Выбор методик осуществляется в соответствии с поставленными задачами. На первом этапе были исследованы современные представления о феномене застенчивости в научно-психологической литературе.
На втором этапе были подобраны методики для исследования гендерных различий в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста, отобраны лица, желающие принять участие в исследовании и проведено исследование.
На третьем этапе с помощью методов математической обработки были получены и проанализированы результаты исследования.
Экспериментально-психологическое исследование застенчивости проводилось с помощью анкеты для выявления застенчивых людей (Ф. Зимбардо); анкеты для выявления причин и проявлений застенчивости, и методики "Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению", предназначенной для изучения особенностей характера и темперамента (НИИ им. В.М. Бехтерева. Авторы-составители: доктор мед. наук, профессор Вассерман Л.И., ведущий научный сотрудник, канд. мед. наук Иовлев Б.В., старший научный сотрудник, канд. психол. наук Карпова Э.Б., математик-программист Вукс А.Я.). Опросник основан на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. В отличие от анкеты, которая, как правило, opиентировaна на получение конкретных фактов, опросник измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица. Утверждения распределяются по определенным шкалам. На каждую шкалу выпадает достаточно большое количество утверждений, что гарантирует от влияния случайных факторов. Коммуникативная компетентность(умение общаться) - значимое качество любого человека, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Важным для формирования коммуникативной компетентности является также интернальный локус контроля. Напротив, к качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений, относится высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний. С помощью данного опросника можно оценить наличие психологических характеристик, формирующих коммуникативную компетентность.
|
В исследовании приняло участие 74 человека (34 мужчины и 40 женщин) работников локомотивного депо г. Белогорска. Средний возраст – 37,8 лет. Образование высшее. В результате обработки анкеты "Свойственна ли Вам застенчивость?" (результаты анкетирования в приложении Г) среди всех опрошенных считают себя застенчивыми 59 человек (79 %), 13 человек (18%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (3 %) затруднились ответить на этот вопрос (рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля застенчивых среди всех опрошенных
Среди выборки людей, считающих себя застенчивыми, выявлено 27 мужчин (46 %) и 32 женщины (54 %) (рисунок 2).
Для дальнейшего исследования были выбраны 27 мужчин и 32 женщины, посчитавших себя застенчивыми. Результаты анкетирования представлены в приложении Д.
Рисунок 2 - Застенчивые мужчины и женщины
Для подтверждения гипотезы, "застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Существуют гендерные различия в проявлении застенчивости: женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, для мужчин характерно центрирование на производимом впечатлении и социальных оценках", было проведено исследование этих качеств.
|
Опросник включает в себя соответственно 3 таблицы-набора утверждений ("эмпатическая тенденция", "аффилиация" и "чувствительность к отвержению"). Каждый набор в свою очередь содержит от 24 до 33 утверждений, составленных на основе клинического опыта группы экспертов. Испытуемый должен оценить те высказывания, которые соответствуют его поведению или состоянию. В методике используется 9-балльная шкала (от минус 4 до плюс 4). Испытуемый выбирает ответы со знаком плюс (+), если он согласен с предложенными в опроснике утверждениями (плюс 1, плюс 2, плюс 3, плюс 4), и ответы со знаком минус (-), если он не согласен с предложенными утверждениями (минус 1, минус 2, минус 3, минус 4). Чем больше по своему абсолютному значению цифра, тем выше степень согласия-несогласия. Ноль (0) означает невозможность выбрать какой-либо ответ.
Бланк для регистрации ответов представляет собой решетку с номерами утверждений. Время заполнения опросника составляет от 15 до 20 минут. Полученные в результате тестирования данные необходимо преобразовать, изменив в ряде случаев знаки ответов на противоположные. Например, плюс 3 меняется на минус 3; минус 2 на плюс 2 и т.д. Ниже приводятся номера утверждений, в ответах на которые необходимо изменить знаки на противоположные.
|
В шкале 1 (в шкале эмпатической тенденции) знаки меняются на противоположные в ответах на следующие утверждения: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 (всего 17 утверждений).
В шкале 2 (в шкале аффилиативной тенденции) знаки меняются на противоположные в ответах на следующие утверждения: 1, 4, 7, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 25 (всего 13 утверждений).
В шкале 3 (в шкале чувствительности к отвержению) знаки меняются на противоположные в ответах на следующие утверждения: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 13, 15, 16, 19, 23, 24 (всего 12 утверждений).
Полученные после преобразования результаты суммируются по шкалам. Нормативные данные по шкалам (средние и допустимые отклонения)
Шкала 1. Средние: для женщин плюс 56 баллов, для мужчин плюс 26 баллов.
Отклонения: 21 (т. е. диапазон допустимых значений от 35 до 77) для женщин и 22 (т.е. диапазон допустимых значений от 4 до 48) для мужчин.
Шкала 2. Среднее плюс 30 баллов, разброс 23 (диапазон допустимых значений от плюс 7 до плюс 53).
Шкала 3. Среднее минус 6 баллов, разброс 23 (диапазон допустимых значений от минус 29 до плюс 17).
В норме данные испытуемого должны попасть в указанные интервалы. Чем выше балл, тем сильнее выражена измеряемая тенденция. Подобная форма опросника лучше раскрывает систему отношений, чем работа с опросником, в котором используются ответы "да" или "нет", так как позволяет выявить наиболее значимые характеристики отношения к общению. Результаты личностного опросника для измерения эмоционального отношения к общению представлены в приложении Е.