Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.




В первой младшей группе он составлен из конт­растных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Баю-бай» М. Красева, «Лошадка» и «Автомобиль» М. Раухвергера и т.д.), неслож­ных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступ­ления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес.

Во второй младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» а.н. Александрова; «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинь­ка» М. Красева, «Кукла» М. Старокадомского), плясовые народ­ные мелодии, программная инструментальная музыка («Дождик» Г. Лобачева, «Лошадка» Н. Потоловского).

Методические приемы

Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музыкального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.

Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применяются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.

Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, знакомя детей с песней «Праздничная» Т. Попатенко, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые, придут нарядные, с флажками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкратного исполнения педагог повторяет название песни.

В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.

Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому главным образом способствует выразительное исполнение музыкальным руководителем всех произведений.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане во вступлении к песне Е. Бахутовой «Праздничная», чириканью воробья в песне Н. Метлова «Зима прошла» и др.»). Музыкальный руководитель проигрывает эти фрагменты отдельно, заостряя на них внимание детей.

В этом возрасте сохраняет свое значение использование игрушки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведениям.

Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие, художественные средства.

При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению или фортепианному сопровождению, отдельно проигрывая их.

Некоторые произведения яркого динамичного характера не требуют вступительной беседы. Например, «Лошадку» Н. Потоловского педагог может исполнить сразу, предложив послушать новую музыку, а затем спросить, кто это скачет.

На повторных занятиях закрепляется усвоение музыкальных пьес. Этому способствуют игровые приемы. Например, под плясовую мелодию дети весело хлопают в ладоши, изображая лошадку - цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показывают, как сильно идет дождь. В дальнейшем эти приемы, активизирующие музыкальное восприятие, не применяются. Дети слушают знакомую музыку, угадывая ее название.

На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими музыкальными играми. Руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной учебной задаче (например, сопоставить свойства музыкального звука). Когда дети освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом инструменте.

Определяя уровень музыкального развития, педагог предлагает ребятам узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответствующую игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкально-дидактической игре.

К концу года дети должны охотно, с интересом слушать несложные песни и пьесы, узнавать, знакомые образы, называть их.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: