Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью




Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах»

 

 

Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. А живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни.

 

Живопись - означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

 

Жанры живописи

Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению различных жанров в живописи: пейзажа, портрета, натюрморта, анималистического, мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, ню.

В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами:

пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.

 

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.).

 

Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.

 

Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр живописи, цель которого - изображение одного человека или группы людей.

Анималистический жанр – изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей.

 

Задачи по ознакомлению дошкольников с живописью начиная с младшего возраста определены в программах дошкольного воспитания. А общим для всех детей дошкольного возраста могут быть следующее:

1. Вызвать интерес к произведениям живописи

2. Формировать умение эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа, чувствовать красоту, понимать содержание произведения, выделять главное, передавать своё отношение к изображенному;

3. Учить различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая);

4. Познакомить детей с выразительными средствами (цвет, композиция) с помощью которых художник передаёт своё отношение к окружающему миру, внутренних переживаний, настроения, чувств.

5. Обогащать словарь понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений.

 

Задачи и содержание воспитательной работы в этом направлении усложняются с переходом из одной возрастной группы в другую.

Так, в 1 младшей группе знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций в детских книгах, народных игрушек, так как именно они служат первыми средствами в приобщении дошкольников к миру искусства.

Задачи:

- Пробуждать любознательность, интерес к иллюстрациям, формировать способность внимательно рассматривать и любоваться ими.

- формировать умение понимать смысловую сторону произведения, эмоционально откликаться на увиденное. Формы работы в этом возрасте сначала индивидуальные, а затем подгрупповые.

 

Во 2 младшей группе - начинается знакомство с книжной графикой. Детям даётся понятие о назначении иллюстрации. Их знакомят с иллюстрациями к детским книгам: Ю.А.Васнецова, В. Г. Сутеева, Е.И. Чарушина - учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, весёлый и пр.) и как это передал художник.

Рассматривают живописные картины (натюрморт – цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись.

 

Задачи следующие:

- формировать умение последовательно рассматривать произведение искусства;

- учить понимать выразительность образа и передавать свое отношение в образной речи, мимике, движении, тексте;

- воспитывать желание эмоционально откликаться на настроение, переданное в произведении искусства, делиться впечатлениями по поводу воспринимаемого со взрослыми

 

В среднем дошкольном возрасте - начинается знакомство с живописью.Дети должны узнать, что художественные картины относятся к искусству живописи, увидеть ее отличие от графики. Знакомятся с жанрами живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж и его виды (природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет); жанровая живопись и ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр). Задачи:

- формировать первоначальные представления о живописи, познакомить с её жанрами; - формировать умение любоваться, всматриваться в картину, понимать содержание, настроение произведения, рассказывать о нём, видеть детали, выделять главное в содержании картины, соотносить изображенные предметы, явления с реальными - формировать эмоционально-личностное отношение детей к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.

 

В старшем дошкольном возрасте - представления детей о живописи, её жанрах закрепляются и расширяются.

Детям дают знания о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной гамме, передающих определенное настроение, состояние.

В портретной живописи детей подводят к пониманию того, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу Задачи:

- расширять представления детей о жанрах живописи, её о видах;

- продолжать развивать интерес к живописи, умение любоваться произведениями, внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать их;

- развивать умение понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест); - развивать умение беседовать по поводу воспринятого, высказывать свое отношение; - воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений живописи

 

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства Задачи:

- совершенствовать умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма);

- развивать умение чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов;

- воспитывать художественный вкус, эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Предварительная работа

Большое значение в работе по ознакомлению дошкольников с живописью имеет предварительная работа - накопление эмоционального, визуального, бытового опыта и использование его на занятии.

С этой целью организуются:

- экскурсии в природу,

- различные наблюдения,

- дидактические, сенсорные игры,

- рассматривание иллюстраций в книгах, - просмотры презентаций, видеофильмов, - прослушивание музыкальных произведений.

- чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме живописного произведения.

Предварительная работа так же включает задания и игровые упражнения:

- по обогащению и активизации словаря,

- развитию выразительности речи,

- формированию монологической речи,

 

То есть комплексное воздействие разных видов деятельности, которые помогают глубже вникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины.

 

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

 

Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы:

Прием пояснения - применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей

Акцентирование деталей – раскрывает выразительность части картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. (закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части).

Прием оживления детских эмоций - способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).

Прием «вхождения» в картину - помогает лучше понять замысел художника, учит сопереживанию и будит детское воображение. (детям предлагается представить себя на изображаемом месте)

Прием музыкального сопровождения - усиливает эмоциональное воздействие на восприятие изобразительного образа. Используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Музыкальный образ должен соответствовать изобразительному.

Игровые приёмы - это использование при ознакомлении детей с искусством различных:

- игр-путешествий («Путешествие в город мастеров»),

- организационно-игровых, настольно-печатных игр («Изобразительное лото»), - словесных игр по типу «Отгадай-ка»

К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее:

- беседа по картине по вопросам;

Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д.

Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней. - беседа о художнике (в качестве наглядности используется портрет художника, его картины)

- искусствоведческий рассказ,

Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология.

- рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);

- план-образец анализа картины (приём на закрепление);

- использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

- создание детьми собственной картины по названию её художником;

- рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

- составление творческого рассказа образного содержания, который предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов.

- описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

- рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины). - приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 

При анализе произведений различных жанров живописи и графики можно использовать определенные схемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: