М начала складываться в конце 19 нач 20в.
Методика еще в эпоху позднего Ренессанса(до начала 18в) не была самост ветвью в педагогике. Академик Щерба – 1 из первых поставил? о научности методики.Щ – научность М сост в широком исп-и анализа изучаемых явлений и привлечении данных смежных наук. «–» его теории – недооценка роли синтетических исследований, преувеличение роли анализа в М. Лиховицкий (1984г) М – наука стыковая(опирается на смежные науки и исп свои собств концепции и теор решения) – 1) теор курс, уч дисциплина в вузе 2) наука, имеющ экспериментальн базу 3) совокупность форм, методов и приемов учителя, т.е. технология Методика обучения иностранным языкам – наука, исследует цели, средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале ин.яз. М – (Климентенко, Миролюбова) – 1) совокупность методов и приемов, напр к овладению языками (в более узком смысле – как комплекс приемов, служащих решению конкр задачи обучения, напр: методика постановки произношения), 2) как прикладная область знаний о методах обуч-я языкам, основанная на данных др наук (технич дисциплина, по выражению Щербы), 3) как самост пед дисципл, изуч спец закономерности своего предмета. М как наука исследует уч д-ть студента, препода. 1) общая методика – исследует процессы изучения ИЯ в общем→ отбор материалов, принципы построения, напр: комп программ и т.д .2) частная методика – изучает процесс преподавания первого ИЯ, напр: особенности изучения фонетики, особенности обуч-я грамматике ИЯ. Цель (цели обуч-я ИЯ – воспитательн, образоват, практ, развивающ)– познакомить слушателей с особенностями преподавания ИЯ в языковом вузе. Задачи 1) знать программные требования по предметам, место ИЯ в уч плане вуза; 2)определить цели и задачи обучения ИЯ в яз вузе; 3)определить содержание образования/ в учебном плане, выделить разл аспекты в соответствии с уч плана; 4) владеть основами теории и практики обучения разл видам навыков и умений в усл яз вуза; 5) отбирать мат для обучения студентов яз вузов разл видам речевой д-ти (РД) РД – умение говорения, чтения, аудирования и письма. 6) составлять экз мат и заданий, оценивать ответы, используя соот критерии и параметры 7) учитывать особенности овладения вторым яз при обучении студентов яз вузов. Основные объекты(более широкое понятие) М: программы, учебники, уч пособия, обеспечивающие обуч-е уч предметам; процесс обучения предмету (уч-воспитательный процесс), включ-щий д-ть У и Уч, осн орг-е формы их взаимод-я (совокупность уроков, внеклассная работа). Предмет(входит в Объект) М – обобщение множества разл моделей взаимод-я всех явл, процессов, связей, отнош той сферы д-ти, кт связана с обучением ИЯ. В предмет М как науки входят все идеальные подсистемы внутри уч предмета, т.е.наши знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содерж, методов обуч-я и др., нах в тесной взаимосвязи др с др. (предмет – подсистемы внутри уч предмета ИЯ, т.е. наши знания о нем) Цели(=аспекты) обуч-я ИЯ: практич, воспитательн, образоват.(т.е. общение, поступки, знания, культура) 2. Методы исследования науки «методика». Метод – научно-фиксированное наблюдение Методика + воспитание 1→обучающая д-ть препода 2→учебная д-ть студентов/учащихся 1) – сумма знаний, методика (навыки и умения)/ орг-я обучения: цели обучения (развивающ, образоват, воспитывающая), содержание, методы и приемы, средства обуч-я, методы исследования. 2) мыслительная д-ть, речевая, общение. Методы исследования: 1) анализ научных источников: умения оценить, вычленить и обобщить инф. 2)изучение и обобщение положит опыта преподов 3) пробное обучение (группа учащихся) – когда препод не имеет научн знаний 4) опытное – напр: внедрение методики в шк Москвы
|
|
5) эксперимент (естественные / перекрестные) – проводится самим преподом (в 1 или неск группах)
6) анкетирование (среди учащихся, преподов, родит) 7) тестирование 8) Беседа 9) хронометрирование (снятие урока на видео, вычисление вр, требуемого для пунктов плана) 10) метод осциллографического анализа (определение резонанса произношения) 3. Связь методики с др науками. Базовые науки, на кт опирается методика:
Лингвистика, педагогика, психология, психолингвистика, дидактика, философия, логика
(диалог культур в искусстве, науке и т.д., для культуры мировоззрения) Смежные науки: социология (затрагиваются разл соц слои), теория информации, методика преподавания русского как иностранного. В перв очередь М как пед дисципл связана с общей пед-кой и дидактикой(Д). Эти отрасли научного знания имеют общий объект – обуч-е, рассматриваемое на разн уровнях. На уровне П обуч-е рассм-ся как 1из аспектов практич пед д-ти в целом – д-ти по передаче общ опыта подрастающим поколениям. Связь м\у М и Д – (Рахманов) – М – это дидактика в действии. Вопросы, связанные с обуч-ем в пед выделяются в особ раздел – дидактику. Д, являясь общей теорией обуч-я, м б применена на практике только воплощенная в какую-нить частную Д, в методику какой-л конкр дисциплины. Д устанавливает общие законы обуч-я, пользуясь эксперимент исследованиями, набл и обобщениями опыта, полученного в рез преподавания какой-л конкр дисциплины: М же при построении того или иного метода основывается на данных дидактики.!Поскольку мы имеем дело с обучением, то М – это в значит мере Д, т.к.речь идет об усвоении, то это физиология, поскольку усваивает личность, то это психология, обучаем мы языку, поэтому М имеет прямое отнош к лингвистике, яз есть одна из знаковых систем, - связь с семиотикой, в обучении имеет место процесс общения – связь с теорией ком-и, в обуч-и д осущ-ся управление, а оно изучается кибернетикой, и т.д.