Условия назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца




Содержание

 

Введение

Глава 1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫРФ, АНАЛИЗ УСЛОВИЙ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

1.1 Проблемы и перспективы реформы пенсионной системы РФ

1.2 Понятие пенсии, виды трудовых пенсий и их структура

1.3 Условия назначения трудовых пенсий по старости

1.4 Условия назначения трудовых пенсий по инвалидности

1.5 Условия назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца

Глава 2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ ВПЕРВЫЕ ОБРАТИВШИХСЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

2.1 Практика обращения граждан за назначением трудовых пенсий в Управление ПФР в Невском районе Санкт-Петербурга

2.2 Деятельность Управления ПФР в Невском районе, анализ количества обращений и назначенных пенсии

2.3 Проект введения клиентской службы с 01.11.2007г. в Управлении ПФР в Невском районе Санкт-Петербурга

Заключение

Выводы

Литература и источники

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования работы с людьми, получающими пенсию, обусловлена следующими причинами: во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей; во-вторых, необходимостью изучения проблем пожилых людей и поиск наиболее эффективных способов по их решению; в-третьих, необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его наиболее уязвимых слоев.

Одним из важнейших элементов федеральной системы социального обеспечения России является пенсионная система. Процесс формирования этой системы достаточно длительный и болезненный, так как объективно обусловлен другим глобальным процессом – возрождением российской экономики и созданием в стране ответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю логику экономических процессов, можно с уверенностью констатировать, что российское право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает на современном этапе свое второе рождение.

К началу 2002г. в России насчитывалось около 39 млн. пенсионеров. Подавляющее большинство из них (свыше 90%) получали пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Все пенсии которые выплачивались на основании этого закона именовались трудовыми пенсиями, так как они устанавливались в связи с трудовой деятельностью. Почти для всех пенсионеров пенсия является основным источником средств к существованию. Все это предопределяло и предопределяет до сих пор повышенную значимость пенсионной системы в России. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения.

Степень разработки проблемы Анализ литературы, нормативно-правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что социальная работа находится под пристальным вниманием как законодателей, так и социальных служб. В работах Захарова М.Л., Тучкова Э. "Право социального обеспечения России" и Долженковой Г.Д. "Право социального обеспечения", а также Беликовой Т.Н., Минаевой Л.Н. "Все о пенсиях" освещены такие вопросы, как: проблемы пожилых людей; наиболее актуальные проблемы, связанные с назначением и оформлением трудовых пенсий.

Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения лиц, впервые обратившихся за назначением трудовых пенсий.

Задачи исследования включают в себя:

- раскрыть проблему пенсионного обеспечения лиц впервые обратившихся за назначением трудовых пенсий в современных условиях проведения пенсионной реформы в Российской Федерации;

- исследовать деятельность Управления ПФР в Невском районе, а именно отдела назначения и перерасчета пенсий при обращении граждан за назначением трудовых пенсий;

- на основе полученных данных сделать выводы и внести предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения.

Объектом исследования являются лица, впервые обратившиеся за назначением трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Предметом исследования являются основные компоненты содержания пенсионного обеспечения.

Методы научного поиска. Методологической основой проведенной дипломной работы являются современные социальные, правовые, нормативные документы (в том числе Федеральные законы РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). А также использовались труды Захаровой М.Л., Тучковой Э., Долженковой Г.Д. и других авторов, в работах которых уделено значительное внимание проблемам социального обеспечения нетрудоспособных граждан, разработаны теории, концепции, подходы, ведущие направления, раскрывающие проблемы пенсионного обеспечения лиц, в частности, впервые обратившихся за назначением трудовых пенсий в современных условиях проведения пенсионной реформы в Российской Федерации.

Элемент научной новизны заключается в использовании оперативной текущей информации отдела назначения и перерасчета пенсий Управления ПФР в Невском районе, а также получения дополнительной необходимой информации путем анализа работы отдела с обращениями граждан и назначением трудовых пенсий.

Практическая значимость проекта состоит в том, что на основе полученных данных разработаны предложения по совершенствованию, улучшению качества, повышению эффективности пенсионного обеспечения лиц, впервые обратившихся за назначением трудовых пенсий.

Структура исследования: дипломная работа состоит из двух частей, введения, заключения, выводов, списка литературы и приложений. В дипломной работе 74 листа, 6 таблиц, 4 рисунка, 1 схема.

 


Глава 1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫРФ, АНАЛИЗ УСЛОВИЙ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

 

1.1 Проблемы и перспективы реформы пенсионной системы РФ

 

При переходе к рыночной экономике ввиду низкого пенсионного обеспечения встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002г. Федеральных законов:

- от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".[1]

Существует две причины побудившие Россию приступить к формированию новой пенсионной системы:

1) состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить, и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов в интересах населения страны;

2) состояла в необходимости повысить уровень доходов основной части пенсионеров, живущих как правило на одну пенсию. Кроме того, в пролом пенсии вообще не индексировались ни с учетом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

С введением в действие 1 января 2002 года нового пенсионного законодательства начался новый этап пенсионной реформы – постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе учету накоплений на индивидуальных счетах в системе обязательного пенсионного страхования.

Новое пенсионное законодательство изменило структуру всей пенсионной системы в Российской Федерации.[2]

За многие годы у нас сложилось устойчивое мнение о том, что пенсионные проблемы могут волновать лишь очень пожилых людей, а молодым и даже гражданам среднего возраста о пенсии можно не беспокоиться, поскольку Конституцией России каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах (Германия, Франция, Великобритания) в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономике, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными и социально-политическими особенностями каждой страны. На Западе, например, пенсионный возраст волнует граждан едва ли не с младенческого возраста. С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющего на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются главными после заработной платы составляющими любого трудового договора и соглашения. А степень гарантированности получения пенсии в старости даже в богатых высокоразвитых странах является едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы.

Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

Во многих европейских государствах преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, заключающемся в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан.

Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, считающаяся более приемлемой в ситуации старения населения, когда размер пенсионных выплат напрямую зависит от трудового вклада гражданина, величины заработной платы и страховых взносов будущего пенсионера. Главным принципом формирования пенсий пр накопительной системе является долговременное систематическое накопление средств. При этом свободные денежные средства инвестируются с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Однако не в одном государстве нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место смешанный тип пенсионной системы.

Какая же модель пенсионной системы существует в нашей стране?

Государственная система социального обеспечения населения, ранее существовавшая в нашей стране, носила распределительный характер и выполняла социальную функцию. Ни право на пенсию, ни ее размер не зависели от факта уплаты страховых взносов. Распределительная (государственная) система представляла собой "обмен между поколениями" и была предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленный сроки и в определенных объемах.

В условиях изменившихся социально-экономических отношений возникла необходимость преобразования системы социального обеспечения: перевода назначения трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента, т.е. создания смешанной модели пенсионной системы. Через использование механизма преобразования пенсионных прав, заработанных гражданами по старому пенсионному законодательству, в права, учитываемые по новому законодательству, будет учтен трудовой стаж, заработанный на основе старых пенсионных законов.

В новой пенсионной модели будет учитываться количество полностью оплаченных страховых лет, а вместо заработка – размер страховых платежей, перечисленных работодателем в интересах работника. Каждому открывается индивидуальный лицевой счет, на котором будут отражаться только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами, год. Не оплаченные годы учитываться не будут.

Территориальные пенсионные органы, организованные по принципам единой пенсионной службы, проводят персонифицированный учет сведений о количестве оплаченных страховых лет, о размерах поступивших на счет застрахованного платежей, о росте пенсионного капитала, включая его накопительную составляющую, отражаемую на специальной части личного счета, об индексации страховой части и зачислении инвестиционного дохода, начисленного на накопительную часть.

Ежегодно каждый застрахованный будет получать сведения о состоянии своего личного счета, о поступлениях на него и вместе с тем иметь возможность подтвердить правильность данных о платежах работодателя.

Многим гражданам, претендующим на пенсию, порой трудно понять, какая у них должна быть пенсия, когда возникает право на пенсию, куда за ней следует обращаться и какие документы необходимо представить для назначения пенсии.[3]

Одной из главных задач пенсионной реформы стало сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами до 01.01.2002 г. в связи с введением в действие Закона "О трудовых пенсиях" началось преобразование пенсионных прав граждан в пенсионный капитал, которое продолжится до 2013 года и отразится не только на тех, кто уже на пенсии, но и на тех, кто продолжает работу до достижения пенсионного возраста и после него.[4]

 

1.2 Понятие пенсии, виды трудовых пенсий.

 

Пенсии как форма социальной защиты нетрудоспособных посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX – начале XX в. При этом на первом этапе были введены пенсии по инвалидности, а затем пенсии по старости.[5]

Пенсия – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия определена как ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или дохода, которые получали лица, застрахованные в системе пенсионного страхования, перед назначением им трудовой пенсии.

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.[6]

В зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Базовая часть в структуре трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них: для пенсии по старости – не менее 5 лет страхового стажа, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца – не менее одного дня страхового стажа.

Структуру пенсионной системы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы:[7]

 

Пенсионная система РФ (источники финансирования)

Пенсионное страхование   Пенсионное обеспечение

Трудовые пенсии   Государственные пенсии

Виды трудовых пенсий   Виды государственных пенсий

-по старости -по инвалидности   -по случаю потери кормильца   Виды государственных пенсий  
- по старости - по инвалидности - по случаю потери кормильца - за выслугу лет - социальные пенсии  
Состоят из трех частей: -базовой -страховой -накопительной Состоит из двух частей: -базовой -страховой  

 

Финансирование   Финансирование

 

Базовая часть трудовой пенсии за счет сумм ЕСН   Страховая и накопительная части за счет средств бюджета ПФ РФ   Государственные пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета

Схема 1. Структура пенсионной системы РФ

 

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потере кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:

- на пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- социальные пенсии.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Виды трудовых пенсий:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.[8]

Пункты 2 и 3 ст. 5 Закона № 173 – ФЗ определяют структуру трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с этим Законом.

Соответственно, трудовая пенсия по старости и по инвалидности состоит и трех частей:

- базовой;

- страховой;

- накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии является единой федеральной гарантией фиксированного дохода в старости, инвалидности и при потере кормильца. Размер базовой части трудовой пенсии определяют исключительно социальные факторы – жизненные обстоятельства, а также установленные государством минимальные гарантии в сфере пенсионного обеспечения.

Страховая часть трудовой пенсии зависит только от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой страховых платежей и устанавливается в дифференцированной сумме.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется индивидуальными пенсионными накоплениями застрахованного лица и призвана обеспечит ему в старости высокий уровень материального достатка.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит не из трех, а из двух частей: базовой и страховой.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона № 173 – ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные с специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения этих средств.

В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Но есть граждане, которые по каким-либо причинам не приобрели право на трудовую пенсию. Например, достигли пенсионного возраста, но не имеют пяти лет страхового стажа и не являются инвалидами.

Таким гражданам может быть установлена социальная пенсия в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Для назначения этого вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению не требуется вообще никакого страхового стажа. Однако условия установления социальной пенсии являются более жесткими, чем трудовой пенсии.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных российским законодательством или международным договором.[9]

 

1.3 Условия назначения трудовых пенсий по старости

 

К общим условиям возникновения права на трудовую пенсию относят:

1) наличие российского гражданства, либо постоянное проживание на территории российской Федерации (данное условие необходимо для возникновения права на трудовую пенсию у лиц, которые не имеют российского гражданства);

2) наличие статуса застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации либо нетрудоспособного члена семьи умершего, который был застрахован в этой системе;

3) наличие средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Для назначения трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на общих основаниях, помимо соблюдения общих условий предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, необходимо одновременное выполнение двух специальных условий:

1) достижение определенного возраста;

2) наличие определенной продолжительности страхового стажа.[10]

Таким образом, пенсия по старости – это такая пенсия, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права на обязательное пенсионное обеспечение по старости. Данный возраст определен в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет.

Следует отметить, что общеустановленный пенсионный возраст в нашей стране остается неизменным на протяжении длительного времени, несмотря на постоянные дискуссии среди специалистов и политиков о необходимости его постепенного повышения по опыту большинства стран мира.[11]

Дело в том что многие наши соотечественники не доживают до "своего" низкого пенсионного возраста, особенно мужчины. Вместе с тем граждане, вышедшие на пенсию в 60 и 55 лет, живут не дольше, чем граждане, перешедшие на пенсию в других странах в более высоком возрасте (например, в 65 лет мужчины и 60 лет женщины).

Решать проблему облегчения пенсионной нагрузки путем повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе – это не выход из положения. При сохранении сложившейся ситуации повышение возраста лишь временно облегчит пенсионную нагрузку. Выход в другом – в незамедлительном устранении социально-экономических причин, объективно порождающих увеличение пенсионной нагрузки на занятое в народном хозяйстве население.

В нашей стране действительно низкий пенсионный возраст, но фактически он не ниже, чем в других странах, так как жизнь у нас короче и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями их жизни.[12]

Российский же законодатель пошел по другому пути – оставив неизменным традиционный для нашей страны пенсионный возраст 60-55 лет, предусмотрел в дальнейшем существенный стимул для добровольного выхода на страховую часть трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, что предусмотрено п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.[13]

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право на трудовую пенсию по старости при наличии у него не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

Стажевое требование является одинаковым как для мужчин, так и для женщин. Наличие не менее пяти лет страхового стажа позволяет застрахованному лицу получить трудовую пенсию по старости только по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Если улица, достигшего общеустановленного пенсионного возраста и обращающегося за назначением трудовой пенсии по старости, отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, например, имеется только 4 года и шесть месяцев, трудовая пенсия по старости не может быть назначена.

Гражданам, не имеющим требуемого страхового стажа, по достижении возраста 65 и 60(соответственно мужчины и женщины) назначается социальная пенсия в соответствии с Законом № 166 – ФЗ.[14]

Следует отметить, что трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. При этом для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более чем пять лет. Соответствующие стажевые требования предусмотрены в ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

 

1.4 Условия назначения трудовых пенсий по инвалидности

 

Возникновение пенсионных правоотношений в связи с пенсией по инвалидности предполагает юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов: признание гражданина инвалидом, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.[15]

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности в свою очередь понимается полная и частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

При этом необходимо отметить, что законодателем был введен переходный период до 01.01.2004, в течение которого при установлении трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени учитывалось наличие I группы инвалидности, II степени – II группы, I степени – III группы.[16]

Порядок признания лица инвалидом определен Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 "О порядке признания гражданин инвалидами".

Согласно указанному Положению основаниями для признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" на срок 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Минтрудом России и Минздравом России.[17]

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.[18]

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

- проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

- изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структур инвалидности.[19]

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимости осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акты освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.

Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему.

Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня установления инвалидности. Порядок составления и форма выписки утверждаются Минздравсоцразвития России.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Минсоцзащиты России.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

Учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают три степени ограничения к трудовой деятельности:

I степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности и выполнения работы по своей профессии;

II степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

III степень – неспособность к трудовой деятельности.[20]

Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ для определения права на трудовую пенсию по инвалидности продолжительность указанного стажа значения не имеет, т.е. при наличии у инвалида не менее 1 дня страхового стажа.

Если инвалидность наступила до начала трудовой деятельности, но в последствии был приобретен страховой стаж, то у инвалида возникает право на трудовую пенсию. Вместе с тем следует иметь в виду, что незначительная продолжительность страхового стажа не окажет существенного значения на размер трудовой пенсии по инвалидности по сравнению с социальной.

При отсутствии у инвалида страхового стажа инвалиду назначается социальная пенсия в порядке и размерах, установленных Законом о государственном пенсионном обеспечении.[21]

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности.

В соответствии с п. 21 Положения от 13.08.1996 причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественно войны, военная травма или заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Назначение трудовой пенсии по инвалидности производится также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ такая пенсия не может быть назначена, если инвалидность наступила вследствие совершения умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью. При этом факты совершения преступления и умышленного причинения вреда здоровью, повлекшие инвалидность, должны быть установлены в судебном порядке.

В соответствии с п. 31 Перечня ст. 27.02.2002 указанные причины инвалидности, должны быть подтверждены заключением учреждения медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается этому застрахованному лицу не ранее достижения им возраста, предусмотренного п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, - независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - не ранее достижения ими возраста, предусмотренного статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ соответственно.[22]

Случаи, при которых установление трудовой пенсии по инвалидности невозможно:

1) при полном отсутствии у инвалида страхового стажа (т.е. хотя бы одного дня стажа);

2) инвалид был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, но инвалидность наступила у него вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

Таким образом трудовая пенсия по инвалидности устанавливается:

- независимо от причины инвалидности;

- независимо от продолжительности страховог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: