Оценка выпуска и реализации продукции начинается с анализа динамики изменения среднегодового темпа роста выпуска и реализации продукции. Для этого составим таблицы 2.2, 2.3, где определяем базисные и цепные темпы роста выпуска и реализации продукции, используя данные из приложений А,Б, В.
Таблица 2.2 – Динамика производства и реализации глазированного печенья в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн.руб. | Темпы роста,% | Объем реализации, млн.руб. | Темпы роста,% | ||
базис ные | цеп ные | базис ные | цеп ные | |||
10 164 | 10 348 | |||||
10 682 | 105,1 | 105,1 | 12 052 | 116,47 | 116,47 | |
11 289 | 111,07 | 105,68 | 12 334 | 119,19 | 102,34 | |
12 015 | 118,21 | 106,43 | 12 948 | 125,13 | 104,98 | |
12 420 | 122,2 | 103,37 | 13 015 | 125,77 | 100,52 |
Таблица 2.3 – Динамика производства и реализации конфет в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн.руб. | Темпы роста,% | Объем реализации, млн.руб. | Темпы роста,% | ||
базис ные | цеп ные | базис ные | цеп ные | |||
8 400 | 8 231 | |||||
8 635 | 102,8 | 102,8 | 8 965 | 108,92 | 108,92 | |
9 269 | 110,35 | 107,34 | 9 456 | 114,88 | 105,48 | |
9 361 | 111,44 | 100,1 | 9 963 | 121,04 | 105,36 | |
10 142 | 120,74 | 108,34 | 10 587 | 128,62 | 106,26 |
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции за год рассчитывается по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:
Среднегодовой темп роста выпуска глазированного печенья:
Трвп = , (43)
где Т1, Т2, Т3, Т4, Т5 - цепные темпы роста выпуска за соответствующие года
n – число рассматриваемых лет
Трвп = =
= 1,0514 = 105,14 %
Трпр = 105,14 – 100 = 5,14 %
Тррп = , (44)
где Т1, Т2, Т3, Т4, Т5 - цепные темпы роста реализации за соответствующие года
n – число рассматриваемых лет
Тррп = =
= 1,059 = 105,9 %
Тпр = 105,9 – 100 = 5,9 %
Среднегодовой темп роста выпуска конфет рассчитываем также по формулам 43, 44:
Трвп = =
= 1,0459 = 104,59 %
Трпр = 104,59 – 100 = 4,59 %
Тррп = =
= 1,065 = 106,5 %
Тпр = 106,5 – 100 = 6,5 %
Анализируя динамику выпуска глазированного печенья и конфет, можно отметить, что в целом наблюдается рост производства и реализации данных видов продукции. Из таблицы 2.1 и 2.2 видно, что за пять лет объем производства глазированного печенья возрос на 22,2,%, а у конфет – на 20,74%, объем реализации глазированного печенья возрос на 25,77%, а у конфет – на 28,62%. Темпы роста реализации выше темпов роста производства, что свидетельствует о высоком спросе на эти виды продукции. Можно отметить, что в целом среднегодовой тем роста производства печенья составило 5,14%, а среднегодовой темп роста реализации данного продукта за анализируемый период составил 5,9%. Аналогичная ситуация наблюдается по производству конфет, так за пять лет среднегодовой темп роста выпуска конфет составил 4,59%, а среднегодовой темп роста реализации – 6,5%.
В дальнейшем необходимо провести оценку изменения выпуска и реализации двух видов продукции за счет следующих факторов:
-За счет изменения выпуска и реализации продукции в натуральных единицах;
-За счет изменения цены единицы продукции;
-За счет изменения структурных сдвигов в составе выпускаемой и реализованной продукции.
С целью выявления факторов, влияющих на изменение выпуска продукции составляем таблицы исходных данных 2.4, 2.6:
Таблица 2.4 – Исходные данные для оценки изменения выпуска продукции за 2006 – 2007 года
Наименование продукции | Объем выпуска продукции, кг | Цена за единицу продукции, руб. | Структура выпускаемой продукции, % | |||
Глазированное печенье | 64 215 | 66 565 | 175,8 | 180,5 | 0,459 | 0,481 |
Конфеты | 75 388 | 71 908 | 122,95 | 130,18 | 0,541 | 0,519 |
Итого | 139 603 | 138 473 | - | - | 1,00 | 1,00 |
На основании данной таблицы 2.3 рассчитаем следующие показатели с применением формул 27 - 34:
-Объем выпуска продукции в денежном выражении в 2006 году:
VВП2006 = ВП2006 * Ц2006
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВП2006 = 64 215 * 175,8 = 11 288 997 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВП2006 = 75 388 * 122,95 = 9 268 954,6 рублей.
-Объем выпуска продукции в 2007 году в натуральных единицах при цене единицы продукции 2006 года:
VВПвп = ВП2007 * Ц2006
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВПвп = 66 565 * 175,8 = 11 702 127 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВПвп = 71 908 * 122,95 = 8 841 088,6 рублей.
Объем выпуска продукции 2007 года:
VВП2007 = ВП2007 * Ц2007
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВП2007 = 66 565 * 180,5 = 12 014 982,5 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВП2007 = 71 908 * 130,18 = 9 360 983,44 рублей.
На основании данных показателей рассчитываем изменения объема выпуска продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения выпуска продукции в натуральных единицах:
∆VВПВП = VВПВП – VВП2006
а) изменения выпуска глазированного печенья:
∆VВПВП = 11 702 127 – 11 288 997 = 413 130 рублей
б) изменения выпуска конфет:
∆VВПВП = 8 841 088,6 – 9 268 954,6 = - 427 866 рублей.
- за счет изменения цены единицы продукции:
∆VВПц. = VВП2007 – VВПВП
а) изменения цены единицы продукции глазированного печенья:
∆VВПц. = 12 014 982,5 – 11 702 127 = 312 855,5 рублей
б) изменения цены единицы продукции конфет:
∆VВПц. = 9 360 983,44 – 8 841 088,6 = 519 894,84 рублей.
Общие изменения:
∆VВП общ. = VВП2007 – VВП2006
-для глазированного печенья:
∆VВП общ. = 12 014 982,5 – 11 288 997 = 725 985,5 рублей для конфет:
∆VВП общ. = 9 360 983,44 – 9 268 954,6 = 92 028,84 рублей.
С целью оценки изменения общего объема производства продукции за счет факторов применяем следующую факторную модель:
VВП = ∑ (ВПобщ.н.ед. * Удi * Цi), (45)
где ВПобщ.н.ед. – общий объем выпуска
Удi – структура выпускаемой продукции
Цi – цена единицы продукции.
VВП в 2006 году:
VВП2006 = (139 603 * 0,459 * 175,8) + (139 603 * 0,541 * 122,95) =
= 11 264 873,20 + 9 285 826,17 = 20 550 699,36 рублей.
VВП при выпущенной продукции в 2007 году:
VВПвп2007 = (138 473 * 0,459 * 175,8) + (138 473 * 0,541 * 122,95) =
= 11 173 691,01 + 9 210 663,14 = 20 384 354,16 рублей.
VВП при объеме и структуре 2007 года:
VВПУд = (138 473 * 0,481 * 175,8) + (138 473 * 0,519 * 122,95) =
= 11 709 249,19 + 8 836 107,53 = 20 545 356,71 рублей.
VВП в 2007 году:
VВП2007 = (138 473 * 0,481 * 180,5) + (138 473 * 0,519 * 130,18) =
= 12 022 295,10 + 9 355 709,46 = 21 378 004,55 рублей.
На основе данных показателей определяем изменение объема выпуска двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения выпуска продукции в натуральных единицах:
ΔVВПвп = VВПвп2007 – VВП2006
ΔVВПвп = 20 384 354,16 – 20 550 699,36 = - 166 345,21 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
ΔVВПц = VВП2007 – VВПУд
ΔVВПц = 21 378 004,55 – 20 545 356,71 = 832 647,84 рублей
- за счет изменения структуры:
ΔVВПУд = VВПУд - VВПвп2007
ΔVВПУд = 20 545 356,71 – 20 384 354,16 = 161 002,56 рублей
- общее изменение:
ΔVВПобщ = VВП2007 - VВП2006
ΔVВПобщ = 21 378 004,55 – 20 550 699,36 = 827 305,19 рублей.
Результаты факторного анализа выпуска двух видов продукции отразим в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Результаты изменения выпуска продукции в 2007 году по
сравнению с 2006 годом
Наименование продукции | Изменения | |||
общие | в том числе: | |||
VВПд.ед | цены | структуры | ||
глазированное Печенье | 725 985,5 | 413 130 | 312 855,5 | - |
конфеты | 92 028,84 | - 427 866 | 519 894,34 | - |
всего | 827 305,19 | - 166 345,21 | 832 647,84 | 161 002,56 |
Влияние факторов на изменение выпуска двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом отображены на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Влияние факторов на изменение выпуска двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Оценка изменения объема выпуска глазированного печенья в 2007 году по сравнению с 2006 годом показывает, что в целом объем выпуска печенья увеличился на 725 985,5 рублей. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-увеличение выпуска глазированного печенья на 2 350 кг (66 565 – 64 215) позволило увеличить объем выпуска глазированного печенья на 413 130 рублей;
-увеличение цены на 4,70 рубля (180,5 – 175,8) позволило увеличить объем выпуска глазированного печенья на 312 855,5 рублей.
Оценка изменения объема выпуска конфет в 2007 году по сравнению с 2006 годом показывает, что в целом объем выпуска конфет увеличился на 92 028,84 рубля. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-уменьшение выпуска конфет на 3 480 кг (71 908 – 75 388) позволило снизить объем выпуска конфет на 427 866 рублей;
-увеличение цены на 7,23 рублей (130,18 – 122,95) позволило увеличить объем выпуска конфет на 519 894,34 рубля.
Оценка изменения объема выпуска продукции по двум видам продукции показала, что в целом в 2007 году по сравнению с 2006 годом объем выпуска увеличился на сумму 827 305,19 рублей, в том числе:
- увеличение выпуска глазированного печенья на 2 350 кг и уменьшение выпуска конфет на 3 480 кг привело к уменьшению объема выпуска продукции в денежном выражении на сумму 166 345,21 рубля;
- увеличение цены за 1 кг печенья на сумму 4,70 рубля и за 1 кг конфет - на 7,23 рублей позволило дополнительно выпустить продукции в денежном выражении на сумму 832 647,84 рубля;
- изменение структуры выпущенных продукций (печенья, конфет) позволило увеличить объем выпуска продукции в денежном выражении на сумму 161 002,56 рубля, что показывает увеличение объема продукции в натуральных единицах более дорогостоящей продукции.
На основании данной таблицы 2.5 рассчитаем следующие показатели с
Таблица 2.6 – Исходные данные для оценки изменения выпуска продукции за 2007 – 2008 года
Наименование продукции | Объем выпуска продукции, кг | Цена за единицу продукции, руб. | Структура выпускаемой продукции, % | |||
Глазированное печенье | 66 565 | 67 869 | 180,5 | 0,481 | 0,475 | |
Конфеты | 71 908 | 74 959 | 130,18 | 135,31 | 0,519 | 0,525 |
Итого | 138 473 | 142 828 | - | - | 1,00 | 1,00 |
применением формул 27 - 34:
-Объем выпуска продукции в денежном выражении в 2007 году:
VВП2007 = ВП2007 * Ц2007
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВП2007 = 66 565 * 180,5 = 12 014 982,5 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВП2007 = 71 908 * 130,18 = 9 360 983,44 рублей
-Объем выпуска продукции в 2008 году в натуральных единицах при цене единицы продукции 2007 года:
VВПвп = ВП2008 * Ц2007
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВПвп = 67 869 * 180,5 = 12 250 354,5 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВПвп = 74 959 * 130,18 = 9 758 162,62 рублей
-Объем выпуска продукции 2008 года:
VВП2008 = ВП2008 * Ц2008
1)объем выпуска глазированного печенья:
VВП2008 = 67 869 * 183 = 12 420 027 рублей
2)объем выпуска конфет:
VВП2008 = 74 959 * 135,31 = 10 142 702,29 рублей.
На основании данных показателей рассчитываем изменения объема выпуска продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения выпуска продукции в натуральных единицах:
∆VВПВП = VВПВП – VВП2007
а) изменения выпуска глазированного печенья:
∆VВПВП = 12 250 354,5 - 12 014 982,5 = 235 372 рубля
б) изменения выпуска конфет:
∆VВПВП = 9 758 162,62 - 9 360 983,44 = 397 179,18 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
∆VВПц. = VВП2008 – VВПВП
а) изменения цены единицы продукции глазированного печенья:
∆VВПц. = 12 420 027 - 12 250 354,5 = 169 672,5 рублей
б) изменения цены единицы продукции конфет:
∆VВПц. = 10 142 702,29 - 9 758 162,62 = 384 539,67 рублей
-Общие изменения:
∆VВП общ. = VВП2008 – VВП2007
а) для глазированного печенья:
∆VВП общ. = 12 420 027 - 12 014 982,5 = 405 044,5 рублей
б) для конфет:
∆VВП общ. = 10 142 702,29 - 9 360 983,44 = 781 718,85 рублей.
С целью оценки изменения общего объема производства продукции за счет факторов применяем факторную модель (45):
VВП = ∑ (ВПобщ.н.ед. * Удi * Цi),
VВП в 2007 году:
VВП2007 = (138 473 * 0,481 *180,5) + (138 473 * 0,519 * 130,18) =
= 12 022 295,10 + 9 355 709,46 = 21 378 004,55 рублей.
VВП при выпущенной продукции в 2008 году:
VВПвп2008 = (142 828 * 0,481 * 180,5) + (142 828 * 0,519 * 130,18) =
= 12 400 398,37 + 9 649 948,15 = 22 050 346,53 рублей.
VВП при объеме и структуре 2008 года:
VВПУд = (142 828 * 0,475 * 180,5) + (142 828 * 0,525 * 130,18) =
= 12 245 715,65 + 9 761 508,25 = 22 007 223,90 рублей.
VВП в 2008 году:
VВП2008 = (142 828 * 0,475 * 183) + (142 828 * 0,525 * 135,31) =
= 12 415 323,9 + 10 146 179,76 = 22 561 503,66 рублей.
На основе данных показателей определяем изменение объема выпуска двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения выпуска продукции в натуральных единицах:
ΔVВПвп = VВПвп2008 – VВП2007
ΔVВПвп = 22 050 346,53 - 21 378 004,55 = 672 341,97 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
ΔVВПц = VВП2008 – VВПУд
ΔVВПц = 22 561 503,66 - 22 007 223,90 = 554 279,76 рублей
- за счет изменения структуры:
ΔVВПУд = VВПУд - VВПвп2008
ΔVВПУд = 22 007 223,90 - 22 050 346,53 = - 43 122,63 рублей
- общее изменение:
ΔVВПобщ = VВП2008 - VВП2007
ΔVВПобщ = 22 561 503,66 - 21 378 004,55 = 1 183 499,10 рублей.
Результаты факторного анализа выпуска двух видов продукции отразим в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Результаты изменения выпуска продукции в 2008 году по
сравнению с 2007 годом
Наименование продукции | Изменения | |||
общие | в том числе: | |||
VВПд.ед | цены | структуры | ||
глазированное печенье | 405 044,5 | 235 372 | 169 672,5 | - |
конфеты | 781 718,85 | 397 179,18 | 384 539,67 | - |
всего | 1 183 499,10 | 672 341,97 | 554 279,76 | - 43 122,63 |
Влияние факторов на изменение выпуска двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом изобразим на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Влияние факторов на изменение выпуска двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом
Оценка изменения объема выпуска глазированного печенья в 2008 году по сравнению с 2007 годом показывает, что в целом объем выпуска печенья увеличился на 405 044,5 рублей. На это увеличение повлияли следующие факторы:
увеличение выпуска глазированного печенья на 1 304 кг (67 869 – 66 565) позволило увеличить объем выпуска глазированного печенья на 235 372 рублей;
увеличение цены на 2,50 рубля (183 – 180,5) позволило увеличить объем выпуска глазированного печенья на 169 672,5 рублей;
Оценка изменения объема выпуска конфет в 2008 году по сравнению с 2007 годом показывает, что в целом объем выпуска конфет увеличился на 781 718,85 рублей. На это увеличение повлияли следующие факторы:
увеличение выпуска конфет на 3 051 кг (74 959 – 71 908) позволило увеличить объем выпуска конфет на 397 179,18 рублей;
увеличение цены на 5,13 рублей (135,31 – 130,18) позволило увеличить объем выпуска конфет на 384 539,67 рубля;
Оценка изменения выпуска продукции по двум видам показала, что в целом в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем выпуска увеличился на сумму 1 183 499,10 рублей, в том числе:
- увеличение выпуска печенья на 1 304 кг и увеличение выпуска конфет на 3 051 кг привело к увеличению объема выпуска продукций в денежном выражении на сумму 672 341,97 рублей;
- увеличение цены за 1 кг печенья на сумму 2,50 рубля и за 1 кг конфет на – 5,13 рублей позволило дополнительно выпустить продукции в денежном выражении на сумму 554 279,76 рублей;
- изменение структуры выпуска продукций (печенья, конфет) привело к снижению объема выпуска продукций в денежном выражении на сумму 43 122,63 рубля.
С целью выявления факторов, влияющих на изменение реализации продукции составим таблицы исходных данных 2,8, 2,10.
Таблица 2.8 – Исходные данные для оценки изменения реализации продукции за 2006 – 2007 года
Наименование продукции | Объем реализации продукции, кг | Цена за единицу продукции, руб. | Структура реализованной продукции, % | |||
Глазированное печенье | 70 159 | 71 734 | 175,8 | 180,5 | 0,477 | 0,484 |
Конфеты | 76 909 | 76 532 | 122,95 | 130,18 | 0,523 | 0,516 |
Итого | 147 068 | 148 266 | - | - | 1,00 | 1,00 |
На основании данной таблицы 2.8 рассчитаем следующие показатели с применением формул 35 - 42:
-Объем реализации продукции в денежном выражении в 2006 году:
VРП2006 = РП2006 * Ц2006
1)объем реализации глазированного печенья:
VРП2006 = 70 159 * 175,8 = 12 333 952,2 рублей
2)объем выпуска конфет:
VРП2006 = 76 909 * 122,95 = 9 455 961,55 рублей.
-Объем реализации продукции в 2007 году в натуральных единицах при цене единицы продукции 2006 года:
VРПрп = РП2007 * Ц2006
1)объем реализации глазированного печенья:
VРПрп = 71 734 * 175,8 = 12 610 837,2 рублей
2)объем реализации конфет:
VРПрп = 76 532 * 122,95 = 9 409 609,4 рублей.
-Объем реализации продукции 2007 года:
VРП2007 = РП2007 * Ц2007
1)объем реализации глазированного печенья:
VРП2007 = 71 734 * 180,5 = 12 947 987 рублей
2)объем реализации конфет:
VРП2007 = 76 532 * 130,18 = 9 962 935,76 рублей.
На основании данных показателей рассчитываем изменения объема реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения реализации продукции в натуральных единицах:
∆VРПрп = VРПрп – VРП2006
а) изменения реализации глазированного печенья:
∆VРПрп = 12 610 837,2 - 12 333 952,2 = 276 885 рублей
б) изменения реализации конфет:
∆VРПрп = 9 409 609,4 - 9 455 961,55 = - 46 352,15 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
∆VРПц. = VРП2007 – VРПрп
а) изменения цены единицы продукции глазированного печенья:
∆VРПц. = 12 947 987 - 12 610 837,2 = 337 149,8 рублей
б) изменения цены единицы продукции конфет:
∆VРПц. = 9 962 935,76 - 9 409 609,4 = 553 326,36 рублей
-Общие изменения:
∆VРП общ. = VРП2007 – VРП2006
а) для глазированного печенья:
∆VВП общ. = 12 947 987 - 12 333 952,2 = 614 034,8 рублей
б) для конфет:
∆VВП общ. = 9 962 935,76 - 9 455 961,55 = 506 974,21 рублей.
С целью оценки изменения общего объема реализации продукции за счет факторов применяем следующую факторную модель:
VРП = ∑ (РПобщ.н.ед. * Удi * Цi), (46)
где РПобщ.н.ед. – общий объем реализации
Удi – структура реализуемой продукции
Цi – цена единицы продукции.
VРП в 2006 году:
VРП2006 = (147 068 * 0,477 * 175,8) + (147 068 * 0,523 * 122,95) =
= 12 332 622,45 + 9 456 891,54 = 21 789 513,99 рублей.
VРП при реализованной продукции в 2007 году:
VРПрп2007 = (148 266 * 0,477 * 175,8) + (148 266 * 0,523 * 122,95) =
= 12 433 082,66 + 9 533 926,36 = 21 967 009,02 рублей.
VРП при объеме и структуре 2007 года:
VРПУд = (148 266 * 0,484 * 175,8) + (148 266 * 0,516 * 122,95) =
= 12 615 538,8 + 9 406 321,23 = 22 021 860,02 рублей.
VРП в 2007 году:
VРП2007 = (148 266 * 0,484 * 180,5) + (148 266 * 0,516 * 130,18) =
= 12 952 814,29 + 9 959 454,23 = 22 912 268,52 рублей.
На основе данных показателей определяем изменение объема реализации двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения реализации продукции в натуральных единицах:
ΔVРПрп = VРПрп2007 – VРП2006
ΔVРПрп = 21 967 009,02 - 21 789 513,99 = 177 495,03 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
ΔVРПц = VРП2007 – VРПУд
ΔVРПц = 22 912 268,52 - 22 021 860,02 = 890 408,50 рублей
- за счет изменения структуры:
ΔVРПУд = VРПУд - VРПрп2007
ΔVРПУд = 22 021 860,02 - 21 967 009,02 = 54 851,00 рублей
- общее изменение:
ΔVРПобщ = VРП2007 - VРП2006
ΔVРПобщ = 22 912 268,52 - 21 789 513,99 = 1 122 754,52 рублей.
Результаты факторного анализа реализации двух видов продукции отразим в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Результаты изменения реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Наименование продукции | Изменения | |||
общие | в том числе: | |||
VРПд.ед | цены | структуры | ||
глазированное Печенье | 614 034,8 | 276 885 | 337 149,8 | - |
конфеты | 506 974,21 | - 46 352,15 | 553 326,36 | - |
всего | 1 122 754,52 | 177 495,02 | 890 408,50 | 54 851,00 |
Факторы, влияющие на изменение реализации двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом отобразим на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Влияние факторов на изменение реализации двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Оценка изменения объема реализации глазированного печенья в 2007 году по сравнению с 2006 годом показывает, что в целом объем реализации печенья увеличился на 614 034,8 рублей. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-увеличение реализации глазированного печенья на 1 575 кг (71 734 – 70 159) позволило увеличить объем реализации глазированного печенья на 276 885 рублей;
-увеличение цены на 4,70 рубля (180,4 – 175,8) позволило увеличить объем реализации глазированного печенья на 337 149,8 рублей;
Оценка изменения объема реализации конфет в 2007 году по сравнению с 2006 годом показывает, что в целом объем реализации конфет увеличился на 506 974,21 рубля. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-уменьшение реализации конфет на 377 кг (76 532 – 76 909) позволило снизить объем реализации конфет на 46 352,15 рублей;
-увеличение цены на 7,23 рублей (130,18 – 122,95) позволило увеличить объем реализации конфет на 553 326,36 рублей;
Оценка изменения объема реализации по двум видам продукции показала, что в целом в 2007 году по сравнению с 2006 годом объем реализации увеличился на сумму 1 122 754,52 рубля, в том числе:
- увеличение реализации печенья на 1 575 кг и уменьшение реализации конфет на 377 кг привело к увеличению объема реализации продукций в денежном выражении на сумму 177 495,02 рублей;
- увеличение цены за 1 кг печенья на сумму 4,70 рубля и за 1 кг конфет на 7,23 рублей позволило дополнительно реализовать продукции в денежном выражении на сумму 890 408,50 рублей;
- изменение структуры реализованных продукций (глазированного печенья, конфет) позволило увеличить объем реализации продукций в денежном выражение на сумму 54 851 рублей, что показывает увеличение объема реализации в натуральном выражении более дорогостоящей продукции.
На основании данной таблицы 2.10 рассчитаем следующие показатели с применением формул 35 - 42:
Объем реализации продукции в денежном выражении в 2007 году:
VРП2007 = РП2007 * Ц2007
1)объем реализации глазированного печенья:
VРП2007 = 71 734 * 180,5 = 12 947 987 рублей
2)объем реализации конфет:
VРП2007 = 76 532 * 130,18 = 9 962 935,76 рублей.
Таблица 2.10 – Исходные данные для оценки изменения реализации продукции за 2007 – 2008 года
Наименование продукции | Объем реализации продукции, кг | Цена за единицу продукции, руб. | Структура реализуемой продукции, % | |||
Глазированное печенье | 71 734 | 71 120 | 180,5 | 0,484 | 0,476 | |
Конфеты | 76 532 | 78 243 | 130,18 | 135,31 | 0,516 | 0,524 |
Итого | 148 266 | 149 363 | - | - | 1,00 | 1,00 |
Объем реализации продукции в 2008 году в натуральных единицах при цене единицы продукции 2007 года:
VРПрп = РП2008 * Ц2007
1)объем реализации глазированного печенья:
VРПрп = 71 120 *180,5 = 12 837 160 рублей
2)объем реализации конфет:
VРПрп = 78 243 * 130,18 = 10 185 673,74 рублей.
-Объем реализации продукции 2008 года:
VРП2008 = РП2008 * Ц2008
1)объем реализации глазированного печенья:
VРП2008 = 71 120 * 183 = 13 014 960 рублей
2)объем реализации конфет:
VРП2008 = 78 243 * 135,31 = 10 587 060,33 рублей.
На основании данных показателей рассчитываем изменения объема реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения реализации продукции в натуральных единицах:
∆VРПрП = VРПрп – VРП2007
а) изменения реализации глазированного печенья:
∆VРПрП = 12 837 160 - 12 947 987 = - 110 827 рублей
б) изменения реализации конфет:
∆VРПрП = 10 185 673,74 - 9 962 935,76 = 222 737,98 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
∆VРПц. = VРП2008 – VРПрп
а) изменения цены единицы продукции глазированного печенья:
∆VРПц. = 13 014 960 - 12 837 160 = 177 800 рублей
б) изменения цены единицы продукции конфет:
∆VРПц. = 10 587 060,33 - 10 185 673,74 = 401 386,59 рублей
Общие изменения:
∆VРП общ. = VРП2008 – VРП2007
а) для глазированного печенья:
∆VРП общ. = 13 014 960 – 12 947 987 = 66 973 рублей
б) для конфет:
∆VРП общ. = 10 587 060,33 – 9 962 935,76 = 624 124,57 рублей.
С целью оценки изменения общего объема реализации продукции за счет факторов применяем факторную модель (46):
VРП = ∑ (РПобщ.н.ед. * Удi * Цi),
VРП в 2007 году:
VРП2007 = (148 266 * 180,5 * 0,484) + (148 266 * 130,18 * 0,516) =
= 12 952 814,29 + 9 959 454,23 = 22 912 268,52 рублей.
VРП при реализованной продукции в 2008 году:
VРПрп2008 = (149 363 * 180,5 * 0,484) + (149 363 * 130,18 * 0,516) =
= 13 048 650,41 + 10 033 142,88 = 23 081 793,28 рублей.
VРП при объеме и структуре 2008 года:
VРПУд = (149 363 * 0,476 * 180,5) + (149 363 * 0,524 * 130,18) =
= 12 832 970,23 + 10 188 695,48 = 23 021 665,71 рублей.
VРП в 2008 году:
VРП2008 = (149 363 *0,476 * 183) + (149 363 * 0,524 * 135,31) =
= 13 010 712,20 + 10 590 201,15 = 23 600 913,35 рублей.
На основе данных показателей определяем изменение объема реализации двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет следующих факторов:
- за счет изменения реализации продукции в натуральных единицах:
ΔVРПрп = VРПрп2008 – VРП2007
ΔVРПрп = 23 081 793,28 - 22 912 268,52 = 169 524,76 рублей
- за счет изменения цены единицы продукции:
ΔVРПц = VРП2008 – VРПУд
ΔVРПц = 23 600 913,35 - 23 021 665,71 = 579 247,64 рублей
- за счет изменения структуры:
ΔVРПУд = VРПУд - VРПрп2008
ΔVРПУд = 23 021 665,71 - 23 081 793,28 = - 60 127,57 рублей
- общее изменение:
ΔVРПобщ = VРП2008 - VРП2007
ΔVРПобщ = 23 600 913,35 - 22 912 268,52 = 688 644,83 рублей
Результаты факторного анализа реализации двух видов продукции отразим в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Результаты изменения реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом
Наименование продукции | Изменения | |||
общие | в том числе: | |||
VРПд.ед | цены | структуры | ||
глазированное Печенье | 66 973 | -110 827 | 177 800 | - |
конфеты | 624 124,57 | 222 737,98 | 401 386,59 | - |
всего | 688 644,84 | 169 524,77 | 579 247,64 | - 60 127,57 |
Факторы, которые влияют на изменение реализации двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом изображены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Влияние факторов на изменение реализации двух видов продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом
Оценка изменения объема реализации глазированного печенья в 2008 году по сравнению с 2007 годом показывает, что в целом объем реализации печенья увеличился на 66 973 рубля. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-уменьшение реализации глазированного печенья на 614 кг (71 120 – 71 734) позволило снизить объем реализации глазированного печенья на 110 827 рублей;
-увеличение цены на 2,50 рубля (183 – 180,5) позволило увеличить объем реализации глазированного печенья на 177 800 рублей;
Оценка изменения объема реализации конфет в 2008 году по сравнению с 2007 годом показывает, что в целом объем реализации конфет увеличился на 624 124,57 рублей. На это увеличение повлияли следующие факторы:
-увеличение реализации конфет на 1 711 кг (78 243 – 76 532) позволило увеличить объем реализации конфет на 222 737,98 рублей;
-увеличение цены на 5,13 рублей (135,31 – 130,18) позволило увеличить объем реализации конфет на 401 386,59 рублей;
Оценка изменения объема реализации по двум видам продукции показала, что в целом в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем реализации увеличился на сумму 688 644,84 рубля, в том числе:
- уменьшение реализации глазированного печенья на 614 кг и увеличение реализации конфет на 1 711 кг привело к увеличению объема реализации продукций в денежном выражении на сумму 169 524,77 рубля;
- увеличение цены за 1 кг глазированного печенья на сумму 2,50 рубля и за 1 кг конфет на 5,13 рублей позволило дополнительно реализовать продукции в денежном выражении на сумму 579 247,64 рублей;
- изменение структуры реализованных продукций (печенья, конфет) привело к снижению объема реализации продукций в денежном выражении на сумму 60 127,57 рублей, что показывает уменьшение объема реализации в натуральных единицах более дорогостоящей продукции.