Где есть насилие (M) – нет места любви (L) | Где есть любовь (L) – нет места насилию (M) |
Всеразрушающий путь (M) – путь крайностей MSF -настрой на развлечения, мещанство, «легкость» жизни, флирт, кумовство, скандальность; MST -бездушность, грубость, интеллектуальная неразвитость, примитивные интересы, деспотизм; MNT -нереалистичность планов, схематизм, переоценка интеллектуальных способностей, хаос; MNF -мистицизм, упадничество, резонерство, эгоизм, лукавство. | Всеблагой путь (L) – срединный путь LSF -благожелательность, заботливость, справедливость, уважение прав человека, авторитет семьи; LST -установка на координацию, организованность, сотрудничество, объективный контроль; LNT -оптимизм, независимость суждений, демократизм, изобретательность, стремление к просветлению; LNF -высокая духовность, любовь и верность, благородные идеалы, сострадание, творчество. |
Поведение человека, направленное на удовлетворение потребностей, формирует его опыт (память) по механизму импрининга (запечатление – научение) | |||||||||||||||
Негативный опыт (память) – основа Тени | Позитивный опыт (память) – основа Персоны | ||||||||||||||
MEF | MIF | MEN | MIN | MET | MIT | MES | MIS | LEF | LIF | LEN | LIN | LET | LIT | LES | LIS |
Всеразрушающий путь мортидо (M) – путь двух крайностей (сладострастия и самоистязания), путь Дьявола (Сатаны, Шайтана) (Инь) | Всеблагой путь либидо (L) – срединный (совершенный) путь, путь Господа (Иисуса, Мухаммада) (Ян) | ||||||||||||||
MNF | MNT | MST | MSF | LNF | LNT | LST | LSF | ||||||||
Судьба человека, его Путь - Дао | |||||||||||||||
Каждый уровень вертикальной иерархии ЭИС человека имеет соответствующую горизонтальную функциональную последовательность – алгоритм действия функциональных систем (ФС). Ниже приводится вариант соответствия последовательности черт (яо) гексаграммы алгоритму действия функциональной системы человека, первую часть которого (1-2-3), можно назвать мобилизующей (Фигура ТИ - познающая часть), а вторую (4-5-6) – результативной (Фигура ЮН - адаптивная часть):
№ яо | Позиции черт гексаграммы | Алгоритм ФС (П.К.Анохин) | Задачи, выполняемые мозгом и соответствующими функциональными системами ЭИС человека |
Завершение, переход в иной процесс | Обратная афферентация, регистрация и оценка параметров результата действия (ПРД), выход | Регистрация параметров результатов действия (адаптации) и подключение АРД для их сличения (самоконтроля) с принятой моделью целенаправленного действия, при рассогласовании данных выбирается (планируется) и выполняется другое целенаправленное действие - адаптация (п.4,5,6), при совпадении - выход | |
Максимальное раскрытие ситуации | Эфферентное (центробежное) возбуждение, действие, приближающее к цели | Выводящее возбуждение систем, участвующих в реализации принятого алгоритма действий (адаптации), и осуществление этого целенаправленного действия с подключением воли и энергетических ресурсов организма субъекта | |
Начало проявления вовне | Акцептор результатов действия (АРД), программа действия (ПД) | Создание модели (алгоритма) предстоящего действия (адаптации) для достижения цели с подключением воображения и последующее сличение результатов действия с принятой моделью целенаправленного действия для возможной коррекции неудачного действия | |
Переход внутреннего развития ситуации во внешнее развитие | Принятие решения о достижении цели (об удовлетворении потребности) | Завершение распознания сигнала и обстановки выводом - заключение, сделанное под влиянием мотивации (физиологической, психоэмоциональной и ментальной) и памяти (опыта, условных рефлексов, защитных механизмов) с подключением энергии инстинктов (воли) для достижения поставленной цели | |
Внутреннее развитие ситуации | Афферентный (центростремительный) синтез | Познание и интеграция информации о сигнале и обстановке для создания цели (потребности) с учетом мотивации и опыта (памяти) на трех уровнях (Цзин, Ци, Шень) | |
Зарождение ситуации | Пусковой сигнал (центростремительный) и обстановка | Прием сообщения о каком-то событии, подключение внимания - пусковая афферентация и обстановочная афферентация |
Возможно, относительная информационная изоляция работ советского ученого П.К.Анохина является причиной того, что ряд положений описания его более высокого порядка модели функциональной системы, чем модель функционирования мозга и нервной системы человека Т.О.Т.Е. (test-operate-test-exit), нашли в последней, полученной американскими учеными в 60-70-х годах прошлого столетия, почти полное совпадение. В книге американских психологов К.Прибрана, Е.Галантера и Дж.Миллера «Планы и структура поведения» на основе модели Т.О.Т.Е. предложен подход к анализу поведения животных и людей, исходящий из учета той роли, которую играют «Образы», создаваемые при переработке получаемой информации, и «Планы», лежащие в основе активной их деятельности. В книге К.Прибрана «Языки мозга», являющейся последующим развитием подхода к анализу поведения животных и человека, приведенного в книге «Планы и структура поведения», излагаются принципы мозгового кодирования.
· Модель Т.О.Т.Е. (test – operate – test - exit) или А.Д.А.В. (анализ – действие – анализ - выход)
![]() | ![]() | Соответствие (exit) |
Несоответствие | ![]() ![]() | Новая проба |
Операция (operate) | ||
test – operate – test – exit Т.О.Т.Е. |
американскими нейропсихологами применяется для моделирования действий сознания человека при достижении поставленной цели. С помощью этой моделиописывается стратегия ментального поведения человека, основанная на идее, что все ментальные и поведенческие программы вращаются вокруг установленных целей и различных средств их достижения. Краткий алгоритм программы ментального поведения, реализованный в модели Т.О.Т.Е. состоит из трех основных действий:
1. обнаружение цели и проверка того, достигнута ли поставленная цель;
2. осуществление действия по достижению цели;
3. очередная проверка достижения цели: если цель не достигнута, вновь происходит действие для ее достижения; если цель достигнута, цикл завершается.
Настоящее состояние | ![]() | ![]() ![]() | exit ![]() | Выход, если желаемое состояние достигнуто | |
Если сравнение показывает различия | Новый анализ различий | ||||
![]() ![]() | |||||
Действия, поступки, призванные уменьшить различия (operate) | |||||
Усовершенствованный К.Прибрамом вариант сервомеханизма Т.О.Т.Е.:
![]() ![]() | ![]() | ![]() |
![]() ![]() | ||
![]() ![]() | Опережение | |
Обратная связь | ||
![]() | ![]() |
· Центральное положение метода моделирования сервомеханизмом действий нервной системы заключается в том, что операционные компоненты схемы Т.О.Т.Е. сами могут быть элементами этой схемы. Сервомеханизм Т.О.Т.Е. моделирует как стратегические, так и тактические элементы поведения, а также свойства опережающего реагирования нервной системы.
В выше приведенных работах американских ученых имеется ряд предположений, которые могут дополнить описание эпистемологической (распознающей) и адаптивной модели ФС, предложенной П.К.Анохиным, и послужить, согласно утверждению одного из основателей нейропсихологии известного советского ученого Александра Романовича Лурия, «… толчком к новым продуктивным размышлениям».
Ниже автором приводится блок – схема эпистемологической (познающей), мобилизующей и адаптивной, результирующей модели функциональной системы поведенческого акта П.К.Анохина во взаимодействии с подсистемой - микромиром и надсистемой - макромиром (сплошные линии со стрелками показывают последовательную передачу информации и энергии из одного блока в другой, пунктирные – экспресс передачу информации и энергии – «короткое замыкание» минуя познающую, мобилизирующую часть блок-схемы, шаги 1-3):
Блок-схема ФС
Вход
![]() ![]() ![]() | Надсистема - метасистема высшего порядка (макромир)
![]() ![]() ![]() ![]() | Выход
![]() ![]() | |||||||||||||||||||
![]() ![]() | Выход | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
Функциональная система(Ци) – мезоскопический уровень | |||||||||||||||||||||
Познающая, мобилизующая часть – фигура ТИ | Адаптивная, результирующая часть – фигура ЮН | ||||||||||||||||||||
Сенсорное распознание - восприятие вещества, энергии и информации (афферентация импульса) | Фильтрация – переработка информации, распознание сигнала и обстановки (афферентный синтез импульса - АС) | Выбор цели - перекодирование импульса (принятие решения) при совпадении или несовпадении направления «вектора» импульса с «векторами» мотивации и памяти | Эфферентное возбуждение и обратная афферентация с накоплением новых образов (энграмм памяти) – обучение и предвидение результата (АРД) | Конечный эффект – энергетическая разрядка (адаптация), результат действия (РД) и его параметры (ПРД) | Иерархическое взаимодействие систем на выходе – передача (преобразование) вещества, энергии и информации | ||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | 6 шаг | ||||||||||||||||
![]() ![]() | Память: долговременная, промежуточная, кратковременная, сенсорная
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | Выход | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||||||||||||||||
![]() ![]() | Память: долговременная, промежуточная, кратковременная, сенсорная | ||||||||||||||||||||
![]() ![]() | |||||||||||||||||||||
![]() | Выход | ![]() ![]() ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() ![]() | |||||||||||||||||||
Схема иерархических объединений подсистем ЭИС человека (Шень - 6, 5; Ци – 4, 3; Цзин – 2, 1) имеет вид:
6
5
4
3
2
1
Точка «короткого замыкания» - экспресс передачи
информации от доминирующего энергетического
источника ФС
Иерархия встроенных систем ЭИС строится на иерархии результатов каждой подсистемы предыдущего уровня, а взаимосвязь между подсистемами может осуществляться не только через входы и выходы ФС каждого подуровня, но и минуя познающую,мобилизующую часть - первые три шага блок-схемы ФС, подключая сразу эфферентные пути подуровня или надуровня ЭИС – адаптивную, результирующую (удовлетворяющую доминирующую потребность) часть блок-схемы ФС (шаги 4-5-6), на основе «короткого замыкания». Адаптивная, результирующая часть ФС (см. блок-схему ФС) включает в АРД «распознающую» и «сравнивающую» ПРД с ПД составляющие, при этом сам поступающий импульс (сигнал) по схеме «короткого замыкания» воспринимается этой частью ФС как «решение» (выбор цели) – результат третьего шага полной блок-схемы модели ФС. Взаимосвязь подуровней ЭИС по принципу «короткого замыкания», минуя афферентный синтез («хозяина» целостной модели ФС), сокращает шестишаговую блок-схему до упрощенного варианта американской модели работы нервной системы Т.О.Т.Е (test – operate – test - exit), впервые приведенной в книге Дж.Миллера, Е.Галантера и К.Прибрама «Планы и структура поведения»почтина тридцать лет позже описания ФС, предложенного П.К.Анохиным.
Представленная П.К.Анохиным архитектура ФС и схема иерархических объединений подсистем говорят о динамичности и пластичности ФС, позволяющими быстро мобилизовать высшим уровням необходимые компоненты всех встроенных низших уровней и внезапно менять свои компоненты для достижения полезного результата – цели (аттрактора). П.К.Анохин в работе «Принципиальные вопросы теории функциональных систем»пишет: «… все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем».
Теория функциональных систем П.К.Анохина получила дальнейшее развитие в концепции системного квантования процессов жизнедеятельности, предложенной российским ученым Константином Викторовичем Судаковым. «Системоквант», по определению К.В.Судакова, - это дискретные (прерывные) системные процессы от формирования любой потребности (цели) до ее удовлетворения (достижения). Каждый «системоквант» реализуется ФС на энергетической основе и информационном наполнении доминанты – на основе ведущего параметра (фактора порядка) соответствующего подуровня ЭИС человека (Шень, Ци, Цзин). После удовлетворения доминирующей потребности (достижения цели - аттрактора) деятельностью ЭИС человека завладевает следующая ведущая по ментальной, эмоциональной и физиологической значимости потребность (доминанта) - строится новый «системоквант» доминирующей ФС, по отношению к которой другие ФС выстраиваются в иерархическом временном порядке. Такой принцип – принцип доминанты Алексея Алексеевича Ухтомского отражает сущность непрерывно происходящего обмена веществ, энергией и информацией при адаптации организма человека к изменениям внутренней и внешней среды. Этот принцип был сформулирован А.А.Ухтомским в 1922-23гг., ему принадлежат поучительные слова: «Суровая правда о нашей природе, что в ней ничего не происходит бесследно и что «природа наша делаема», как выразился один древний мудрый человек. Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы преодолеть будущее. Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладевают нами. Поэтому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенной направленностью действий, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующих доминант. Если у отдельного человека не хватает для этого сил, это достигается строго построенным бытом».
Выше приведена блок-схема первой части ФС П.К.Анохина (фигуры ТИ, яо 1-2-3) распознание - фильтрация и выбор цели – мобилизация (сосредоточение ресурсов организма для достижения цели), и второй ее части адаптивной - самоприспосабливающейся и результирующей – достигающей цели (фигуры ЮН, яо 4-5-6) можно дополнить анализом алгоритма законченного действия (поведения) модели ЭИС человека на каждом из трех уровней: ментальном (Шень), психоэмоциональном (ЦИ), физическом (Цзин). Анализ блок-схем модели ФС на трех уровнях ЭИС человека для десенсибилизации энергии комплексов предлагается проводить по двум крайним – предельным параметрам, приводящим функционирование организма - системы к энергетическому дисбалансу – Всеразрушающему пути мортидо (М). Устранение (десенсибилизация) двух крайностей возвращает функционирование организма – системы на срединный (гармоничный) путь – Всеблагой путь либидо (L).
Истина о срединном пути была открыта тысячелетия назад. Согласно высказыванию Будды: «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие же это крайности? Одна – жизнь среди сладострастия, похотей, наслаждений: это низко, неблагородно, недуховно, недостойно, ничтожно. Другая – жизнь среди самоистязания: это грустно, недостойно, ничтожно. Совершенный, монахи, избёг двух крайностей и вступил на тот совершенный путь, где ум и взор его просветляется, на тот путь, который ведет к покою, познанию, просвещению, к Нирване».
Во всех основных мировых религиях срединный путь (Дао) является истинным, ведущим к целостности и гармонии личности, т.е. к свободе. «Человек высшей учености, узнав о Дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о Дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености, узнав о Дао, подвергает его насмешке». (Дао дэ цзин)
Чтобы срединный путь стал доступен человеку, ему необходимо перевести неосознаваемые импульсы «крайностей» Шень,Ци и Цзин на сознательный уровень – десенсибилизировать и сублимировать, т.е. достичь состояния контроля над ними, приобретая свободу выбора эффективного решения. Свобода выбора – это власть над своим поведением и возможность личной самоактуализации. Наличие в памяти – во втором блоке ФС ментальных, психоэмоциональных и физических блоков (защит) препятствует изменению личности, как в плохую, так и в хорошую сторону, т.е не позволяют человеку разрядить импульсы мортидо (М) на трех уровнях его ЭИС за счет отрицательной обратной связи – процесса торможения в познающей, мобилизующей части ФС. Защитные механизмы (блоки) формируются в памяти человека, как результат его отрицательного прошлого опыта, с целью его защиты от повтора этого опыта в будущем.
Блок – схему модели ФС на ментальном уровне (Шень) можно представить вербально и в ян (S, T, P, L) и инь (N, F, J, M) символах (знаках):
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг (6 шаг) | 5 шаг | 6 шаг |
Восприятие информации | Анализ и оценка информации | Принятие решения – выбор цели | Принятие плана и стратегии достижения цели (оценка результата поведения - самооценка) | Регуляция поведения и параметры результата целенаправленного поведения | Информационный метаболизм |
S, N (P) | T, F (J) | N, S (P) | T, F (J) | S, N (P) | L, M |
В юнговской типологии принято, что каждой их четырех функций ментального уровня (S, N, T, F) соответствует свой информационный канал:
1. в первом канале находится ведущая (доминирующая) функция, которая определяет информационную субъективность личности – ее подход к миру и адаптивность;
2. второй канал занят вспомогательной функцией, характеризующей продуктивность и творческую направленность личности;
3. третий канал занят менее развитой вспомогательной функцией, уязвимой для внешнего воздействия (противоположная функции второго канала);
4. в четвертом канале находится подчиненная, самая слабая функция (противоположная функции первого канала).
При информационном метаболизме каждая функция ментального уровня в каждом информационном канале работает как фильтр, пропускающий определенный вид информации лучше, чем другие:
· S – сообщает о том, что есть информация;
· N – сообщает о том, чего информация стоит;
· T – сообщает о том, что за информация;
· F – сообщает о том, какова ценность информации.
Сенсорика (S) и интуиция (N) отвечают за процесс восприятия информации, логика (T) и этика (F) – за процесс переработки информации. Если у человека ведущая функция связана с процессом восприятия информации, то он – иррационал (P), если ведущая функция связана с процессом обработки информации, то он – рационал (J). Иррациональность (P) и рациональность (J) формируются соответственно динамичностью (p) и статичностью (j) настроя ЭИС человека.
Акцентуация функций восприятия (S, N) и переработки информации (T, F), а также наличие других ментальных защит в памяти человека на первом и втором шаге блок-схемы ФС ограничивают выбор эффективного решения на третьем шаге блок-схемы ФС. Это отчетливо проявляется при словесной репрезентации человеком его субъективной модели мира и в соответствующем его поведении, как результате неэффективного действия на четвертом, пятом и шестом шагах блок-схемы ФС.
Согласно утверждению авторов нейро-лингвистического программирования Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, сообщая о своей модели мира, человек делает это посредством поверхностной структуры репрезентации, которая может содержать три процесса словесного моделирования: генерализацию (обобщение), опущение (удаление) и искажение. На субъективный взгляд автора этой монографии к трем процессам словесного моделирования следует добавить четвертый процесс - энергизацию. Эти процессы блокируют человеку путь к более богатому выбору в своем поведении (энергетической разрядке), т.е. обедняют его модель мира, представленную в неполной и искаженной вербальной репрезентации, вызывают у других людей непонимание. Источником наиболее полной репрезентации поверхностной структуры (сознательной структуры) является глубинная структура (бессознательная структура). Источником репрезентации содержания глубинной структуры является опыт (комплексы – m и доблести – l) человека, хранящийся в его памяти.
Обобщение заключается в применении правил к категориям, по отношению к которым они являются лишь частными случаями. Человек считает, что эти правила всегда истинны, и обращает внимание только на то, что их подтверждает, игнорируя исключения. Люди, склонные к обобщению, рассматривают мир в фиксированных категориях и не отличаются гибкостью. Среди них большую часть составляют логики (T).
Удаление в поверхностной структуре репрезентации модели мира происходит, когда нет слов для описания некоторых ее частей или о них умалчивается, а также когда их вообще не заметили. Тот, кто активно пользуется удалением в процессе мышления, нелогичен в рассуждениях, его трудно понять. При этом такие люди обладают сильной способностью к концентрации внимания (преобладает сенсорное восприятие) и умеют удалять всю ненужную информацию (чаще это сенсорики – S).
Искажение приводит к извращению (изменению) личного опыта человека – преувеличению или преуменьшению, добавлению того, чего не было и т.п. С одной стороны, оно ограничивает способность действовать и вызывает страдания, с другой – является основой творчества, художественного таланта и оригинальности мышления. Люди, искажающие свой опыт сильнее других, чаще имеют хорошо развитую интуицию – N.
Энергизация – употребление в речи «бранных» и других эмоциональных выражений - слов-стимулов мортидо приводит к смятению разума, потере спокойствия и гармонии. С одной стороны, энергизация связана с эмоциональной акцентуацией (F) и субъективизмом, с другой, при достижении определенной критической точки (точки бифуркации), человек может разрядить избыток напряженности с помощью плача, смеха или крика. Люди, способные к быстрой энергетической разрядке (чаще это этики – F), реже страдают психосоматическими заболеваниями, чем те, кто долго хранит в себе ментальные энергетические «блоки» - комплексы.
Для того чтобы снять напряжения на ментальном уровне и избежать соответствующего непонимания при наличии в поверхностной структуре репрезентации человека обобщения, удаления, искажения и энергизации, ему необходимо ответить на, уточняющие вербальную репрезентацию, вопросы:
Процессы | Возможные варианты слов и фраз в поверхностной структуре | Возможные варианты уточняющих вопросов |
Обобщение | Никто, никогда, все, всегда, каждый раз, вечно и т.п. | Никто-никто? Никогда-никогда? Все - это кто? Всегда-всегда и сейчас? Каждый раз - это когда? Вечно – это сколько? |
Способен (не способен), могу (не могу), получится (не получится). | В чем и как это проявляется? Что произойдет, если сможете (получится)? | |
Обязан (не обязан), должен (не должен). | Что произойдет, если …? Почему и кому вы обязаны (должны)? Почему бы и нет? | |
Удаление | Это, то, что-то, где-то, кто-то, когда-то, как-то. | Что (кто, где, когда, как) точно? Уточните пожалуйста, что (кто, где, когда, как)…..? |
Я считаю, что он злой. Очевидно, определенно, ясно, понятно и другие суждения. | Почему вы так считаете? Кто это определил? Откуда такие выводы? | |
Им, они, никто (отсутствующие люди или предметы), сделали (пассивные глаголы). | Кто именно ….? | |
Красивее, лучше, хуже, глупее, умнее, другие сравнения. | В сравнении с кем (чем) красивее? Лучше чего? | |
Считали, думали, приняли (неконкретные глаголы) | Как именно сделали это? | |
Искажение | Не уверен, смогу ли я это сделать. Я думаю, что он это сделает. | Почему вы не уверенны в себе? Что заставляет вас так думать? |
Страх, подавленность, впечатление, другие абстрактные существительные, полученные из глаголов. | Что вас пугает? Что давит на вас? Что оказало на вас такое впечатление? | |
Он опять опоздал, (значит) он меня не уважает. Он не слушает меня, (следовательно) он хочет меня обидеть. | Вы действительно считаете, что он не уважает вас, и это основная причина его опоздания? Почему вы так решили? | |
Вы ко мне плохо относитесь. Вы думаете, что я …. Другие догадки о чьих-то мыслях и суждениях. | Почему вы так думаете? Как вы пришли к такому мнению? | |
Его действия меня злят. Он нервирует меня. | Какие его действия вызывают у вас злость? Какие его действия или черты характера вызывают ваше беспокойство? | |
Энергизация | Произношение фраз на повышенных тонах или, наоборот, очень тихо. | Повторите то, что вы сказали. Если не трудно, повторите еще раз эту фразу. Произнесите эту фразу два раза подряд. |
Бранные и другие нелитературные слова, чрезмерно усиливающие или ослабляющие энергетические составляющие поверхностной репрезентации. | Могли бы вы, сказать то же самое, но другими словами. Повторите эту фразу, но используя другие слова. | |
Употребление кличек, оскорблений или навешивание «ярлыков», употребление при обращении только фамилии вместо полного имени. | Что, по вашему мнению, означает … Как зовут человека, о котором вы говорите? |
Согласно утверждению американского психолога Вирджинии Сатир, люди, пряча свою слабость (Тень), прибегают часто к четырем типам защитного поведения – моделям общения, блокирующим гибкость мышления:
Тип поведения | Цель защитного поведения | Упражнение для десенсибилизации «блока» |
Расчетливый (компьютер) – преобладает установка анализ - NT. | Рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. | Встать в неподвижную вертикальную позу, руки скрестить на груди, все тело напрячь и холодным, без эмоций голосом повторять фразу: «Если внимательно прислушаться к его речи, можно отметить много рациональных идей, которые могут быть реализованы». Можно повторять слова-стимулы, соответствующие логике и интуиту. |
Заискивающий (миротворец) – преобладает установка сервис - SF. | Заискивать, чтобы другой человек не сердился. | Встать на одно колено, протянуть вперед руку (как нищий), поднять голову, как можно выше и жалобным голосом повторять в заискивающей манере фразы: «Все, что ты хочешь – это хорошо. Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым». Можно повторять слова-стимулы, соответствующие этике и сенсорике. |
Обвинитель (диктатор) – преобладает установка дело - ST. | Обвинять, чтобы другой человек считал его сильным. | Встать в позу обвинителя, положив одну руку на пояс, а другую руку с указательным пальцем направленным прямо перед собой протянуть вперед. С напряженным лицом, выкрикивая имена и упрекая всех окружающих, повторять фразы: «Ты никогда не делаешь правильно. Что с тобой происходит?» Можно повторять слова-стимулы, соответствующие сенсорику и логику. |
Отстраненный (безумный) – преобладает установка духовность -NF. | Отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу. | Соединив колени так, чтоб они были вывернуты внутрь, наклонить тело в одну сторону, а руки направить в другую, плечи сгорбить и двигаться рассогласованно в разные стороны. Певучим прерывистым голосом произносить фразы о чем-либо отвлеченном: «Возможно, там этого нет. Когда-нибудь все изменится». Можно повторять слова-стимулы, соответствующие интуиту и этике. |
Тип | Темы для выбора слов-стимулов | ||
T – логик
&nb
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |