ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ




 

Термин «ригидность» происходит от латинского rigiditas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин пришел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидности свойство чаще всего обозначается чаще всего обозначается термином «флексибильность». [10]

В большинстве встречаемых в литературе исследований, посвященных ригидности, она определяется преимущественно через категорию способностей - «индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985]. Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку», «реагировать на новую ситуацию», «изменить действие или отношение», «поставить себя на место другого человека», «изменить поведение», «реорганизовать проблемный материал», «переструктурировать способы поведения», «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности».В ряде работ ригидность, как «неспособность», включает в себя несколько указанных аспектов.

Некоторые авторы в своих дефинициях психической ригидности делают упор на том, что лежит в основе «неспособности к изменению». Они определяют ее как: «приверженность к неадекватному способу выполнения задания», «тенденция придерживаться привычного», «привязанность к неадекватному способу поведения и восприятия» [10].

Чаще всего психическая ригидность определяется альтернативно: либо как свойство личности, либо как характеристика поведения. Но есть исследования, в которых даются определения ригидности, охватывающие одним понятием личность и поведение. Они предлагают в качестве такого понятия понятие ригидности как конструкта. Они исходят из идеи внутреннего единства понятия психической ригидности, основываясь на данных факторно-аналитических исследований. [17]

Последним, наиболее содержательно и экспериментально значимым представляется исследование психической ригидности Г.В. Залевского 1987-1993гг., в котором изучалась природа психической ригидности, особенности ее проявления в норме и при нервно-психической патологии. Исследование было основано на сравнении комплексных показателей психической ригидности (праксическая, эмотивная, динамическая, когнитивная, психосоциальная сторона) здорового контингента и больных нервно-психическими расстройствами (неврозы, психопатии, алкоголизм, шизофрения, неврозоподобные расстройства при инфекционно-органических заболеваниях нервной системы).[10]

Г.В. Залевский в своем исследовании психической ригидности, или «фиксированных форм поведения», делает акцент на структурно-уровневых отношениях ригидности в деятельности человека. В его понимании «психическая ригидность представляет собой сложное многомерное свойство личности (или состояние), сочетающее в себе содержательную и формально-динамическую стороны. Пропорции между ними определяются уровнем подструктуры в общей организации личности - доля содержательной увеличивается от психодинамической к психосоциальной; для формально-динамической характерна обратная тенденция.

Психическую ригидность можно определить как трудность коррекции программы поведения в целом или ее отдельных элементов в связи с объективной необходимостью. [10]

Г.В. Залевским также проанализирована филогенетическая основа психической ригидности: «Наблюдения за животными на всех филогенетических уровнях показывают, что почти все формы их поведения имеют приспособительное значение. В то же время отмечается, что действия животных «не безошибочны», что иногда «таксисы могут противодействовать выживанию». Действительно, факты «ошибочных» действий животных довольно многочисленны, о чем свидетельствуют в частности примеры, которые можно найти в любом руководстве по зоопсихологии или этологии. Так, например, одиночная оса-сфекс будет все начинать сначала, если обрезать усики парализованному ею сверчку, так как в норку она его втаскивает только за усики. Осьминог, с такой «сообразительностью» строящий каменную стену, за которой он может сидеть, оставаясь невидимым, будет столь же энергично возводить ее из прозрачных кусков стекла, если этот материал окажется «под рукой». По кругу вертится собака, чтобы, прежде чем лечь, «примять» траву, хотя никакой травы под ней может и не быть. Все эти «ошибки», которые и есть по существу фиксированные формы поведения животных, объясняются врожденностью «программ поведения», лежащих в основе тропизмов, таксисов и сложных инстинктов, которые реализуются целесообразно лишь в адекватных средовых условиях и при воздействии соответствующих пусковых механизмов».

На сегодняшний день, о сущности механизмов адаптации сформулирован ряд концепций в нейрофизиологии. Осуществляя функции чрезвычайно точного и вместе с тем исключительно гибкого приспособления организма к бесконечно изменяющимся условиям жизни, мозг в своей деятельности одновременно проявляет свойства и жесткой стереотипии и бесконечной изменчивости. Совмещение таких прямо противоположных свойств отражает сложность организации его функциональных систем, которые включают в себя, наряду с механизмами строго фиксированного действия, также и механизмы, допускающие статистические решения. Строгая фиксированность сложных актов мозговой деятельности проявляется в единообразии врожденных форм поведения, определенности стереотипа приобретаемых условных рефлексов. [1] Вместе с тем приспособительная изменчивость даже врожденных форм поведения, динамический характер условнорефлекторного стереотипа, возможность осознания образа, несмотря на его вариации и при разных состояниях организма, демонстрируют пластичность деятельности мозга. В общем плане решение этой проблемы на уровне исследования механизмов поведения и психики дает концепция И.П. Павлова о динамической локализации функций мозга в свете учения о постоянных безусловных и переменных условных рефлексах. [16] Но в отношении пластичности мозговых функций вопрос остается открытым.

Н.П. Бехтерева (1974г.) приходит к выводу, что нейрофизиологическое обеспечение психических процессов имеет системное строение - корково-подкорковая структурно-функциональная система, включающая звенья разной степени жесткости. Одни из них - это жесткие звенья, работающие независимо от внешней среды (в пределах данного психического процесса); другие - гибкие, напротив, необходимые лишь в каких-то определенных условиях среды. В системе мозгового обеспечения психических процессов преобладают гибкие звенья. Благодаря сочетанию жестких и гибких звеньев достигается экономичность и исключительная пластичность системы мозговых процессов, обеспечивающих психический процесс, адекватный конкретным условиям его протекания. Эта идея важна для понимания диалектики устойчивого и изменчивого в психических явлениях. Можно лишь предположить, что в случае преобладающего проявления фиксированных форм эта диалектика нарушается. [4]

Данные исследований некоторых авторов позволяют сделать предположение об усилении внутреннего единства понятия психической ригидности при нервно-психической патологии и росте числа «похожих» лиц по ее проявлению. [1,5,9]

При всем разнообразии отмеченных выше подходов их авторы сблизились в отношении к психической ригидности в следующих пунктах: 1) психическая ригидность является одним из механизмов (чаще всего защитным) невротических расстройств; 2) вызывается формирование этого механизма тревогой, страхом и стрессом; 3) психическая ригидность в качестве защитного механизма не выполняет своей функции при неврозах - он оказывается неэффективным, способствует возрастанию чувства тревоги, что приводит к «психологическому порочному кругу». Содержательный анализ понятия указывает на «принцип экономии» в природе психической ригидности, которая теряет эту функцию при патологическом усилении.

В настоящее время перспективой в исследовании психической ригидности является разработка способов «борьбы с ригидностью». Имеется в виду ее снижение и у здоровых людей в плане профилактической работы с целью улучшения адаптации и предотвращения дезаптационных нарушений. Это прежде всего должно осуществляться через систему семейного и школьного воспитания и обучения, направленных против «продуцирования» ригидных черт. При этом особенно обращается внимание на опасность в этом отношении ригидного (или у же - авторитарного) стиля воспитания - по типу «или-или», «черное-белое»; «серый цвет - цвет неопределенности, угрозы опасности», т.е. в духе нетерпимости к неопределенности, а также воспитания детей в условиях постоянного запугивания, страха, тревоги, подавления активности и инициативы. Необходимо создать условия, способствующие флексибильности, а не ригидности: больше свободы, меньше угрожать и наказывать, больше оптимизма и положительный взгляд на жизнь. Некоторые авторы подчеркивают, что при обучении и воспитании, в терапии и вообще везде, где хотят изменить поведение и уменьшить ригидность, необходимо избегать ситуаций, провоцирующих тревогу и состояние фрустрации.[10]

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ БОЛЬНЫХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ.

 

С целью решения поставленных задач и с учетом необходимости подтверждения гипотезы, нами был разработан комплексный методический подход, позволяющий оценивать следующие аспекты психической ригидности: биологическую, врожденную (акцентуированность черт характера, невротическая астения); психологическую (определенный тип психологической диспозиции, патологически выраженные, дезадаптивные черты личности) и социальную (социальная дезадаптация) путем сравнительной оценки показателей, полученных методами классической (MMPI, опросник Леонгарда) и современной (УНА, ТОРЗ) диагностики. [19]

До сих пор нет однозначного понимания основных детерминант психической ригидности, биологической основы и психосодержательного ее проявления, и, что особенно важно в нашем случае - практически нет исследований, посвященных нозологическим формам ригидности, ее связи с психосоматикой.

Основой для разработки метода послужили следующие факты: до сих пор в психологии и психиатрии, начиная разговор о ригидности, прежде всего упоминают органическую основу (эпилептоидность, наличие неврологических заболеваний, мозговой неполноценности), и, соответственно, как метод диагностики: тип акцентуации, астенизацию. С другой стороны, определяющим явились результаты исследований в психологии, где была раскрыта роль психической ригидности в нервно-психической и соматической патологии, было доказано, что психическая ригидность может быть весомым фактором, механизмом, дезадаптирующим личность в социальной сфере (Березин, 1988г.), и нарушающим работу нервной системы, играющей важную роль в сохранении биологического гомеостаза человека (Бехтерева Н.П., 1974; Залевский Г.В., 1993; Ермакова Л.Н., 2001).

Теоретической основой валидности и обоснованности подбора методик, являются их многократная экспериментальная проверенность и модальностные характеристики: каждый опросник обладает своеобразием формулировки вопросов, интерпретации данных и имеет определенную (или несколько) позицию при отнесении его данных к биопсихосоциальному континууму.

Таким образом, указанное выше показывает большие возможности исследования психической ригидности, ее профилактики и психотерапевтической работе с ее поведенческими проявлениями.

Особое внимание в работе было уделено психофизиологической основе психической ригидности в ее классическом, литературном (Бехтерева Н.П., Аршавский В.С., Ротенберг В.В., Павлов И.П. и др.) и далее авторском (интерпретация показателей соответствующих шкал ТОРЗ (СР, РСО)) понимании.

 


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

 

Целью данного исследования явилось: определить дифференциально-диагностическое значение психической ригидности и обосновать уточнения реабилитационных программ с учетом особенностей ее проявления при психосоматических расстройствах. Прежде всего, было важно разработать критерии и методы дифференциальной оценки психической ригидности, опираясь на результаты комплексного психодиагностического исследования психосоматических больных. Это позволило определить значимые психологические диагностические показатели по некоторым параметрам психической ригидности.

Методологической основой данного исследования явилась адаптационная концепция психики в рамах биопсихосоциального подхода [17], развиваемого в современной медицинской психологии, патопсихологии, психиатрии, психофизиологии (Аршавский В.С., Ротенберг В.В., Березин Ф.Б., Бехтерева Н.П., Залевский Г.В. и др.). Этому подходу соответствует наше предположение, подкрепленное результатами прошлых исследований, что психическая ригидность характеризует и здоровых людей, но при нервно-психической (и биологической) патологии она и встречается чаще, и проявляется более интенсивно. [10]

Мы попытались объединить линии, развиваемые указанными авторами в рамках патопсихогенетического исследования психической ригидности. Мы исходили из того, что психическая ригидность представляет собой сложное (многомерное) свойство (Г.В. Залевский), отражающее структурно-уровневую организацию психики.

Исследования психической ригидности многими авторами привели их к выводу, что она является одним из тех понятий в психологии, исследование которых сопровождается сложностями, связанными с неоднозначностью и неопределенностью самого понятия. Таким образом, для чистоты исследования каждый из авторов старался придерживаться какой-либо одной узкой методологической и экспериментальной концепции. [10]

На данный момент наиболее подробным и многогранным, и в то же время содержательно-диференцированным представляется исследование психической ригидности Г.В. Залевского 1987-1993гг., в котором с помощью Томского опросника ригидности и экспериментальных методов изучалась природа психической ригидности, особенности ее проявления в норме и при нервно-психической патологии. Исследование было основано на сравнении комплексных показателей психической ригидности (праксическая, эмотивная, динамическая, когнитивная, психосоциальная сторона) здорового контингента и больных нервно-психическими расстройствами (неврозы, психопатии, алкоголизм, шизофрения, неврозоподобные расстройства при инфекционно-органических заболеваниях нервной системы). [10]

Ермакова Л.Н. в дипломной работе в2001 году определила ригидность установки у больных ишемической болезнью сердца методом праксического эксперимента с шарами.

В данном исследовании впервые была исследована психосодержательная, адаптационная структура психической ригидности у больных психосоматическими заболеваниями.

Рассматривая психическую ригидность как сложное (многомерное) явление, которое в одном эксперименте (одной методикой) не охватить и не исчерпать, для выявления психосодержательных, адаптационных биопсихосоциальных аспектов психической ригидности у больных психосоматическими расстройствами, мы включили в программу нашего исследования ряд других опросников. В работе были использованы: опросник СМИЛ (71 вопрос) для выявления уровня психологической дезадаптации и определения вида патопсихологической диспозиции; опросник Леонгард для определения выраженности характерного своеобразия, определения значимости биогенетической предрасположенности в психологической дезадаптации человека; опросник «Уровень невротической астении» (НИИ им. Бехтерева) для определения в процентах выраженности невротической астении, свидетельствующей об истощении регулирующих структур психики.

Исследование проводилось в клинической больнице КНЦ СО РАН г. Красноярска. В ходе исследования были опрошены больные, находящиеся на стационарном лечении в неврологическом, кардиологическом, терапевтическом отделениях. В исследовании приняли участие 15 больных от 30 до 60 лет с диагнозами ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка, спастический колит, остеохондроз и др.

. Томский опросник психической ригидности. С целью изучения психической ригидности ряд исследователей пользовались специальными тестовыми опросниками или шкалами. Все они представляют собой монотематические или однодимензиональные методики. В некоторых случаях они (или близкие им по смыслу) включались в качестве уже субшкал в многомерные вопросники (например, 6-я шкала MMPI, которая в модификации отечественных авторов обозначается как шкала «аффективной ригидности» (Березин Ф.Б. и др., 1976; Собчик Л.Н., 1978), в многофакторные шкалы (фактор Q1 - «консерватизм темперамента» (Кетелл, 1966)).

В зависимости от взгляда различных авторов на сущность психической ригидности и задач, стоящих перед исследователями, вопросники отличались как содержанием включенных в них вопросов (items), так и их количеством, способом реагирования на них и обработкой результатов.

В своем последнем варианте ТОР (Залевский Г.В., 1987) состоит из 141 вопроса (утверждения), содержание которых отражает достаточно широко те ситуации, в которых от человека требуется изменить отдельные элементы программы своего поведения или ее в целом «под напором опыта» - образ жизни, стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения какой-либо цели или саму цель и т.д.

В связи с монотематичностью и в целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1) чтобы избежать монотонии, создаваемой однообразием формулировок, пункты ТОР сформулированы в виде вопросов и утверждений; 2) с учетом «стиля ответов» - одни опрашиваемые более склонны к утвердительным, другие к отрицательным ответам - применялись различные формы вопросов и утверждений. Отвечать на пункты ТОР испытуемые должны были одним из четырех возможных вариантов, согласия-несогласия «да», «скорее да», «нет», «скорее нет». Количественная оценка ответов по каждому пункту вопросника, отражающая наличие или отсутствие исследуемого признака была следующей; признак отсутствует - 0; выражен слабо - 1; выражен сильно - 3; и выражен очень сильно - 4.

Структурно ТОРЗ представляет собой 6 шкал, дополненных шкалой лжи Г. Айзенка, в каждую из которых входит определенное число вопросов / утверждений.

1. Шкала общей ригидности (склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения - персеверациям) СКР (симптомокомплекс ригидности).

2. Шкала актуальной ригидности АР - отражает неспособность при объективной необходимости изменить поведение.

. Шкала сензитивной ригидности СР - отражает эмоциональную реакцию человека на необходимость изменения.

. Шкала установочной ригидности УР - отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие-непринятие нового.

. Шкала ригидности как состояния РСО. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса, утомления, болезненного состояния человек склонен к ригидному поведению.

. Шкала преморбидной ригидности ПМР. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что уже в подростковом, юношеском возрасте испытуемый испытывал трудности в ситуациях перемен.

. Шкала «реальности» (ШР). Это вид контрольной шкалы. Она показывает, исходит ли испытуемый в своих ответах на вопросы из своего опыта («Мне уже приходилось менять место жительства, работу и т. п.») или только из предположений.

Каждая шкала оценивается по количественным параметрам интенсивности психической ригидности (ИПР). Показателем ИПР является алгебраическая сумма оценок ответов, несущих признак от «слабо выражен» до «очень сильно выражен».

. Опросник «Уровень невротической астении» (Л.И. Вассерман. А. Я. Вукс, Б.В. Иовлев и др., Санкт-Петербург, 1999):

Новая оригинальная экспериментально-психологическая методика "Уровень невротической астении" (УНА) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности астении невротического характера.

Астения (греч. astheneia - бессилие, слабость) - состояние нервно-психической слабости - является одним из самых распространенных симптомо-образований, входящих в клиническую картину различных нервно-психических и соматических заболеваний. В психосоматической клинике астенический синдром является одним из наиболее часто встречающихся. Исследования последних лет показали, что астенический синдром часто наблюдается не только при неврастении, при которой он традиционно считался большинством авторов облигатным, но и при других формах неврозов, что следует учитывать при диагностике в клинической практике. [6]

Описано множество клинических проявлений невротической астении, однако, очевидно, что в целом для астенического синдрома при психических расстройствах, как и для других форм пограничных расстройств, характерна триада, включающая помимо проявлений астении, вегетативную дисфункцию и расстройства сна.

Собственно астения проявляется в усталости, повышенной утомляемости, снижении работоспособности. Кроме того, собственно астения проявляется в ухудшении памяти и внимания, в свою очередь снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенными возбудимостью, раздражительностью, в частности, повышенной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям. Для таких больных характерны эмоциональная неустойчивость, эмоциональные реакции, неадекватные по силе вызвавшим их причинам, нетерпеливость, плохая переносимость ожидания. При астении также наблюдается лабильность настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и ухудшается при малейшей неудаче.

Вегетативные расстройства при астеническом синдроме выражаются в лабильности пульса и артериального давления, стойких спонтанных дермографических реакциях, общем и дистальном гипергидрозе и др. Часто отмечаются типичные "шлемообразные" головные боли.

Число утверждений в опроснике УНА составило 38. Все утверждения опросника с указанием диагностических коэффициентов, соответствующих каждому варианту ответа ("почти всегда", "часто", "иногда", "редко", "почти никогда") и образовали две шкалы, направленные на определение уровня невротической астении (УНА) у мужчин и женщин. Отрицательная величина диагностического коэффициента, соответствующего ответу испытуемого, свидетельствует о наличии невротической астении, а положительная - об отсутствии таковой. Абсолютная величина диагностического коэффициента является мерой диагностической значимости варианта ответа.

Итоговая сумма диагностических коэффициентов всех ответов испытуемого может быть положительной или отрицательной. Так как отрицательный диагностический коэффициент ответа свидетельствует о том, что данный ответ преобладает у больных невротической астенией, а положительный - у здоровых, то, отрицательная итоговая оценка свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для больных с невротической астенией, а положительная, соответственно, свидетельствует о преобладании у испытуемого ответов, характерных для здоровых. Чем больше положительная по знаку итоговая оценка, тем больше вероятность отсутствия астенического состояния и принадлежности испытуемого к группе нормы. Чем меньше отрицательная по знаку итоговая оценка (соответственно, чем больше она по абсолютной величине), тем больше вероятность наличия невротической астении.

.Опросник СМИЛ: Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.

Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической патологии, с которыми сравнивалась группа нормы. [3]

Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных по профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции.

Среднее арифметическое в популяции принято за значение, равное 50 T-баллов, среднеквадратическое отклонение - за 10 T-баллов. Таким образом, если за норму принимать отклонение от среднего в ту или другую сторону на два среднеквадратических отклонения, то нормальные значения по шкалам колеблются в пределах 30-70T. Причем колебания в пределах 40-60T являются статистически незначимыми отклонениями от среднего значения.

Результаты исследования представлены в виде трех оценочных шкал и восьми базисных (основных) диагностических шкал. Величины оценочных и основных шкал для большей наглядности принято изображать графически в виде "профиля личности".

Ниже перечислены основные (базисные) шкалы в порядке их нумерации.

-я шкала - сверхконтроля (ипохондрии). Повышение в пределах 70 Т-показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации (т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70·Т выявляются ипохондрические черты). Низкие показатели-50 Т - имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.

-я шкала - пессимистичности (депрессии); выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70·Т выявляют депрессивное состояние.

-я шкала-"эмоциональной лабильности" (истерии) - при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах (выше 70 Т) вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.

-я шкала - "шкала импульсивности" (психопатии), отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т - импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения..

-я шкала - "ригидности" (паранойи), в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала к стеническому (при значительном повышении к гиперстеническому) типу реагирования.

-я шкала - "тревожности" (психастении). Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых (гипостенических) черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

-я шкала - шкала "индивидуалистичности" (шизоидности), бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

-я шкала выявляет уровень оптимистичности (гипомании) и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50·Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

. Опросник Леонгарда: Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепия «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности (акцента), основные черты становятся «акцентуированными» Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

1. Шкала гипертимности. Характеризует большую подвижность, общительтность, выраженность жестов, мимики. чрезмерная самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях. Повышенная самооценка, поверхностность, деловитость. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Характерны вспышки гнева, раздражения, особенно в ситуации сопротивления, неудачи.

2. Шкала возбудимости. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетается у людей такого типа с властью физиологических влечений. Характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам. Неуживчивость в коллективе, тяжеловесность поступков.

. Шкала эмотивности. Характерна эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Впечатлительны, любые жизненные события воспринимают чересчур серьезно.

. Шкала педантичности. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая чаще пассивной стороной. Предъявляет много формальных требований, пунктуален.

. Шкала тревожности. Низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Тяжело переживают любую активность, ситуации проверки. Рано формируется чувство долга, ответственности.

. Шкала циклотимности. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий. Настроение влияет на самооценку, часто меняется манера общения.

. Шкала демонстративности. Повышенная способность к вытеснению, демонстративность поведения, живость, подвижность. легкость в установлении контактов. Стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы. Демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям при отсутствии действительно глубоких чувств.

. Шкала неуравновешенности. Такому типу свойственна неуравновешенность поведения, частая смена установок, неустойчивость позиции. Часто сопровождается повышенной тревожностью, зависимостью волевых усилий от настроения.

. Шкала дистимности. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Характерен пессимизм, добросовестность, замедленность мышления.

. Шкала экзальтированности. Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, ощущение счастья, восторженности. Легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Свойственна высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость.

Обработка данных.

В процессе обработки данных каждый больной был отнесен к одной из четырех групп соответственно выраженности психической ригидности по данным ТОРЗ:

1. Низкоригидные.

2. Умеренноригидные.

. Высокоригидные.

. Чрезмерноригидные.

Обработка данных проводилась по следующему алгоритму: полученные количественные значения по всем шкалам опросников СМИЛ, Леонгард, УНА, ТОРЗ были разделены на четыре уровня: 1) низкий; 2) средний; 3) высокий; 4) очень высокий.

К очень высоким показателя опросника Леонгард были отнесены значения от 18 до 24 баллов, на основе шкальной градации источника: «лишь в случае превышения 19 баллов черта является акцентуированной»; к высоким показателям на основе данных того же источника были отнесены показатели от 12 до 17 баллов: «признак акцентуации, диапазон тенденций»; к средним от 6 до 11 баллов, ниже 6 баллов - «нет признаков данной черты характера». [19]

К очень высоким показателям опросника СМИЛ отнесены значения выше 70 Т-баллов на основе общепринятой классификации; к высоким от 60 до 70 Т-баллов, к низким ниже 40 Т-баллов: «колебания в пределах 40-60T являются статистически незначимыми отклонениями от среднего значения»; к средним от 40 до 60 Т-баллов: «среднее арифметическое принято за значение, равное 50 T-баллов, среднеквадратическое отклонение - за 10 T-баллов».[3]

К очень высоким показателям опросника УНА отнесены показатели от 60 до 100 % на основе их статистической значимости и результатов прошлых исследований согласно источнику: «60% - высокая вероятность наличия невротической астении, значительное (60 %) количество симптомов невротической астении»; к высоким отнесены показатели опросника от 30-60%; к средним - от 10 до 30%; к низким от 0 до 10%. [6]

Показатели опросника ТОРЗ были ранжированы по каждой шкале на основе классификации, принятой в оригинале Г.В. Залевским (см. табл. №1). [10]

 

Таблица № 1. Условная классификация признаков

  низкий средний высокий очень высокий
СМИЛ (Т-б) 0-40 40-60 60-70 ³70
Леонгард (б) 0-6 6-11 12-17 18-24
УНА (%) 0-10 10-30 30-60 60-100
ТОРЗ (б) СКР 0-62 63-124 125-186 187-248
  РСО 0-6 7-12 13-18 19-24
  ПМР 0-20 21-40 41-60 61-80
  СР 0-19 20-38 39-57 58-76
  АР 0-18 19-36 37-54 55-72
  УР 0-17 18-34 35-51 52-68

 

Следующим шагом проводился качественный анализ, который заключался в сочетании соответствующих уровней значений по каждой шкале ТОРЗ с соответствующим уровнем значений по шкалам УНА, СМИЛ, Леонгард. При сравнительном анализе полученных результатов по тестам ТОРЗ, СМИЛ, Леонгард, УНА мы сравнивали показатели, рассматриваемые как низкие (»СМИЛ - подавление шкалы), высокие и очень высокие.

Для решения задач по определению дифференциально-диагностического значения психической ригидности у психосоматических больных нам были сформулированы следующие подпункты поставленной гипотезы, по которым и проводился содержательный анализ полученных результатов:

. Высокие и очень высокие показатели общей ригидности (шкалы Симптомокомплекс ригидности) по данным ТОРЗ у психосоматических больных сопоставлялись согласно поставленной гипотезе с высокими и очень высокими средними показат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: