Раскройте свое (индивидуальное) видение проблемы методологии самостоятельного мышления.




Тема 16. Логика в юридической науке. Методология самостоятельного мышления.

 

Задание.

 

Раскройте свое (индивидуальное) видение проблемы методологии самостоятельного мышления.

а) Дайте понятия «методология самостоятельного мышления», «самостоятельное мышление».

Большинство компилятивных научных работ свидетельствует о недостаточной силе самого процесса мышления. Мышление, как самостоятельное, предполагает две стадии. Одна - это мысль, возникшая под влиянием чтения литературы. Обыкновенно она появляется в результате сравнения мнений по какому-либо вопросу и выражается большей частью в комбинации этих мнений, нередко - как чего-то среднего. Эта мысль, в ее генезисе, чужая, и она в общем мало содействует процессу выработки самостоятельного мышления. Другая стадия - это мысль, возникающая на основании изучения уже собранных источников. Сознание, что зародилась при этом собственная мысль, не только усиливает исследовательский интерес, но и естественно побуждает обратиться позже к литературе, чтобы сопоставить свою мысль с чужой и подвергнуть таким образом ее сравнительной оценке, изменению ли, дополнению ли и т.д.

Самый процесс мышления закрепляется, поскольку путем многократного чтения источников материал укрепляется в памяти. Тогда начинается работа мысли не только за столом (рабочим), но и вне его. При этом условии интерес все более и более усиливается; мысль постоянно обращается к предмету исследования, и весь процесс самостоятельного мышления приобретает нормальный характер. Способность научно мыслить вне рабочего кабинета, с течением времени, обращается в привычку. Оригинальные работы рождаются большей частью в процессе указанного мышления, т.е. вне рабочего кабинета.

Технически процесс самостоятельного мышления прежде всего требует концентрации внимания на предмете исследования, как уже рожденной мысли, или еще имеющейся родиться. Концентрация же, в ее существе, предполагает свободное течение мысли как бы вокруг одной точки, ее обегающей на самом близком расстоянии. В этом отношении концентрация есть умственное созерцание своей мысли, как бы точки. Час, другой, проведенный в указанном концентрированном состоянии, по законам ассоциации, дает новые сопоставления и создает органический комплекс новых мыслей.

Другой технический прием процесса самостоятельного мышления, это - метод контраста.

Здесь не одна уже точка (мысль), а две вращающиеся друг около друга, как противоположные: положительное и отрицательное, да и нет (методологическая полярность в особенности).

Третий прием - изменение направления мысли. Поскольку мысль вращается в одном и том же кругу и не дает разрешения вопроса, постольку технически важно, при полной тщетности найти решение, выйти из как бы заколдованного круга мыслей.

 

б) Приведите не менее 6-7 основных свойств этих понятий.

1. Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).

2. Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление). Психологи уверены: более счастливыми являются последние.

3. Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.

4. Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.

5. Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.

6. Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной. Но присутствует она обязательно.

7. Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности. У подавляющего большинства взрослых людей мышление развито и продолжает развиваться в течение всей жизни.

в) Приведите примеры самостоятельного мышления.

 

г) Можно ли использовать самостоятельное мышление в юридических исследованиях

Проблемы мышления всегда привлекали, привлекают и будут привлекать большое внимание специалистов различных областей научного знания, ибо это одна из интереснейших и сложнейших проблем. Развитие фундаментальных и прикладных исследований – это главные аспекты развития знаний в науке. Здесь объединены самые разнообразные научные знания, благодаря чему они приобретают статус объекта исследования. При системном подходе есть все шансы, что юридическое мышление будет подвергнуто успешному исследованию. Простыми словами, юридическое исследование – это идеи, знания, точки зрения и коллективы, касающиеся непосредственно правовых событий. Данное мышление может играть роль объекта исследования, который быстро обнимает одну из имеющихся отраслей сферы юридических знаний. Этому процессу присущие особые функции. Юридическое мышление не может подвергаться исследованию, если здесь не фигурируют прочие элементы данной системы.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: