Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 2 глава




Человеческие пороки нередко зависят как от самой судьбы, так и от условий жизни. Позорящий свою семью, возможно, был бы её опорой, если бы был иначе воспитан и рос в ином окружении. Энергия и сила, которые он проявил в дурном, могли бы произвести много доброго при ином повороте событий.

Тот, кто родился с мягким, добрым и чувствительным сердцем, нередко теряет это сокровище при виде несправедливостей и жестокостей, совершающихся вокруг. Доброе его расположение к людям трансформируется в ненависть, уважениев презрение, готовность делать добро притупляется. в сердце поселяется равнодушие. Жизненная нужда и унижения способны окончательно закрепить такое превращение. Быть честным легко, когда обладаешь всеми благами жизни. В таком положении нетрудно проповедовать правила честности другим.

Если снисходительность простительна даже в отношении пороков, то с тем большим правом должна она использоваться в отношении обыкновенных людских слабостей или смешных сторон характера, от которых не свободен никто. Поэтому не стоит мешать людям наслаждаться легким довольством самим собой, если это никому не вредит. Пусть ваш знакомый думает, что он красивее, ловчее и умнее, чем есть на самом деле. Все подобные мелочи никак не должны возбуждать в вашей душе зависти. Но если речь зайдет о чем-то действительно важном, нужно отстаивать свою точку зрения твердо и решительно.

С помощью снисходительности мы должны прощать и нанесенные нам обиды. Прийти к такому выводу очень просто: ведь оскорбивший или прав, или виноват. В первом случае мы не имеем права жаловаться. Во втором случае он только доказывает, что не знает нас, а значит, его обида, в сущности, направлена на несуществующий объект.

Горько ошибается тот человек, кто ценит в жизни только большие свершения и подвиги, забывая, что главная и большая ее часть проходит в мелочах. Люди, должны обуздать в себе излишнюю требовательность к своим ближним и знакомым и привыкнуть смотреть со снисходительной улыбкой на слабости, перенося их терпеливо и добросердечно и не забывая никогда, что от обыкновенных людей нельзя требовать безусловно разумных поступков.

Всякое дельное, разумное слово, сказанное с благосклонной, снисходительной улыбкой, всегда будет сочувственно воспринято всяким, даже если речь идет о чем-либо неприятном.

Мужество идет обыкновенно рядом с мягкостью характера, и мужественный человек более других способен на великодушие.

Н. В. Шелгунов

То. что называется снисхождением, чаще всего — только справедливость.

Э. Реши

веселый нрав

Улыбка и задорный смех составляют характерные черты человека веселого нрава.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех. кто ею одаривает.

Улыбка длится мгновение, а в памяти порой остается навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Улыбка — отдохновение для уставших, луч света для тех, кто пал духом.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.

Все мы убедились на собственном опыте, что выражение лица гораздо важнее одежды человека. Улыбающийся человек всегда выглядит гораздо симпатичнее, да и чувствует себя счастливым. У людей, общающихся с улыбающимся человеком, поднимается настроение. В таком состоянии гораздо легче улаживать всякие недоразумения..

Человека с улыбкой на лице всегда принимают радушнее, поэтому перед тем, как войти в чей-либо кабинет, старайтесь подумать о чем-то для вас приятном.

Улыбка чаще выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Однако нередко она может отражать и совсем иные чувства, и нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость является проявлением болезненной потребности в одобрении или угодничества перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной маской вежливости.

Смущенная улыбка обычно внезапно появляется и так же внезапно исчезает, граничит с гримасой. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнования.

Кривая улыбка (с одной стороны — улыбка, с другой — опушенный уголок рта) характеризует внутреннее противоречие: сдержанность, сознательно скрываемую за деланной веселостью. Можно наблюдать, например, когда начальник рассказывает анекдот, над которым подчиненные вынуждены смеяться.

Беззвучное невыразительное оскаливание зубов характерно для людей, у которых примитивные побуждения и негативные эмоции, в частности злорадство, стоят намного выше разумного мышления и воли.

Сладкая улыбка типична для ханжей, сентиментальных людей, а также для льстецов.

Старайтесь чаще улыбаться и смеяться. Старое изречение гласит: «Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой. Если ты плачешь, то плачешь один».

Природа дала человеческому организму отличное средство защиты от многих недугов — смех. Даже положительные эмоции могут нанести ущерб здоровью, если они не сопровождаются смехом, который можно рассматривать как серию коротких непрерывных выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе.

«Смехотерапия» является одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния. Смех вызывает не резкую, но глубокую встряску всего организма, что приводит к расслаблению мышц и снижает напряжение, вызываемое стрессами. Углубляется дыхание, объем воздуха, проникающего в легкие, увеличивается втрое, кровь обогащается кислородом, стабилизируется ритм сердца, снижается артериальное давление, организм освобождается от гормона стресса — адреналина.

Смех — это в известном смысле и упражнение, которое способствует улучшению циркуляции крови в области брюшной полости. Посмеявшись, человек чувствует прилив свежих сил. Одновременно смех обусловливает нечувствительность к воздействию обидных слов. В состоянии веселья человек ощущает полноту жизни.

Старайтесь выбирать книги, теле- и радиопередачи так, чтобы они побуждали вас улыбаться и смеяться. По этой же причине предпочтительнее общаться с людьми, наделенными чувством юмора, которые ведут себя не слишком серьезно, которые молоды сердцем.

От людей, у которых мрачное настроение или тяжелый характер, следует держаться подальше. Если вы окружены людьми, которые чувствуют себя радостными и счастливыми, то вы также будете счастливы. Улыбайтесь, и вы получите улыбку в ответ.

Ни в чем так не проявляется характер человека, как в том. что он находит смешным. Если хотите узнать человека и заглянуть в его душу, вникайте не в то, как он говорит, или как молчит, плачет, волнуется, а смотрите, как он смеется: в хорошем смехе проявляется и хороший характер; в глупом смехе — глупость; если рассмеялся и сам стал смешон — нет собственного достоинства; пошлость человека заметна и в его смехе.

Народ, отличающийся веселым нравом,самый лучший из народов. Веселость у французов происходит от их общительности, у итальянцевот воображения, у англичанот оригинальности характера: веселость же немцевфилософическая: они шутят скорее с вещами и с книгами, чем с себе подобными.

Множество людей совсем не умеют смеяться. Впрочем, тут и уметь нечего: это природный дар и его искусственно не создашь. Если разовьешь себя к лучшему и поборешь дурные склонности, тогда и смех твой изменится к лучшему.

Смех должен освещать лицо, а не уродовать его. Красота смеха зависит от искренности чувства. Ничто так не сближает людей, не укрепляет отношение между ними, как хороший, безобидный смех.

Нередко в смехе обнаруживается нечто пошлое, как бы унижающее смеющегося, хотя последний никогда точно не знает о впечатлении, которое производит на окружающих. Иной человек смехом выдает себя, и мы вдруг узнаем всю его подноготную.

Смех бывает радостным, веселым, беззаботным, ненавидящим, издевательским, злорадным, ядовитым, вымученным, искусственным, горьким и сладким. Смех с упором на «а» (ха-ха) является открытым, идущим от сердца, облегчающим, полным согласия с окружающим миром. Смех с упором на «е» (хе-хе) — не слишком приятный, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения. Смех с упором на «и» (хи-хи) отражает скрытность, хитрость, смесь иронии и злорадства. Смех с упором на «о» (хо-хо) является хвастливо-угрожающим, выражающим протест, сомнение. В основе — издевательский. Смех с упором на «у» (ху-ху) больше похож не на смех как таковой, а на попытку скрыть свой страх. Характерен для людей с предрассудками.

Манера человека смеяться во многом определяется его характером. В частности, если при смехе женщина касается мизинцем своих губ, то это означает, что у нее есть собственные представления о «хорошем тоне», грации и женственности и она твердо следует этим представлениям. Кроме того, ей нравится быть в центре внимания.

Человек, прикрывающий во время смеха рот рукой, несколько робок и не слишком уверен в себе. Часто он смущается, предпочитает оставаться в тени, как говорят, «не любит раскрываться». Такому человеку не следует увлекаться самоанализом и чрезмерной самокритикой.

Запрокидывающий при смехе голову доверчив и легковерен, но в то же время у него широкая натура. Иногда он совершает неожиданные поступки, согласуясь лишь со своими чувствами, тогда как ему желательно больше полагаться на разум.

Касающийся при смехе лица рукой скорее всего мечтатель и фантазер, стремящийся осуществить свои грезы, часто совсем нереальные.

Сморщивающий при смехе нос имеет быстро меняющиеся чувства и взгляды. Это эмоциональный и капризный человек, легко поддающийся минутному настроению, чем создает немалые трудности как для себя самого, так и для окружающих.

Смеющийся громко — из разряда людей добросердечных, совестливых, привыкших приспосабливаться к обстановке и к людям. Свои чувства и поступки он держит под контролем, благодаря чему редко кого расстраивает или огорчает.

Держащийся при смехе за подбородок является человеком незаурядного ума, уравновешенным, уверенным в себе. Он деятелен, настойчив (иногда больше, чем нужно). Таким людям желательно иногда смотреть на себя как бы со стороны.

Человек, не имеющий определенной манеры смеяться, принадлежит к индивидуалистам: во всем и всегда в первую очередь руководствуется собственным мнением, пренебрегая мнением других, что многим из его окружения не очень нравится.

Ближайший путь к счастьювеселое настроение: ничто лучше, чем это свойство, не может заменить всякое другое благо,между тем как само оно ничем заменено быть не может.

Веселость — это великое средство для укрепления и подъема нашего духа. Подобно тому, как от солнечного света распускаются цветы и созревают плоды, — веселость, чувство свободы и жизни развивают в нас семена добра, все, что в нас есть лучшего.

Веселье — это небо, под которым цветет все, кроме злобы; это цветок, который рождается на стебле добродетели.

Пусть человек молод, красив, богат, пользуется авторитетом, — при оценке его счастья встает вопрос, весел ли он при всем этом. С другой стороны, если он весел, то безразлично, молод он или стар, беден или богат, — он счастлив. По этому поводу А. Шопенгауэр сказал: «Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав».

Старая мудрость гласит: «Кто много смеется, тот счастлив, а кто много плачет, тот несчастен». По этой причине мы должны широко раскрывать свои двери веселью, когда бы оно ни явилось: ибо оно никогда не приходит не вовремя. Между тем мы часто колеблемся, следует ли допустить его к себе, желаем увериться, действительно ли у нас есть полное основание быть довольными, или же боимся, что оно помешает нашим серьезным размышлениям и важным заботам. Какой прок выйдет из последних, далеко не известно, тогда как веселость представляет собою прямую выгоду. Она. — наличная монета счастья, а не кредитные билеты, —, дает немедленную радость в настоящем и потому есть высшее благо для всего сущего. Веселость означает довольный собою ум, чистое сердце и добрый, любящий характер. Поэтому приобретение и сохранение этого блага мы должны ставить выше других забот.

Главный секрет веселого расположения духа состоит в том, чтобы не позволять пустякам тревожить нас и вместе с тем ценить те маленькие удовольствия, которые выпадают на нашу долю.

Несомненно, что для веселости духа нет менее благоприятного условия, чем богатство, и более благоприятного, чем здоровье: у простых людей мы чаще видим веселые и довольные лица. Нам надлежит, следовательно, прежде всего стремиться к возможно более крепкому здоровью, лучшим выражением которого является веселость. Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут, а веселость облегчает болезнь, бедность и горе.

 

Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.

С. Смайлс

Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы.

Д. Леббок

Пока есть возможность, живите весело!

Сенека

 

Глава вторая

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ

 

СКУПОСТЬ

Скупость — это порок, за которым следуют бессердечье, эгоизм, душевная мелочность и еще много других негативных качеств человеческой личности. Если порок этот овладевает молодым человеком, то он лишается всех честных и хороших качеств.

Скряга измеряет все на вес золота. Кроме денег для него не существует ничего, и страсть к ним с годами не только не слабеет, но, напротив, усиливается все более и более.

Скупые люди обычно не отказывают себе в удовольствиях. Напротив, страсть к удовольствиям нередко бывает началом скряжничества. Для этого стоит только определить стремление к приобретению богатства главной целью своей жизни и отбросить всякую разборчивость в средствах к ее удовлетворению. Сегодня мы видим, что жажда богатства и наживы, столь характерная для власть имущих, по сути дела, лежит в основе нищеты, в которой живет большая часть населения.

Вернейший путь к благосостоянию заключается в умении обуздывать свои желания. Наши истинные нужды вовсе не велики, но жадность и честолюбие могут раздуть их до пределов невозможного.

Итак, скупость можно трактовать как кропотливое искусство сделать богатство — убогим, власть и репутацию — позорными, жизнь — жалкой, смерть — страшной, а наследников — без вины неблагодарными.

Есть много способов разбогатеть, но честных мало; бережливость — один из самых верных. Она может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы. Бережливость — это, образно выражаясь, монетный двор бедняка.

Между тем, люди нередко совершенно неверно называют скупостью бережливость, то есть умение сообразовывать свои доходы с расходами и устраивать благосостояние относительно малыми средствами. Бережливость — самое необходимое качество для домашнего счастья, мирной спокойной жизни и возможной независимости.

Труд, умеренность и порядок, будучи соединенными с умением пренебречь роскошью, являются источниками доходов в семье с ограниченными средствами.

Женщины, которых сама судьба предназначила преимущественно для практических забот об удобстве домашней жизни, должны сознавать необходимость бережливости еще больше, чем мужчины. Бережливость — необходимое качество для хорошей жены. Действительно, даже верность супружескому долгу имеет больше значения, только пока женщина молода и хороша, тогда как умение поддержать в доме порядок и доставить мужу спокойствие составляет качество, ценимое во всякой женщине, независимо от ее возраста и красоты.

Еще один принцип, которого также должен придерживаться всякий благоразумный человек, состоит в том, чтобы никогда не рассчитывать на будущие ожидаемые блага, а жить соразмерно с нажитыми средствами. Надежды самые вероятные очень часто нас обманывают или, в лучшем случае, заставляют так долго ждать их осуществления, что подрывают всякие на них расчеты.

Благоразумный человек никогда не должен проживать более двух третей своего дохода, иначе непредвиденные случаи могут каждую минуту поколебать его материальное положение. Полезно также всегда иметь отложенной известную сумму денег. Поступающий подобным образом может не бояться несчастий и гарантирован от внезапных тревог, чем с лихвой вознаграждает себя за потерю некоторых удовольствий, которые доставили бы ему эти деньги.

Нередко в жизни встречаются ситуации, когда человек лишается своего материального благосостояния. В таком случае он должен резко изменить свой образ жизни, отказаться от установившихся привычек, некоторых манер поведения и придерживаться следующих принципов.

Внушить себе мысль, что следует держать себя по-прежнему с достоинством, но только с более скромным и серьезным. Защищать по-прежнему свои принципы и чувства и стараться доказать; что против них удары судьбы бессильны.

Если вы жили в богатом особняке — переезжайте на скромную квартиру, дорогостоящую мебель замените самой простой и вы увидите, что она будет служить точно так же. Ваш стол ломился под тяжестью изысканных неудобоваримых блюд и вин — обедайте впредь хлебом и овощами, уменьшив порцию мяса: вы Немедленно почувствуете облегчение.

Все ненужные драгоценности и безделушки продайте — они совершенно бесполезны. Обыкновенные дешевые часы будут указывать время не менее верно, чем часы дорогостоящие. Старайтесь делать, что можете, сами, и тогда вы почувствуете себя гораздо свободней и независимей. Добывать честным трудом хлеб — таков должен быть впредь ваш девиз. Не считайте никакой труд унизительным, если только он честен сам по себе. Вся ваша домашняя обстановка должна быть простой и неброской. Пусть лучше ваш дом походит на дом честного, довольного своей судьбой работника, чем на жилище разоренного богача.

Чистота и обилие необходимых, но простых вещей произведет несравненно более приятное впечатление на каждого, чем вид дорогого, но ненужного хлама.

Постарайтесь сохранить необходимые книги, но и те со строгим выбором, а что касается уважения, которым вы прежде пользовались, — постарайтесь его сберечь, оставшись такими же, какими были в обращении с людьми: будьте с ними предупредительны, ласковы и старайтесь приносить им посильную пользу вашими знаниями. Этим вы возвысите значение вашего нового положения и заставите забыть, что оно не так блестяще. Действуя таким образом, вы скоро сами увидите, что с помощью привычки можно сделать свою жизнь достойной. Вы даже найдете новые радости и удовольствия, которых прежде не знали, и. сверх того, выиграете тем, что будете чувствовать себя гораздо менее стесненным и связанным; эти выгоды вполне вознаградят вас за перенесенные лишения. Сначала на вас. вероятно, будут смотреть с некоторым недоверием, но скоро все отдадут невольную дань уважения вашей твердости. В вас увидят рассудительного человека. Вместо ложных друзей вы приобретете истинных. Если сначала вы и пожалеете об утрате некоторых удовольствий, то скоро придете к убеждению, что нравиться нам может только то, что прочно и истинно.

Отсутствие порядка и бережливости бывает нередко причиной того, что многие, даже богатые, люди живут не лучше бедных, проводя время в вечном беспокойстве и лишениях. Они напоминают тех людей, которые, отправляясь гулять напоказ в дорогой одежде, при первом нескромном движении обнаруживают грязное белье.

Приобрести деньги вообще гораздо легче, чем благоразумно их тратить. Из тысячи богатых вряд ли найдется один, умеющий употреблять их с пользой. Богатство по-настоящему следует оие-нивать сообразно тому, на что оно тратится, а не по величине попусту расходуемых денег. Для многих фраза «достичь благосостояния» должна бы означать: «Начать благоразумную жизнь».

Экономить надо в общем, а не в мелочах. Честно и щедро платить за оказываемые услуги — это наилучший путь, чтобы заслужить уважение тех людей, с которыми мы имеем дело. Щедрость — первый признак истинного величия души и доброты человеческой, но очень ошибаются те, которые думают, что для того, чтобы быть щедрым, надо быть непременно богатым. Щедрость возможна при всяком состоянии и при всяком положении.

 

Корыстолюбие отнимает у людей самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте.

Саллюстий

 

ЗАВИСТЬ

Зависть — это склонность воспринимать с недовольством благополучие другого, не нанося этому благополучию никакого фактического вреда. Когда же эта склонность трансформируется в поступки, направленные на то, чтобы лишить другого человека его благ, то ее называют черной завистью.

Зависть свойственна природе человека, и ее внешние проявления превращают эту черту в страсть, терзающую человека, стремящегося, пусть мысленно, к разрушению счастья других. Задатки зависти обнаруживаются уже в младенческом возрасте. Можно сказать, что нет такого человека, который не ощущал бы проявления этого качества. Действительно, вряд ли кто со спокойной совестью может заявить, что никогда не злословил, всегда отдавал справедливость чужим заслугам и не критиковал их с пристрастием, великодушно признавал в своих оппонентах достоинства, превосходящие его собственные, и не встречал без доли злорадства известия о чужих неудачах.

Обычно завидуют удачливым и талантливым, но нередко — близким и коллегам. Если высота башни измеряется длиной отбрасываемой ею тени, то талант выдающегося человека — количеством завидующих. Зависть, преследующая великие имена, со временем умирает, однако, она оставляет после себя свое воплощение — клевету, которая не умирает никогда.

В известном смысле зависть подобна солнечным лучам, которые лучше освещают холмы, нежели равнины.

В дерево, которое не дает плодов, никто не бросает камней. Незавидна участь того, кому никто не завидует: это говорит о его бесплодности.

Зависть обладает тем свойством, что она обвиняет и судит без всяких доказательств, раздувая недостатки и приумножая ошибки. Ее язык всегда исполнен желчи. Этот порок подтачивает корни общества благодаря несправедливым обвинениям и клевете.

Зависть и сострадание составляют два противоположных качества человеческой души. Если сострадание плачет над чужим несчастьем, то зависть ему радуется. Завистник выказывает свой порок даже тогда, когда вздумает похвалить кого-либо. Он не решается говорить об истинных достоинствах, опасаясь выставить себя в невыгодном свете.

Зависть представляет собой такую низкую и трусливую страсть, что в ней никто не решается открыто признаться.

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть недоброжелателей всегда должна заслуживать полного доверия.

Завистник сам себе является врагом, потому что больше других страдает от зла. созданного им самим. Чувство зависти особенно остро характеризует омраченность человеческой души. Избавиться от нее можно лишь освободившись от омраченности.

Зависть мутит разум. Завидуя, человек совершает глупости. Он отчаянно стремится к недосягаемому. Не имея способностей, он пытается достичь высот и благополучия того, кому завидует. В этой бесплодной борьбе человек чаще всего надрывается. И ему в удел достается еще большая зависть, которая постепенно его сжигает. Зависть всегда идет рука об руку с самыми агрессивными формами психологической защиты. Завистливым людям как нельзя кстати окажется рекомендация, данная Вольтером: «Если тебе не дает покоя слава соперника, постарайся его превзойти, и тогда ты ему отплатишь за причиненное тебе горе».

Замечено, что умеющие говорить и самостоятельно одеваться дети перестают разговаривать, начинают лепетать, как младенцы, или даже мочиться в штанишки, когда в семье появляется новый ребенок, которому родители уделяют львиную долю внимания. Виноваты здесь неудовлетворенность и чувство обиды, вызванные успехом других. Вероятно, многие из «трудных» людей также изливают свой словесный яд из чувства зависти к тем. кто преуспевает больше их.

Зависть является примитивной реакцией, свойственной не только людям, но и животным. Нередко собака лает на маленького ребенка, над которым много воркуют взрослые. Отрицательные реакции, обусловленные завистью, бывают как физическими, так и эмоциональными. Нередко люди выплескивают гнев и раздражение на самых близких и любимых людей. Вместо того, чтобы порадоваться чужим успехам, пытаются «насолить» саркастическими высказываниями, обескураживающими ответами или поддельным восхищением. Нередко завистливый, услышав какую-то новость, с холодным окаменевшим лицом цедит сквозь зубы: «О. это очень здорово! Я очень рад за тебя!» При этом тон высказывания говорит сам за себя: в эти минуты человек думает не об успехе другого, а о том. что успех не сопутствует ему.

Зависть является тем камнем преткновения, о который разбиваются взаимоотношения людей, в частности, дружеские. Более трех четвертей людей считают зависть главной причиной их разрыва с бывшими друзьями.

Психологи называют зависть серьезной причиной жестокости в семье. Это происходит из-за чувства неполноценности, испытываемого одним из супругов, который завидует своему партнеру и чувствует себя неуверенно. Нередко насилие проявляется в форме уничтожающей критики. Возможно, это объясняет тот феномен, что у многих преуспевающих бизнесменов жены бывают чрезмерно сварливыми. Эти женщины постоянно критикуют своих мужей, чтобы добиться власти в сфере семейных отношении, им доставляет удовольствие напоминать другим об их промахах и оплошностях.

Зависть может быстро переходить в ненависть — активное чувство недовольства. Гельвеции считал, что завистливым человека сделала природа, и если он теряет надежду сравниться с тем. кем восхищается, то восхищение уступает место ненависти.

Характерно также: чем несправедливее бывает наша ненависть, тем она упорнее. Как это ни парадоксально, но многие люди любят в себе то. что ненавидят в других.

Великие личности всегда подвергались яростным нападкам завистников, стремившихся отыскать под бронею гения несовершенные человеческие качества. В книге о Марии Кюри, которую написала ее дочь Ева, описаны горькие моменты

«Выдающееся открытие, мировая известность, две премии Нобеля вызывают у многих современников восхищение личностью Мари а у многих других — чувство откровенной зависти и ненависти.

И шквал злобы внезапно налетает на Мари, стремясь ее уничтожить. Против этой сорокачетырехлетней женщины, такой хрупкой, измотанной трудом, предпринимается вероломный поход

Мари, занятую мужской профессией, окружили друзья, приятели-мужчины. Она приобретает большое влияние на близких к ней людей, в особенности на одного из них. Чего же больше! И вот преданная науке женщина, всегда жившая достойно, скромно, а в последние годы еще и так несчастливо (трагически погиб ее муж — Пьер Кюри), обвиняется в разрушении чужих семейных уз. в том. что она совершенно открыто позорит имя, которое носит.

Не мое дело судить тех. кто дал сигнал к нападению, или рассказывать о том. с каким отчаянием и трагической неловкостью Мари старалась защищаться. Оставим в покое и журналистов, имевших наглость оскорблять беззащитную женщину в то время, как ее травили и терзали анонимными письмами, публично грозили ей насильственными действиями, когда сама ее жизнь подвергалась опасности. Позже некоторые из них приходили к Марии просить у нее прощения, с раскаянием и слезами... Но преступление свершилось: Мари была на краю самоубийства, сумасшествия, лишилась сил. ее сразила тяжелая болезнь.

Вспомним лишь один, наиболее гнусный, способ травли, которому подвергалась моя мать в этот тяжелый период своей жизни. Всякий раз. когда представлялся случай унизить эту единственную в своем роде женщину, как. например, в тягостные дни 1911 года не дать ученого звания, награды или забаллотировать на выборах в Академию, ей ставили в упрек ее происхождение: она была то полячкой, то немкой, то русской, то еврейкой, вообще иностранкой, явившейся в Париж с целью нечистым способом захватить высокое положение.

Но всякий раз. когда дарования Мари Кюри приносили честь науке, всякий раз, когда другая страна чествовала Мари, ее осыпали неслыханными похвалами, и в тех же газетах, подписанных теми же редакторами, ее называли "посланницей Франции", "чистейшей представительницей французского гения", национальной славой'. Однако и в этом случае так же несправедливо замалчивали ее польское происхождение, которым она гордилась».

Все, чему была свидетелем дочь Марии Кюри, говорит не только о поразительной зависти определенной части людей, окружавших ученую, но и о лицемерии тех. кто в свое время устраивал ее травлю.

ЗЛОСЛОВИЕ

Под злословием следует понимать легкомысленную придирчивость и склонность выставлять других на посмешище, насмехательство с целью позабавиться за счет их ошибок и недостатков. Это личностное качество не имеет ничего общего с шуткой, дозволительной в кругу друзей, когда смеются над вымышленными недостатками. Стремление же подвергать осмеянию действительные недостатки человека с целью лишить его заслуженного уважения, страсть к язвительным насмешкам — эти качества нужно классифицировать как серьезное нарушение долга уважения к другим людям. С этой точки зрения желание выведывать пороки других уже само по себе является оскорбляющим достоинство человека.

Злословие ранит троих: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком злословят. Половина людей находит удовольствие в том, чтобы злословить, а другая половина — в том, чтобы верить злословию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: