Рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету «Физика» в соответствии с обновленными учебными программами в 2018/2019 учебном году
Обучение учебному предмету «Физика» в VII–XI классах в 2018/2019 учебном году осуществляется:
по обновленным учебным программам:
учебная программа для VII классов утверждена в 2017 году;
учебная программа для VIII класса утверждена в 2018 году.
по переходным учебным программам:
учебные программы для IX – XI классов утверждены в 2017 году.
Учебные пособия для VII и VIII классов полностью соответствуют обновленным учебным программам.
Особенности организации образовательного процесса с учетом обновлений учебных программ, внесенных в 2017 году.
IX класс
Учебное пособие:
Физика: учеб. для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. (бел) яз. обучения и воспитания. / Л.А. Исаченкова, Г.В. Пальчик, А.А. Сокольский; под ред. А.А. Сокольского. – Минск: Народная асвета, 2015.
Особенности работы с учебным пособием с учетом обновлений учебной программы, внесенных в 2017 году:
1. Учебный материал § 1. Материя. Пространство и время. Механическое движение и § 2. Задача кинематики. Виды механического движения используется учителем как вспомогательный для подготовки учащихся к восприятию содержания темы «Основы кинематики».
2. Не изучается § 25. Центр тяжести. Виды равновесия.
X класс (базовый уровень)
Учебное пособие:
Физика: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. (бел) яз. обучения и воспитания. / Е.В. Громыко и др. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013.
Особенности работы с учебным пособием с учетом обновлений учебной программы, внесенных в 2017 году:
1. Не изучается часть «Поверхностное натяжение» в § 7. Строение и свойства жидкостей. Поверхностное натяжение.
2. Не изучается часть «Адиабатный процесс» в § 11. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный процесс.
3. Не изучается § 18. Проводники в электростатическом поле.
4. Не изучается § 19. Диэлектрики в электростатическом поле.
5. Не изучается часть «Зависимость сопротивления металлов от температуры» в § 24. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
6. Не изучается часть «Законы электролиза Фарадея» в § 25. Электрический ток в электролитах. Законы электролиза Фарадея.
7. Не изучаются части «Вольтамперная характеристика газового разряда» и «Виды самостоятельного газового разряда и их применение» в § 26. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Плазма.
8. Не изучается часть «Электронно-дырочный переход» в § 28. Примесная проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход.
9. Не изучается часть «Вихревое электрическое поле» в §34. Законы электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.
X класс (повышенный уровень)
Учебное пособие:
Физика: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. (бел) яз. обучения и воспитания. / Е.В.Громыко и др. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013.
Дополнительные материалы по темам «Электродвигатель», «Электроизмерительные приборы», «Транзистор» размещены на Национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/homepage/prof-oby-1/dopolnitelnye-materialy-dlya-izucheniya-uchebnykh-predmetov-na-povyshennom-urovne.html/ «Физика»).
XI класс (базовый уровень)
Учебное пособие:
Физика: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. (бел) яз. обучения и воспитания. / В.В. Жилко, Л.Г. Маркович – Минск: Народная асвета, 2014.
Особенности работы с учебным пособием с учетом обновлений учебной программы, внесенных в 2017 году:
1. Не изучается часть «Действующее (эффективное) значение силы тока и напряжения» § 8. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения.
2. Рассматривается на уровне представлений часть «Трансформатор» § 9. Преобразования переменного тока. Трансформатор.
3. Не изучаются:
- § 16. Прохождение света через плоскопараллельные пластинки и призмы;
- § 20. Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы;
- § 23. Пространство и время в специальной теории относительности,
- § 24 Преобразования Галилея. Преобразования Лоренца. Релятивистский закон сложения скоростей;
- § 31. Квантово-механическая модель атома водорода;
- § 33 Спонтанное и индуцированное излучение.
4. Рассматривается на уровне представлений материал § 34 Лазеры; § 43. Элементарные частицы и их взаимодействия; § 44. Ускорители заряженных частиц.
Дополнительный материал, размещенный на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/homepage/prof-oby-1/dopolnitelnye-materialy-dlya-izucheniya-uchebnykh-predmetov-na-povyshennom-urovne.html/ «Физика»):
Инструкции по выполнению лабораторных работ:
- «Изучение колебаний груза на подвесе»;
- «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»;
- «Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника»;
- «Изучение тонкой собирающей линзы».
Учебный материал по темам:
- «Действие радиоактивных излучений на живые организмы»;
- «Действие электромагнитного излучения на живые организмы».