Результаты внедрения инновации




Пояснительная записка.

 

В данной методической рекомендации представлен опыт ГБОУ «Школа на Яузе» по построению единой системы и команды актива ученического самоуправления в условиях его работы на нескольких территориях школы.

 

В 2014 году в нашей школе начался активный процесс реорганизации, который затронул все структуры и рабочие подразделения. В результате была организована школа, которая включает в себя 4 территории для обучения школьников. Таким образом, в конце учебного года активно встал вопрос об организации единой системы ученического самоуправления в образовательном комплексе.

 

В данном процессе стоит учитывать, что на всех территориях было представлено ученическое самоуправление, каждое со своей структурой, документацией и традициями. В таких условиях необходимо было начинать процесс объединения. В начале пути, для объединения была выбрана модель классической федерации, однако в скором времени было видно, что она не способна дать реального объединения ученических советов и сформировать единой команды активистов ученического самоуправления.

 

В таких условиях была разработана принципиально новая система организации и формирования единой команды актива ученического самоуправления, которая смогла дать положительный результат в течение 6 месяцев.

 

В данной методической рекомендации будет представлен практический опыт объединения и формирования единой команды актива ученического самоуправления в образовательном комплексе на примере ГБОУ «Школа на Яузе».

Актуальность методической рекомендации

 

Актуальность данной методической рекомендации заключается в том, что в современных условиях московского образования в городе сформированы образовательные комплексы, которые включают в себе несколько бывших самостоятельных школ. Это привело к тому, что многие активы ученического самоуправления либо так и остались в работе на одной территории, либо в результате реорганизации не смогли продолжать свою работу и прекратили свою деятельность. В результате чего многие школы города столкнулись с проблемой формирования единой системы и команды ученического самоуправления в школе.

 

В данной методической представлен инновационный опыт нашей школы, который помогает успешно провести реорганизацию ученического самоуправления и сформировать единую команду актива ученического самоуправления.

 

 

Цель

Главной целью является формирование единой команды активистов ученического самоуправления на базе образовательного комплекса.

Задачи

1. Быстрая и качественная подготовка учащихся к деятельности в органах ученического самоуправления;

2. Формирование активной гражданской позиции у учащихся школы;

3. Развитие лидерских способностей активистов ученического самоуправления;

4. Формирование единой системы ученического самоуправления школы;

5. Сокращение конфликтов между учащимися различных территорий и классов;

6. Активное вовлечение учащихся в процесс соуправления школой;

7. Расширение неформальных связей между территориями школы;

8. Развитие у учащихся ораторских способностей;

9. Развитие организаторских способностей у активистов ученического самоуправления;

10. Обучение учащихся основным навыкам проектной деятельности;

11. Развитие навыков шефской работы у активистов ученического самоуправления;

12. Создание единой базы активистов ученического самоуправления школы;

 

Описание инновации

Для удобства описания инновации и опыта нашей школы по формированию единой команды актива ученического самоуправления, они будут представлены в виде списка этапов, с кратким содержанием каждого и комментариями.

I. В начале формирования была проведена конференция учащихся, на которой была проведена фокус-группа. В ней приняли участие по три представителя ученического самоуправления каждой территории. В ходе фокус-группы было две главных цели познакомить между собой активистов УС школы, а во вторых выяснить отношение каждого из них к основным проблемам объединения. Основные вопросы заключались в том, в какой форме активисты видят универсальную систему общего ученического самоуправления, а так же обсуждались вопросы единой символики и традиций каждой территории. В результате было выявлено несколько общих точек зрения на вопросы. Так каждое территориальное самоуправление выступало за примерно одинаковую модель ученического самоуправления, при которой сохраняются традиции каждой территории, а так же нет единого лидера всего УС школы. На данном этапе модератору фокус-группы было очень важно не допустить конфликтных ситуаций между активистами, так как они могли усугубить ситуацию. В нашем случае фокус-группа и конференция прошла успешно, была достигнута главная цель, был сформирован некий общий идеальный образ будущей системы и команды актива УС школы, а так же различные активы на конференции смогли поработать в рамках деловой игры «Неуправляемая школа».
Эта деловая игра предполагает работу различных активистов УС в нескольких сборных командах, где в условиях максимально приближенных к реальности им предстояло выработать систему самоуправления школы, разработать её структуру и подготовить план деятельности. В результате этой игры удалось увидеть сильные и слабые стороны активистов УС. А так же отдельно отметить тех, кто активно включился в процесс работы в малознакомом коллективе, а кто испытывал трудности. В нашей школе данная конференция проводилась в апреле, после чего начался процесс подготовки к воплощению идей, которые были сформированы во время фокус-группы и деловой игры.

II. Следующий этап мы начали осенью, когда на каждой территории проводился набор в ученическое самоуправление. На этом этапе многие активы сталкиваются с проблемами, поэтому была предложена система набора новичок-наставник. Эта система предполагала, что все действующие активисты УС получат себе новичка и будут готовить его к вступлению в актив территории.
Для подготовки всем новичкам была предложена цепочка этапов, которые в игровой форме подготовит их к работе в активе.
Очень важно, что бы такая система набора сработала на всех территориях школы, это самый главный элемент во всей дальнейшей работе с активом.
В нашем случае получилось, запустить такую систему набора на всех трех территориях.

III. После агитации учащихся и прихода новичков, состоялась распределение их по наставникам из числа активистов УС. В нашей школе мы старались подбирать наставник по отличиям. Например, новичок стесняется выступать, тогда он отправлялся к наставнику, который легко и охотно выступает.
Таким образом, удалось составить команды у каждого наставника, в результате практический сразу была решена проблема разделения актива на новичков и старичков, так как в рамках такого набора они работают вместе, во вторых была частично стерта граница между активистами УС, так, несмотря на их опыт, они оказались в равных условиях наставников. Очень важно отметить, что после подобного набора все активы УС всех территорий сблизились общим делом.

IV. Следующим этапом стали обязательные задания для новичков команды. Задания могут быть любыми, но важно, то что они предполагали работу команды «Наставник+ его новички». У нас в школе были следующие этапы: «Визитка»- творческое задание на представление каждого новичка; «Темная история» - проектный квест который предполагал изучение истории и традиций актива УС, после чего подготовка отчетной презентации; «Блиц» - задание на работу команды в условиях острой нехватки времени; «Вожатская в которой я живу» - задание на разработку проекта изменений вожатской и организацию рабочего пространства; «Собеседование» - задание опрос по основной документации ученического самоуправления; «Посвящение в активисты» (проводилось одновременно с участием всех территорий) - марафон КМФ заданий для всех новичков и наставников с принятием в активисты в конце задания.
Важно сказать, что задания на всех территория начинались и заканчивались примерно в одно время, а для передачи информации и рассказе о результатах использовался паблик в социальной сети «В Контакте», где были все новички и наставники школы, таким образом, удалось объединить их в интернет пространстве.
В результате всех испытаний удалось подготовить новичков к работе в активе, а так же рассказать о различных направлениях работы. Как показал результат, подобная система подготовки гораздо эффективнее презентаций и обучающих семинаров. Так как учащиеся обучаются работе в игровой форме, что поддерживает их интерес к дальнейшему развитию.
Отдельно стоит сказать, что очень важно не допустить конкуренции между территориями школы, поэтому все задания строились по системе «Зачет – Незачет», таким образом, конкуренция между территориями свелась к минимуму. Наша игра была рассчитана на 4 месяца с сентября по декабрь.

V. В начале ноября после проведения задания «Блиц» был проведен первый слет активистов УС школы. Во время школьных каникул активисты УС всех территорий были приглашены для работы на слете, на одной из территорий школ. Важно, на данное мероприятие ребята приглашались строго по желанию, и оно не являлось обязательным этапом набора в активы.
Во время слета удалось познакомить всех активистов в неформальной атмосфере, затем были задания на КМФ и совместную работу, а затем ребятам было предложено снять рекламный ролик про ученическое самоуправление, таким образом в неформально обстановке удалось провести первое совместное дело активистами всех территорий.
Во время слета наставникам удалось пообщаться друг с другом, так как теперь у них появилась одна большая тема для разговора это работа с новичками и их подготовка на этапы, так же новички смогли пообщаться с другими новичками и наставниками. Очень важно для куратора создать наиболее позитивную атмосферу на слете, а так же уделить достаточное количество времени каждому участнику слета.

VI. После январских каникул произошла очередная встреча, на которой активисты после прохождения всех этапов сформировали единую систему ученического самоуправления всей школы, сохранив традиции на территориях, им удалось на безе игре «Наставник-Новичок» объединить как опытных активистов, так и только пришедших в ученическое самоуправление.

 

Результаты внедрения инновации

Главным результатом внедрения этой инновации стали:

1. Создание единой системы ученического самоуправления школы;

2. Значительное уменьшение конфликтов между активистами УС различных территорий;

3. Формирование сплоченной и хорошо подготовленной к работе команды активистов ученического самоуправления;

4. В ходе игры «Наставник-Новичок» удалось увеличить численность ученического совета школы с 13 до 42 человек;

5. Заметно улучшилась организация работы в активе, так как в ходе игры проявились сильные и слабые стороны в деятельности каждого активиста;

6. Было сформировано и продолжает работу единое информационное пространство в сети интернет;

7. В ходе игры были заложены механизмы самостоятельно воспроизводства ученического самоуправления всей школы;

Отдельно стоит сказать, что активистам удалось сформировать общие традиции ученического самоуправления школы. Активно стали развиваться неформальное общение активистов, а так же работа в совместных проектах вне ученического самоуправления.

Таким образом удалось решить сразу несколько проблем, которые могут возникнуть при объединении школ в образовательный комплекс, удалось создать не только работающую и организованную систему ученического самоуправления, но так же и уникальную атмосферу для деятельности и дальнейшего развития.

 

Мультипликативность

Данная инновация может быть с легкость использована в работе большинства образовательных комплексов, так как она не предполагает разрушения существующей системы ученического самоуправления, а построение на их базе новой общей системы.

Кроме того, для реализации данной инновации не требуется серьезных финансовых затрат, так большинство необходимых для работы материалов можно взять из ресурсов школы. Отдельно стоит сказать, что данная инновация легко может быть трансформирована под конкретные условия образовательного комплекса.

Дальнейшее развитие проекта предполагает сокращение роли куратора УС для запуска и реализации игры «Наставник-Новичок», а передачи большинства функций непосредственно общешкольной команде актива ученического самоуправления.

 

Заключение.

В заключение стоит отметить, что данная инновация дала позитивные результаты. В течение четырех месяцев удалось сформировать команду активистов ученического самоуправления, которая разработала новую систему общешкольного самоуправления.

При этом не было зафиксировано ни одного глобального конфликта или столкновения в процессе объединения. Важно отметить, что в нашем случае процесс объединения в один актив проходил без прерывания его деятельности, активы территорий в начале года продолжали участвовать в конкурсах и проектах направленных на развитие УС в школах, а затем в ноябре вместо отдельных территорий была сформирована общешкольная сборная, которая продолжила участие в конкурсах. Характерно, что по сравнению с прошлым годом результативность работы сборной команды несколько выше, чем результативность работы отдельных территорий.

Данная инновация помогла так же успешно и быстро подготовить новичков к вхождению в ученическое самоуправление и работу в нем.

В ходе реализации инновации были выявлены следующие риски:

1. Нехватка времени для её реализации.

2. Территориальная удаленность территорий школы.

Однако данные риски удается успешно минимизировать за счет переноса части работы в онлайн пространство, и они обусловлены индивидуальными особенностями образовательного комплекса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: