Краткие методические указания.




Сольное пение

 

Программа для вокального отделения

Детской музыкальной школы

Срок реализации – 5 лет

 

 

 

Составитель:

Алексеева Ольга Николаевна

Преподаватель вокала и хора

МOУДОД «ДМШ № 5» г. Саратова

 

 

Саратов 2008г.

Пояснительная записка.

 

Данная учебная программа рассчитана на пятилетний курс обучения детей, поступающих в детскую музыкальную школу в возрасте 10-13 лет.

Основной целью программы является приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, формирование вокально-исполнительских умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Задачи обучения.

Формирование и развитие у учащихся:

· художественного восприятия музыки;

· певческих навыков;

· бережного отношения к слову, навыков работы с текстом;

· навыков сольного исполнения сопровождением фортепиано, навыков работы с фонограммой.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. Продуманный выбор учебного материала является важнейшим фактором, способствующим успешному и всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося. Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразности составленного индивидуального плана, правильности подобранных упражнений.

Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут.

Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на мероприятиях текущей и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, итоговом экзамене.

Особо одаренные учащиеся могут принимать участие в больших праздничных и тематических концертах.

 

За учебный год в классе сольного пения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

· младшие классы: 10-12

· старшие классы: 8-10

 

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально – художественного кругозора детей. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

 

В младших классах учащиеся проходят:

1-2 вокализа,

9-10 несложных произведений с текстом.

В старших классах:

1-2 вокализа,

7-8 нетрудных вокальных произведений с текстом.

На переводных экзаменах учащиеся исполняют 2-3 произведения, пройденные в течение года.

 

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащийся к окончанию обучения должен научиться исполнять произведения различные по стилю и характеру, русских современных и зарубежных композиторов, народные песни.

Учащийся должен приобрести следующие навыки:

* чистота интонации;

* чистота и естественность тембра;

* элементарные основы певческого дыхания;

* владение основами legato, non legato, staccato;

* отчетливая дикция при осознанном формировании согласных и гласных звуков;

* элементарное владение музыкальной формой.

 

Программа выпускного экзамена:

 

1. Романс русского композитора

2. Романс зарубежного композитора (эпоха классицизма или эпохи романтизма)

3. Народная песня (в обработке современного композитора)

4. Песня или романс современного композитора (русского или зарубежного)

Примечание: Зарубежную музыку лучше всего исполнять на языке оригинала.

 

Краткие методические указания.

Формирование вокальных навыков.

С первых же уроков по постановке голоса необходимо развивать у учащегося чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

 

Певческая установка и дыхание.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и на певческое дыхание (грудо-брюшное или костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.

Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении.

 

Звуковедение и дикция.

В младших классах необходимо формировать естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкую атаку звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

В старших классах продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у учащихся навык пения на «зевке», т.е. высоком положении верхнего неба.

 

Работа над формированием исполнительских навыков.

1. Анализ словесного текста и его содержания.

2. Грамотное чтение нотного текста.

3. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

4. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и т.д.).

5. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.

6. Различные виды динамики.

7. Многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого; замедления; ускорения); различные виды фермат.

 

 

Примерные программы для младших классов.

 

1. Абт Вокализ № 1

2. Абт Вокализ № 2

3. М. Красев «Осень»

4. Р.н.п. обр. А. Егорова «Не летай соловей»

5. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Во поле береза стояла»

6. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Ходила младешенька»

7. Немецкая народная песня обр. Потапенко «Гусята»

8. В. Калинников «Киска»

9. Моцарт – Флис «Колыбельная»

10. Ц. Кюи «Майский день»

11. Т. Попатенко «Котенок и щенок»

12. М. Красев «Летний вальс»

Примерные программы для старших классов.

I

1. Абт Вокализ № 10

2. Абт Вокализ № 14

3. Гендель Dignare

4. Бетховен «Пастушья песня»

5. А. Варламов «Горные вершины»

6. М. Глинка «Ты соловушка умолкни»

7. Р.н.п. обр. Локтева «Ой по над Волгой»

8. Ю. Чичков «Свирель да рожок»

9. Ф. Лей «История любви»

 

ΙΙ

 

1. Абт Вокализ № 11

2. Абт Вокализ № 15

3. Дж. Перголези «Stabat Matеr № 3»

4. И. Брамс «Колыбельная»

5. А. Варламов «На заре ты ее не буди»

6. А. Яковлев «Зимний вечер»

7. Р.н.п. в обр. Шохина «Над полями да над чистыми»

8. А. Пахмутова «Русский вальс»

9. Л. Уэббер «Память»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: