Одним из основных условий обеспечивающих высокий уровень обоснованности заданий по производству продукции на всех этапах планирования является взаимосвязь с производственной мощностью.
Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции в единицу времени при полном использовании производственного оборудования, производственных площадей в условиях применения прогрессивных технологийи рациональной организации производства.
Различают следующие виды производственной мощности:
·Проектная
·Входная
·Выходная
·Средне годовая
Проектная — она предусмотренная проектом строительства (реконструкции или расширения) предприятия.
Входная — это мощность на начало планового периода или на начало года.
Выходная — это мощность на конец планового периода или на конец года.
· Расчитывается как сумма мощности на начало года и введенной мощности в течении года за минусом мощности выбывающей в течении года.
Средне годовая — это мощность, которую имеет предприятие в среднем за год с учетом прироста и выбытия мощностей.
· Среднегодовая стоимость определяется суммированием мощности на начало года и среднегодовой вводимой мощности за минусом среднегодовой выбывающей мощности.
· Среднегодовая выбывающая мощность расчитывается как сумма выбывающих производственных мощностей умноженных на число месяцев с момента выбытия до конца года и деленное на 12.
· Среднегодовая вводимая производственная мощность расчитывается, как сумма вводимых мощностей умноженных на число месяцев их использования до конца года и деленное на 12.
· Показателем характеризующим использованием производственной мощности является коэффициент использования среднегодовой мощности определяемый отношением фактического объема производства к среднегодовой мощности предприятия.
|
02.03.16
Лекция № 2
Автотранспортная отрасль, её инфраструктура, рынок товаров, услуг и средств производства.
Автотранспортная отрасль в РФ представлена шестью основными видами транспорта: Автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным.
Основной транспортной системой в РФ является автомобильный. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров. Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта. На небольших расстояниях автотранспорт обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров.
В современных условиях важнейшим фактором функционирования автотранспорта является обеспечение эффективности финансово-экономического управления.
Основные финансово-экономические показатели автотранспорта, термины и понятия и их классификация по следующим направлениям:
1) Организация производства автотранспортных услуг, материально-техническое обеспечение на автотранспорте, основные фонды.
2) Оборотные средства, трудовые ресурсы, производительность труда, оплата труда, себестоимость услуг.
3) Особенности ценообразования на автотранспортные услуги.
4) Финансовые ресурсы.
5) Учет и анализ деятельности на автотранспорте.
6) Планирование.
7) Инвестиционная и инновационная деятельность.
Информация о финансово-экономической деятельности необходима для принятия эффективных управленческих решений, анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия позволяет правильно определить и использовать резервы повышения эффективности деятельности субъекта хозяйства в условиях конкуренции на основе использования инновационных достижений и передового опыта.
|
Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования или перемещения грузов и пассажиров. Транспорт в структуре экономики страны - это отрасль, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основу их взаимосвязи, взаимодействия и комплексного развития.
Экономика транспорта в целом является одним из важнейших разделов экономической теории прикладной экономической науки, изучающей природу и особенности транспорта, специфический характер закономерности, форм проявления экономических законов и развития транспорта как отрасли материального производства.
Автомобильный транспорт обеспечивает мобильность автотранспортной отрасли и других транспортных сфер, гибкость, скорость, связывает отрасль с отраслями и т.д.
Так же автомобильный транспорт занимает лидирующие позиции по перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Способствует стабильному функционированию, сбалансированности всей транспортной отрасли. Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отраслей материального производства:
|
1) Продуктом труда на транспорте является Транспортная услуга. Полезный эффект услуги - это его потребительская стоимость. Соответственно, стоимость труда работников (их оплата труда) изменяется в зависимости от стоимости транспортной услуги.
2) Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15-20%. В промышленности - 40-80%. Доля заработной платы на транспорте составляет 30-45%, а в промышленности 10-15%.
3) Производство транспортных услуг зависит от внешней среды. Политическая ситуация, законодательный аспект, конкурентоспособность, территориальное расположение, маршрут, климат - все это факторы, влияющие на производство.
4) Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше, чем в других отраслях материального производства.
5) Вероятность получения травм на транспорте так же выше, чем в других отраслях материального производства.
6) Любое предприятие, в том числе и автотранспортное, решает три проблемы между покупателями и продавцами: Что производить, Как производить и Для кого производить.
С учетом ответов на данные вопросы будет формироваться заработная плата и прибыль предприятия.
Жизненный цикл предприятия
Предприятие, как хозяйствующий субъект в процессе становления и функционирования проходит ряд стадий: Создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (спад, реструктуризация), банкротство и ликвидация.
1) Создание предприятия и его становление свидетельствует о его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На данной стадии уточняется сфера деятельности предприятия, определяется цель, формируются стратегии, разрабатываются производственная и организационная структура предприятия, осуществляется подбор персонала, при необходимости закупается сырье, оборудование и т.д.
2) Рост и расширение. На стадии роста и расширения происходит позиционирование продукции на рынке, поиск партнеров и завоевание своей доли рынка, обеспечивающей рентабельность работы предприятия.
3) Стадия зрелости. Характеризуется успешной, высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии, прогрессивных форм и методов управлением предприятием - активной маркетинговой деятельностью.
4) Если предприятие своевременно не реагирует на требование различных стадий жизненного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности или банкротству.
5) Реструктуризация. Особой формой реорганизации является реструктуризация. Она включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятии, повышает эффективность производства и конкурентоспособности, повышает производительность, снижает издержки производства (затраты), улучшает финансовые и экономические результаты деятельности. Если результаты деятельности ведут к банкротству, то на предприятии проводится санация (оздоровление предприятия).
Санация - это комплекс мер, предотвращающих банкротство и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче функций по управлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов по делам о несостоятельности.
Таким образом, данная стадия реорганизации предприятия способствует его оживлению, выводит из кризисной ситуации, иногда меняется организационно-правовая форма.
Банкротство - несостоятельность предприятия;
Ликвидация - прекращение деятельности предприятия, происходящее по причине банкротства или по решению суда.
Концентрация, специализация и кооперирование.
Кооперация производства - концентрация одного или нескольких аналогичных видов продукции или услуг крупных организаций (объединение). Концентрация производства способствует применению высокоэффективных технологий, специализированных машин, современных методов организации производства.
Концентрация реализуется в четырех основных формах:
1) Концентрация специализированного производства;
2) Концентрация комбинированного производства;
3) Кооперирование;
4) Увеличение мощности универсальных предприятий;
Концентрация развивается под влиянием двух факторов: рост потребности в определенных видах продукции; с учетом научно-технического прогресса (НТП).
Специализация - ориентирована на то, что каждое производство ограничивается изготовлением определенного вида конструктивной и технологически однородной продукции. Углубление специализации ориентировано на разделение труда.
Различают четыре вида специализации предприятий:
1) Предметная специализация;
2) Подетальная (узловая) специализация;
3) Технологическая специализация;
4) По услугам вспомогательного производства;
Преимущество специализации - повышение производительности труда, сокращение длительности производственного цикла, ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия, что снижает себестоимость продукции.
Кооперирование - длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции. Кооперирование может быть отраслевым, региональным, международным.