ТЕМА 1. ОБЩЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
1. Широкое и узкое определение общения.
2. Диалогичность как характеристика субъект-субъектных отношений.
3. Уровни анализа общения.
4. Структура общения.
5. Виды общения.
6. Функции общения.
1. Каган М.С. Мир общения. М., 1988, с.3-62 (проблема общения в истории культуры); с.199-251 (виды и разновидности общения); с.283-313 (функции общения).
2. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии,
1988, № 4.
3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с.242-248 (общение как базовая категория психологии).
5. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 1993, с.12-50 (виды целенаправленного общения).
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 433-460 (диалог у Достоевского)
1. Широкое и узкое определение общения
Человек становится личностью в обществе других людей. Обусловлено это прежде всего тем, что человеческая деятельность по своей сути социальна, коллективна, распределена между людьми. В процессе общения осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, а также представлениями, идеями, чувствами. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. В отличие от предметной деятельности, результатом общения является не преобразование предмета, а изменения отношений между людьми. Если предметную деятельность можно описать схемой "субъект-объект" (человек воздействует на объект), то общение охватывает особый класс отношений - субъект-субъектные отношения, которые представляют собой не воздействие, а взаимодействие.
|
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь, 1985).
“Общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития” (Б.Ф.Ломов), ибо:
1. В процессе общения осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, чувствами.
2. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат - это не преобразованный предмет, а отношения.
Поэтому для общей психологии первостепенное значение имеет изучение роли общения в формировании и развитии различных форм и уровней психического отражения, в психическом развитии индивида, в формировании индивидуального сознания, психологического склада личности, особенно того, как индивиды овладевают исторически сложившимися средствами и способами общения и какое влияние оно оказывает на психические процессы, состояния и свойства.
Общение и психика внутренне связаны. В актах общения осуществляется как бы презентация “внутреннего мира” субъекта другим субъектам и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого “внутреннего мира”.
Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений - субъект-субъектные.
|
Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров:
- восприятие уникальности партнера;
- переживание его ценности;
- предоставление ему свободы.
Это определяющие факторы общения, их отсутствие ведет к другому виду межличностного взаимодействия: управление, обслуживание, коммуникация (М.С.Каган, Эткинд).
Пассивный партнер | |||
Цель | Средство | ||
Активный партнер | Цель | Общение | Управление |
Средство | Обслуживание | Коммуникация |
Диалогичность как характеристика субъект-субъектных отношений
Основной характеристикой субъект-субъектных отношений является их диалогичность.
Понятие “диалогичность” введено М.Бахтиным при анализе творчества Достоевского. Основное достижение Достоевского, по мнению Бахтина, - полифонический роман, особенностью которого является то, что идейный материал представлен в ряде самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями. Среди них далеко не на первом месте - философские воззрения самого автора.
Диалогический метод - особый способ представления внутреннего мира героев, который позволяет их личностным содержаниям свободно взаимодействовать. Сам процесс этого взаимодействия есть диалог, а формы взаимодействия - различные виды диалогических отношений.
Диалог - свободное взаимодействие личностных содержаний.
|
Единство мысли и отношения к ней - та неделимая единица, между которыми возможно взаимодействие.
Выражение своего отношения к объекту означает определение своей позиции в системе социально значимых отношений по отношению к другим людям, а следовательно, предполагает коммуникативную установку. Вне коммуникативной ситуации выражение своего отношения к какому-либо объекту смысла не имеет.
С.Л.Братченко (Межличностный диалог и его основные атрибуты/Психология с человеческим лицом): диалог, диалогический принцип - один из важнейших элементов гуманистической психологии, гуманитарной парадигмы в психологии. Выделяет следующие основные атрибуты межличностного диалога:
- свобода собеседников;
- равноправие (взаимное признание свободы друг друга);
- личностный контакт на основе сопереживания и взаимопонимания.
“Согласно гуманистической традиции, важнейшим атрибутом личности, одним из “экзистенциалов человеческого существования” (Франкл) является свобода. Соответственно, исходное определение на межличностном уровне: диалог есть свободное общение свободных людей, коммуникативная форма существования свободы. Диалог “на высшем уровне” имеет место там и постольку, где и поскольку в общение вступают люди как свободные суверенные личности” (С.Братченко).
Свобода от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, на которые ориентируется руководство, воспитание, риторика и другие способы воздействия. Межличностный диалог вообще не имеет конкретной цели, центрирован на процессе, нет “комплекса Дейла Карнеги”, важна не цель, а последствия.
Равноправие. Для операционализации этого понятия в контексте проблем общения предлагается конструкт коммуникативные права личности (КПЛ). Среди основных:
- на свою систему ценностей;
- на самодерминацию (быть ответственным субъектом, со-автором общения);
- на достоинство и его уважение;
- на индивидуальность и своеобразие, на отличие от собеседника;
- на независимость и суверенитет;
- на свободную, ничем не регламентированную мысль;
- на оттаивание своих прав.
Более частные:
- право на позицию, точку зрения;
- на свободное изъявление своей позиции (право голоса);
- на отстаивание и защиту своей позиции;
- на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности);
- на понимание собеседника, на прояснение для себя его позиции, точки зрения;
- на вопрос к собеседнику;
- на сомнение в отношении любых суждений;
- на несогласие с позицией собеседника;
- на высказывание сомнения или несогласия;
- на изменение, развитие своей позиции, точки зрения;
- на искреннее заблуждение и ошибку;
- на чувства и переживания и открытое их выражение;
- на сокровенную, на непубличную сферу;
- строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника;
- на завершение общения.
Уровни анализа общения
Конкретно-психологическое исследование общения требует разработки представлений о его структуре и динамике. Исследуя структуру общения можно говорить о трех уровнях анализа (Ломов):
I. Макроуровень - анализ общения индивида рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Этот уровень предполагает изучение развития общения в интервалах времени, сопоставимых с длительностью жизни человека.
Общение на этом уровне можно рассматривать как сложную развивающуюся сеть взаимосвязей. Если рассматривать любую такую линию, то первое, что обнаружится - прерывность общения, изменение его интенсивности.
Общественные институты, классовые, семейные, национальные отношения определяют кто, с кем, по какому поводу вступает в общение. Здесь психология смыкается с социологией. Этот уровень является основным в исследованиях личности, мотивационной сферы и межличностных отношений. Круг психологических проблем этого уровня:
- проблемы развития форм общения;
- их зависимость от существующих в данном обществе (группе) норм, традиций и правил поведения;
- взаимоотношения общения и индивидуального сознания;
- возрастные особенности психики;
- развитие характера, способностей, потребностей и мотивов, формирование жизненных планов и т.д.
II. Мезауровень относится к изучению отдельных контактов, в которые вступают люди. Речь идет о тех моментах их жизни, когда они решают ту или иную задачу совместно. В этом сложном процессе можно выделить те моменты, которые выступают действительно как общение, как взаимодействие. Каждый такой момент можно назвать периодом общения. Дело здесь не в длительности, а в содержании, в теме.
На этом уровне важно раскрыть динамику общения, развитие его темы, выявить используемые средства, т.е. рассмотреть общение как процесс, в ходе которого и осуществляется обмен идеями, представлениями, переживаниями и т.д.
III. Микроуровень - изучение отдельных сопряженных актов общения, которые выступают в роли своеобразных элементарных его единиц. Элементарная единица общения - это именно сопряженный акт. Он включает не только действие одного из индивидов, но и связанное с ним со-действие(или противодействие) партнера. Анализ речевого общения позволяет выделить 3 основных простых вида циклов:
сообщение - отношение к нему
вопрос - ответ
побуждение к действию - выполнение
Эти циклы могут образовывать сложные формы взаимодействия, чередуясь во времени, включаясь друг в друга, “пересекаясь”.
Структура общения
В любом акте общения можно выделить три стороны, или три взаимосвязанных аспекта. В реальном процессе общения они не отделены друг от друга, но каждый из них имеет свое содержание и свои средства реализации:
Аспект | Содержание | Средства |
Коммуникативный | Обмен информацией | Речь Экстра- и паралингвистические средства Мимика Жест Организация пространства |
Интерактивный | Обмен влияниями | Заражение Убеждение Внушение Подражание |
Перцептивный | Обмен Я-образами | Идентификация Эмпатия Рефлексия Каузальная атрибуция |
Виды общения
Сложность и многоплановость процесса общения не дает возможности классифицировать виды общения по одному какому-то основанию. В зависимости от того, что принимается в качестве основания классификации, можно представить следующие виды общения.
1. В качестве основания классификации выступает субъект-субъектная схема (М.С.Каган). Тогда выделяются:
А. Общение с реальным партнером (с подлинным субъектом), которое включает:
1) межличностное общение;
2) представительское общение (субъекты выступают прежде всего как представители определенных групп);
3) межгрупповое общение;
4) общение культур.
Б. Общение с иллюзорным партнером (с субъективированным объектом):
а) с животными;
б) с вещами;
в) с явлениями природы.
В. Общение с воображаемым партнером (с квазисубъектом):
а) общение с собой, со своим вторым "Я";
б) с мифологическими и художественными образами и их создателями;
в) с образом отсутствующего реального человека.