Основные направления психолого-педагогического сопровождения




Причины

 

Точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность).

К социальным факторам относят длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

 


Основные симптомы

1. Неготовность к школьному обучению, освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.

2. Незрелость эмоционально-волевой сферы, психический инфантилизм.

3. Недостаточный объем представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; бедный словарный запас; аграмматичная фразовая речь.

4. Нарушения психологической базы по типу задержанного психического развития: преобладание игровой деятельности, несформированность учебной мотивации; низкий уровень целенаправленности деятельности, снижение саморегуляции и самоконтроля; неустойчивое, кратковременное внимание; несформированность произвольного запоминания, логических способов запоминания, кратковременность памяти; наглядно-действенный и наглядно-образный уровень развития мышления, трудности анализа, синтеза, классификации предметов; замедленность, узость и фрагментарность восприятия; снижение регулирующей функции речи.

5. Возможна школьная дезадаптация, трудности в общении с окружающими, нарушения поведения.

6. Замедленный темп формирования общеучебных и предметных навыков: навыков письма, чтения и счета; возможны дисграфии, дислексии, дизорфография, дискалькулии.


Образовательные потребности обучающихся с ЗПР

- в побуждении познавательной активности для формирования устойчивой познавательной мотивации;

- в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

- в совершенствовании психических процессов (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.)

- в формировании и развитии у детей целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля собственной деятельности;

- в совершенствовании общих интеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения общих существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

- в развитии личностной сферы (развитие эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции собственной деятельности, самостоятельности и ответственности за своим поступки);

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия;

- в усилении регулирующей функции слова;

- в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении перегрузок.


Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии

7. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 1, 2).

Вариант 7.1

· образование обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме.

· Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

· Дети могут находиться в среде с нормально развивающимися сверстниками.

Вариант 7.2

· Образование обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях.

· Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов, приемов, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

· Образование детей может проходить в отдельных группах, классах, специальных образовательных организациях.


 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

1. Формирование устойчивости познавательной мотивации, стимуляции познавательной активности.

2. Развитие восприятия различной модальности.

3. Развитие внимания.

4. Развитие всех видов памяти (слухо-речевой памяти).

5. Развитие мыслительных процессов.

6. Развитие языковых и речевых средств.

7. Коррекция нарушений устной и письменной речи.

8. Развитие произвольной деятельности.

9. Развитие эмоционально-волевой сферы: целеполагание, планирование и прогнозирование деятельности.

10. Развитие контроля и самоконтроля, оценивания и самооценивания.

11. Формирование осознанной саморегуляции деятельности и поведения.

12. Развитие пространственной ориентировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: