Цели и задачи курсовой работы




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению курсовой работы

 

По дисциплине

«ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»


Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

(СПбГТИ(ТУ))

Факультет экономики и менеджмента

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

Табурчак П.П., Севергина А.А., Лухманова Н.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВой РАБОТы

По дисциплине «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

Для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям бакалавриата

УГС 080000 – Экономика и упрвление

УГС 030000 – гуманитарные науки

Санкт-Петербург

2012

 

 

Введение.

Маркетинг – система экономической деятельности, включающая двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования; с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Этим определяется основа маркетинга, содержание его главных элементов и функций, к числу наиболее важных относятся: комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей, выявление неудовлетворенного спроса, потенциальных потребностей, планирование и осуществление сбыта, воздействие на организацию и управление производством.

Каждый из этих элементов важен сам по себе, однако именно их увязка и комплексное применение в совокупности представляют собой сущность маркетинга.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины студенты должны научиться реализовывать системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение, а также использовать соответствующий организационно-экономический механизм.

От специалистов по маркетингу требуются умения анализировать рынок;

ü обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;

ü использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;

ü разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;

ü определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;

ü разрабатывать товарную политику предприятия (организации);

ü правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков;

ü разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);

ü создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг;

ü формировать имидж предприятия;

ü организовывать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

 

Маркетологи должны соответствовать постоянно меняющимся профессиональным требованиям времени, творчески мыслить и самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь формировать и проводить в жизнь основные принципы маркетинга, маркетинговую стратегию предприятия.

Получению и закреплению этих знаний способствует выполнение студентами курсовых работ, как важнейшей составляющей учебного процесса в вузе.

 

Цели и задачи курсовой работы

Выполнение курсовой работы способствует закреплению полученных теоретических знаний и приобретению навыков анализа современной хозяйственной практики решения изучаемого вопроса как к выбранному объекту, так и к научным изданиям и периодической печати.

В качестве минимальных (обязательных) требований курсовая работа должна продемонстрировать умение студента осуществить подбор литературы по выбранной теме, сравнить различные точки зрения, публикуемые в научных источниках, сделать грамотные выводы и обобщения. Допускается в процессе выполнения работы использовать переводы зарубежных материалов по маркетингу или оригинальных источников, в т.ч. приводимых в сети Интернет. Курсовая работа предполагает также работу студента со статистическим материалом и его использованием в качестве иллюстраций и доказательства теоретических гипотез или выводов.

Существенно повышается ценность курсовой работы, если она базируется на описании и анализе результатов, полученных студентом лично в ходе самостоятельной исследовательской или практической деятельности. Это может касаться сбора и анализа информации, методик и методов ее обработки.

Цель выполнения курсовой работы состоит в усвоении и расширении студентами теоретических знаний, овладении навыками самостоятельного исследования, умении практически оценивать ситуации и делать объективные выводы и предложения по принятию маркетинговых решений.

 

Задачи курсовой работы:

- расширение, обобщение и систематизация знаний по дисциплине;

- развитие активного и творческого рыночного мышления;

- формирование и развитие навыков решения задач, связанных с

совершенствованием маркетинговой деятельности предприятий в конкретных условиях и ситуациях;

- овладение методами самостоятельного выполнения работ с использованием научной, специальной, методической литературы, справочной документации;

- усовершенствование навыков выработки критериев эффективности и проведения расчетов эффективности предлагаемых мероприятий.

Основное требование при выполнении курсовой работы – умение увязать теоретические вопросы с практической деятельностью отдельных промышленных фирм и различных коммерческих структур на товарном рынке.

Курсовая работа должна выполняться на конкретных материалах предприятий, торговых, посреднических структур и содержать элементы самостоятельных исследований.

 

При глубокой теоретической и практической проработке темы, обоснованности и новизне сделанных выводов, курсовая работа может быть рекомендована руководителем в качестве научного доклада для выступления на студенческой научной конференции.

При выполнении курсовой работы студенты должны:

1. Обосновать актуальность и значимость темы работы в теории и

практике маркетинга.

2. Провести теоретическое исследование состояния рассматриваемой

проблемы с позиций экономической науки и современной концепции

маркетинга, раскрыть сущности маркетинговых категорий.

3. Обеспечить четкую взаимосвязь теоретических и практических аспектов выбранной проблемы, при обосновании практической направленности разработанных рекомендаций и предложений.

4. Обобщить и сформулировать выводы на основе самостоятельного анализа научных и методических источников.

5. Сформировать навыки самостоятельной работы с экономической литературой, умения грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои идеи, мысли, обобщать расчеты, строить графики, таблицы, диаграммы.

С учетом перечисленных задач написание курсовой работы включает в

себя следующие этапы:

– выбор темы;

– составление плана курсовой работы;

– изучение имеющейся по данной теме литературы;

– обработка собранного материала и написание разделов курсовой работы;

– оформление курсовой работы;

– сдача работы руководителю для получения отзыва;

– защита курсовой работы.

Сроки выполнения указанных этапов определяются и контролируются руководителем курсовой работы.

Тематика курсовых работ соответствует рабочей программе дисциплины «Основы маркетинга». Перед выбором темы следует ознакомиться с перечнем тем, приведенных в данных методических указаниях.

Не допускается выполнение работ на аналогичные темы на базе одного и того же предприятия. Не рекомендуется выбирать темы, недостаточно обеспеченные литературой, а также темы, написание которых по объекту исследования затруднено.

3. Тематика курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга»:

1. Исследование формирования и развития теоретических школ маркетинга.

2. Анализ маркетинга, как философии ведения современного бизнеса.

3. Анализ социально-этической концепции управления маркетингом в деятельности современных зарубежных и российских компаний.

4. Анализ теоретических основ сегментирования рынка.

5. Планирование и основные этапы маркетингового исследования рынка.

6. Исследование роли маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшения финансового положения современных организаций.

7. Анализ роли и места маркетинга в деятельности зарубежных фирм.

8. Исследование особенностей поведения потребителей (на потребительском рынке/ на рынке товаров производственного назначения).

9. Построение системы маркетинговой информации и баз данных.

10. Организация управления маркетинговой деятельностью фирмы.

11. Маркетинговый анализ конкурентоспособности фирмы на рынке.

12. Маркетинговый анализ конкурентоспособности товара или услуги конкретной фирмы.

13. Анализ сегментирования рынков конечных потребителей и особенности его проведения в практике маркетинговой работы современных организаций.

14. Оценка и выбор маркетинговых стратегий для различных сегментов рынка.

15. Позиционирование продукции на рынке и особенности его проведения в практике маркетинговой деятельности современных организаций.

16. Исследование этапов жизненного цикла продукта и управление портфелем заказов на товары и услуги в маркетинговой практике (использование матрицы БКГ).

17. Разработка нового продукта и особенности его реализации на рынке (использование маркетинговых технологий продвижения).

18. Разработка марочной политики организации (брендинг).

19. Анализ роли и места франчайзинга (коммерческой концессии) в маркетинговой деятельности современных организаций сферы розничной торговли.

20. Анализ форм оптовой торговли, их инфраструктура и проблемы регулирования.

21. Анализ современных форм и методов ведения розничной торговли.

22. Анализ методов и стратегий ценообразования в маркетинге.

23. Формирование ценовой политики организации.

24. Анализ управления каналами товародвижения (на примере организаций оптовой торговли товарами).

25. Оценка и выбор стратегий распределения в маркетинге.

26. Организация маркетинговой логистики в деятельности фирмы.

27. Совершенствование фирменного стиля организации.

28. Анализ выставочной деятельности и его места в коммуникативной политике современных организаций.

29. Разработка рекламной кампании товара фирмы.

30. Использование мерчандайзинга как формы торгового маркетинга в условиях товарного насыщения.

31. Анализ и совершенствование рекламной деятельности организации.

32. Анализ основных направлений и развития Интернет-маркетинга.

33. Совершенствование организационной структуры управления службой маркетинга.

34. Совершенствование маркетинговой стратегии.

35. Повышение эффективности маркетинговой деятельности современных организаций.

36. Анализ особенностей маркетинга в промышленности.

37. Анализ особенностей маркетинга в строительстве.

38. Анализ особенностей маркетинга в банковской сфере.

39. Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности в транспортной сфере.

40. Анализ особенностей маркетинга в научной сфере.

41. Совершенствование маркетинговой деятельности на рынке интеллектуальных продуктов.

42. Анализ особенностей проведения сетевого маркетинга.

43. Анализ международной маркетинговой деятельности современных организаций.

44. Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности организации (на конкретном примере).

45. Исследование методик лояльного маркетинга фирмы.

46. Моделирование поведения потребителей: методы анализа и приемы воздействия.

47. Разработка стратегии престижной рекламы организации (корпорации).

48. Методы директ-маркетинга в продвижении товаров и услуг фирмы.

49. Исследование консьюмеризма и проблем социально-этического маркетинга в РФ и зарубежных странах.

50. Анализ роли и места глобального маркетинга в практике современной международной торговли.

 

 


4. Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа по дисциплине «Основы маркетинга» должна состоять из следующих структурных частей:

титульный лист,

задание,

содержание,

основная часть, состоящая из теоретической и практической,

заключение,

список использованных источников,

приложения.

 

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по стандартной форме, приведенной в Приложении 4.

Содержание курсовой работы отражает ее структуру. В содержании последовательно перечисляются заголовки работы: введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, на которых помещен каждый заголовок.

Введение должно содержать:

- обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы;

- определение целей и задач написания курсовой работы;

- характеристику степени теоретической и методологической разработанности темы курсовой работы;

- определение практической направленности курсовой работы, с указанием объекта исследования, на материалах которого выполняется курсовая работа.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе.

Поэтому вполне понятно, что введение курсовой работы должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. То, насколько правильно автор понимает тему исследования и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его общекультурную и профессиональную компетентность и подготовленность. В этом контексте освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать описание актуальности рассматриваемой проблемы издалека нет особой необходимости - достаточно в пределах страницы текста показать главное, что и будет определять актуальность темы.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать выводы, ранее сделанные другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности.

Поскольку курсовая работа посвящается одному тематическому направлению, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме исследования маркетинга в целом. В таком обзоре не стоит также излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все изученные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены.

Тема курсовой работы утверждается заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга. Кафедра менеджмента и маркетинга назначает руководителя курсовой работы, устанавливает график ее выполнения, организует защиту курсовой работы.

 

Основная часть работы состоит из двух разделов.

Первый раздел - теоретическая частьработы. Предполагает глубокое изучение теоретического материала по исследуемой проблеме на основании изучения специальной литературы и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта.

Теоретическое обоснование предусматривает формулировку основных понятий, касающихся проведения исследования, раскрытие их социально- экономического содержания, анализ научных источников по рассматриваемой проблеме. Следует критически оценить опубликованные научные работы отечественных и зарубежных авторов, особенно если в них излагаются разные точки зрения. По тексту работы обязательно должны быть ссылки на литературные источники. Ссылки на источники в тексте помещают в квадратных скобках, отмечая порядковым номером в соответствии со списком использованных источников (например, [12]). Закончить теоретическое обоснование проблемы следует короткими выводами.

 

Второй - практическая частьработы. Представляет собой оценку и анализ практического решения выбранной проблемы на объекте исследования (конкретном промышленном или торговом предприятии, в банке и т.д.).

 

Вторая (практическая) часть работы включает следующее разделы:

1. Фирменное досье объекта исследования, которое включает:

- наименование фирмы и торговой марки, под которыми реализуется продукция; время основания фирмы, основные этапы развития;

- правовой статус фирмы, учредители, страна регистрации, дочерние предприятия и филиалы;

- руководители фирмы (совет директоров, президентский совет),

- ассортимент и номенклатура производимой продукции;

- рекламная деятельность фирмы и известность ее торговых марок;

 

2. Проведение анализа рынка:

2.1.Анализ потребностей рынка.

В работе для более полного понимания потребностей на рынке и оценки степени коммерческого риска освоения данного рынка провести анализ потребности для товара фирмы, используя методику построения «Матрицы потребностей» (Приложение 1).

В результате сделать вывод о целесообразности освоения выбранного рынка.

 

2.2.Анализ товара и стратегического портфеля.

Провести структурный анализ отдельной товарной единицы по методике трехуровневой модели модели Ф. Котлера (Приложение 2). В процессе анализа исследовать каждый элемент: выделить основную выгоду, предлагаемую товаром для удовлетворения базовой потребности, а также совокупность коммерческих характеристик, которые важны для адаптации товара по имеющимся у потребителя второстепенным потребностям.

Рассчитать параметры для стратегического анализа и планирования продуктовой программы (товарного ассортимента), позволяющего правильно распределить ресурсы между имеющимися товарами. По полученным данным построить матрицу БКГ (Бостон Консалтинг Групп) (Приложение 3).

По результатам построения матрицы дать рекомендации по стратегии развития.

 

2.3. Анализ внешних сил маркетинга выбранной фирмы.

В работе характеризуется микро- и макросреда маркетинга (основные конкуренты, поставщики, клиенты (потребители, заказчики) фирмы).

При анализе конкурентов исследовать состояние конкуренции по модели 5 сил конкуренции М.Портера, а также определить интенсивность конкуренции на исследуемом рынке с помощью расчета Индекса Херфиндаля-Хиршмана (Приложение 4).

Сделать вывод о состоянии внешней среды маркетинга.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!