Размышления после спектакля




Вчера, 30 января, состоялась долгожданная премьера спектакля театра «Антреприза» - «Не всё коту масленица». Долгожданная потому, что премьера была отложена из-за болезни актрисы на месяц. А еще долгожданная лично для меня потому, что обычно режиссер Сергей Клочек ставит спектакли современных авторов. Когда уже после премьеры я спросила Сергея Вячеславовича, почему вдруг он «решился замахнуться на Александра нашего Островского», режиссер ответил: «Как возьму современную пьесу, так или порнуха, или чернуха». И высказал свое желание и дальше ставить именно классику.

Чем же события середины ХIХ века так привлекли современного режиссера?

Сам А.Н.Островский в письме к артисту Александринского театра Ф. Бурдину 17 апреля 1871 года о пьесе «Не всё коту масленица» писал: «Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки».

И правда, никаких сценических эффектов нет. Есть только история любви, в развитии которой появляются размышления о чести и достоинстве, о вере и надежде, о простом человеческом праве на счастье.

Сюжет комедии типичен для пьес А.Н.Островского о купцах. Богатый пожилой купец Ахов уверен в том, что любое его желание должно исполняться по одному его жесту. Он считает, что ему всё позволено. И не потому, что он самый умный или самый талантливый, а потому, что он очень богат. Деньги правят миром! Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе сквозит высокомерие и стремление поставить окружающих «на подобающее место», т. е. неизмеримо ниже его самого. И он не видит ничего предосудительного в том, чтобы «купить» себе в жены молоденькую, но небогатую Агнию. Он хочет жениться на молодой, но бедной девушке, чтобы потом всю жизнь упрекать ее этим. Ему будет доставлять удовольствие унижать девушку, которая пойдет за него замуж из-за денег. Ахову даже нравится, что Агния озорная и смелая, – ведь так сладко будет смотреть на преклонение непокорной. Его даже не интересует, любит ли его девушка, достаточно того, что она принимает от него богатые подарки. Она просто обязана его любить. Ахов даже в шутку не может считать соперником своего бедного и трусоватого племянника Ипполита.

На сцене – три стены комнаты с двумя окнами и дверями. И вот в этих незамысловатых декорациях разыгрываются нешуточные страсти. Гордая, своенравная Агния в ярко-красном сарафане (молодая актриса Анна Панина) пользуется у матери почти неограниченной свободой. Анне удалось прекрасно передать характер бедной, но строптивой купеческой дочери, которая хочет любить, но ее избранник должен быть смел и храбр. Она сама приглашает молодого человека в дом. Ипполит (великолепная игра Леонида Тарасенко) нерешителен, зависим от дядюшки, но очень влюблен. Леонид прекрасно показывает своего героя в развитии, в переходах от смущения к смелости, потом опять назад, в нерешительность, порой в трусость, и, в конце концов, в отчаянную, граничащую с сумасшествием, храбрость, - и все это ради любимой. Матушка Агнии (актриса Валентина Лаптева) хочет выдать дочь за Ипполита. Валентина очень точно сыграла роль вдовы-купчихи, муж которой мучил ее всю жизнь, но не сломил ее характер. Даже в бедности она осталось гордой и ценит чувства, а не деньги. Очень убедительна актриса Ирина Юрина в роли Феоны, ключницы и дальней родственницы Ахова. Как она прекрасно понимает характер своего хозяина, как жалеет умного, но слабого «Эпполитку», как предвидит возможный ход событий! Даже небольшая роль кухарки Маланьи (Елена Болгова) сыграна актрисой точно и тонко. Елена показала обычную глупую и бестолковую служанку, и у нее это получилось очень естественно. Босой служка в красной косоворотке (Юрий Майоров) появляется в спектакле всего два раза, но играет свою роль без слов очень убедительно. Пожалуй, небольшие роли без слов – самые трудные в пьесах, потому что в них важны жесты, выражения лица, эмоции. И, конечно, самая колоритная фигура во всей пьесе – это купец Ахов. Актер и режиссер Михаил Коротин в этой роли просто бесподобен. Трудно поверить, что веселый, дружелюбный Михаил может сыграть такого высокомерного эгоиста, верящего только в силу денег. Вот уж поистине перевоплощение человека на сцене!

Конечно, в чем-то Ахов прав: совсем без денег не прожить. Как ни крути, «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда», - пусть не черной икры, но хотя бы хлеба. А.Н.Островский остается реалистом, и бедному робкому влюбленному Ипполиту дают согласие на брак лишь после того, как ему удается «отвоевать» свои кровно заработанные деньги у дядюшки-скупердяя.

Но в целом драматург «зло» наказывает с большим удовольствием. И демонстрирует простую истину – когда речь идет о чувствах искренних и крепких, деньги не так уж сильны. Вот чего никак не ожидал самовлюбленный и самоуверенный Ермил Зотыч, так это сопротивления и самой гордой Агнии, и ее независимой матушки Дарьи Федосеевны, а главное, своего всегда трусоватого племянника. Но любовь творит чудеса – и умный, но забитый Ипполит решается на бунт против дядюшки ради любимой девушки. Ведь Агния недвусмысленно сказала, что любит только храбрых мужчин.

Как же хотел Ахов посмеяться-покуражиться над своим племянником, когда пришел свататься к Агнии и в шутку посадил Ипполита как жениха рядом с девушкой! Но шутить начинают над ним самим. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку умереть через неделю после свадьбы. А когда Ахов, чтобы компенсировать нанесенную ему обиду, предлагает Дарье Федосеевне обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадьбу, если молодые в свадебных нарядах выметут метлами его двор на глазах у гостей, Круглова отказывается отдать дочь на позорище, даже если Ермил Зотыч ее озолотит. И остается Ахов в дураках, ведь недаром говорится в русской пословице: «Не всё коту масленица, бывает и Великий пост».

Сергей Клочек очень бережно относится к классическому тексту ХIХ века – не осовременивает его, не изменяет лексику, не превращает купцов в менеджеров, и, тем не менее, режиссер вычерчивает точную схему современных человеческих отношений. Крупным планом дает С. Клочек столкновение двух типов морали и поведения, двух различных мировоззрений, представлений о морально-нравственных критериях.

И зрителю, оказывается, этого вполне достаточно: аналогии возникают сами собой, а герои превращаются в наших современников.

Что необходимо, чтобы спектакль получился? Обычно на это вопрос отвечают стандартно: неожиданное режиссерское решение, поиск точек соприкосновения с сегодняшними реалиями. Об актерах обычно не говорят, ведь они просто делают то, что требует от них режиссер.

Но мне хочется сказать как раз об актерах, выходящих из тени режиссерской фигуры на свет подмостков. Сергей Клочек из тех режиссеров, которые позволяют своим актерам после долгих репетиций появиться на сцене, чтобы остаться один на один со зрителем. И актеры понимают, что именно без них, актеров, спектакль невозможен. Сам же режиссер остается в тени, и зритель вспоминает о нем только тогда, когда в конце спектакля он выходит на сцену и становится рядом со своими актерами.

Вот так и рождается настоящий театр. И пусть актеры в театре «Антреприза» не профессионалы, и пусть сцена так мала, что в некоторые моменты режиссеру приходится переносить действие в зрительный зал, и пусть, может быть, кто-то найдет в спектакле какие-то недочеты и недоработки, но вчера на наших глазах произошло чудо, чудо искусства, называемое «театр».

Сергей Клочек сказал мне после спектакля, что собирается ставить Чехова. Ставьте, Сергей Вячеславович, ставьте, а мы обязательно придем на Ваш спектакль и опять убедимся, что классика – это очень современно!

Людмила Ларионова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: