Размышления Н.Н.Сметанниковой




Сметанникова Наталья Николаевна, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA) [6] в своих размышленияхв контексте Национальной программыподдержки и развития чтения говорила:

«Социологи детского чтения отмечают общую тенденцию его снижения. Так, дети 10-12 лет читают плохо, поэтому читают мало. Они с трудом справляются с обязательным списком по литературе, а чаще не читают и этих обязательных книг. Вторую группу составляют средне читающие дети. Они чаще читают некачественную литературу, издаваемую массовыми тиражами, или дешевые журналы, поэтому у них не наблюдается читательского роста. Третья группа – читающие дети, пользователи библиотек- тоже читают меньше (особенно в малых городах и селах), так как фонды детских библиотек крайне бедны.» [2]

«Известно, что, если к 12 годам ребенок не становится активным читателем, то есть если он не читает в свободное время самостоятельно выбранные книги, то он не восполнит в полной мере этого пробела никогда» [2]

Другие исследования

Существует мнение, что для развития личности важным элементом является чтение. Чтение и запоминание развивают человеческое внимание, которое можно и нужно совершенствовать.

При продолжительном чтении рекомендуется делать паузы и отдыхать, так как чтение начинает отягощать и запомнать становится всё тяжелее.

Чтобы чтение было полезным и плодотворным, следует проявлять интерес к тексту, иметь соответствующие знания в данной области и создавать себе установки на запоминание при чтении.

При наличии в тексте картинок и таблиц, усвоение повышается, так как человек начинает использовать образную память.

Важнейшая задача человека – научиться мыслить во время чтения! [7]

Немецкие учёные провели исследования, которые позволяют по достоинству оценить обычную привычку — чтение. Это занятие эффективно тренирует мозг, стимулируя активность клеток и формирование новых синапсов. Оказывается, в момент чтения нервные клетки человеческого тела весьма активно общаются с иными клетками организма человека. А это способствует сохранению ума, здоровья, и молодости.

Президент немецкого общества гериатрии и геронтологии Манфред Гоголь утверждает, что читать нужно ежедневно не менее часа. Но не по долгу службы, а для удовольствия. При этом даже не важен формат чтива. И традиционный печатный текст, и электронный оказывают положительное влияние на мозг. Очень важно, чтобы чтение приносило удовольствие, а не навевало скуку. Он советует обратить внимание на небольшие рассказы, если длинный роман кажется утомительным.

Ещё одно условие, которое необходимо для положительного эффекта от чтения — глаза не должны уставать. Если они будут чрезмерно напряжены, это значительно снизит внимание и сведёт на нет полезный эффект от чтения. [8]

От ученых пришла новость, которая, правда, вряд ли кого-то особенно удивит: они обнаружили, что чтение полезно для мозга. Но вывод не так прямолинеен, это не то, что можно было бы назвать «обучение по книжке полезно». Исследователь из Стэнфордского университета попросил группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате обнаружилось, что аналитическое чтение литературы и чтение просто ради удовольствия обеспечивают различные виды неврологической нагрузки, каждый из которых является своего рода полезным упражнением для человеческого мозга. [9]

Исследовательская часть

Общие данные

В ходе исследовательской работы было опрошено 211 учеников из Эстонии. Участники опроса - ученики 7-12 класов как из эстонских, так и русских школ, они ответили на 8 основных вопросов:

1. В какой школе вы учитесь? (русско- или эстоноязычной)

2. В каком вы классе?

3. Читаете ли вы литературу вне школьной программы на родном языке?

4. Если да, то сколько примерно книг в месяц вы читаете?

5. Со скольки лет вы читаете книги для себя? (если читаете)

6. Какую литературу вы предпочитаете?

7. Какая оценка была у вас по родному языку за прошлый учебный год?

8. Какая оценка была у вас по родному языку за первое полугодие 2012/2013 года?

На вопросы ответило 175 учеников (83%) из русских школ и 36 учеников (17%) из эстонских школ, из них большинство ответивших было из 11 класса (25%), чуть меньше из 7 и 12 классов (21%), меньшую активность проявили ученики 10 (14%), 8 (11%) и 9 (8%) классов.

Среди всех опрошенных 81% учеников ответили,что читают литературу вне школьной программы, 19% отрицательно ответили на данный вопрос.


График 1. Процент читающих и не читающих учеников

Большинство ответивших учеников предпочитают читать современную литературу (80%), оставшиеся 20% с большим удовольствием читают классические произведения.


График 2.Предпочтения в литературе.

Как показывает график, 91 человек, (43%) читают в месяц 1 книгу. Почти в два раза меньше людей (20%) читают в среднем 2 книги в месяц. 12% опрошенных ответили, что читают 0 книг в месяц, что может означать,что они либо вообще не читают,либо читают одну книгу в течение нескольких месяцев.Три или более книг в месяц читают 16% всех ответивших: 20 человек (9%) 3 книги, 9 человек (4%) 4 книги и 7 человек (3%) 5 или более книг в месяц.Вопрос был необзательным, поэтому не все ученики на него ответили.


График 3. Количество книг, читаемых ответишими за месяц.

Среди всех опрошенных идёт большой разброс в возрасте, в котором они начали читать книги: от 2 до 18 лет. Из всех 159 человек, ответивших на данный вопрос, больше всего людей начало читать в 10 лет (13%), чуть меньше в 8 и 6 лет (11%). Наименьшее количество учеников начало читать в 2 года и в 18 лет (1%). Процент всех оставшихся возрастов не превышал 9% и результаты не очень сильно различались.


График 5. Возраст, с которого ответившие начали читать.

Большинство учеников за прошлый год получило по родному языку оценку 4 (49%).Чуть меньшее количество человек (42%) получили оценку 5. Тройку получило значительно меньшее количество человек (9%)


График 6. Оценки ответивших по родному языку за прошлый год.

Среди всех ответивших 52% за первое полугодие этого года получили оценку 4, 38% получили оценку 5, 9% получили оценку 3 и 1% получил оценку 2.


График 7. Оценки ответивших за первое полугодие 2012/2013 года по родному языку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: