Памятка для самоанализа занятия.
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
|
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Психолого-дидактические характеристики урока | Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) | Данный признак на уроке был выражен ярко | Данный признак на уроке был выражен слабо | Данный признак на уроке отсутствовал |
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока | ||||
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) | Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики | |||
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала | ||||
Постановка на уроке учебных задач | ||||
Освоение на уроке учебных действий | ||||
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности | ||||
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) | Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей | |||
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) | ||||
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций | ||||
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников | ||||
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) | ||||
3. Реализация индивидуального подхода | Использование приемов внешней и внутренней дифференциации | |||
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) | ||||
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) | ||||
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) | ||||
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) | ||||
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников | ||||
1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников | Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников | |||
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания | ||||
Создание ситуаций нравственного выбора | ||||
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) | ||||
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта | ||||
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности | Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) | |||
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос | ||||
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке | ||||
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы | ||||
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе | ||||
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) | Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности | |||
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий | ||||
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности | ||||
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) | ||||
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся | ||||
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА | ||||
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся | Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика | |||
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него | ||||
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога | ||||
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности | ||||
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение | ||||
2. Реализация учителем новых педагогических функций(ролей) | Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) | |||
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) | ||||
Учитель как исследователь (исследовательская функция) | ||||
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) | ||||
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная) | ||||
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ||||
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия | Приоритет диалогических форм общения | |||
Организация сотрудничества учеников между собой | ||||
Обращение учителя к ученикам по имени | ||||
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики | ||||
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» | ||||
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта | Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя | |||
Внимательность к ученику и его проблемам | ||||
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися | ||||
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом | ||||
Стимулирование положительных эмоций во время урока | ||||
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества | Организация ситуаций взаимопомощи между учениками | |||
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы | ||||
Организация работы учащихся в парах | ||||
Организация групповой работы учащихся | ||||
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи |
|