Теория четырех причин Аристотеля (384-322 г. до н.э.).




Физика и метафизика

Термин "метафизика" (то, что после физики) не аристотелевский. Термин введен либо перипатетиками, либо Андроником Родосским в I в. до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение "первая философия" или "теология" в отличие от второй философии как физики. "Первая философия – это наука о реальности-по ту-сторону физической".

 

Четыре причины. Метафизика – это исследование первых причин, т.е. условий и оснований. Аристотель полагает, что их четыре:

1) причина формальная - форма

2) причина материальная - материя

3) причина производящая – причина движения

4) причина финальная – цель.

 

Первые две причины – форма (сущность) и материя, образующие все вещи, суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Движущая и финальная причины необходимы с точки зрения становления, изменения. Например, данный человек есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Движущая причина – родители, давшие жизнь человеку, и финальная причина – цель, в направлении которой развивается человек.

 

Бытие и его смысл. Аристотель преодолевает и реформирует онтологию элеатов и Платона. Бытие имеет не один, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, как чувственное, так и умопостигаемое, входит в сферу бытия. Но из множества смыслов бытия каждый имеет общую связку, т.е. структурно соотнесен с субстанцией. Ведь бытие есть либо субстанция, либо ее аффект, либо активность субстанции, в любом случае, нечто-имеющее-отношение-к-субстанции".

 

Главную группу значений бытия, или высшие роды бытия представляют категории (бытие в себе). Их десять: 1. Субстанция. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. 6. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Иметь. 10. Покоиться.

 

Вторая группа значений бытия – возможность и действие.

Третья группа – бытие акциденций – бытие случайное и непредвиденное.

 

Четвертая – бытие как истина – принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей. Этот тип бытия изучает логика. Небытие как ложь имеет место тогда, когда разум соединяет с реальностью несоединимое, а разъединяет то, что не подлежит разобщению.

 

П роблематика субстанции.

1) Материя (hyle — гиле, от греч. — лес как строительный материал) есть начало, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она — "субстрат формы" (дерево — субстрат формы дома, глина — субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе — это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.

2) Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует сущность всякой вещи, а потому — это субстанция в полном смысле слова, но не Платонова форма Гиперурании, а внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).

3) Композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos" и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

 

Аристотель, хотя и не считал труд ремесленника достойным занятием, был представителем ремесленного способа производства и знал, что без некоторого материала невозможно ничего произвести, в том числе и весь мир.

 

Актуальность Аристотель называет "энтелехией", что означает реализацию, совершенность. Душа, поскольку она есть сущность, или форма тела, это акт, или "энтелехия" тела. Бог — это чистая "энтелехия" (так же, как и другие движущие интеллигибельные силы небесных сфер).

 

Действие, по Аристотелю, обладает абсолютным приоритетом и превосходством над возможностью. Последняя, напротив, мыслима лишь как направленная к действию. Форма (акт) — условие, правило, конец и цель потенциальности, акт — это форма бытия субстанции вечной и не сотворенной.

 

Сверхчувственная субстанция. Здание аристотелевской метафизики завершает понятие сверхчувственной субстанции. Субстанции суть первая реальность, все прочие модусы реальности зависят от них. Как субстанции время и движение неразрушимы. Время не сотворено и не прейдет. Ясно, что протекание во времени предполагает наличие моментов "сначала" и "потом", но время как условие этих моментов вечно. С другой стороны, время—это детерминация движения, следовательно, вечность первого постулирует вечность также и второго.

 

Однако, вопрошает Стагирит, благодаря какому условию существует вечное время и вечное движение? — и отвечает: благодаря наличествованию Первоначала, которое должно быть 1) вечным и 2) неподвижным: ибо лишь недвижное может быть "абсолютной причиной" подвижного. Все, что подвижно, движется чем-то иным (к примеру, камешек летит от удара трости, трость приведена в движение рукой, рука — человеком). Значит, для объяснения любого движения мы должны прийти к началу, которое по отношению ко всему, что движется, само по себе абсолютно неподвижно, и только поэтому дает движение всему универсуму. В противном случае, мы имеем движение в бесконечности, что немыслимо.

 

А это и есть "Неподвижный двигатель", т.е. сверхчувственная субстанция. Каким же образом Перводвигатель приводит все в движение, сам оставаясь недвижимым? Аристотель иллюстрирует это на примере т.н. "объектов желания и понимания". Объектом наших желаний бывает нечто красивое и доброе, что привлекает и притягивает наши желания само по себе без какого-либо усилия и движения. Вечный Двигатель выступает не как действующая причина, (по типу той, что ведет скульптора, работающего с мрамором, отца, рождающего сына), но как "Causa finalis", т.е. целевая причина: ведь Бог притягивает, двигая к совершенству.

 

Бог вечен, недвижим, он - чистый акт, лишенный потенциальности и материи, духовная жизнь и мышление о мышлении. Будучи таковым, он не имеет величины, частей: он неделим, бесстрастен и неизменен.

 

Эта субстанция одна или же есть другие? Аристотель полагал, что одного Вечного Двигателя недостаточно, чтобы объяснить движение сфер, из которых состоит небо. Между сферой с неподвижно закрепленными на ней звездами и землей расположены еще 55 сфер, имеющих разный момент движения, и движущиеся звезды. Все эти сферы приводятся в движение интеллигибельными силами, аналогичными Вечному Двигателю, но расположенными ниже него, иерархически организованными в межзвездном пространстве.

 

Для Аристотеля, как для Платона и, вообще, всякого грека, божественное означает широкую сферу, в которую под разными именами входят различные виды реальности. Божественное — это Вечный двигатель, сверхчувственные субстанции, двигающие небесами, человеческие души, т.е. божественно все, что вечно и неразрушимо.

 

Платон и Аристотель о сверхчувственном. Вооружившись бесчисленными аргументами, Аристотель резко критиковал платоновскую теорию идей, показывая, что, если идеи трансцендентны, отделены от мира вещей, то они не могут быть ни причиной их существования, ни основанием их понимания и постижения. Чтобы избежать такой участи, формы были возвращены в чувственный мир как внутренне ему присущие. Теория синтеза материи и формы была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Однако он и не думал отрицать реальность сверхчувственного, лишь не соглашался с ее платоновской трактовкой. Идеи, формы суть лишь умопостигаемое обрамление чувственного.

 

Аристотелевское доказательство бытия Бога и его теология составили впоследствии основу католической теологии. Определение Бога как неподвижного перводвигателя использовано в средневековой схоластике.

 

Выводы: Метафизические системы Платона и Аристотеля, с одной стороны, завершают классический этап в развитии греческой философии, а с другой – открывают новые перспективы философских исследований. Понятия «идеального» и «материального» позволяют систематизировать философские категории и придают отчетливость формулировкам. Нетрудно увидеть в происхождение слова «материя» связь со словами «мать» и «материал», но это было удачное применение традиционных понятий в совершенно новом смысле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: