Классификация потребностей
- низшие – биологические (утоление голода, сон, свежий воздух …) и экзистенциальные (в безопасности и защищенности, комфорте, качестве жизни)
- высшие – социальные (в любви, дружбе, общении, духовной близости); престижные (в уважении, самоуважении, признании, социальном статусе); духовные, потребность в самореализации (развитие своих возможностей и способностей, активное их использование, самовыражение).
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, которые лежат в основе развития способностей. Природные задатки развиваются в способности только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сферах деятельности.
Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной и духовной культуры.
|
Отличия деятельности человека от поведения животных
ü преобразовательный характер
ü осознанность
ü целеполагание
ü использование орудий труда
ü возможность выйти за рамки программы традиционных действий
Виды деятельность:
ü практическая (направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества)
ü духовная (направлена на изменение сознания людей – познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая);
ü созидательная и разрушительная;
ü творческая и репродуктивная;
ü коллективная и индивидуальная и др.
Структура деятельности (субъект, объект; мотивà цель à средства достижения à действия à результат)
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность
Объект – то, на что направлена деятельность
Мотив – то, что побуждает к деятельности
Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого направлена деятельность
Средства достижения – приемы, способы действий – орудия, предметы, деньги, приспособления для осуществления деятельности
Действия – процесс, направленный на реализацию поставленной цели
Результат – итог деятельности
Общение- вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, эмоциями.
Игра – вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений и навыков
Труд – вид деятельности, направленной на достижение практически полезного результата
|
Творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Внутренний (духовный) мир человека – сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей, предпочтений. К духовному миру относятся: духовные потребности, познание себя и окружающего мира, смысла и назначения своей жизни, принципы и ценности, идеалы, чувства, эмоции, мировоззрение.
Мировоззрение – устоявшаяся система взглядов, понятий и представлений на мир, себя и собственное место в этом мире.
Виды мировоззрений:
ü научное ( приоритет научных знаний в понимании мира),
ü религиозное (опирается на веру в сверхъестественное, на одну из религий),
ü обыденное (его источником является сама жизнь и практический опыт, а формой выражения – здравый смысл
Менталитет – образ мышления, мировосприятия, общая духовная настроенность социальной группы или индивида (единый сплав всех итогов познания и оценки их на основе опыта всей предшествующей культуры, практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
|
Свобода – это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей
«Я»-концепция – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
.
-