В. Общение воображаемых партнеров между собой (общение квазисубъектов - художественных персонажей).




 

2. А.А.Леонтьев в зависимости от того, какая сторона ситуации общения преобладает, выделяет: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение.

 

3. В.Н.Сагатовский по критерию отношения к партнеру выделяет:

- манипулирование;

- рефлексивная игра (один человек в проекте своей деятельности учитывает “контрпроект” другого, но не признает за ним самоценности и стремится к “выигрышу”, к реализации своего проекта;

- правовое общение;

- нравственное общение.

4. По предмету общения выделяют: деловое и светское общение.

Деловое - учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы.

Светское - суть в беспредметности, т.е. люди говорят то, что “положено” в подобном случае. Это закрытое общение, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют значения и не определяются характером коммуникации.

Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт - “соблюдай интересы другого”;

2) одобрение, согласие - “не порицай другого”;

3) симпатия - “будь доброжелателен, приветлив”.

Кодекс делового общения:

1) принцип кооперативности - “твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора”;

2) принцип достаточности информации - “говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент”;

3) принцип качества информации - “не ври”;

4) принцип целесообразности - “не отклоняйся от темы, сумей найти решение”;

5) “выражай мысль ясно и убедительно для собеседника”;

6) “умей слушать и понять чужую мысль”;

7) “умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела”.

 

5. Все возможные типы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, можно условно сгруппировать по параметру “эффективности-неэффективности” с точки зрения реализации целей общения. Т.е. ответить на вопрос:

какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для установления и развития личных контактов и положительных взаимоотношений с партнером, а какие - для оказания прямого психологического воздействия.

В зависимости от целей специально организованного общения В.А.Соснин и П.А.Лунев выделяют:

А. Понимающее общение - целенаправленное взаимодействие, которое ориентировано на понимание и проявление уважения к личности собеседника. Понимающее общение состоит из неоценочных реакций на высказывания партнера и его эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительным межличностным отношениям, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. (синоним - рефлексивное общение): при общении я как “зеркало смотрю” в его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его глазами безо всякого оценивания.

Б. Директивное общение - целенаправленное взаимодействие, которое ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на другого человека для достижения своих целей. Директивное общение состоит из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели: достижение взаимовыгодных соглашений, психологическое воздействие на партнера, отстаивание своих интересов в условиях разногласий или конфликтов, собственная защита от агрессивных нападок и угроз.

Оба вида общения могут выступать также в своих неэффективных формах. Так, неэффективной формой понимающего общения является принижающе-уступчивое общение, а неэффективной формой директивного - защитно-агрессивное.

Принижающе-уступчивое общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

Защитно-агрессивное общение - целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить собеседника, игнорирует его потребности и интересы.

 

Важно в реальных взаимодействиях соединять директивное и понимающее общение. В целенаправленных взаимодействиях недостаточно быть просто директивным - просто занимать и отстаивать свою позицию, никогда ее не меняя; энергично “продавать” свои идеи; просто настойчиво или слишком настойчиво следовать к достижению цели. Если вы хотите, чтобы другие люди внесли больший вклад в нужное вам дело или были более склонны следовать за вами, как правило, необходимо учитывать их потребности и интересы, стремиться получить для этого определенную информацию; необходимо изменять свою точку зрения.

Любое реальное эффективное общение должно включать директивные и понимающие реакции и по возможности исключать защитно-агрессивные и принижающе-уступчивые.

 

Стиль общения - это образ действий, который извлекается из одного какого-то типа ситуаций и проявляется в сложных (с точки зрения определенного типа ситуации) случаях (Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков). Поскольку “образ” того или иного стиля связан с общением в одной из “базовых” ситуаций, то конкретное включение тех или иных механизмов социального восприятия, воздействия и защиты от него определяется этой “базовой” ситуацией.

Если считать, что стиль общения - это просто б о льшая готовность человека к той или иной ситуации, можно говорить о трех основных стилях: ритуальном (межгрупповая ситуация), манипулятивном (деловая ситуация), гуманистическом (межличностная).

А. Ритуальное общение. Партнер вообще не воспринимается как личность. Главная цель такого общения - не изменение партнера, а подтверждение себя, подкрепление своей связи с группой, своих установок, ценностей, мнений и т.д. Такое общение отличает ненаправленность на другого, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. Главное - следование определенной профессиональной или межличностной роли. Здесь важна коммуникативная компетентность, поскольку ритуалы обусловлены культурными нормами. Коммуникативная сторона диктуется особенностями конкретного ритуала.

В ритуальном общении никогда или почти никогда не стоит задача изменения мнения партнеров. С другой стороны, существуют сложные ритуалы, в которые включены приемы воздействия (например, защита диссертации).

Б. Манипулятивное общение. Партнер рассматривается как средство для достижения собственных целей, т.е. как совокупность функциональных качеств. Здесь прежде всего действуют стереотипизация и атрибуция.

Вместо образа себя подсовываем партнеру стереотип, который считаем наиболее выгодным в данный момент. И дело не в том, имеет он отношение к реальности или он ложен - главное, что в представлении о себе происходит как бы разъединение на составные части - роли, функции, качества, каждая из которых может быть использована как разменная монета в манипулятивном общении. Отсюда - происходит манипуляция не только партнером, но и собой.

Самоподача: фрагментарность, упор на стереотип, выдвижение ложных мотивов и причин действий.

Все приемы и методы воздействия приобретают важнейшее значение, поскольку задача - изменить собеседника.

В. Гуманистическое общение. Партнер выступает как уникальный, свободный, самоценный субъект. Главное здесь - конгруэнтность партнеров, их опыта, сознания и коммуникации.

“Если человек действительно конгруэнтен, то вся его коммуникация должна существовать в контексте его личного восприятия” (К.Роджерс).

Перцептивная сторона гуманистического общения включает эмпатию, идентификацию. Коммуникативная сторона - обоюдная суггестия, совместное изменение.

Интерактивная сторона: взаимопонимание, активное слушание, сопереживание.

 

 

6. Функции общения

 

В жизни человека общение выполняет различные функции. Так, Б.Ф.Ломов выделяет 3 класса функций общения:

а) информационно-коммуникативная функция (сюда относятся все те

процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации);

б) регуляционно-коммуникативная функция (регуляция поведения);

в) аффективно-коммуникативная функция (воздействие на эмоциональную сферу).

М.С.Каган считает, что можно выделить 4 функциональных ситуации, которыми исчерпываются заключенные в общении функциональные возможности:

1. Цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов.

2. Цель общения заключается в нем самом.

3. Цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.

4. Целью общения является приобщение его инициатора к ценностям партнера.

По мнению Б.Д.Парыгина общение может выступать как:

1) способ проявления человеческой сущности;

2) фактор становления человека, язык и сознание - продукты общения;

3) условие существования и органическая потребность человека;

4) фактор существования общности;

5) источник информации;

6) фактор, определяющий поведение и проявления психики индивида

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: