Как утвердилась вера в воскресение Христа




Верующие читатели могут задать логичный вопрос: если не было Христа и его воскресения, как же церкви удалось убедить миллионные массы людей в том, чего никогда не происходило?

Давайте мысленно перенесемся в эпоху раннего христианства, на две тысячи лет в глубь истории. Представьте, что в один из городов приходят странствующие проповедники и рассказывают, что где-то в далекой Палестине несколько десятилетий назад жил сын божий Иисус Христос, который проповедовал новое, спасительное учение, совершал всевозможные чудеса, пострадал за людей, умер и воскрес. Легко ли было тогда все это проверить? Разумеется, нет. Тогда не было современных средств передвижения: самолетов, пароходов, поездов, автомобилей. Путешествие в Палестину из отдаленных мест было практически невозможно для широких слоев населения, особенно для бедноты и рабов, среди которых главным образом и распространялось христианство.

Но даже если бы они и приехали в Иудею, что можно было бы там узнать о Христе? Прошло уже немало лет с того времени, когда будто бы жил Иисус. Современников его не осталось в живых. Там жили внуки и правнуки тех, кто мог его видеть и слышать, но они в лучшем случае могли поведать тоже легенды. Проверить, был Христос или не был, не представлялось никакой возможности. Оставалось либо верить, либо не верить.

Нельзя забывать и о легковерии людей в те времена. Широкие народные массы были неграмотны и необразованны. Газет и журналов не было. Оставалось полагаться только на слухи. И люди верили во всякие небылицы, преподносимые им бывалыми странниками.

И это не только две тысячи лет назад. Вспомним драму Островского "Гроза", написанную в прошлом столетии. Там есть такая сценка. Странница Феклуша, которая, по ее собственным словам, "далеко не ходила, а слыхать - много слыхала", рассказывает небылицы: что есть будто бы страны, где "все люди с песьими головами", что в Москве "огненного змия стали запрягать", что там "на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен... и руками как будто сыплет что". И Феклуше охотно верили...

Нельзя не учитывать и еще один момент. Задумайтесь над тем, среди кого распространялось христианство. К кому обращали свое слово христианские проповедники?

На этот вопрос мы найдем ответ в "Правдивом слове" Цельса, книге, написанной современником ранних христианских проповедников. В ней указывается, что эти проповедники привлекали на свою сторону тех, кто способен был поверить любым небылицам, в том числе и в чудо воскресения Христа. Цельс пишет:

"Вот они (христианские проповедники. - А. Ч). предписывают: "Пусть к нам не вступит ни один образованный, ни один мудрый, ни один разумный человек; все это у нас почитается дурным. Но если есть невежда, неразумный, несовершеннолетний, пусть он смело придет". Считая только такого рода людей достойными своего бога, они, очевидно, желают и могут привлечь только малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детвору".

Была, наконец, и еще одна причина успеха христианской проповеди. Христианские идеи были очень созвучны надеждам, которые питало в то время подавляющее большинство людей. Отчаявшись найти какое бы то ни было избавление от тягот жизни, от нестерпимого гнета эксплуататоров, народные массы все чаще обращали свои взоры к небу, надеясь, что только сверхъестественные силы могут принести избавление. При этом многие считали, что избавление возможно лишь после смерти, в загробном мире, а не на земле.

Все эти обстоятельства и послужили причиной того, что постепенно широкие народные массы всерьез уверовали в воскресение Христа и эта великая ложь постепенно стала предметом веры христиан на многие века.

Польза или вред?

Итак, мы видим, что в действительности никакого воскресения Христа не было, что праздник пасхи установлен в ознаменование вымышленного события.

"Ну и что, - говорят некоторые люди. - Предположим, никакого Христа не было и он никогда не воскресал. Но что плохого, почему нельзя отмечать пасху? Не все ли равно, что праздновать?.."

Кто рассуждает подобным образом, не задумывается над тем, что же в действительности дает людям празднование пасхи. Что несет этот праздник верующим? Давайте задумаемся над этими вопросами.

"Смиряйся, раб божий!.."

Поскольку пасха для верующего человека неотделима от великого поста, всегда предшествующего ей, посмотрим вначале, насколько безобидны те идеи, которые внушаются церковью в дни покаяния.

Главными идеями, пронизывающими все великопостные службы, являются утверждение глубокой греховности человека, виновности людей пред богом, смирения и безропотной покорности ему, необходимости внутреннего обновления человека как пути к спасению и всеобщему благоденствию еще в земной жизни.

Задумайтесь над таким моментом, как утверждение греховности и виновности людей перед богом. Согласно церковным представлениям, человек уже рождается порочным существом. Над ним будто бы тяготеет проклятие божье и предрасположение ко злу, поскольку все люди происходят от первобытной четы - Адама и Евы, согрешивших в раю и проклятых богом. Выходит, что новорожденный младенец уже проклятое богом существо!

Внушаемые церковью идеи о всеобщей греховности, естественно, приводят людей к мысли: к чему стараться избегать зла, если все равно эти стремления не увенчаются успехом? Если ты все равно грешник и неоплатный должник пред богом?

Многие верующие - я знаю по собственному прошлому опыту - рассуждают примерно так: "Немножко меньше грехов у тебя или немножко больше, это все равно не имеет существенного значения перед богом. Все равно ты грешник! Так стоит ли стремиться избегать каких-то нехороших поступков, особенно мелких, если это все равно не сможет склонить чашу весов твоих прегрешений в твою сторону?" Вот на какие мысли наталкивают идеи греховности человечества.

Но может быть, церковь предлагает какие-то средства, которые могут помочь людям избавиться от греха? Такое средство, по словам служителей культа, только одно - покаяние. Стоит, заявляет церковь, прийти на исповедь, рассказать священнику о своих грехах и попросить: "Боже, милостив будь ко мне, грешнику!", как все грехи твои будут тотчас же прощены богом и ты станешь чист, как утренняя росинка.

Но если грех может быть прощен таким образом, то чего стоят все нравственные предписания церкви? Ведь человеку, по сути дела, предоставляется возможность грешить сколько угодно. Стоит покаяться, отговеть в дни великого поста, то есть сдать раз в году свои грехи, и можно быть спокойным на целый год.

Когда я был священником, ко мне на исповедь приходило много верующих. И я наблюдал такую картину: в нынешнем году человек исповедуется в грехах. Проходит год. Он снова предстает перед исповедальным аналоем и... снова кается в тех же грехах, что и в прошлом, позапрошлом годах.

Нет, не покаяние в грехах, а борьба со злом - единственный путь к искоренению зла в нашей жизни.

Задумайтесь и над тем, что несет людям проповедуемая церковью идея смирения. Эта идея - одна из главнейших в христианстве. В период великого поста она особенно усердно проповедуется в храмах. Достаточно вспомнить знаменитую молитву Ефрема Сирина, которая по многу раз в день читается в дни поста:

"...Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему!"

Что такое смирение, даровать которое столь Усердно молит бога верующая душа? Смирение - это такое состояние, когда человек почитает себя за ничтожество, когда он считает, что своими силами ничего достигнуть не может, что всем в мире управляет бог, а люди лишь орудия в руках всевышнего. Именно так определяет смирение церковь.

Но стали бы вы ценить человека безвольного, не уважающего себя, считающего себя полным ничтожеством? Стали бы вы уважать человека, который, вместо того чтобы активно трудиться, дерзать, мечтать о чем-то новом, интересном, пассивно опускает руки и искренне считает себя ничтожеством? Вряд ли кто-нибудь утвердительно ответит на этот вопрос.

Понимая, что проповедь смирения несовременна в наших условиях, служители культа в настоящее время пытаются по-новому истолковывать это "доброе качество" в человеке. Они лицемерно заявляют, что, дескать, смиренным и покорным человек якобы должен быть только пред богом. В жизни же он будто бы может и должен быть обычным человеком, даже активным тружеником. Это - лицемерие. Нельзя одновременно воспитывать в одном и том же человеке смирение и дерзновение, терпение и волю к борьбе.

Церковь проповедует безропотную покорность богу, а следовательно, и безропотную покорность судьбе. Все в жизни, по религиозному вероучению, совершается по воле всевышнего, без которого не упадет ни один волос с головы человека. Это значит, что покорность у верующего должна проявляться и в жизни.

Наконец, в период поста в храмах усердно проповедуются мысли о необходимости внутреннего самообновления. Во имя чего оно должно совершаться? "Грех, - провозглашают священники, - не только отторгает нас от бога. Он коренная причина всех наших бед в земной жизни. Соблюдай люди заповеди божьи, мир был бы на земле, в семьях, в обществе, мир царил бы в душах людей. Чтобы быть счастливыми в земной жизни, люди должны бороться в первую очередь с внутренним злом, совершенствовать самих себя".

Подобные взгляды ошибочны и вредны. Посмотрим на примерах, к чему они ведут.

В мире пока еще не устранена угроза третьей мировой войны. Война - величайшее зло. Это признает и церковь. Но по ее учению выходит, что бороться против войны следует не укреплением мощи нашей страны и всех социалистических стран, не активной борьбой за мир, а... внутренним самоусовершенствованием. Получается, что весь наш народ должен усилить борьбу с грехом, усердно соблюдать "заповеди божьи", одна из которых призывает к любви к врагам.

В период поста и, особенно, в дни страстной седмицы перед глазами верующих все время стоит распятие. Крест - это не только орудие казни, на котором якобы закончил свою жизнь Христос. Это еще символ страдания и терпения. "Христос терпел и нам велел" - вот какая мысль лежит в основе поучений церковников в великопостные дни.

В жизни человека бывает всякое: невзгоды, порой страдания. И всякий человек стремится избавиться от страданий. А церковь проповедует своеобразный культ страданий, возводит их в ранг добродетели.

Достаточно вспомнить слова Христа: "Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной" (Матф., 16, 24).

Это значит, что всякий истинный христианин обязательно должен быть страдальцем, ибо благоденствие в жизни неизбежно приводит к утрате надежды получить место в раю...

Совместимо ли подобное стремление к страданиям ради самих страданий, увековечение их как средства к спасению с лозунгом нашей партии- "Все для блага человека", со стремлением нашего народа построить счастливую и радостную жизнь?!

"Друг друга обымем..."

Наступают пасхальные дни. А вместе с ними в сердце верующего входит праздничная радость. Человеку кажется, что церковь вселяет в него новые силы, новые надежды, проповедует прекрасные идеалы любви, всепрощения.

Год от года слышит верующий пасхальные песнопения. Привыкает к ним и подчас не задумывается над их смыслом. Между тем под влиянием проповедей, песнопений постепенно и незаметно у человека формируются определенные взгляды. И они не столь безобидны, какими представляются некоторым людям.

В конце пасхальной заутрени во всех православных храмах священники читают так называемое "Огласительное слово Иоанна Златоуста". Поучение Иоанна Златоуста уже много веков входит в состав праздничного богослужения потому, что в нем, по мнению церкви, выражается в сжатой форме сущность пасхальных идей. Посмотрим, что же это за идеи.

В "Слове" есть такая фраза: "Богатые и убогие, друг с другом ликуйте!.. Никто пусть не плачет о своем убожестве, ибо явилось общее царство!"?

Подобные идеи пронизывают и другие пасхальные поучения и песнопения. Тот же Златоуст в своих творениях неоднократно возвращается к этой мысли. "Пусть никто не унывает по причине своей бедности, - пишет он. - Богат ли ты, получишь нисколько не больше бедного; беден ли, получишь нисколько не больше богатого. От бедности нисколько не уменьшится твое пиршество, потому что это божественная благодать, которая не различает лиц".

Итак, на пасху церковь провозглашает равенство всех перед богом: "богатых и убогих, трудившихся и нетрудившихся". Проповедует она в этот день и идеи всепрощения, примирения со своими врагами: "...Друг друга обымем, рцем: Братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением..." - поется в церковной стихире в день пасхи.

Смысл всех этих слов следующий: перед радостью воскресения Христова люди должны забыть всякие обиды, вражду, должны обнимать и целовать своих врагов, считать их братьями, не горевать о своей нищете, ибо что значит нищета в земной жизни, мелкие земные обиды по сравнению с вестью о воскресении сына божьего и его победой над силами зла!

Я был верующим и поэтому знаю, какие настроения порождаются такими песнопениями и поучениями. Да, на первый взгляд они кажутся добрыми, успокаивают сердце. Хочется окунуться в пасхальную радость, забыться...

Но задумайтесь, к чему все это ведет. Представьте себе людей, живущих в обществе, где есть богатые и бедные, угнетатели и угнетенные. Капиталист эксплуатирует рабочего, живет за счет его труда. Это не может не вызывать у рабочего и членов его семьи чувства ненависти к капиталисту или, по меньшей мере, неприязни к нему, а вместе с тем желания изменить существующие порядки.

Но вот наступает праздник пасхи. Приходит человек в церковь, и здесь ему внушают, что все люди - братья, что нужно забыть былые обиды, как бы горьки они ни были, нужно обнять своего угнетателя и все простить ради воскресения Христа. Ему внушается, что доля бедняка не так уж плоха, ибо перед лицом воскресшего господа все равны, и "никто пусть не плачет о своем убожестве". Мало-помалу человека убаюкивают подобные наставления, опьяняет сладкий пасхальный дурман. И человеку в пасхальную ночь начинает казаться, что все не так уж плохо, что нужно простить своего брата во Христе - эксплуататора, что бедность в земной жизни - ничто по сравнению с тем, что его ждет за гробом.

Все это расхолаживает угнетенный люд. Вместо того чтобы бороться за лучшую жизнь, люди начинают возлагать все надежды на бога. А все, между тем, идет своим чередом.

Нет, выступая против поучений о всепрощении и всеобщем братстве, мы вовсе не за вражду и ненависть между людьми. Но хочется, чтобы все поняли, что ненависть и вражду между людьми, эксплуатацию человека человеком да и любые общественные несправедливости можно преодолеть не всепрощением, а борьбой против тех условий, которые порождают несправедливости и эксплуатацию. Христианство существует уже около двух тысяч лет. Несчетное число раз бедняки прощали богачам свои невзгоды, но изменилось ли от этого что-либо в мире? Не изменилось и не изменится до тех пор, пока не будут вырваны корни, порождающие человеческие несчастья. А вырвать их можно только борьбой за счастье человека, а не молитвами и всепрощением.

Проповедь всеобщей любви и братства вредна и в наших условиях. Мы живем в обстановке, когда нас окружают не одни только друзья, но и недруги, и даже злобные враги. Империалисты не отказались от своих планов развязать новую войну против советского народа. И мы должны быть особенно бдительными. А проповеди, в которых верующим внушается необходимость любить самых ненавистных врагов своих, притупляют бдительность, играют на руку империалистам.

Верующие могут возразить: "Церковь проповедует любовь и всепрощение только по отношению к личным врагам и недругам". Допустим, что так. Но ведь всякая личная вражда и недоброжелательство проистекают от двух причин: или виноваты в этом мы сами, или виноваты наши недруги. В первом случае мы должны найти в себе силы покончить с этой враждой, признать свои ошибки, а для этого вовсе не надо ожидать пасхи. Во втором же случае было бы бессмысленным и даже вредным уступать тем, кто неправ, только лишь ради праздника воскресения Иисуса Христа. Это явилось бы прямым потворством злу.

Великая ложь

Мы постарались показать читателям что в действительности никакого Христа не было и он не воскресал. Как бывший верующий, я понимаю, что, прочитав эту книгу, религиозный человек, годами привыкший верить в Христа, вряд ли сразу утратит эту веру. Слишком уж глубоко коренится она в его сердце. И пройдут, быть может, годы, прежде чем он окончательно сможет отойти от религии.

Но я буду считать свой труд не напрасным, если наша беседа с читателями заставит их задуматься над смыслом пасхальных рассказов и верований, а главное, над тем, стоит ли жертвовать земным счастьем ради несбыточных надежд, которые вселяет в человека религия.

После разрыва с религией мне часто приходится встречаться с верующими. И пожалуй, самое горькое чувство в моей душе оставляет не их вера в бога, а то, что ради этой веры они добровольно обкрадывают себя, лишают себя многих и многих радостей, простых человеческих радостей, которые дарует людям жизнь. Жизнь дается человеку один раз. Она великий дар природы. Но природа по-своему жестока. Она не возвращает человеку того, что им утрачено. Вот почему больно и обидно бывает видеть, как некоторые люди под влиянием религии уходят от подлинного, земного счастья в мир несбыточных фантазий и мечтаний.

Не так давно во время пасхи мне довелось побывать возле одной из московских церквей, где служат священниками два моих бывших товарища по учебе в семинарии. В полночь около церкви собралось довольно много народу. Вышел крестный ход. Я внимательно наблюдал за его участниками. Вот в белых ризах идут два молодых священника. Идут, потупя взор, стараясь не смотреть на людей.

И я подумал о том, что эти молодые люди, живущие в мире, где столько интересного, увлекательного, понапрасну растрачивают свою жизнь. Их сверстники строят дома и заводы, учатся, занимаются спортом. А эти? Что видят в жизни молодые священники? Какую пользу приносят они обществу? Вся их работа заключается в пении молитв и размахивании кадилом. Какое счастье имеют они в жизни?

Немало лет потерял я, будучи священником. Но только сейчас, порвав с религией, я смог почувствовать истинное наслаждение жизнью.

Не всегда мне приходится легко. Я работаю и учусь. Иной раз придешь домой - ног под собой не чувствуешь. И несмотря на это, я счастлив. Потому что теперь я, как могу и умею, стараюсь отдать всего себя людям, обществу. Именно это и дает человеку ни с чем не сравнимую радость жизни. И все те, с позволения сказать, "радости", вроде пасхальных, которые дарует верующему религия, ни в какое сравнение не идут с настоящим счастьем, когда человек чувствует себя духовно свободным и духовно богатым.

И тот рай, который будто бы открылся людям с воскресением Христа, - да разве он, если бы и существовал, может сравниться с тем, что дает человеку жизнь земная? Нет, эти понятия несравнимы. И мне хочется, чтобы об этом задумались те, кто еще находятся под влиянием религии, совершают обряды, отмечают церковные праздники, те, кто еще верят в воскресение мифического Христа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: