Подходы к оценке эффективности деятельности.




Росмолодежь как исполнитель молодежной политики в РФ: оценка деятельности и эффективности агентства.

Молодежная политика — это неотъемлемая часть государственной политики, от которой в целом зависит будущее страны. В ходе ее выстраивается своеобразный фундамент для дальнейшего существования и расширения государства. Но, как известно, государство не является единственным участником жизни общества: масс-медиа, интернет, частные организации тоже имеют свойство влиять на социум, ровно, как и часто заявлять о своих интересах. Молодежь подвергается влиянию с самых разных сторон, и, как это предполагается, может свернуть с нужного (государству) пути. Сегодня молодежь является особой группой электората: молодежь может пойти на участки, а может остаться дома. При этом непонятно, за кого она будет голосовать. Поэтому воспитательный процесс, согласно властным установкам, должен быть направлен «на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества». Но на что действительно должна быть она направлена?

Будучи довольно специфическим направлением законодательной и исполнительной власти, тема молодежной политики поднимается часто. Кроме этого, исследователями ярко выделяется проблема оценки эффективности проводимых мероприятий, существующие модели не раскрывают истинного положения дел, поэтому предлагаются различные модели оценки эффективности.

В Российской Федерации в сфере реализации молодежной политики присутствует довольно много акторов: вплоть до инициативных граждан. Но речь пойдет о Федеральном Агентстве по Делам Молодежи, также известном как Росмолодёжь. Организация молодежной политики в РФ проделала довольно длинный путь. С 1993 до 2000 года этим занимался Государственный комитет по делам молодежи, с 2000 по 2004 его полномочия были переданы Департаменту государственной молодежной политики, в 2007 снова был восстановлен Государственный комитет по делам молодежи. И лишь весной 2008 Госкомитет был преобразован в Федеральное Агентство по Делам Молодежи, который действует до сих пор. ФАДМ, или же Росмолодежь является федеральным органом исполнительной власти.[1] В мае 2018 года Агентство было передано в распоряжение Правительству РФ, согласно указу[2], подписанным Президентом.

Формальная часть

Итак, что же делает данное агентство согласно нормативным документам? Молодежная политика, которую она осуществляет — это «формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей приобщение российской молодёжи к ответственности за судьбу своей Родины, сопричастности к её судьбе»[3]. Из этого вытекает, что Росмолодежь занимается патриотическим и гражданским воспитанием. Действительно, в качестве одной из подведомственных организаций в структуре ФАДМ числится Роспатриотцентр, который этим и занимается. В структуре Росмолодежи существуют подведомственные ей учреждения, которые тоже определяют деятельность Агентства, всего их 5:

1. Роспредприниматель — центр содействия молодежному предпринимательству

2. Упомянутый Роспатриотцентр — центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи

3. Ресурсный Молодежный Центр — центр развития молодежного сотрудничества

4. Роскультцентр — центр поддержки творческих инициатив

5. Российский детско-юношеский центр

Также существуют региональные отделения Росмолодёжи. ФАДМ имеет полномочия предоставлять государственную поддержку детским и молодежным общественным организациям. На сегодняшний день в данном списке находится 21 общественная организация. Структура Росмолодежи, как это видно, включает в себя достаточное количество аспектов молодежной политики. Основную идею организации, исходя из положений, можно сформулировать как «направляй и помогай».

Непосредственно способы реализации приведены во II разделе положения «О Федеральном агентстве по делам молодежи»[4]. Помимо общих задач, Росмолодежь «организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности» и «реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»[5]. Летом 2017 года Росмолодёжью была запущена Автоматизированная информационная система «Молодёжь России». АИС представляет собой единую платформу для регистрации на региональные, окружные и федеральные мероприятия и форумы, способствующую вовлечению молодежи в реализацию государственной молодежной политики. Росмолодежь является больше координирующим органом, многие события реализуется подведомственными ей организациями. Интересный момент представляет из себя Федеральная Программа «Ты — предприниматель», которая раньше являлась «Экономическим направлением движения Наши». Многие из руководящего состава ФАДМ — бывшие «молодогвардейцы» Единой России.

Молодежная повестка.

Как уже было сказано, многие семинары конференции, конгрессы и т.д. реализуются Росмолодёжью, но для более полного понимания ситуации нужно немного углубиться. Возьмем пример форума «Селигер», который проводился с 2005 по 2014 год. Изначально форум был организован инициативной группой движения «Наши», которая, как известно, была создана Администрацией Президента. К слову, между АП и ФАДМ существуют особенные отношения: для них характерна текучка кадров, часто люди из Росмолодежи переходят на должности в АП (особенно в Управление Общественных Проектов и Управление Внутренними Проектами)[6], иногда даже заявляют, что ФАДМ находится зоне влияния первой[7]. Форум по своей сути являлся некоторой площадкой для подготовки будущих и самих участников движения «Наши», которое, хоть и провозглашала идеи патриотизма, гражданственности и суверенности российского народа все же делала это неправильно: с большой опорой на милитаризм[8]. С 2011 года площадка передана в ведение Росмолодежи, сегодня же площадка подведомственна Роспатриотцентру.

К 2015 году данный форум, по всей видимости, исчерпал себя, и под предлогом «сокращай, но улучшай», в качестве его преемника, под руководством ФАДМ был создан форум «Территория Смыслов», также большее внимание и финансирование было уделено форуму «Таврида». Молодежная повестка, которая и так была важной чертой электоральных циклов и состояния социума встала еще острее: если раньше молодёжь была во многом маргинализирована, не имела большого политического веса, и власти даже попустительствовали разгулу национализма[9], то уже начиная с протестов на Болотной Площади ситуация поменялась, вплоть до недавних акций Штаба Навального с широко известными фотографиями задержанных школьников, не то что бы студентов. Более того, можно сказать, что режим сам способствовал созданию такой ситуации: ликвидировав относительно не привлекающий внимания «разгул нацизма»[10] и припугивая левую непарламентскую оппозицию, я считаю, что вполне вероятно утверждать, что молодежи осталось выбирать ничего, кроме популистских антиправительственных лозунгов.

Именно поэтому существует необходимость в получении голосов и умов этой особой социальной группы. Именно поэтому, участникам-победителям форумов выделяются гранты на реализацию. Именно поэтому, высокопоставленные лица не раз выступали на подобных форумах. Всё это — часть механизма создания лояльной к власти молодежи. При этом, можно сказать, что цели этого механизма разноплановые:

1. Электоральные циклы

i. Речь идет о молодёжи как об особой социальной группе, которая представляет большую электоральную ценность: целых 25% от всех участников выборов[11].

2. Идеологическая обработка (в т.ч. и поддерживаемыми сторонними организациями).

i. Отличительная особенность молодежи состоит в том, что она является «потенцией, готовой к любому начинанию»[12], вопрос состоит в ее нужной идеологической обработке.

ii. Создание образа режима как помощника человека: деятельность Росмолодежи (которая, по сути, и есть детище режима) направлена на поддержку молодёжи. Однако, помогает ли она?

3. Кооптация

i. Многие работники ФАДМ являются выходцами из молодежных крыльев партий, особенно МГЕР. В соответствии с ситуацией текучки кадров (особенно в АП), можно утверждать, что должность или работа в Агентстве может служить ещё и социальным лифтом.

ii. Так или иначе, победители и призёры форумов могут приобретать полезные знакомства в процессе получения и реализации грантов.

Подходы к оценке эффективности деятельности.

Эффективность здесь определяется как достижение поставленных целей и социальных эффектов.

Вариант А): оценка эффективности проводимой политики исходя из статистических и количественных данных.

Данный вариант оценки эффективности молодёжной политики предполагает ведение отчетов по установленной форме, которая содержит в себе нужное количество пунктов, включающих в себя такие показатели, как количество (а иногда даже и просто наличие) молодежных организаций, сколько тематических мероприятий проводилось за определенный период, формы занятости молодежи и т.д. Предполагается, что в соответствии с этим, такой перечень статистических данных мог бы объективно оценивать проведение молодежной политики. Реализация такого подхода в РФ носило название «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ», проекта, представленного Министерством спорта, туризма и молодежной политики. На мой взгляд, это слишком узкий подход к данной проблеме: наличие нужного количества определенных учреждений и составленная картина состояния молодежи исходя из условных факторов наличия чего-либо дает неполную картину эффективности проводимой политики. Достаточно ли N мероприятий, организованных ФАДМ? Соответствие каким-либо критериям не говорит о реальном результате. Выводы по данной статистике могут варьироваться в больших границах, в зависимости от того, кто и согласно каким критериям «достаточности» будет это сводить в один результат. Единственное, что может быть показателем — тема с грантами и их реализацией, но, опять же, это довольно узкий аспект и он может выявить только приблизительную картину положения. Росмолодёжь предоставляет ежегодные отчёты только по количеству вовлеченных и объемов финансирования и выделенных грантов. Репрезентативно? Может быть.

Вариант Б): оценка эффективности через заказ социологических исследований и мониторинга.

Данную роль брали на себя организации, изучающие общественное мнение, которые публиковали результаты в СМИ (впрочем, как и сейчас), но ФАДМ подобным не занимался до запроса правительства[13]. Мониторинг касаемо эффективности всех направлений молодежной политики не производится, в качестве такого чаще всего утверждается мониторинг чувства патриотизма. (с присущими ему вопросами в духе «вы чувствуете себя патриотом?). Оно не охватывает все сферы молодежной политики и складывается не только под воздействием Росмолодежи и подведомственных ей учреждений, но и под влиянием масс-медиа, международной ситуации и государственной политики как таковой. Конечно, можно попытаться отождествить данные понятия, но, скорее всего, результаты окажутся, что называется, «притянутыми за уши».

 

Я предлагаю Вариант В):

Более конкретными данными о мнении людей, по моему мнению, является обратная связь, фидбек субъектов молодежной политики по соответствующим вопросам. Это дало бы реально важные показатели оценки тех или иных мероприятий, совместив которые уже можно вывести более релевантные результаты, вскроется реальная картина. Помимо самих участников данных мероприятий стоит также подвергать опросу и тех, на кого направлена та или иная акция, а также косвенно вовлеченных в это граждан: наблюдателей, людей, связанных с участниками. Увы, на сегодняшний день такая практика почти отсутствует: разве что наличие «листа с отзывами и пожеланиями» на глобальных мероприятиях или же коротких интервью участников форумов в репортажах новостных каналов может быть рассмотрено как фидбек с таких позиций.[14] Крайне важно также проводить мониторинг девиантных групп молодёжи: это точно сможет выявить недостатки молодёжной политики. Это вполне оправдано, даже в ситуации, когда большинство молодежи ведомы популистскими лозунгами или же наоборот, придерживаются крайне радикальных позиций. Тем не менее, даже несмотря на критику статистического и количественного метода оценки, их опытом и результатами нельзя пренебрегать: отслеживать рост числа организаций и вовлеченных граждан в данную политику, производить мониторинг важных критериев и общественного мнения в любом случае необходимо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: