо разобраться с тремя значениями этого слова. Первая его трактовка означает «цель», «назначение», «значимость», как в вопросе «В чём смысл жизни?». В этом значении слова отражается идея, что все события имеют общую конечную цель, упорядочены во времени и связаны причинно-следственными связями. Речь о том, что явления не случайны, все они встроены в единый паттерн, имеющий конечное предназначение. Во-вторых, о смысле можно говорить, имея в виду намерения индивида: «Какой смысл делать это сейчас?» Речь здесь о том, что намерения проявляются в действиях и цели находят своё предсказуемое, последовательное и упорядоченное выражение. Наконец, третье значение этого слова предполагает внесение структуры в информацию. Например, смысл дорожного знака с изображением волнистых линий в том, что впереди — извилистая дорога. Такое понимание слова указывает на взаимосвязь событий, предметов, помогая прояснить и упорядочить отношения между ними.

Создание смысла подразумевает упорядочивание содержаний сознания через слияние всех действий индивида в единое потоковое переживание. Три значения слова «смысл», о которых мы только что говорили, помогают яснее понять, как можно достичь этого состояния.

Смыслом жизни является наличие смысла: неважно, что за ним стоит и откуда он берётся, но именно единая цель и придаёт осмысленность существованию индивида.

Выработка решительности. Самопознание — вот способ, посредством которого человек может упорядочить свои цели. Внутренний конфликт возникает из-за того, что за психическую энергию борются слишком много противоречащих друг другу желаний и целей. Единственная возможность преодолеть конфликт заключается в том, чтобы отделить существенные цели от неважных и построить между ними иерархию приоритетов. Достичь этого можно двумя способами; древние называли их vita activa, или жизнь в действии, и vita contemplativa, или путь размышлений. Человек, обратившийся к vita activa, достигает состояния потока через полную погружённость в решение конкретных внешних задач. Действие помогает создать внутренний порядок, но такой подход имеет свои побочные эффекты. Личность, посвятившая себя достижению прагматических целей, подавляет внутренний конфликт ценой значительных ограничений. В такие моменты становятся очевидны преимущества созерцательного подхода. Беспристрастное размышление над своими переживаниями, реалистичное взвешивание альтернатив и их последствий издавна считались предпосылками правильной жизненной философии.

В идеале действия и размышления должны дополнять друг друга. Действие по природе своей слепо, рефлексия — бессильна. Прежде чем вложить в ту или иную цель значительное количество психической энергии, стоит ответить себе на вопросы: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли мне это радость? Буду ли я наслаждаться этим в будущем? Стоит ли это дело той цены, которую придётся заплатить? Смогу ли я жить в мире с собой, когда достигну этой цели?

Возвращение гармонии. Животные испытывают перманентное состояние потока, потому что у них практически полностью отсутствует разрыв между желаниями и возможностями. Человек испытывает психическую энтропию, потому что способен видеть цели, которых он не способен достичь, и чувствовать, что может сделать больше, чем позволяют существующие условия. Это становится возможным за счёт способности одновременно удерживать в уме более одной цели и осознавать несколько противоречащих друг другу желаний. Человеческий разум сознаёт не только актуальное положение вещей, но и потенциально возможное. Чем сложнее становится система, чем больше возможностей открывается для альтернатив, тем выше вероятность поломки.

Если провести эту аналогию из области биологической эволюции в область эволюции культурной, можно сказать, что в менее развитых обществах, где существует меньше социальных ролей и возможностей для действия, у человека больше шансов пережить состояние потока.

Интеграция смыслов в жизненных темах. Если психическая энергия личности направляется на выбранную им жизненную тему, сознание достигает гармонии. Философы-экзистенциалисты различают аутентичные и неаутентичные проекты. Первый подразумевает человека, сознающего свободу выбора и принимающего решение, основанное на рациональной оценке своих чувств. Неаутентичный проект индивид выбирает потому, что чувствует себя обязанным так поступить, или потому, что так делают все. В основе аутентичных проектов лежит внутренняя мотивация; неаутентичные мотивированы внешне.

Жизненная тема довольно часто возникает как реакция на пережитую в раннем детстве сильную боль — это может быть сиротство, жестокое обращение, несправедливость. Чтобы преобразовать травматическое событие в цель, придающую смысл всей жизни, субъект должен обладать способностью создавать порядок из хаоса, то есть действовать как диссипативная структура.

За последние несколько тысяч лет, что в масштабах эволюции не больше, чем секунда, человечество достигло невероятного прогресса в области дифференциации сознания. Мы осознаём себя разумными существами, отличающимися от всех прочих форм жизни, и считаем, что каждый человек по-своему уникален. Мы изобрели абстрактное мышление и анализ. Но процесс усложнения предполагает не только дифференциацию, но и интеграцию. Научившись отделять себя от других, мы должны вновь научиться воссоединяться с другими сущностями вокруг нас, при этом не теряя с трудом обретённой индивидуальности. Вселенная есть система, управляемая общими законами, с которыми нам придётся согласовывать наши мечты и желания. Осознав ограниченность нашей воли и смирившись с тем, что нам необходимо сотрудничать с окружающим миром, а не управлять им, мы, скорее всего, ощутим облегчение, знакомое воротившемуся домой изгнаннику. Проблема смысла будет решена, когда личные цели индивидов сольются с общим потоком бытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аквинский Ф. Сумма теологии (разные части этого многотомного издания выходили в разные годы в разных издательствах — Ред.).

Аргайл M. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990; 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2003.

Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни. — СПб.: Алетейя, 2000.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. — М.: Европа, 2008.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х гг. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. С. 53-294.

Арнхейм P. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Академия-Центр; Медиум, 1995.

Берталанфи Л., фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. — М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.

Босуэлл Дж. Жизнь Сэмюэля Джонсона. — М.: Текст, 2003.

Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003.

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.) /Пер. с фр. —М.: Прогресс, 1986.

Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. — М.: Прогресс, 1976.

Бюлер К. Духовное развитие ребёнка. — М.: Новая Москва, 1924.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих /пер. с итал. — М.: Альфа-книга, 2008.

Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

Винер H. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. — 2-е изд. — М.: Советское радио, 1968.

Вольф X., фон. Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. — СПб., 1765.

Вундт В. Основы физиологической психологии. — СПб.

Гегель Г. Философия религии: в 2-х тт. — М.: Мысль, 1975.

Гирц К. Интерпретация культур. — М.: РОС-СПЭН, 2004.

Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта/пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой. — М.: Институт социологии РАН, 2003.

Грейвс Р. Белая богиня. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М.: Академический проект, 2009.

Данте A. Божественная комедия/пер с итал. М. Лозинского. — М.: Наука, 1967.

Де Роберти Е. Социология. — СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1880.

Джеймс У. Научные основы психологии. — Минск: Харвест, 2003.

Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Докинз P. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. — М.: Директ- медиа Паблишинг, 2007.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология/пер. с англ., нем., фр.; сост. и общ. рад. А. Н. Красникова. — М.: Канон+, 1998.

Казинс H. Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

Канеман Д. Внимание и усилие. — М.: Смысл, 2007.

Кант И. Критика чистого разума: в 6 тт. Т. 3. — М.: Мысль, 1964.

Кастанеда К. Отдельная реальность. — М.: ИД «София», 2003.

Кастанеда К. Сказки о силе. — М.: ИД «София», 2003.

Колингвуд P. Принципы искусства. — М.: Языки русской культуры, 1999.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. I. Теория/пер. с ит. В. Яковенко. — М.: Изд. «М. и С. Сабашниковых», 1920.

Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977.

Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993. С. 115-250.

Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.

Лаберж С. Осознанное сновидение. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада/пер. с франц. под ред. В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.

Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний // Психология мотивации и эмоций, ред. Ю. Б. Гиппенрей- тер, М. В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2002. С. 489-494.

Липпс Г. Основы психофизики. Общеобразовательная библиотека. Серия V, №3. — СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1903.

Лэнг P. «Я» и Другие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Лэнг P. Расколотое «Я». — М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995.

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: ACT, 2009.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — М.: ACT, 2003.

Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999.

Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

Медведев Ж. А. Взлёт и падение Лысенко. — М.: Книга, 1993.

Мерло-Понти M. Феноменология восприятия/пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999.

Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два: О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология: Сб. статей /под ред. Д.Ю. Панова, В.П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1964. С. 191225.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М.: Прогресс, 1964.

Монтень M. Опыты: в 3-х тт. Любое издание.

Найсер У. Познание и реальность.—М.: Прогресс, 1981.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. — М.: Академический проект, 2007.

Ноэль-НойманЭ. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М.: Прогресс- Академия; Весь Мир, 1996.

Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности // Олпорт Г. Становление личности: избранные труды/под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 166-216.

Платон. Государство // Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. — М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. — М.: УРСС, 2002.

Рибо Т. Психология внимания.—СПб., 1892.

Роджерс К. Клиентцентрированная психотерапия. — М.: Психотерапия, 2007.

Саймон Г. Науки об искусственном. — М.: Еди-ториал УРСС, 2004.

Сакс О. Человек, который принял жену за шляпу. — М.: ACT, 2010.

Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.: КСП4-; СПб.: Ювента, 1999.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000.

Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. Любое издание.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Республика, 1992. С. 425-504.

Спиноза Б. Этика. Любое издание.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987.

Тернер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983.

Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — М.: Юрист, 1995. С. 7-131.

Тойнби А. Постижение истории. — М.: Айрис- пресс, 2010.

Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича. Любое издание.

Франкл В. Сказать жизни «Да»!/под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2009.

Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. С. 65-134.

Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. — СПб.: Алетейя 1997. С. 80-162.

Хайдеггер M. Бытие и время/пер. с нем. В. В. Бибихина. — М.: Ad Marginem, 1997.

Хайдеггер M. Вещь // Хайдегтер М. Бытие и время. — М.: Республика, 1993. С. 316-326.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 1997.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Прогресс, 1995.

Чжуан-цзы/пер. с кит. В. В. Малявина — М.: Мысль, 1995.

Шлик М. О фундаменте познания //Аналитическая философия: Избранные тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 33-50.

Шрёдингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. — М.: Атомиздат, 1972.

Эванс-Причард Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов/отв. ред Л.Е. Куббель. — М.: Наука, 1985.

Эриксон Э. Детство и общество/пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование/пер. с англ. А. М. Каримского. — М.: Медиум, 1996.

Юнг К. О психической энергии // Юнг К. Структура и динамика психического — М.: Когито-Центр, 2008.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс; Универс, 1996.

Ясперс К. Общая психопатология/пер. с нем. Л. О. Акопяна. — Москва: Практика, 1997.


[1] Меня несколько резануло, в каком значении авторы (или переводчики?) используют термин энтропия. Энтропия — в естественных науках мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов. Авторы же используют термин энтропия как синоним слова беспорядок, хаос.

[2] Ригидность – неготовность к изменениям программы действия в новой ситуации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: