Причины
Точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность).
К социальным факторам относят длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
Основные симптомы
1. Неготовность к школьному обучению, освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
2. Незрелость эмоционально-волевой сферы, психический инфантилизм.
3. Недостаточный объем представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; бедный словарный запас; аграмматичная фразовая речь.
4. Нарушения психологической базы по типу задержанного психического развития: преобладание игровой деятельности, несформированность учебной мотивации; низкий уровень целенаправленности деятельности, снижение саморегуляции и самоконтроля; неустойчивое, кратковременное внимание; несформированность произвольного запоминания, логических способов запоминания, кратковременность памяти; наглядно-действенный и наглядно-образный уровень развития мышления, трудности анализа, синтеза, классификации предметов; замедленность, узость и фрагментарность восприятия; снижение регулирующей функции речи.
5. Возможна школьная дезадаптация, трудности в общении с окружающими, нарушения поведения.
|
6. Замедленный темп формирования общеучебных и предметных навыков: навыков письма, чтения и счета; возможны дисграфии, дислексии, дизорфография, дискалькулии.
Образовательные потребности обучающихся с ЗПР
- в побуждении познавательной активности для формирования устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
- в совершенствовании психических процессов (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.)
- в формировании и развитии у детей целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля собственной деятельности;
- в совершенствовании общих интеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения общих существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);
- в развитии личностной сферы (развитие эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции собственной деятельности, самостоятельности и ответственности за своим поступки);
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия;
- в усилении регулирующей функции слова;
- в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении перегрузок.
Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии
7. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 1, 2).
|
Вариант 7.1
· образование обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме.
· Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
· Дети могут находиться в среде с нормально развивающимися сверстниками.
Вариант 7.2
· Образование обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях.
· Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов, приемов, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
· Образование детей может проходить в отдельных группах, классах, специальных образовательных организациях.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения
1. Формирование устойчивости познавательной мотивации, стимуляции познавательной активности.
2. Развитие восприятия различной модальности.
3. Развитие внимания.
4. Развитие всех видов памяти (слухо-речевой памяти).
5. Развитие мыслительных процессов.
6. Развитие языковых и речевых средств.
7. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
8. Развитие произвольной деятельности.
9. Развитие эмоционально-волевой сферы: целеполагание, планирование и прогнозирование деятельности.
10. Развитие контроля и самоконтроля, оценивания и самооценивания.
11. Формирование осознанной саморегуляции деятельности и поведения.
12. Развитие пространственной ориентировки.