Мир идей и мир вещей (Платон)




"Вторая навигация", или открытие метафизики. Досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Им не удалось ответить на вопрос, являются ли причины физического и механического характера истинными, или же они суть сопутствующие другим, более высоким причинам? Может ли нечто нефизическое и немеханическое быть причиной физического и механического?

Для ответа на этот вопрос Платон (427-347 до н.э.) прибегает к образу, названному им «второй навигацией». По терминологии древних мореплавателей, когда утихал ветер и паруса не действовали, судно переходило на управление веслами, и это называлось второй навигацией. В системе Платона первая навигация символизировала ход философии по ветру натуралистической мысли, вторая навигация – вклад Платона в философию. Вторая навигация решительно отстраняется от чувств и чувственного, исследуя чисто рациональное.

Поясняющий пример, который приводит сам Платон: Почему Сократ в тюрьме? –Натуралистическое объяснение сводится к следующему: Сократ имеет тело, сделанное из костей, мускулов, сочленений и способное двигаться путем сокращения и ослабления нервов. Передвигая ноги, Сократ может войти в камеру. Но очевидна неадекватность такого объяснения. Истинная причина заключения Сократа – морального и духовного порядка. Мускулы приведены в движение вследствие морального и духовного выбора.

Второй пример: Почему некая вещь красива? Натуралист призвал бы для объяснения элементы чисто физические: цвет, фигура и т.п. Однако они не есть истинные причины, скорее, средства или со-причины. Подлинная, последняя причина должна быть чем-то не чувственным, но умопостигаемым. Таковой является Идея, или же чистая форма Красоты-в-себе, которая в силу своего участия, сходства или присутствия, т.е. некоего отношения, определяет, какие из вещей, данных в опыте, красивы.

«Вторая навигация» привела к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, сверхчувственного, улавливаемого исключительно интеллектом. «Истинное бытие» теперь уже образует умопостигаемую, интеллигибельную реальность.

Гиперурания, или мир идей. Эта умопостигаемая реальность, нефизические причины были определены Платоном в терминах Идея, Эйдос, или Форма. Идеи – это не просто понятия, т.е. чисто умственные представления (позже, в XVII в., термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи – не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного. Это подлинное бытие, бытие в превосходной степени.

 

Термин «идея» происходит от «идэйн», т.е. увидеть, соотноситься с формой. Уже Демокрит («атомос идея») говорил о геометрической форме атомов. Платон сделал это слово знаменитым, обозначив им сверхчувственную реальность, парадигму, чистое бытие («парадигма» – пример, образец). Термины «идеи в себе и для себя» означали, что, например, Прекрасное и Истинное таковы не только относительно отдельно взятого субъекта (как этого хотел Протагор), но что они не подлежат манипуляциям в угоду субъективному капризу, а, напротив, предписаны субъекту абсолютным образом.

 

«Идеи в себе» не вовлечены в поток становления, в котором живет мир чувственного. Если чувственно вопринимаемые вещи, первоначально красивые, становятся со временем безобразными, то причина прекрасного, идея Красоты, непричастно к становящемуся безобразным. В отличие от вещей чувственного мира, идеи неизменны.

Местопребывание идей в диалоге «Федр» названо Платоном Гиперуранией и под этим названием вошло в историю. Это локальность наднебесная, «поверх физического космоса» – мифическое представление, образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Гиперурания – непространственный, умопостигаемый, надфизический мир. Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему уму, и только ему. Гиперурания, или «Долина правды», где души блаженствуют, созерцая.

 

Учение, в котором утверждается, что идеи находятся вне мира, называется объективным идеализмом.

Структура идеального мира. Мир идей образован из некоего множества, т.к. в нем есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи телесных образований, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.п. Идеи никем и ничем не порождены, неизменны и неразложимы (как бытие у элеатов).

 

Различение двух планов бытия, чувственного и умопостигаемого, преодолевало антитезу Парменида и Гераклита: вечная текучесть есть бытие чувственно осязаемое – неизменость есть бытие умопостигаемое. Но у элеатов возникли две проблемы, которые не удавалось разрешить: как возможно существование «многого» и каким образом существует небытие? Чтобы разрешить эти проблемы, Платон должен был сформулировать концепцию идей, где структурно содержалась бы множественность. В диалоге «Парменид» Платон подверг критике концепцию унитарности. Единое не может мыслиться как абсолют, т.е. так, чтобы исключалась любая множественность: единого нет без многого, а многое есть лишь в едином.

 

В диалоге «Софист» разрабатывается трактовка небытия. Парменид прав, утверждая, что небытия нет, если его понимать как абсолютное отрицание бытия. Но ошибка его состоит в предположении, что это единственная форма небытия. Ведь существует небытие как «отличность». Любая идея, чтобы быть этой идеей, должна отличаться от других, а значит, должна быть «небытием» всех прочих идей. Таким образом, каждая идея наделена некоторой дозой бытия и бесконечно небытием.

 

Противоречие между покоем и движением, неразрешимое у Парменида и Зенона Элейского, Платон разрешает путем введения понятий «покой» и «движение» как идеальных в умопостигаемом мире: каждая идея неподвижна сама по себе, но она есть идеальное движение по отношению к другим.

 

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (значит, абсолютна). Это есть идея Блага. Единое – Благо в себе. Ниже рангом упорядочивающее начало Диада, или Дуализм. Это безусловное и неограниченное начало множественности. Из соединения этих двух начал вырастает единство всех идей. Каждая и все вместе взятые идеи есть своего рода «смесь» двух принципов – ограничения и безграничного.

Единое есть принцип:

· бытия

· истинности познаваемости

· ценности.

 

Рождение идей из принципов Единого и Диады нельзя понимать как временной процесс. Этот процесс происходит вне времени и пространства. Сразу после первоначал возникают «генеральные идеи» – Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, Равенство, Неравенство, Сходство, Непохожесть и т.д.

 

Ступенькой ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и геометрические фигуры.

 

Порождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Единое действовало на Диаду в сфере умопостигаемого без посредников, ибо оба принципа идеальны. Материя, которую Платон называет «хора» (пространственность) существует лишь благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотического движения. Так каким же образом идеи воздействуют на чувственный физический мир, и из хаоса рождается космос? – Существует Демиург, Бог-творец, который, взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой «хору» и породил физический космос. Модель-образец вечна, вечен также творец, но чувственный мир рожден в точном смысле слова.

Зачем Демиургу этот мир? – Для добра и из любви к благу.

 

Время – «движущееся подобие вечности» рождено с возникновением космоса, оно началось с миром. Мелькание, просвет «есть» сквозь «было» и «будет».

 

Бог и божественное у Платона. Открытие сверхчувственного впервые дало возможность увидеть божественное в новой перспективе так, что и сегодня для нас равнозначно: веритьв божественное = верить в сверхземное. Под таким углом зрения Платон был основателем западной теологии (систематизированное изложение вероучения), введя категорию нематериального, в модусе которой осмыслено божественное.

 

Но в теологии Платона следует различать безличное божественное начало и Бога и богов персонифицированных. Божественное – это идеальный мир во всех его измерениях. Идеи суть божественные безличные Существа. Богом в старом смысле, т.е. обладающим личностной характеристикой является Демиург, но он есть лишь иерархическое завершение мира – вне мира идей – ибо он не только не создает мир идей, но и не зависит от него. Демиург не сотворяет и материи. Демиург – это ваятель, зодчий, формовщик мира, но не творец его. Поразительна привязанность Платона к традиционному античному политеизму (многобожию). Божественна душа мира, божественны души звезд и души людей, рядом с которыми – их демоны-хранители и демоны-посредники, медиумы, например, Эрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: