Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик - признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано ребенка отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.
Разберемся что такое понятие адаптации. Это привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние, так и физическое. Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то полгода не может адаптироваться к саду.
Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 лет они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.
Психические травмы ребенок прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом) и этим подрывает свое здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.
Поведение и есть тот признак, по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами.
*************
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Пальчиковые, речевые и музыкально-ритмические игры являются одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пальчиковых и речевых игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Говоря о речевых играх в повседневной жизни детей нужно отметить, что слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения. Речевое общение невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Выполняя задания, дети уточнят слова – действия, слова – признаки, слова – обобщения.
Развивая речь детей, необходимо, в первую очередь создавать мотив, являющийся важным условием, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В условиях семейного воспитания мотив речевой деятельности может находиться в какой-либо другой деятельности: игровой, изобразительной, трудовой и т.д.
Также одно из ключевых мест в повседневной деятельности детей отводится музыкально-ритмическим играм.
Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.
Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.
Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре. Поэтому нужно учить детей играм.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности пальчиковых, речевых и музыкально ритмических игр помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.