О чем рассказывают евангелия




Пасха

Праздник праздников и торжество из торжеств. Так называют верующие люди пасху - один из главных христианских праздников. Пасха, по их словам, установлена в честь удивительного события - чудесного воскресения из мертвых сына божьего Иисуса Христа. Но могло ли на самом деле случиться подобное? Было ли в действительности воскресение Христа? А если нет, то что же тогда празднуют люди? Что приводит их в православные храмы во время пасхи? На эти вопросы читатели найдут ответ в книге, написанной бывшим священником, отдавшим несколько лет служению церкви, ныне ставшим активным пропагандистом атеизма.

  • О книге
  • Вступление
  • Подготовительные недели
    • Мытарь и фарисей
    • Притча о блудном сыне
    • Сказка о страшном суде
    • Прощенное воскресенье
  • Пост
    • "Весна душам"
    • Великопостные службы
    • В ожидании праздника
    • Страстная неделя
    • Великая феерия
    • Кому служит пасха
  • "Христос Воскресе"?
    • О чем рассказывают евангелия
    • Кому же верить?
    • Этого быть не могло
    • Почему молчат современники?
    • От "Апокалипсиса" к евангелиям
    • Европейская пасха
    • Воскресающие боги
    • Как утвердилась вера в воскресение Христа
  • Польза или вред?
    • "Смиряйся, раб божий!.."
    • "Друг друга обымем..."
    • Великая ложь

Источник:
Чертков А.Б. 'Пасха' \\Третье издание - Москва: Политическая литература, 1978 - с.62

О книге


Алексей Борисович Чертков - Пасха

Праздник праздников и торжество из торжеств. Так называют верующие люди пасху - один из главных христианских праздников. Пасха, по их словам, установлена в честь удивительного события - чудесного воскресения из мертвых сына божьего Иисуса Христа. Но могло ли на самом деле случиться подобное? Было ли в действительности воскресение Христа? А если нет, то что же тогда празднуют люди? Что приводит их в православные храмы во время пасхи? На эти вопросы читатели найдут ответ в книге, написанной бывшим священником, отдавшим несколько лет служению церкви, ныне ставшим активным пропагандистом атеизма.

БЕСЕДЫС ВЕРУЮЩИМИ

А. Б. ЧЕРТКОВ

ПАСХА

Третье издание

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1978

Ч60

Ч 10509-016 285-78
 
079(02)-78

© ПОЛИТИЗДАТ, 1974

Чертков А. Б.

Пасха. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1978.

62 с. (Беседы с верующими).

Заведующий редакцией А. В. Белов

Редактор М. М. Белява

Художник Г. В. Валетов

Художественный редактор В. А. Тогобицкий

Технический редактор Н. К. Капустина

ИБ № 1442

Сдано в набор 30 июня 1977. Подписано в печать 11 января 1978 г. Формат 84X1081/32. Бумага типографская № 1. Условн. печ. л. 3,3в. Учетно-изд. л. 2,2. Тираж 100 тыс. экз. А 00607. Заказ № 2276. Цена 5 коп.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7,

Ордена Ленинэ типография "Красный пролетарий", Москва, Краснопролетарская, 16.

Вступление

Весна... Радостная пора года.

Ее наступления ждут, ей радуются люди. Да и как не радоваться весне!

Природа как бы просыпается от зимнего сна и оживает. Дни становятся длиннее. Все теплее припекает солнце. Сходит снег, обнажая влажную, пышущую жизнью землю.

В эти весенние дни колокольный звон в христианских храмах возвещает о наступлении "великого праздника - пасхи".

Пасха... Память переносит меня на несколько лет назад, в стены православного храма, в котором я служил священником. В сознании оживают картины минувшего...

Клонится к закату субботний вечер - вечер великой субботы, кануна пасхи. К храму, как ручейки, стекаются верующие. Они торопятся к пасхальной ене, которая начинается в полночь, но стараются прийти пораньше, занять в храме лучшее место.

Часам к девяти-десяти храм забит до отказа, так, что кажется, яблоку негде упасть. Верующие терпеливо стоят в ожидании начала богослужения. Слушают монотонное чтение дьячком книги "Деяний апостолов".

В церкви полумрак. Горят лишь лампады перед иконами да свечи в подсвечниках, окружающих плащаницу - изображение лежащего в гробу Христа.

У всех какое-то особенное, приподнятое настроение. Еще не слышно вести о воскресении Христа, но она как бы висит в воздухе, чувствуется, что вот-вот сын божий должен воскреснуть.

В двенадцатом часу ночи начинается полупощница. Мы, священники, в темных, траурных ризах выходим на середину храма и становимся перед плащаницей. Хор воспевает последние гимны пострадавшему Христу.

"Не рыдай мене, мати... - поет хор. - Восстану бо, и прославлюся..."

При этих словах мы поднимаем плащаницу и проносим ее в алтарь. Затворяются царские врата. Наступают последние минуты перед воскресением, тревожно-радостные минуты ожидания чуда воскресения, свидетелями которого мы с минуты на минуту станем.

В храме тишина. Торжественная тишина. С улицы доносится до нас приглушенный шум: это толпа вокруг храма.

Мы готовимся к крестному ходу. У молящихся в руках загораются свечи. Часы бьют двенадцать. И мы тихо запеваем в алтаре:

"Воскресение твое, Христе спасе, ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе елавити".

С этой песнью мы выходим из алтаря и направляемся к выходу. Процессия обходит храм и останавливается перед запертыми дверями. Настоятель, истово перекрестившись, дрожащим от волнения голосом запевает:

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Эту первую в нынешнем году весть о воскресении Христа подхватывают сотни голосов молящихся, стоящих возле нас. Поют от души, самозабвенно, забыв обо всем окружающем.

Открываются двери храма, и мы входим внутрь. Теперь уже стоящие в церкви люди слышат от нас радостную весть о воскресении.

Надо видеть в это время их лица. Они светлы, радостны. Люди дождались того мига, к которому они тщательно готовились в дни поста.

Идет пасхальная служба. Ни на минуту не умолкает хор. То и дело раздаются возгласы священников: "Христос воскрес!" В ответ раздается многоустное: "Воистину воскрес!"

Кажется, всех объяла неземная радость. Никто не вспоминает о неприятном, скорбном. Все это осталось где-то позади. Теперь все ликуют потому, что Христос воскрес. Никто не задумывается, было ли на самом деле это воскресение или нет. Эта "истина" воспринимается верующими в пасхальную ночь не разумом, а сердцем...

Вероятно, подобное восприятие праздника пасхи было не только у меня. В бытность священником мне часто приходилось наблюдать за верующими. И думаю, не ошибусь, если скажу, что почти для всех православных пасха привлекательна прежде всего чисто эмоциональной стороной, привлекательна теми переживаниями, которые порождает у верующих посещение церкви в дни великого поста, предшествующего пасхе, на страстной неделе и, наконец, в дни самого праздника.

Вряд ли верующие глубоко задумываются над смыслом евангельских рассказов о страданиях и воскресении Иисуса Христа. Многие знают их весьма поверхностно. Их волнует не столько судьба сына божьего, сколько собственная судьба, собственные чувства. И мне думается, если бы пасха и предшествующий ей великий пост не заставляли звучать струны сердца верующего человека, он не соблюдал бы поста и не праздновал бы пасхи.

А дело все в том, что церковь за много веков своего существования сумела выработать такие приемы, такие ритуалы, которые способны оказывать сильное воздействие на верующих, на их чувства. Цель, которую преследует церковь, одна - подчинить своему влиянию верующих. И в этом одно из первых мест принадлежит пасхе с ее сложными обрядами и богослужениями, о которых и пойдет наш рассказ.

Подготовительные недели

На улице еще зима, бушуют вьюги, метут метели. А церковь уже начинает подготовку к празднику пасхи, начинается психологическая обработка верующих с помощью проверенных на практике приемов, выработанных веками методов религиозного влияния на людей.

Мытарь и фарисей

За три недели до наступления поста в воскресенье читается отрывок из евангелия, в котором говорится о двух людях, пришедших в церковь помолиться. Один из них был мытарем, то есть сборщиком податей, человеком презренным в иудейском обществе, а другой - фарисеем, представителем еврейской секты, кичившейся своей праведностью, тщательным соблюдением божественных законов. В евангелии рассказывается о том, что оба они молились по-разному. Фарисей начал молитву словами: "Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь".

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо; но, ударяя себя в грудь, повторял: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!" Евангелие утверждает, что смиренная молитва мытаря оказалась гораздо более угодной богу, нежели гордые слова фарисея.

Религиозные проповедники произносят в этот воскресный день поучения о том, что первая добродетель, без которой нельзя угодить богу, есть добродетель смирения. Прежде чем думать о спасении, заявляют они, человек должен смирить свою гордыню, забыть об имеющихся у него добродетелях и всецело предать себя в руки божьи, надеясь лишь на милосердие небесного отца. Смысл проповеди сводится к тому, что человек без бога - ничто, песчинка, жалкий червь. Только подчинив себя воле церкви, можно надеяться на прощение тех грехов, которыми человек запятнал свою совесть.

Слушая проникновенные слова церковного проповедника, верующий постепенно проникается сознанием собственного ничтожества, бессилия. Он начинает думать, что без веры в бога и беспрекословного послушания церкви невозможно спасение. С другой стороны, в сознание верующего проникает мысль о том, что он не окончательно погибшее существо. Несмотря на все его пороки, человеку не закрыт доступ в царство небесное, как и евангельскому мытарю. Стоит только покаяться, признать свои грехи и попросить у бога прощения, как райские врата раскроются перед ним.

С подобным чувством смирения и надежды верующий покидает храм с тем, чтобы на будущей неделе услышать новый отрывок из евангелия-? притчу о блудном сыне.

Притча о блудном сыне

В субботу, накануне следующего воскресенья, за всенощной в дополнение к обычным песнопениям поется 136-й псалом, в котором выражается скорбь еврейского народа, попавшего в плен вавилонский. Священники внушают слушателям мысль о том, что и верующие тоже находятся в "плену вавилонском" - в плену греха. Сердца верующих начинают учащенно биться, когда слышатся слова псалма: "Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"

"Ты должен, - обращаются к верующему проповедники, - разбить о камень свои грехи!"

Так поэтический образ псалма используется служителями церкви для религиозной обработки людей.

А на следующее утро в церкви рассказывается евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына: один - хороший, а другой - непутевый, "блудный". Хороший сын жил вместе с отцом, ревностно трудился, пребывал в послушании. Младший сын покинул отчий дом и ушел в дальнюю страну, где пропил и промотал свою долю отцовского состояния. Когда у него не осталось более средств, он вернулся к отцу, пал ему в ноги и воскликнул: "Отец! Я согрешил перед тобой, но прости меня!" И отец из любви к сыну забыл все его прежние проступки, забыл свой гнев и снова принял в отчий дом.

Верующий чувствует себя блудным сыном перед богом. Он чувствует за собой грех. Но его тешит надежда, что, невзирая на всю греховность человека, объятия отца небесного открыты ему, стоит только обратиться к богу с покаянием и молитвой.

Сказка о страшном суде

Проходит еще неделя. Следующая воскресная служба посвящена напоминанию о страшном суде. За обедней дьякон громовым голосом читает евангелие:

"Когда приидет сын человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся пред ним все народы... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его..." И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф., гл. 25, ст. 31-46).

Картины страшного суда поражают воображение верующих. Многим кажется, что им уготована участь людей, стоящих по левую сторону, иными словами, вечные, нескончаемые мучения. Вечные!.. И ужас охватывает людей, поверивших словам проповедника. А это и нужно служителям церкви. Рассказ о страшном суде направлен на то, чтобы запугать людей картинами страшного суда, сломить их волю, сделать покорными овцами стада Христова.

В дополнение к евангельским сказаниям священники произносят соответствующие проповеди, в которых в меру своих сил стараются яркими красками расписать все прелести рая и в мрачных тонах - адские страдания грешников. По силе эмоционального воздействия на верующих эти проповеди почти не имеют себе равных в проповеднической деятельности церковников, ибо ничто пе может так поразить и взволновать человека, как мысль о том, что ему рано или поздно придется держать ответ перед всеведущим богом, от которого не укроется ни одно злое дело, ни одна грешная мысль, ни одно самое тайное желание. Как тут не прийти в ужас?!

Но служители культа не только запугивают свою паству. Они стараются внушить верующим, что единственный путь к избавлению, к смягчению божьего гнева - покаяние. Не забывают они и напомнить, что наступающий пост - самое благоприятное для верующих время для очищения от греховной скверны.

Прощенное воскресенье

Наступает последнее воскресенье перед постом. В этот день в храмах проповедники повторяют взятые из евангелия слова Христа, что если мы не будем прощать людям их согрешений, обид, нанесенных другими, то и отец небесный не простит нам наших прегрешений, отнесется к нам без милосердия.

Церковь напоминает людям, что самый легкий путь, на котором можно заслужить прощение грехов, - это снисходительное отношение к проступкам других. На этом основан обряд, совершающийся в храмах в прощеное воскресенье, - обряд прощения обид.

В конце вечернего богослужения священник выходит на амвон и обращается к присутствующим с проповедью. В ней говорится о безграничном милосердии божьем, о любви всевышнего к грешным людям, о его готовности простить человеку все беззакония, если только тот искренне раскается в них. А искреннее раскаяние, добавляет священник, невозможно без снисходительного отношения к окружающим, без прощения всех нанесенных нам кем бы то ни было обид.

После этого проповедник кланяется до земли своей пастве и просит прощения во всех вольных и невольных грехах и обидах, причиненных людям. Верующие начинают по одному подходить к священнику, кланяются ему и в свою очередь просят прощения у него, а потом друг у друга. Хор певчих поет пасхальные песнопения: "Да воскреснет бог и расточатся врази его..."

Этот обряд, от которого получил в церкви свое название последний воскресный день перед великим постом, производит на верующих очень сильное впечатление, утверждает их в мысли, что христианство способствует примирению людей, воспитывает их в духе всеобщего братства, всеобщей любви.

Пост

Подготовительные к великому посту недели, как мы видели, используются церковью для создания у верующих соответствующих настроений. Это воздействие еще больше усиливается во время поста. Сами же верующие, как правило, не замечают того, что переживания, которые возникают у них во время поста, вызываются в действительности не столько воспоминаниями о евангельских событиях, сколько той обстановкой, которая искусственно создается в храмах и умело используется служителями культа в своих интересах. Здесь церковью используется буквально все: и природа, и зрительные ощущения, и ощущения слуховые, церковные обряды, проповеди и многое другое.

"Весна душам"

Великий пост выпадает на самый конец зимы, на начало и разгар весны. В одном из церковных песнопений говорится, что пост - это "весна душам" человеческим. В эти слова богословы вкладывают особый смысл. Живет человек, говорят они, и обычно его засасывает мирская суета, житейские заботы, греховные увлечения. Душа человека как бы погружена в спячку. В ней дремлет чувство страха божьего, сознание греховности, желание раскаяться и исправить свою жизнь.

Но вот наступает великий пост - время, когда человек должен задуматься над своей жизнью, раскаяться в грехах, духовно очиститься, обновиться. Пост мыслится церковью как время пробуждения совести верующего человека, его внутреннего обновления. Вот почему это время называется "духовной весной". И церковь не случайно отнесла пост на первые весенние дни в природе. Разное время года порождает у нас различное настроение. Если осенью преобладает минорное, грустное настроение, весной, наоборот, у большинства людей настроение приподнятое, радостное, наполненное какими-то надеждами и ожиданиями. Это и учитывается церковниками.

Пост длится целых семь недель. За этот период церковь проводит верующего через целую гамму настроений. Вначале через настроение грусти, тоски, безысходной печали о своих тяжких грехах. В это время еще лежит снег, зима из последних сил сопротивляется приходящей на смену ей весне.

Многие верующие по возможности стараются соблюдать пост. Они добровольно принимают на себя некоторые лишения во искупление своих грехов. В эти дни религиозными людьми овладевает сознание, что они приложили усилия для искупления своей вины перед богом и бог не может не принять во внимание их стремление загладить вину перед всевышним. У человека появляется надежда на милосердие божье, а вместе с ней тайные мысли, что он не законченный грешник. Возникновению подобных настроений способствует и то, что где-то в середине или в конце поста человек приходит на исповедь, сдает свои грехи священнику. Он твердо верит, что, получив у своего духовного пастыря отпущение грехов, очистился через покаяние.

Наконец наступает пасха. Она, как известно, выпадает на разные числа, но для средней полосы нашей страны обычно приходится на такое время, когда весна уже полностью вступила в свои права. Снега больше нет, на деревьях набухли почки, кое-где пробивается свежая травка. Естественно, что все это сказывается и на настроении человека: оно становится радостным, приподнятым, светлым.

В известной мере сама природа порождает у верующих те настроения и чувства, которые свойственны им во время великого поста и праздника пасхи.

Великопостные службы

Да, природа - естественный фон, который использует церковь в своих целях. Но этого, разумеется, недостаточно для создания у верующих тех настроений, в которых заинтересованы служители культа. Нужны и другие средства воздействия на чувства верующего, чтобы заставить его ходить в храм, каяться в своих грехах, праздновать пасху, верить в воскресение Христово. Среди них важнейшую роль играют богослужения. Недаром то, что мы называем культом, богослужения, обряды, ритуалы, имеются во всех религиях. Без них невозможно воздействовать на верующего.

Церковь старается создать в храмах такую обстановку, которая помогла бы ей сильнейшим образом воздействовать на верующих.

...Наступает понедельник первой недели поста. Вечереет. Колокольный звон, сзывающий богомольцев к великому повечерию, полон печали. Редкие удары - один, другой... И сами удары колокола, и паузы между ними необычайно впечатляющи: уже приближаясь к церкви, люди становятся тихими, озабоченными.

Человек вступает в храм. Он видит, что далее внешний облик церкви стал строже, суровее, мрачнее. В храме полумрак: тускло мерцают огоньки лампад, свечи перед распятием и некоторыми иконами.

Каждый из вошедших в храм погружен в свои думы, сосредоточен; каждый избегает резких движений и жестов. Молящиеся часто крестятся, становятся на колени, отбивают поклоны, что-то шепчут, вздыхают.

Начинается великий канон. Он звучит страстно, по-настоящему волнует верующих. Слова, которые произносит тихим, проникновенным голосом священник, стоящий перед аналоем и облаченный лишь в епитрахиль из черного бархата, кажутся очень убедительными. "Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний..." "Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред тобою..."

Молитвы, словно целебные воды, омывают грешную душу, и она становится необычайно чуткой и восприимчивой. В тишине храма слова великого канона достигают предельной рельефности. Они опаляют пламенем настойчивого призыва к пробуждению совести, стрелами укоров и обличений вонзаются в сердца молящихся, которые видят перед глазами изображение распятого Христа или икону, на которой Христос изображен в терновом венце, оплеванный и поруганный за грехи человечества. И верующим невольно кажется, что и они своими грехами нанесли раны божественному страдальцу. И тогда у собравшихся в храме вырываются слова: "Помилуй мя, боже, помилуй мя!"

Человек всегда остается человеком - земным существом. И его земные страсти, чувства, радости и горести, как правило, оказываются куда сильнее жалости к уничтоженному сыну божьему. Церковь учитывает это обстоятельство. В своих великопостных молитвах она настойчиво проводит мысль о том, что всякого рода беды, несчастья, неурядицы, которые неизбежны в жизни каждого человека, являются следствием греха. Избавление от страданий возможно лишь через победу над грехом, через праведную жизнь, через покаяние. И богомолец, стоящий в церкви в эти часы, чаще всего молится о прощении грехов не только ради того, чтобы умилостивить бога, но чтобы через прощение заслужить для себя и своих близких лучшей жизни здесь, на земле.

Ко всему этому можно прибавить, что помимо богослужения большое воздействие на человека оказывают сами посты. Воздержание в еде создает у верующего особое настроение, делает верующего более сосредоточенным, более восприимчивым ко всему услышанному в церкви. А ведь в дни поста к тому же рекомендуется воздерживаться от всякого рода развлечений и удовольствий. И в этом церковники видят особый смысл. Только оторвав человека от мира, церковь может безраздельно господствовать над его душой, что она и старается сделать в дни великого поста.

В ожидании праздника

Приближается пасха. Чем ближе этот религиозный праздник, тем с большим нетерпением ожидают его наступления верующие. Это не случайно. Церковь и тут все хорошо продумала. Долгие дни поста, скорбное настроение, которое вызывают великопостные службы, вся предшествующая пасхе обстановка, создаваемая в храмах, заставляют верующих с нетерпением ждать того дня, когда на смену печали и скорби в дома войдет праздничная радость.

Приподнятое настроение создается и ожиданием праздника, и подготовкой к нему. Тут свою роль играют и некоторые моменты, которые кажутся совсем незначительными. Например, веками вырабатывалась традиция ставить на пасхальный стол не обычные блюда, которые мы видим в другие дни, а особенные, пасхальные. В этот праздничный день на столе появляются ярко раскрашенные яички, творожная пасха, напоминающая пирамиду, по бокам которой начертаны буквы "ХВ" - "Христос воскресе". А рядом пышные свежие куличи.

Вся эта снедь предварительно освящается в церкви, и в глазах верующего пасхальные блюда не просто вкусны, но и святы, своего рода дары небес.

Казалось бы, все это мелочь. Но церковь не проходит мимо мелочей, когда они помогают усилению влияния на верующего.

Страстная неделя

Заключительная неделя поста носит название страстной седмицы. Свое наименование она получила от того, что в эти дни церковь вспоминает страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Для верующего это дни особой скорби, глубоких переживаний. И служители культа делают все от них зависящее, чтобы нагляднее представить все евангельские события, заставить людей поверить в достоверность этих событий, сделать верующих как бы очевидцами разыгравшейся в далекие времена божественной трагедии.

Великий четверг... День, когда Христос будто бы совершил со своими учениками в Сионской горнице последнюю, прощальную вечерю и установил таинство причащения. За обедней читается длинный отрывок из евангелия, в котором подробно описываются все детали этого события, да читается так трогательно, что у многих слушающих священника на глазах невольно навертываются слезы. Почему? Потому ли, что у стоящего в храме человека появляется жалость к Христу? Возможно, и эта жалость способна вызвать слезы. Но есть и другая причина. В евангельских рассказах содержатся такие моменты, которые затрагивают сердца верующих, вызывают личные воспоминания, ворошат события из собственной жизни....Последний ужин учителя со своими учениками. Христос навеки расстается с теми, кого он любил, кто был ему дорог. И у слушателя невольно возникают воспоминания, когда и ему приходилось расставаться с любимыми и близкими людьми. Воспоминания эти всегда волнуют, болью сжимают сердце.

...За ужином Христос выявляет предателя - Иуду. Это один из двенадцати ближайших друзей Христа. И вновь личные переживания, связанные с воспоминаниями о неверных друзьях, о людях, причинивших зло, волнуют сердце верующего.

...Христос силой своего всемогущества мог испепелить Иуду, но он кротко говорит ему: "Друг, иди на свое черное дело!" Благородство Христа невольно вызывает симпатию, жалость к невинному божественному страдальцу, любовь к нему.

В этот же вечер в храмах живописуется картина предательства Иуды, суда над Христом, издевательств над ним, распятия и смерти на кресте. На самом видном месте, посреди храма, выставляется огромное распятие - крест, на котором пригвожден Христос. Голова Христа поникла, из ран на руках и ногах сочатся струйки крови.

А под сводами храма разносятся трогательные песнопения, прославляющие самопожертвование Христа, пострадавшего "нас ради". Верующий во время этого богослужения чувствует себя стоящим на Голгофе. Он как бы мысленно переносится в Палестину времен Христа.

Мало того. Проповедники внушают богомольцам, что Христос своей крестной смертью и страданиями принял на себя весь гнев бога-отца на грешное человечество. Благодарность наполняет сердце верующего, и он даже не задумывается над тем, а было ли все это в действительности, умирал ли Христос или все это выдумка. Происходит подобное тому, что бывает со зрителями в кино или в театре, когда они, тронутые игрой замечательных актеров, порой забывают об условности происходящего на экране или на сцене и искренне переживают события кинофильма или пьесы. Верующие во время богослужения тоже забывают, что перед ними своеобразная мистерия, церковный спектакль. В те минуты, когда они внимают повествованиям о страданиях и смерти Христа, верующие не рассуждают, не размышляют, а переживают, чувствуют.

В эти минуты не стоит большого труда вызвать у них слезы и даже рыдания. По преданию, один из видных проповедников русской церкви прошлого века в великую пятницу - день, когда церковь вспоминает смерть и погребение Иисуса Христа, - произнес самую короткую и, как рассказывают очевидцы, самую сильную проповедь, заставившую разрыдаться сотни молящихся, переполнивших храм. Он вышел на амвон и воскликнул:

"Возлюбленные! Сейчас, когда само Слово1 умолкло, когда Христос мертв, не время для многословия. Давайте плакать!.."

1 (Словом в христианском богословии называется Иисус Христос.)

И вряд ли люди, у которых эти слова вызвали искренние слезы, плакали по замученному Христу. Вероятно, многие вспомнили своих умерших родственников, других заставили пролить слезы жизненные невзгоды, иных захватил пример окружающих. И они отдались во власть всех этих чувств.

Очень похожее явление можно наблюдать и в наше время в церквах в дни страстной недели. Я вспоминаю дни своей службы в храмах Москвы. Стоило только нам, священникам, поднять с престола плащаницу и начать медленно под трогательное пение хора выносить ее на середину храма, как верующие начинали плакать и рыдать. И конечно, никто из них не понимал, что причиной этих слез был тщательно продуманный спектакль, в котором главные роли исполняли служители культа.

Великая феерия

Остались позади страсти Христовы. Наступила великая суббота, Большинство верующих - женщины, и для них этот день проходит не столько в благочестивых размышлениях, сколько в хлопотах по хозяйству. Делаются последние приготовления к празднику. Пасхальную снедь несут в храм - для освящения, после чего верующие расходятся по домам с радостным чувством, что они достойно подготовились к торжественному дню.

Час-другой отдыха, и верующие, нарядившись в праздничные костюмы, спешат в храм на светлую пасхальную заутреню. Идут в приподнятом настроении, в радостном предчувствии чего-то необыкновенного, что должно случиться в святую ночь. К этому церковь готовила их в течение многих дней, предшествующих празднику.

Церковь в великопостных молитвах не только непрестанно призывает верующих к покаянию, но, чем ближе к празднику, тем настойчивей внушает мысль о том, что Христос должен воскреснуть.

В предпасхальные часы душа верующего, если так можно выразиться, подобна сухому пороху, к которому достаточно поднести маленькую искорку, чтобы он вспыхнул. Такой искрой служат слова священника, произнесенные перед запертыми дверями храма после пасхального крестного хода: "Христос воскресе!"

Когда до верующего доносятся эти долгожданные слова, у него становится теплее на сердце, на глазах выступают слезы счастья, слезы радости, слезы духовного восторга.

В эти мгновения он отрешается от всего, что окружает его. Вокруг не существует ничего, кроме сбывшейся мечты, надежды, которую он питал на протяжении многих дней поста. Для верующего Христос воскресает не потому, что он действительно воскрес, а потому, что человек напряженно ждал этого воскресения, потому, что он так хочет. Верующий в пасхальные минуты и часы живет в мире грез, искусственно созданном для него церковью. Но зачем людям нужна эта вера в воскресение Христа?

Все живое хочет жить. Все живое боится смерти. А человек - в особенности. В отличие от животных, он живет не только чисто биологической жизнью, но и духовной. У каждого человека есть свои планы, цели, стремления. И вдруг безжалостная смерть вырывает его из жизни, не дает сбыться мечтам. Нам порой трудно бывает даже представить себе, что в один из дней мы перестанем существовать. Люди инстинктивно страшатся смерти.

А религия обещает людям бессмертие. Правда, не телесное, а бессмертие души. И чтобы убедить в этом людей, церковь проповедует, что залогом бессмертия служит воскресение Христа из мертвых. Вот что говорит об этом патриарх:

"Христос воскресе, - и со времени его воскресения всеобщая человеческая смерть перестала быть страшной и безотрадной; она лишь временный сон до всеобщего воскресения".

Легко представить себе, насколько приятны и успокоительны для религиозного человека, привыкшего бездумно доверять церкви, такие надежды.

"Раз Христос воскрес, раз он победил смерть, то и мы не умрем, а воскреснем", - думает он в пасхальную ночь, и думы эти наполняют ликованием его простодушное сердце.

Можно привести немало примеров, когда люди легко принимают на веру заведомую, но приятную им ложь. Бывает так, что неизлечимая болезнь приковывает человека к постели. С каждым днем ему становится все хуже. Врачи из соображений гуманности пытаются вселить в больного, которого уже невозможно спасти, надежду, что он вскоре поправится, что наступит улучшение. Подчас сам больной знает, что это не так. Но он хочет жить. И начинает искренне верить словам врача.

Так и в пасхальную ночь. Верующий прославляет воскресшего господа, победителя смерти. Его душа наполняется ликованием не столько потому, что воскрес Христос, сколько из-за того, что он надеется на личное свое бессмертие. Вот этому-то он и радуется.

С верой в воскресение Христа у человека, воспитанного в религиозном духе, связываются и другие надежды. У каждого есть близкие люди, утрата которых невыносимо тяжела. А в день воскресения Христова церковь преподносит своим чадам еще один подарок - обещание свидания с умершими в загробной жизни.

В пасхальную ночь верующие, как им кажется, получают и подтверждение истинности своей религии. Следуя словам церкви, они считают, что раз Христос восстал из гроба, то он доказал свою божественную силу. Ни один смертный не мог победить смерть - это мог сделать только бог. Пасхальная ночь оказывается для верующих торжеством христианства над другими религиями и неверием.

Наконец, пасха для христианина не только праздник победы жизни над смертью, но и добра над злом. Перед мысленным взором верующего встает образ Христа - страдальца за правду и победителя неправды. Ведь, если верить церкви, Христос был воплощением справедливости, чистоты, кротости. Злые силы погубили его, возвели на Голгофу. Казалось бы, зло восторжествовало: праведник убит. Но проходит три дня, и Христос восстает из гроба, попирая козни своих врагов. Это вселяет в сердце верующего надежду на конечное торжество добродетели.

Церковь и самим пасхальным богослужением старается пробудить у молящихся в храме радостные, приподнятые, приятные чувства. Для этой цели используются самые различные приемы. Если в течение поста за богослужением преобладало монотонное чтение молитв, то на пасху почти все молитвы поются хором. Мелодии пасхальных песнопений исключительно живые, быстрые, бодрые. Хор не замолкает ни на минуту.

Облачения священнослужителей белого цвета. И надевают их только во время пасхальной службы. Во время пасхальной заутрени принято несколько раз менять ризы священников, так что они предстают перед верующими буквально через каждые несколько минут в новом праздничном облачении.

Все богослужение в пасхальную ночь строится исключительно живо. Священник, обычно стоящий перед престолом, постоянно в движении: он непрестанно кадит алтарь, иконостас, храм, молящихся, то и дело повторяя слова: "Христос воскресе!", на которые все в один голос отвечают: "Воистину воскресе!"?

Царские врата, обычно закрытые во время богослужений, на протяжении всей пасхальной недели широко распахнуты. Это, по словам церковнослужителей, означает, что нет преграды между небом и землей, что воскресением Христа "небо отверзто для всех".

Храм полон света и благоухания. Иконы, паникадило, подсвечники - все украшено живыми цветами. Горит масса свечей. И свечи на пасху употребляются особенные, разноцветные.

Евангелие в пасхальную ночь читается на разных языках: славянском, русском, древнееврейском, древнегреческом, латинском, на других языках. Это должно символизировать, что проповедь о воскресшем спасителе мира победно пронеслась над миром и покорила все народы.

Играют свою роль и слова песнопений, с помощью которых церковь внушает верующим нужные ей мысли.

"Воскресения день, просветимся людие; пасха, господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос бог нас приведе победную поющия".

"Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо восста, веселие вечное".

"Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало: и играюще поем виновного, единого благословенного отцев бога и препрославленного".

"Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: Братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопием: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"".

В исполнении хора при соответствующей обстановке эти песнопения звучат как гимн воскресшему Христу. Многие из них исполн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: